Цель урока: познакомить обучающихся с разнообразием животного мира.
Задачи урока:
1. Углубить знания о разнообразии животного мира и существенных отличительных признаков животных;
2. Развивать познавательную активность;
3. Воспитывать чувства ответственности и бережливости к окружающему миру, природе, прививать заботливое отношение ко всему живому.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс, А.А. Плешаков, 2006 г.; рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс, А.А. Плешаков, 2019г.; презентация по теме «Разнообразие животных»; мультимедийный проектор с экраном; раздаточный материал.
Ход урока.
I. Организационный момент.
А сейчас проверь, дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".
II. Проверка домашнего задания.
-Сейчас на слайде появятся вопросы, вам нужно будет на них ответить.
1 вопрос. На какие царства ученые-биологи делят все живое? (Царства бактерий, царства грибов, царства растений и царства животных). (Слайд 1.)
2 вопрос. Какой газ живые существа поглощают при дыхании? (Кислород). (Слайд 2.)
3 вопрос. Какой газ существа выделяют при дыхании? (Углекислый газ). (Слайд 3).
III. Сообщение темы урока. (Работа в группах)
- Для того, чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно разгадать кроссворд, который лежит у вас на столе. Вам даны изображения, впишите названия по очереди. Слово, которое получится в красной клетке и будет темой нашего урока.
IV. Изучение нового материала.
- Тема нашего урока - разнообразие животных, сегодня мы заглянем в мир животных, так как он очень разнообразный.
- Ребята, скажите, пожалуйста, кого вы себе представляете, когда слышите слово «животные»? (варианты детей).
-Откройте, учебник с. 87 и посмотрите на иллюстрацию, кого вы там видите? (ответы детей).
На слайде 5 предлагаю детям прочитать заключения.
- А сейчас вы сами побудите немного зоологами, на доске вы видите животных, на какие две группы вы можете их разделить? (Слайд 6, Слайд 7)
-Молодцы. А теперь давайте познакомимся поближе с группами животных.
1 группа. Черви. (Слайд 9). Черви имеют мягкое тело. Они передвигаются, сокращая и расслабляя мышцы тела. Представителем червей, с которым вы хорошо знакомы, является дождевой червь. На свете много и других червей, которые живут на суше, в почве и в воде. Это, например, живущие в воде пиявки и планарии.
2 группа. Моллюски. (Слайд 9). Моллюски — это животные с мягким телом, которое у большинства представителей заключено в раковину. Их тело подразделяется на голову, туловище и ногу. Обитают в основном в воде (это прудовики, беззубки, мидии, устрицы, осьминоги и кальмары). Некоторые живут на суше (виноградные улитки и слизни).
3 группа. Иглокожие. (Слайд 10). Иглокожие – животные своеобразные. Их нельзя сравнить по строению с другими типами. Внешний вид этих животных напоминает цветок, звезду, огурец, шар и т. п.
4 группа. Ракообразные. (Слайд 10). Ракообразные – это раки, крабы, креветки. Имеют 10 ног: первая пара клешни, остальные 4 пары – ходильные ноги. Это водные беспозвоночные животные. Органы дыхания – жабры. У них органы зрения - глаза – состоят из большого количества маленьких глазков. Каждый глазок видит только часть объекта. Общий вид объекта складывается как в мозаике.
5 группа. Паукообразные. (Слайд 11). Паукообразные — это пауки, сенокосцы, скорпионы и клещи. Все они имеют восемь ног или четыре пары. Некоторые из паукообразных, например паук-крестовик, выделяют паутину и изготавливают ловчую сеть. А паук-птицеед подкарауливает добычу из засады и никогда не плетёт паутину.
6 группа. Насекомые. (Слайд 11). Насекомые — самая многочисленная группа. К ней относится около 70 % всех известных к настоящему времени животных. Это жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики, мухи, пчёлы, осы и муравьи. Их тело состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. Все насекомые имеют шесть ног. У майского жука все шесть ног одинаково хорошо развиты и приспособлены к быстрому бегу. У кузнечика лучше развиты задние ноги. Они намного длиннее и сильнее передних и средних. Благодаря таким ногам кузнечик передвигается прыжками. Большинство из насекомых имеют крылья и способны летать. У одних насекомых, например стрекоз, обе пары крыльев одинаковые. А у других, например майских жуков, - разные. У них передние крылья очень твёрдые и называются надкрылья. Они защищают мягкие и прозрачные крылья. Органы зрения насекомых - глаза – состоят из большого количества маленьких глазков.
