«Зимний фестиваль знаний 2025»

План конспекта по русскому языку на тему "Алфавит"

Готовый конспект к уроку на тему "Алфавит"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Учитель:Исаева Патимат Магомедовна

УМК: «Школа России»

Класс: 1 а

Предмет: Русский язык

Тема: Алфавит. Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при работе со словарями.

Цель: формирование умений располагать слова в алфавитном порядке и пользоваться словарями

Задачи:

а) образовательные:

- продолжить формирование понятия «звук-буква», умение правильно называть буквы;

- систематизировать знания учащихся об алфавите;

- научить практическому использованию алфавита при работе со словарями;

- способствовать развитию орфографической зоркости;

б) развивающие:

- развивать логичность суждений, словарный запас

в) воспитательные:

- прививать любовь к родному языку

Средства для учителя: учебная и рабочая программа по курсу «Русский язык»; методическое пособие для учителя; мультимедийное оборудование, карточки для индивидуальной работы, толковый и орфографический словари, современный алфавит.

Средства для обучающихся: учебник «Русский язык» 1 класс Горецкий В.Г., Канакина В.П., рабочая тетрадь, NET-BOOK.





Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

-Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.
 Ну-ка, всё ль у нас в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки?
 Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем … ,
Слушаем … .

-Какой сейчас урок?

-Покажите с помощью пиктограммы, с каким настроением вы пришли на урок?





-Проверяют готовность рабочего места.


-старательно

-внимательно

-Урок русского языка.

-смайлики: веселый, равнодушный, грустный

Л – мотивация учебной деятельности

2.

Постановка учебной задачи

-Назовите букву, которая находится между буквами «эл» и «эн».

-Какая буква находится после буквы «эр»?

-Назовите букву, которая находится перед буквой «ю»?

-Подними руку, кому было трудно отвечать на эти вопросы?

-Какое знание нам поможет, чтобы быстро и правильно отвечать на эти вопросы?

-Прочитайте четверостишье на доске и определите тему урока (слайд 1)

-Какая тема урока? (слайд 2)

-Какую цель поставим на урок, чему должны научиться? (слайд 3)

-Что нам необходимо узнать, чтобы достичь этой цели (составление плана урока)?

-Эти задачи будут планом нашего урока. (слайд 4)






Между «эл» и «эн» расположена буква «эм».

-После буквы «эр» стоит буква «эс».



-Перед буквой «ю» стоит буква «э».



- поднимают руку


- Знание порядка расстановки букв в алфавите.


-Читают четверостишье:

Ты не спеши с алфавитом проститься-

Алфавит тебе в жизни ещё пригодиться!

-Тема урока «Алфавит».


- Научиться пользоваться алфавитом.

- вспомнить, что такое алфавит;

-где применяют алфавитный порядок слов

-для чего нужен алфавит;




Л- учебно-познавательный интерес






П - проводить сравнение








Р – принимать и сохранять учебную задачу


Р – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

3.













4.

Актуализация ранее пройденного материала










Содержательный этап

































































Физминутка

-Проведем минутку чистописания. Перед тем как начать писать, что мы должны выполнить?

-Открываем тетради, подписываем число, классная работа.

-Посмотрите на образец :

Аа, Аб, Ав, …(слайд 5)

-Что изображено на доске?

-Чем отличается звук от буквы?


Что такое буквы?


-Как продолжим этот ряд букв? Почему?


-Запишите эти пары букв.

-Проверьте по образцу. (слайд 6)

У кого все правильно поставьте +, кто допустил ошибки ?(

-Мы записали строчные буквы в алфавитном порядке, а что такое алфавит?


-Что вы еще знаете об алфавите?


-Вспомним, как называется каждая буква в алфавите. Споем песенку.




- Выполним упражнение в учебнике на стр.57, задание 11(слайд7)

-Что обозначает условный знак на полях?

-Что значит работать в паре?

-Какие правила работы в паре вы знаете?

-Прочитайте задание. Кому не понятно, что нужно сделать? Полученные слова записываем в тетрадь. Работаем в паре.

-Проверяем. (слайд 8)

-Оцените свою работу.

-Какую задачу урока мы сейчас выполнили? (слайд 9)

-Какая следующая задача?


- Где применяют алфавитный порядок слов?

-Сегодня мы узнаем, где еще применяется алфавитный порядок слов?

- Я называю буквы, если правильно назову – хлопаете, если нет топаете.

Эн, кэ, сэ, эр, вэ, шэ, че, бэ,



-Прочитайте слова (слайд 10). Что это за слова?



-Запишите эти слова в алфавитном порядке, вставив пропущенные буквы.

В…рона, с…бака, …зык, л…сица.

