Учитель:Исаева Патимат Магомедовна
УМК: «Школа России»
Класс: 1 а
Предмет: Русский язык
Тема: Алфавит. Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при работе со словарями.
Цель: формирование умений располагать слова в алфавитном порядке и пользоваться словарями
Задачи:
а) образовательные:
- продолжить формирование понятия «звук-буква», умение правильно называть буквы;
- систематизировать знания учащихся об алфавите;
- научить практическому использованию алфавита при работе со словарями;
- способствовать развитию орфографической зоркости;
б) развивающие:
- развивать логичность суждений, словарный запас
в) воспитательные:
- прививать любовь к родному языку
Средства для учителя: учебная и рабочая программа по курсу «Русский язык»; методическое пособие для учителя; мультимедийное оборудование, карточки для индивидуальной работы, толковый и орфографический словари, современный алфавит.
Средства для обучающихся: учебник «Русский язык» 1 класс Горецкий В.Г., Канакина В.П., рабочая тетрадь, NET-BOOK.
№ | Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент | -Громко прозвенел звонок. Начинается урок. -Какой сейчас урок? -Покажите с помощью пиктограммы, с каким настроением вы пришли на урок?
|
-Проверяют готовность рабочего места.
-старательно -внимательно -Урок русского языка. -смайлики: веселый, равнодушный, грустный | Л – мотивация учебной деятельности |
2. | Постановка учебной задачи | -Назовите букву, которая находится между буквами «эл» и «эн». -Какая буква находится после буквы «эр»? -Назовите букву, которая находится перед буквой «ю»? -Подними руку, кому было трудно отвечать на эти вопросы? -Какое знание нам поможет, чтобы быстро и правильно отвечать на эти вопросы? -Прочитайте четверостишье на доске и определите тему урока (слайд 1) -Какая тема урока? (слайд 2) -Какую цель поставим на урок, чему должны научиться? (слайд 3) -Что нам необходимо узнать, чтобы достичь этой цели (составление плана урока)? -Эти задачи будут планом нашего урока. (слайд 4)
| Между «эл» и «эн» расположена буква «эм». -После буквы «эр» стоит буква «эс».
-Перед буквой «ю» стоит буква «э».
- поднимают руку
- Знание порядка расстановки букв в алфавите.
-Читают четверостишье: Ты не спеши с алфавитом проститься- Алфавит тебе в жизни ещё пригодиться! -Тема урока «Алфавит».
- Научиться пользоваться алфавитом. - вспомнить, что такое алфавит; -где применяют алфавитный порядок слов -для чего нужен алфавит; |
Л- учебно-познавательный интерес
П - проводить сравнение
Р – принимать и сохранять учебную задачу
Р – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
|
3.
4. | Актуализация ранее пройденного материала
Содержательный этап
Физминутка | -Проведем минутку чистописания. Перед тем как начать писать, что мы должны выполнить? -Открываем тетради, подписываем число, классная работа. -Посмотрите на образец : Аа, Аб, Ав, …(слайд 5) -Что изображено на доске? -Чем отличается звук от буквы?
Что такое буквы?
-Как продолжим этот ряд букв? Почему?
-Запишите эти пары букв. -Проверьте по образцу. (слайд 6) У кого все правильно поставьте +, кто допустил ошибки ?( -Мы записали строчные буквы в алфавитном порядке, а что такое алфавит?
-Что вы еще знаете об алфавите?
-Вспомним, как называется каждая буква в алфавите. Споем песенку.
- Выполним упражнение в учебнике на стр.57, задание 11(слайд7) -Что обозначает условный знак на полях? -Что значит работать в паре? -Какие правила работы в паре вы знаете? -Прочитайте задание. Кому не понятно, что нужно сделать? Полученные слова записываем в тетрадь. Работаем в паре. -Проверяем. (слайд 8) -Оцените свою работу. -Какую задачу урока мы сейчас выполнили? (слайд 9) -Какая следующая задача?
- Где применяют алфавитный порядок слов? -Сегодня мы узнаем, где еще применяется алфавитный порядок слов? - Я называю буквы, если правильно назову – хлопаете, если нет топаете. Эн, кэ, сэ, эр, вэ, шэ, че, бэ,
-Прочитайте слова (слайд 10). Что это за слова?
