МБОУ гимназия №3 г. Грязи
План-конспект урока по русскому языку
Тема:
«Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по родам»
Учитель начальных классов: Плешакова Л.В.
2017г.
Цели урока:
Образовательные: формировать умение учащихся определять род имен прилагательных; род прилагательного совпадает с родом существительного, к которому данное прилагательное относится.
Развивающие: способствовать развитию грамотной речи, внимания, логического мышления, умению сравнивать, делать выводы.
Воспитательные: формировать хорошее отношение к труду; формировать навыки коллективного труда, интерес и любовь к родному языку.
Формируемые УУД.
Личностные – учебно-познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные – умение определять и формировать цель урока, последовательно планировать свои действия, вносить коррективы в свои действия с учетом допущенных ошибок, прогнозировать, формулировать выводы, способность к самооценке и взаимооценке.
Познавательные – умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы пользуясь своим жизненным опытом, информационный поиск, смысловое чтение, умение пользоваться знаково-символическими средствами, умение устанавливать причинно-следственную связь.
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь изменять прилагательное по родам
Уметь согласовывать прилагательные с существительными
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные:
Регулятивные: уметь определять учебную задачу на уроке, оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки, высказывать свое мнение.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать мнение других.
Познавательные: уметь ориентироваться в знаниях, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой опыт и текст учебника.
Основные понятия: прилагательное, на какие вопросы отвечает, что обозначает.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
II. Мотивация к учебной деятельности. Слайд №1
Как вы думаете, как сегодня пройдет наш урок?
А настроение у вас какое?
Отлично! Значит, все у нас сегодня получится!
Ужасно интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем!
Сядьте правильно, запишите дату и тип работы, классная, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на орфограммы.
Минутка чистописания.
Поменяйтесь тетрадями, дайте задание по чистописанию своему соседу (Что оцениваем, выполняя чистописание?)
III. Актуализация опорных знаний
- Что мы изучали на прошлом уроке? (имя прилагательное)
Что мы уже знаем об имени прилагательном?
Какие примеры имен прилагательных вы можете привести?
Словарный диктант (1 ученик у доски)+ правило
Желтый, фиолетовый, чёрный, оранжевый, голубой.
У.: Что можно оценить в выполненной работе, как проверить.
IV. Изучение новой темы
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (изменение имен прилагательных по родам)
- Какие цели мы поставим перед собой?
-Как прилагательные изменяются по родам, от чего это зависит?
Научиться определять род прилагательных.
Слайд№2
зелён лягушка
зелён пиджак
зелён яблоко
Составьте словосочетания (ученик у доски)+ правило
У.: Почему для построения словосочетаний даны три разных имени существительных и только одно имя прилагательное в трёх формах? Прилагательное может изменяться по родам.
Д.:Чтобы составить словосочетания с данными существительными, надо изменить род имени прилагательного.
У.: Чему мы должны научиться на этом уроке?
Д.:Находить имена прилагательные и научиться определять их род.
У.: Запишите словосочетания, указывая род главного слова и вопрос к зависимому имени прилагательному.Как можно определить род имени прилагательного?
Д.: Род имени прилагательного можно определить по роду имени сущ., с которым оно связано, по окончанию, по вопросу.
V. Закрепление по алгоритму с комментированием
Слайд №3
У.: c. 56 упр. 56
Алгоритм действий.
.
Определяю род существительного.
По роду имени существительно определяю род имени прилагательного.
Задаю вопрос от существительного к прилагательному
4. Записываю окончание, выделяю.
У.: Запишите словосочетания правильно.
Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика.
Я буду называть словосочетания, а вы будете определять род имен прилагательны.
Если я называю прилагательное мужского рода, то встают мальчики
женского – девочки
среднего – сидите на месте
Мужской род: большой стол, мягкий диван, белый медведь, резиновый мяч.
Женский род: любимая игрушка, сладкая вата, мокрая футболка, отличная команда.
Средний род: зеленое платье, глубокое море, сладкое яблоко.
VI. Закрепление
- Дифференцированная работа по карточкам
1 группа (более подготовленные) 1 ученик +правило
Творческое списывание
Употреби имена прилагательные, данные в скобках, в нужной форме рода и числа. Выбирай окончания по вопросу.
2 группа (менее подготовленные)1ученик + правило
Запиши словосочетания. Определи род имён прилагательных.
Проверка с комментированием3 группы3 ученика +правило
Работа в группе. Разделитесь на группы, каждая группа получит задание на карточке. Ваша задача – изменить имя прилагательное по родам и написать. Укажите род, выделите окончания.
Оцените работу своей группы. Что у вас получилось? А что не совсем? Почему работа прошла быстро и успешно? Оцените вклад каждого в работе группы.
Ребятам предлагаются карточки с оценочными высказываниями. Каждому дается право выбрать ту карточку, которой он сам бы себя оценил: «Я был помощником», «Я был открывателем», «Я комментировал», «Я умело доказывал» и т. д.
VII. Итог урока
Дифференцированное домашнее задание. Слайд№4
Учащиеся сами определяют какое домашнее задание они будут выполнять.
1 группа – придумайте 3 предложения со словами умный, веселое, энергичная.
2 группа – придумайте 3 словосочетания с прилагательными мужского, среднего и женского рода.
3 группа – с.57 упр.60
-Что нового мы узнали об именах прилагательных?
Как изменяется? Вопросы? Окончания?