-Где можно проверить написание этих слов?

-Правильное написание слов можно проверить по орфографическому словарю (показ орфографического словаря). (слайд 11)

-У нас в учебнике русского языка тоже есть небольшой орфографический словарь в конце учебника. Откройте его.

-Посмотрите и скажите, как расположены слова в словаре?


-Проверьте написания слов по словарю. Оцените свою работу.


- Видео про алфавит.


-Сегодня мы познакомимся с другими словарными словами, а с какими вы узнаете, выполнив следующие задания.

- Сначала отгадайте слово в учебнике стр56. №8.

- Что обозначает условный знак на полях? Что значит работать в паре?









-Какое слово у вас получилось?

(слайд 12)

-Где мы можем узнать значение слова учитель?

- Отгадайте следующее словарное слово. Я называю место буквы, а вы находите эту букву и записываете ее.

21б., 25б, 6б, 15б, 10б, 12б.

-Какое слово получилось?

-Что оно обозначает? Кого называют учеником?

-А как называют девочку, которая ходит в школу? (слайд 13)


- Посмотрите в орфографическом словаре, как пишутся новые словарные слова. (слайд 14)


-Запомните их написание.

-Что общего у слов учитель, ученик, ученица?

-Как записывают в алфавитном порядке слова, которые начинаются с одной и той же буквы.

-Запишите эти слова в алфавитном порядке.


-Кто теперь может сказать, где применяется алфавитный порядок слов?

-Какую задачу мы выполнили?

(слайд 15)

- На какой вопрос урока мы еще не ответили?

- Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.

-Как записаны слова в словаре?

-Найдите в толковом словаре значение слова рюкзак.

-Зачем нужно знать алфавит?


-Составьте предложение с новыми словарными словами.



-Подготовить руку к письму, т.е. провести пальчиковую гимнастику. Вспомнить правила посадки при письме.


-буквы

-звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим.


-знаки, которые служат для обозначения звуков на письме

-Аг, Ад, Ае, …, потому что строчные буквы записаны в алфавитном порядке.

-записывают в тетрадь

-ответы детей



-Алфавит – это все буквы русского алфавита, расположенные в определенном порядке.


-Каждая буква имеет свое место.

-В русском алфавите 33 буквы.








-работа в паре


-вдвоем

-ответы детей





- зачитывают по слову


-вспомнили, что такое алфавит.


-узнать, где применяют алфавитный порядок слов?

-ответы детей





-Рассказ одного ученика.





-словарные, т.е. написание этих слов нужно запомнить.



- записывают слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы.

-ответы детей









-находят словарь.

-слова расположены в алфавитном порядке.



-проверяют, оценивают




-находят упражнение в учебнике




-работа в паре, т.е. вместе с соседом по парте.

-выполняют задание в паре








-Учитель

-В толковом словаре







-ученик

-Ученик – это мальчик, который ходит в школу.


-ученица




- в словах ученик и ученица после буквы ч пишем е, а в слове учитель, после ч букву и пишем.


- начинаются с одной буквы


- когда слова начинаются с одной и той же буквы, смотрим на следующие буквы.

-записывают слова в алфавитном порядке.


- в классном журнале, в библиотеке, в словарях


- узнали, где еще применяется алфавитный порядок слов

-Зачем нам нужен алфавит?






-чтобы быстро отыскать нужное слово в словаре, книгу в библиотеке, фамилию в журнале.










П – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Р – оценивать правильность выполнения действия;

К – контролировать действия партнера;

Р- удерживать задачу на протяжении урока

П – поиск необходимой информации в учебной литературе;

П – строить сообщения в устной форме

Р – удерживать цель на протяжении всего урока







П – осуществлять синтез







П – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;


Р – оценивать правильность выполнения действия;

Л – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;



П – использование знаково-символических средств.

К – учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;





П – осуществлять подведение под понятие;




П – поиск информации с использование словаря;

Р – учитывать установленные правила в планировании;


П – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

4.

Закрепление изученного материала

-Выполните тест.

-Оцените свою работу. Если все правильно, то поднимите веселый смайлик, если 1-2 ошибки, то равнодушный, а если больше, то грустный.

-выполняют тест из десяти вопросов

-оценивают свою работу

Р- оценивать правильность выполнения действий

Л-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

5.

Итог урока

-Какая была тема урока?

-Какую цель поставили на урок?

-Достигли ли мы поставленной цели урока?

-Что такое алфавит?

-Зачем нужен алфавит?

- отвечают на поставленные вопросы

Р – принимать и сохранять учебную задачу

6.

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, используя график.


(приложение)

Л- способность к самооценке



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее