План - конспект урока физической культуры в 4 «а» классе
Тема урока: «Гимнастические упражнения прикладного характера»
Учитель: Пономарёва Светлана Николаевна
Дата и время проведения: 18.12.2019 г., 1 смена, 5 урок – 12:00-12:40
Место проведения: спортивный зал МБОУ «Октябрьская начальная школа»
Цель урока: Совершенствование навыков учащихся при выполнении гимнастических упражнений прикладного характера с целью использования приобретённых умений в нестандартных условиях. Развитие физических качеств.
Задачи урока:
1) закрепить технику прыжков со скакалкой и передвижений по гимнастической стенке и гимнастической скамейке;
2) преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижения по наклонной гимнастической скамейке, лазания по канату.
3) развивать физические качества: силу, ловкость, координацию;
3) воспитывать коллективизм, товарищеское взаимодействие со сверстниками.
Формируемые УУД: предметные: уметь выполнять гимнастические упражнения прикладного характера, строевые команды «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Налево (направо) противоходом – марш!», «Змейкой – марш!», организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью подвижных игр и эстафет;
метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
регулятивные: осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осознанно делать выбор в учебной и познавательной деятельности;
познавательные: определять понятия, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, чувства толерантности.
Инвентарь:
гимнастическая палка – по количеству учащихся,
гимнастический мат – 8 шт.,
гимнастическая скамейка – 1 шт. + 2 шт.,
канат – 2 шт.,
поворотные стойки – 5 шт.,
гимнастический конь – 1 шт.,
гимнастический мост – 1 шт.,
гимнастическая лестница – 3 пролёта;
батут – 3 шт.,
барьеры – 5 шт.,
малый мяч – 8 шт.,
корзины – 2 шт.,
обруч – 3 шт., набивной мяч – 3 шт.,
гимнастическая скакалка – 3 шт.,
поворотные конусы – 4 шт.
Содержание | Дозировка | Организационно-методические указания |
1 часть. Подготовительная – 15 мин. | ||
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; создание положительной эмоциональной направленности у учащихся. | ||
1. Построение, приветствие. Построение в шеренгу - «Класс, равняйсь!» « Смирно!» Приветствие. - Здравствуйте. Я говорю вам здравствуйте и желаю всем здоровья. - И прежде чем начать нашу работу, я хочу узнать, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. - Выберете смайлик, который соответствует вашему настроению. Кто выбирает веселый смайлик, поднимите руки вверх, кто грустный – поднимите руки вперед. - Молодцы! У вас прекрасное настроение. 2. Определение цели и задач урока. - Вы видите задания, которые должны выполнить на уроке. (Учитель сообщает основные задачи урока) 3. Строевые упражнения (Повороты направо, налево, кругом) 4. Ходьба и ее разновидности с выполнением упражнений на координацию (Игра «Слушай меня»): - на носках руки вверх; - на пятках, руки в стороны; - на внешней части стопы, руки на поясе; - на внутренней части стопы, руки за голову; - в полуприседе, руки за спину; - в полном приседе, руки на колени. 5. Бег в медленном темпе с изменением направления движения: - противоходом; - змейкой поперёк и вдоль зала; - бег через барьеры; - бег в парах. 6. Ходьба, восстановление дыхания, строевые упражнения в движении: - взять гимнастическую палку по ходу движения; - перестроение колонны по четыре 7. О.Р.У. на месте с гимнастической палкой: Цель: подготовить организм к предстоящей нагрузке. - Начнём разминку. Как вы считаете, для чего мы делаем разминку? (подготовить организм к предстоящей нагрузке) 7.1. И. п. — о. с., палка внизу 1 — палку вверх, левую ногу назад на носок; 2 — принять и. п.; 3 — палку вверх, правую ногу назад на носок; 4 — принять и. п. 7.2. И. п. — о. с., палку внизу держать за края 1 — провернуть ее за спину; 2 — провернуть палку в и. п.