V. Физкульт минутка.
Зайке холодно сидеть, (Присесть на корточки)
Нужно лапочки погреть. (Встать, потереть ладошки друг о друга)
Лапки вверх, лапки вниз, (Поднять руки вверх, опустить)
На носочках подтянись. (Встать на носочки, потянуться вверх)
Лапки ставим на бочок, (Поставить руки на пояс)
На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте)
А затем вприсядку, (Делать приседания)
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд, (Прыжки на месте)
Он подпрыгнул десять раз.
Продолжение.
7 группа. Рыбы. (Слайд 12). Рыбы — это обитатели воды. Это, например акулы, скаты, сельди, окуни и пираньи. Их тело состоит из головы, туловища и хвоста. Рыбы имеют плавники, которые позволяют им быстро передвигаться, поворачиваться в разные стороны, останавливаться и сохранять равновесие. Тело большинства рыб покрыто чешуей. Дышат рыбы с помощью специальных образований, которые называются жабры.
8 группа. Земноводные. (Слайд 12). Земноводные - животные, которые могут жить как в воде, так и на суше. К ним относятся лягушки, жабы и тритоны. Их тело состоит из головы, туловища и четырёх ног. У тритонов есть хвост. Кожа земноводных голая и влажная. Дышат они с помощью лёгких и кожи.
9 группа. Пресмыкающиеся, или рептилии. (Слайд 13). К пресмыкающимся, или рептилиям, относятся ящерицы, змеи, крокодилы и черепахи. В их теле выделяют голову, шею, туловище и хвост. Конечности у них короткие или вообще отсутствуют. Поэтому при передвижении их тело соприкасается с землёй. Кожа пресмыкающихся сухая и покрыта чешуйками, а у некоторых еще и панцирем. Время от времени у них происходит линька – старые покровы сбрасываются и заменяются на новые.
10 группа. Птицы. (Слайд 13). Птицы — животные, которые способны к полёту. Тело состоит из головы, шеи, туловища и хвоста. Всё тело покрыто перьями. Передние конечности у птиц превратились в крылья, с помощью которых они летают. Из всех птиц не умеют летать только страусы и пингвины. Гуси, утки и лебеди прекрасно плавают. Птицы имеют превосходное зрение. Они видят на большом расстоянии и хорошо различают цвета. В отличие от всех групп животных, рассмотренных ранее, птицы имеют постоянную и высокую температуру тела (+42 градуса), она не зависит от температуры окружающей среды.
11 группа. Звери или млекопитающие. (Слайд 14). Млекопитающие, или звери, как и птицы, имеют постоянную температуру тела. Они рождают живых детёнышей и вскармливают их молоком. Тело разделено на голову, шею, туловище, хвост и четыре ноги. Оно покрыто волосами, или шерстью. Только у млекопитающих есть наружное ухо – ушная раковина. Млекопитающие очень широко распространены на Земле. Одни из них хорошо летают (летучие мыши), другие - живут в воде и на суше (например, бобры, ондатры), третьи - живут только в воде (киты и дельфины).
VI. Закрепление изученных знаний.
- Сейчас мы проверим, как вы уяснили новую тему, на слайдах сейчас появятся вопросы, вам нужно будет на них ответить.
1 вопрос (слайд 15). К какой группе животных относится собака? (Млекопитающие или звери).
2 вопрос (слайд 16). К какой группе животных относится собака? (Насекомые).
3 вопрос (слайд 17). К какой группе животных относится собака? (Птицы).
4 вопрос (слайд 18). К какой группе животных относится слон? (Млекопитающие).
(Если останется время).
- Вас на столах для каждого есть задание, это разрезанная картинка животного, соберите его и скажите, к какой группе относятся эти животные.
VII. Рефлексия.
-У вас на столах лежат квадратики.
-Поднимите красный квадрат, если вам понравился урок, если урок не понравился, поднимите синий квадрат.
- Все ли вам было понято, если да, поднимите красный квадрат, если нет – синий.
VIII. Подведение итогов.
- Что сегодня мы изучали на уроке?
- Какая наука изучает животных?
-На какие группы ученые-зоологи делят животных?
IX. Домашнее задание.
Учебник: прочитать текст на с. 87-92, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 92.
Рабочая тетрадь: №1 (с. 50)