ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 8 КЛАССЕ
Тема урока: Кислоты. Классификация. Нахождение кислот в природе.
Образовательные цели урока:
Сформировать понятие о кислотах; рассмотреть их классификацию, состав и номенклатуру; познакомить с представителями кислот, нахождением их в природе.
Сформировать навыки определения принадлежности вещества к классу кислот по его формуле; классификации кислот по различным признакам.
Продолжить развитие навыков и умений безопасной работы с химическими веществами.
Воспитательные цели урока:
Способствовать в ходе урока критическому оцениванию своих знаний и знаний одноклассников, воспитанию уважения к мнению и знаниям своих товарищей и духа взаимопомощи.
Воспитывать самостоятельность, ответственность, аккуратность при выполнении химического эксперимента; умения анализировать ситуацию, делать выводы.
Осуществлять контроль за осанкой, для профилактики утомления использовать минутку отдыха и расслабления по музыку.
Развивающие цели урока:
Формировать развитие познавательных интересов, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между изучаемым учебным материалом и жизнью; сравнивать, анализировать, выделять главное, формулировать выводы.
Способствовать развитию мышления, обеспечить в ходе урока самостоятельную и парную работу для закрепления изученного материала.
Формировать умения проводить самооценку и оценку деятельности одноклассников.
Материальное обеспечение урока:
Раздаточный материал – рабочий лист на урок.
Стенд «Растворимость кислот, солей и оснований в воде».
Стенд «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете».
Образцы кислот.
Продукты, содержащие кислоты (лимоны)
Реактивы и оборудование для проведения лабораторных опытов (пробирки, штативы, растворы кислот, лимон и индикаторная бумага).
ЦОР (видеоопыт «Растворение в воде концентрированной серной кислоты).
Методы работы. словесные, практические, частично- поисковый, исследовательский.
Этап урока | Содержание | Действия (слова) учителя | Действия (слова) ученика | плакаты, стенды, ЦОРы | ||||||||
1 | Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Приветствие, проверка готовности к уроку | Слайды, стенды, работа с интерактивной доской | ||||||||
2 | Актуализация знаний и умений | На доске вы видите корабль. Мы отправимся в виртуальное путешествие на остров знаний. Перед нами стоит задача окрасить паруса корабля. Но краска, которую я вам предлагаю – бесцветная. Кто хочет это сделать? – Какого цвета паруса у нас получились? – Как вы думаете, почему из бесцветной краски получился малиновый цвет? Что это была за краска? | Один ученик окрашивает паруса в малиновый цвет |
| ||||||||
3 | Постановка познавательных задач Совместное целеполагание. | Итак, мы отправляемся в путешествие. Мы причалили к нашему острову, на котором растут лимонные деревья. -Скажите, а каким вкусом обладают лимоны? -Почему? – Почему кислый уксус?
-Как вы думаете, какова тема нашего урока? – Итак, сегодня нам на уроке предстоит знакомство с еще одним классом сложных веществ? -Какие задачи мы поставим перед собой? | Высказывают предположение о наличии кислот. -Содержит лимонную кислоту.
Формулируют название темы урока.
Записывают. | На слайде –картинка лимонов.. | ||||||||
4. Изучение нового материала | ||||||||||||
4.1 | Определение кислот | – Каково же строение кислот? Предлагает задание: Даны вещества, вычеркните те классы, которые вам известны.
1.Выявите общее в строении кислот. HC HCl HNO3 H2SO4 H2S H3PO4 -Что такое ионы. Какие ионы вам известны? По составу? По заряду? -Прочитайте информацию на стр. учебника и проставьте заряды ионов кислотного остатка.
HCl H2SO4 H3PO4 | Ребята вычёркивают и определяют, что одно вещество им неизвестно. Выявляют общее в составе
Проговаривают и записывают определение кислот.
Определяют заряд кислотного остатка | Слайд Один ученик – у доски
Один ученик – у доски | ||||||||
4.2 | Классификация кислот | Предлагает поработать по вариантам с формулами кислот: 1 вариант: H Cl и H NO3 2 вариант: H Cl и H2 S
СОСТАВЛЕНИЕ кластера
Формулирует вывод обо всех признаках классификации, завершает данный этап комбинированным заданием.
| формулируют определение.