7.3. И. п. – стойка ноги врозь, палка вверху, держать за края 1 – наклон влево, палку вверх; 2 – и.п.; 3 наклон вправо, палку вверх; 4 – и.п. 7.4. И.п. — стойка ноги врозь, палка на лопатках 1 — поворот туловища влево, палку вперёд; 2 — и.п.; 3 — поворот туловища вправо, палку вперёд; 4 — и. п. 7.5. И. п. — о. с., палка на лопатках Упражнение «Пружинка». Полуприседания с поворотами туловища 7.6. И. п. – узкая стойка ноги врозь, палка на груди 1 — присесть, палку вперед; 2 — и.п. 7.7. И. п. — ноги врозь, палка впереди, держать за края. 1 – скрестный мах левой ногой вперед; 2 – и.п.; 3 – скрестный мах правой ногой вперед; 4 – и.п. 7.8. И. п. — о. с., палка внизу 1 — выполнить выпад шагом правой ногой вправо, палку вверх; 2 — и. п.; 3 — 4 — выпад с другой ноги. 7.9. И. п. – руки на поясе, палка лежит справа. На каждый счет перепрыгивать боком через палку.
8. Упражнения в парах. И. п. – стоя лицом друг к другу, палка внизу спереди. 1 – Одновременно мах левой ногой в сторону, палка вверх. 2 – И. п. То же на другой ноге. 8.2. И. п. – стоя спиной друг к другу, палка вверху над головой. 1 – Одновременно выпад вперед левой ногой. 2 – И. п. То же другой ногой. 8.3. И. п. – стоя лицом друг к другу на расстоянии трех – четырех шагов. Перебрасывание палки горизонтально двумя руками хватом снизу, сверху; то же – бросать палку так, чтобы она все время сохраняла вертикальное положение. Убрать гимнастические палки. | 1 мин.
1 мин.
30 сек.
30 сек.
3 мин.
1 мин.
6 мин. 30 сек.
6-8 повтор.
6-8 повтор.
6-8 повтор.
6-8 повтор.
6-8 повтор.
6-8 повтор.
6-8 повтор.
6-8 повтор.
6-8 повтор.
1 мин. Повторить 6-8 раз
Повторить 6-8 раз
Выполнять в течение 30 сек.
| Обратить внимание на внешний вид учеников
Предложить выбрать смайлик
Познакомить с задачами урока (Работа с опорными таблицами)
Обратить внимание на четкость выполнения команд Смотреть прямо перед собой, соблюдать дистанцию
Спина прямая, контроль рук
Соблюдать дистанцию, бежать упруго на стопе
Глубокий вдох через нос, выдох всей грудью через рот; соблюдать дистанцию, держать гимнастическую палку в правой руке, перестроение по разметке
Выполнять под счет; палка вверх – вдох, палка вниз – выдох; палкой не размахиваем, после выполнения каждого упражнения палку возвращаем строго в и.п. Спина прямая, выполнять движения скоординировано, голову не наклонять Глубже наклон, ноги прямые, смотрим вперёд; следим за дыханием
Больше поворот, смотрим в сторону поворота, ноги неподвижны
Неглубокий присед, при повороте ноги неподвижны
Выполняем присед глубже, пятки стараемся от пола не отрывать, руки выносим прямо перед собой Мах выше, нога прямая; ногой касаемся палки
При выпаде спина прямая, смотрим прямо перед собой, контролируем правильное дыхание
Прыжки выполняем легко, на передней части стопы, при приземлении сгибаем ноги в коленях Махи выполняем одновременно, выше; спина прямая, смотрим прямо перед собой
Выпад выполняем одновременно, руки прямые; при выпаде слегка прогнуться назад
Осуществляем непрерывный зрительный контроль за палкой
Класс, напра-во! В обход налево шагом марш! Проходя по залу, ставим на место гимнастические палки. |
2 часть. Основная – 25 мин. | ||
Цель этапа: обеспечить активную учебную работу учащихся класса для получения конкретных знаний (овладение учащимися умениями и навыками при выполнении упражнений на гимнастической скамейке с переходом на гимнастическую стенку разноименным и одноименным способами передвижений). | ||
