ТЕМА: КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА. МОЛЯРНАЯ МАССА.
Образовательные: Сформировать понятие у учащихся:
о количестве вещества и единицах его измерения;
о постоянной Авогадро;
о молярной массе и единицах её измерения.
Развивающие: Сформировать у учащихся:
умение определять по формуле число молей по количеству структурных частиц и наоборот;
умение вычислять по формуле массу данного вещества, если известно количество вещества и
наоборот;
умение переходить от понятия «относительная молекулярная масса» к понятию « молярная
масса вещества».
Продолжить работу над формированием у учащихся:
умения анализировать;
умения сравнивать;
умение делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать умение вести дискуссию, участвовать в коллективном обсуждении вопросов, прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.
Тип урока: комбинированный урок
План урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
Закрепление полученных знаний.
Итог урока.
Задание на дом.
Оборудование урока:
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Ход урока | |||||||||||||||||||
1. Организационный момент. | |||||||||||||||||||
2. Проверка домашнего задания – актуализация знаний. | |||||||||||||||||||
Учитель (задает вопросы) | Фронтальный опрос: 1. Что такое аллотропия? 2. Приведите примеры аллотропных модификаций: а) кислорода; б) углерода; в) фосфора. | ||||||||||||||||||
3. Изучение нового материала. Количество вещества. Молярная масса. | |||||||||||||||||||
Учитель (объявляет тему урока) | Что изучает химия? Правильно, химия изучает вещества. Мы узнаем, как измеряется вещество в химии и научимся переводить эту единицу измерения в граммы. | ||||||||||||||||||
Ученики(записывают тему урока) | Количество вещества. Молярная масса. | ||||||||||||||||||
Учитель (дает представление о «количестве вещества») | Для получения определённого количества вещества (в химической лаборатории или на заводе) необходимо брать строго определённые количества исходных веществ. Вопрос №1: Подумайте, в чём лучше, удобней измерять вещества? Я не соглашусь – это ведь самостоятельная физическая величина, и граммы, килограммы, миллиграммы, тонны, центнеры – это единицы массы. Очевидно, что для вещества нужно придумать свою единицу. Но какую? Вопрос №2: Может быть, вспомнить, из каких частиц состоит вещество? Другими словами, в чём измерять число атомов и молекул? Ведь отсчитать нужное число молекул и атомов технически невозможно из-за их малого размера. В химических лабораториях и на заводах при отмеривании веществ пользуются в основном весами. Вот если бы найти такой способ, в котором объединились бы масса (её измерить просто) и число молекул (атомов) и учёные придумали – количество вещества. Количество вещества (n) выражают в молях. Слово «моль» образовано от лат. «moles», что означает количество, счётное множество. Чтобы отмерить 1 моль вещества, нужно взять столько граммов его, какова Ar или Mr. Примеры: 1 моль Н2О имеет массу 18 г (Mr (Н2О) = 18) 1 моль О2 имеет массу 32 г (Mr (О2) = 32) 1 моль Сu имеет массу 64 г (Ar (Сu) = 64) Вывод: одинаковое число молекул (атомов) веществ содержится в массах численно равных их относительным молекулярным (атомным) массам. | ||||||||||||||||||
Ученики (слушают, отвечают на вопросы, делают записи в тетради) | Предполагаемый ответ:
Количество вещества определяется числом структурных единиц (атомов, молекул) этого вещества. Моль – единица измерения количества вещества. | ||||||||||||||||||
Учитель (даёт представление о постоянной Авогадро) | Оказывается, если взять массу вещества в граммах равную молекулярной массе, то в ней всегда будет содержаться одинаковое число частиц (атомов или молекул) равное 6 ∙ 1023. Это число определено итальянским учёным XIX в. Амедео Авогадро и по его фамилии названо числом Авогадро. Вот это количество вещества, которое содержит 6 ∙ 1023 молекул какого-либо вещества, и назвали молем. Значит, чтобы узнать число молекул, содержащихся в определённом количестве вещества, можно воспользоваться формулой:
N0 – число структурных единиц в данном веществе (число атомов, молекул) | ||||||||||||||||||
Ученики (делают записи в тетради) | NA = 6 ∙ 1023 моль-1 - постоянная Авогадро Моль – это такое количество вещества, в котором содержится 6 ∙ 1023 молекул этого вещества. | ||||||||||||||||||
Учитель (даёт представление о молярной массе) | Чтобы установить связь между количеством вещества и его массой, введено понятие молярная масса (М). Молярная масса – постоянная величина для каждого данного вещества. Необходимо чётко различать понятия «относительная атомная масса» и «молярная масса».
Числовое значение молярной массы вещества совпадает с числовыми значениями Аr или Mr. Сравните:
Молярная масса вещества представляет собой отношение его массы к количеству вещества: m М = n На основании данной формулы можно вычислять массу вещества по известному количеству вещества, и наоборот, вычислять количество вещества, если известна его масса. | ||||||||||||||||||
Ученики (делают записи в тетрадях) | Молярная масса – масса 1 моль вещества. m m M = m = n ∙ M n = n M | ||||||||||||||||||
Учитель (проводит экспересс-опрос на выяснение умения переводить единицы измерения) | Вопросы:
Соответственно молярной массе в г/моль будут киломолярные массы (кг/кмоль) и миллимолярные массы (мг/моль). И, аналогично, число молекул в 1 моль – 6 ∙ 1023, в 1 кмоль - 6 ∙ 1026, в 1 ммоль - 6 ∙ 1020. Мы определили, как связаны между собой количество и масса вещества. | ||||||||||||||||||
Ученики (отвечают на вопросы) | Предполагаемые ответы:
| ||||||||||||||||||
Учитель (показывает образец оформления и решения задачи) | Правильное оформление задачи: дано, формула для расчёта, решение, ответ. Задача: Какое количество вещества содержит 1,8 ∙ 1023 атомов водорода? Дано: Решение N0 (H) = 1,8 ∙ 1023 атомов Используем формулу: N0 = n ∙ NA n (H) - ? N0 1,8 ∙ 1023 атомов n (H) = = = 0,3 моль NA 6 ∙ 1023 атомов моль Ответ: n (H) = 0,3 моль | ||||||||||||||||||
4. Закрепление полученных знаний. | |||||||||||||||||||
Учитель (предлагает решить задачи с использованием рассмотренных выше понятий) | Задачи: 1. Сколько атомов содержит порция серы количеством вещества 0,.5 моль? 2. Сколько молей в алюминиевой чайной ложке массой 18 г? 3. Вычислите, что тяжелее: 0,1 моль серы, 0,1 моль воды или 0,1 моль кальция. | ||||||||||||||||||
Ученики (решают задачи) | Предполагаемый ответ: 1, N0 (S) = n ∙ NA = 3 ∙ 1023 атомов 2. n (Al) = 0,667 моль 3. 0,1 моль кальция. | ||||||||||||||||||
5. Итог урока. Количество вещества – физическая величина, которая означает определённое число структурных единиц (атомов, ионов, молекул), обозначается n (эн), измеряется в молях, в миллимолях, киломолях. 1 моль любого вещества содержит одинаковое число молекул, равное постоянной Авогадро (NA = 6 ∙ 1023 моль-1) Чтобы отмерить 1 моль вещества, нужно взять столько граммов его, какова его Mr. Масса 1 моль вещества называется молярной массой (М), она измеряется в г/моль и численно равна Mr. | |||||||||||||||||||
Задание на дом. § 15, задание 1, 2 (а,в), 3 (а,в), стр. 82. |