Составляют кластер На основе выявленных признаков
Выполняют упражнение на закрепление (классификация кислот) и проверяют по слайду
Самооценка_____________ | Слайд «кластер»
| ||||||||
З Задание №1. Из перечня кислот HF H2SO4 H 3PO4 HNO3 HCl H2 S Выпишите формулы одноосновных (1 вариант) и многоосновных (2 вариант) кислот
Критерии оценивания: за каждый верный ответ – 1 балл ( максимальный балл-3) Самооценка_____________ Задание №2. Выпишите формулы кислот Два ученика – у доски
Критерии оценивания: за каждый верный ответ – 1 балл ( максимальный балл-3) Взаимооценка_____________
| ||||||||||||
4.3 | Номенклатура кислот и определение степеней окисления в кислотах | - Кислоты так же, как и все вещества имеют название. Как образуются названия бескислородных кислот?
Как образуются названия кислородсодержащих кислот? - Повторим, как проставляют с.о. в соединениях Предлагаю вам проставить с.о. в формулах следующих кислот и назвать их.
H F - H N O3 - H2 С O3 - H3 P O4 - H2 Si O4- Самостоятельная работа с учебником: названия серной и сернистой кислоты ГОТОВИМСЯ К ГИА Найти массовую долю серы в сернистой и серной кислотах.
| По предложенной формуле HCl –хлороводородная кислота догадываются о названии.
H2 SO4 -серная кислота
Самопроверка-
Самопроверка (сверяют с образцом) | Слайды
1 ученик – у доски | ||||||||
4.4 | Определение среды в растворах кислот | – А сейчас определим среду в растворах кислот.
Вспомните основное отличие в строении кислот. Напоминает о правилах техники безопасности, задавая с вопросы. | Рассказывают о правилах безопасного обращения с веществами и оборудованием в химической лаборатории, оказании первой помощи. Отвечают, что кислую.
| Стенд «Окраска индикаторов». | ||||||||
4.5 | Минута отдыха | Звучит мелодия шум моря. | | | ||||||||
4.6 | Представители кислот и применение кислот. | – Прочитайте о серной кислоте. Каковы её физические свойства? -Где применяют кислоты в жизни? -Кислота- это природный продукт или результат деятельности человека? | Знакомятся по учебнику с серной кислотой. Смотрят видео «Правила разбавления кислот с водой. Учащиеся представляют рефераты, заранее подготовленные ими по теме Применение кислот. | | ||||||||
4.7 | Первичное закрепление и применение знаний. | Тест-контроль. | | | ||||||||
4.8 | Подведение итогов
Вопросы для закрепления | – Сегодня на уроке мы познакомились с новым классом сложных веществ -Что вы узнали? -Чему научились?
Выставляет оценки за урок | Предполагаемые ответы: -научились составлять формулы и называть кислоты; - научились классифицировать их по разным признакам; - умеем экспериментально определять среду в растворах кислот; -повторили правила техники безопасности при работе с кислотами; -рассмотрели свойства серной кислоты, правила серной кислоты с водой.. |
| ||||||||
5 | Рефлексия | | Поднимают цветные круги: Зелёный – всё понял Синий- остались вопросы |
| ||||||||
6 | Задание на дом | Параграф 20, задание 1,3. | Записывают. | |
Тест-контроль с взаимопроверкой.
№1. Выберите формулу кислоты.
1. H2O 2.HCL 3.NaСl
№2.Выберите формулу только кислородсодержащей кислоты
1. H2S 2. HNO3 3.HCl
№3. Под действием растворов кислот лакмусовая бумага становится:
1.малиновой 2.фиолетовой 3.красной
№4. При разбавлении кислоты:
1.Воду приливают к кислоте
2.Кислоту приливают к воде
3.Воду и кислоту смешивают одновременно
За один правильный ответ 1 балл (максимальный балл -4 ) Взаимооценка______________