-Запишите эти слова в алфавитном порядке, вставив пропущенные буквы. В…рона, с…бака, …зык, л…сица. -Где можно проверить написание этих слов? -Правильное написание слов можно проверить по орфографическому словарю (показ орфографического словаря). (слайд 11) -У нас в учебнике русского языка тоже есть небольшой орфографический словарь в конце учебника. Откройте его. -Посмотрите и скажите, как расположены слова в словаре?
-Проверьте написания слов по словарю. Оцените свою работу.
- Видео про алфавит.
-Сегодня мы познакомимся с другими словарными словами, а с какими вы узнаете, выполнив следующие задания. - Сначала отгадайте слово в учебнике стр56. №8. - Что обозначает условный знак на полях? Что значит работать в паре?
-Какое слово у вас получилось? (слайд 12) -Где мы можем узнать значение слова учитель? - Отгадайте следующее словарное слово. Я называю место буквы, а вы находите эту букву и записываете ее. 21б., 25б, 6б, 15б, 10б, 12б. -Какое слово получилось? -Что оно обозначает? Кого называют учеником? -А как называют девочку, которая ходит в школу? (слайд 13)
- Посмотрите в орфографическом словаре, как пишутся новые словарные слова. (слайд 14)
-Запомните их написание. -Что общего у слов учитель, ученик, ученица? -Как записывают в алфавитном порядке слова, которые начинаются с одной и той же буквы. -Запишите эти слова в алфавитном порядке.
-Кто теперь может сказать, где применяется алфавитный порядок слов? -Какую задачу мы выполнили? (слайд 15) - На какой вопрос урока мы еще не ответили? - Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание. -Как записаны слова в словаре? -Найдите в толковом словаре значение слова рюкзак. -Зачем нужно знать алфавит?
-Составьте предложение с новыми словарными словами.
|
-Подготовить руку к письму, т.е. провести пальчиковую гимнастику. Вспомнить правила посадки при письме.
-буквы -звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим.
-знаки, которые служат для обозначения звуков на письме -Аг, Ад, Ае, …, потому что строчные буквы записаны в алфавитном порядке. -записывают в тетрадь -ответы детей
-Алфавит – это все буквы русского алфавита, расположенные в определенном порядке.
-Каждая буква имеет свое место. -В русском алфавите 33 буквы.
-работа в паре
-вдвоем -ответы детей
- зачитывают по слову
-вспомнили, что такое алфавит.
-узнать, где применяют алфавитный порядок слов? -ответы детей
-Рассказ одного ученика.
-словарные, т.е. написание этих слов нужно запомнить.
- записывают слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы. -ответы детей
-находят словарь. -слова расположены в алфавитном порядке.
-проверяют, оценивают
-находят упражнение в учебнике
-работа в паре, т.е. вместе с соседом по парте. -выполняют задание в паре
-Учитель -В толковом словаре
-ученик -Ученик – это мальчик, который ходит в школу.
-ученица
- в словах ученик и ученица после буквы ч пишем е, а в слове учитель, после ч букву и пишем.
- начинаются с одной буквы
- когда слова начинаются с одной и той же буквы, смотрим на следующие буквы. -записывают слова в алфавитном порядке.
- в классном журнале, в библиотеке, в словарях
- узнали, где еще применяется алфавитный порядок слов -Зачем нам нужен алфавит?
-чтобы быстро отыскать нужное слово в словаре, книгу в библиотеке, фамилию в журнале. |
П – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Р – оценивать правильность выполнения действия; К – контролировать действия партнера; Р- удерживать задачу на протяжении урока П – поиск необходимой информации в учебной литературе; П – строить сообщения в устной форме Р – удерживать цель на протяжении всего урока
П – осуществлять синтез
П – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Р – оценивать правильность выполнения действия; Л – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
П – использование знаково-символических средств. К – учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
П – осуществлять подведение под понятие;
П – поиск информации с использование словаря; Р – учитывать установленные правила в планировании;
П – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. |
4. | Закрепление изученного материала | -Выполните тест. -Оцените свою работу. Если все правильно, то поднимите веселый смайлик, если 1-2 ошибки, то равнодушный, а если больше, то грустный. | -выполняют тест из десяти вопросов -оценивают свою работу | Р- оценивать правильность выполнения действий Л-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
5. | Итог урока | -Какая была тема урока? -Какую цель поставили на урок? -Достигли ли мы поставленной цели урока? -Что такое алфавит? -Зачем нужен алфавит? | - отвечают на поставленные вопросы | Р – принимать и сохранять учебную задачу |
6. | Рефлексия | Оцените свою работу на уроке, используя график.
| (приложение) | Л- способность к самооценке |