1. Работа по отделениям. Круговая тренировка. - «Класс, по три рассчитайсь!» Первые 3 номера остаются на месте, 4-6 – делают 2 шага вперёд, 7-9 номера – 4 шага вперёд, 10-12 – стоят на месте, 13-15 – делают 2 шага вперёд, 16-19 номера – 4 шага вперёд. (Дети разбиваются на 6 отделений и выполняют по кругу 6 заданий, на выполнение каждого задания отводится 7 минут. Учитель контролирует выполнение заданий учащимися). 1.1. Передвижение одноимённым и разноимённым способом на гимнастической стенке. 1.2. Лазание по наклонной гимнастической скамейке в приседе, в упоре стоя на коленях. 1.3. Перелезание через коня (двумя способами: перевалом, с опорой на руку). 1.4. Упражнение в метании и ловле мяча (корзина). Метание мяча на точность (попадание в корзину). 1.5. Упражнения в равновесии. Наиболее ценным в прикладном отношении является расхождение вдвоем на узкой площади опоры (рис. а, б). Существуют два способа расхождения: а) один из занимающихся принимает упор присев или ложится на живот поперек бревна или иной повышенной опоры, а другой перешагивает через него; б) захватом за плечи – встречаясь, партнеры обхватывают плечи друг друга, выставляют вперед одноименные ноги до касания пятками и по команде одного, поднимаясь на носки и поддерживая друг друга, выполняют поворот кругом, после чего расходятся, расцепляя захват и делая по шагу назад. 1.6. Прыжки в скакалку (прыжки вперёд двумя способами: «оловянный солдатик», «ножницы»). 2. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижения по наклонной гимнастической скамейке, лазания по канату (Игра «Десантники») Цель: развитие двигательных качеств: координации, силы, ловкости. «Ручей» (прыжок с одной гимнастической скамейки на другую, удерживаясь руками за канат). «Извилистая тропа» (бег «змейкой» между поворотными стойками). «Поваленное дерево» (перелезание через коня). «Штурм горного склона» (передвижение вверх по гимнастической скамейке, удерживаясь за канат. Переход на гимнастическую стенку, передвижение приставным шагом. Спуск вниз по гимнастической стенке). «Болото» (прыжки на батутах – ноги вместе). «Узкий лаз» (ползание по-пластунски под барьерами). 3. Подвижные эстафеты на материале гимнастики с основами акробатики 3.1. У впереди стоящего два мяча в руках. По сигналу он начинает движение вперёд, пробегает по скамейке, кладёт мячи в обруч. Возвращается, передаёт эстафету следующему ученику. Второй ученик начинает движение вперёд, берёт мячи, пробегает по скамейке и бежит с ними к команде. Передаёт их следующему игроку. 3.2. Подтягивание обеими руками одновременно по гимнастической скамейке на животе. 3.3. «Каракатица» — передвижение в упоре сзади на четвереньках лицом вперед. | 15 мин.
7 мин.
3 мин. | Освобожденные дети помогают проводить работу на станциях. Ещё раз напоминаю о технике безопасности и правилах работы на станциях. - Выполняем упражнения правильно, не спеша. Следим за точностью выполнения заданий. По окончании упражнения возвращаемся в конец колонны.
При перелазании через коня осуществляем страховку друг друга.
Напоминаю о технике безопасности. Страховку осуществляю на упражнении «Ручей», освобождённые учащиеся осуществляют страховку на упражнениях «Поваленное дерево», «Штурм горного склона», «Болото». На упражнении «Узкий лаз» учащиеся также осуществляют зрительный контроль за барьерами.
Подробно объясняю и показываю каждое задание. Напоминаю о правилах работы в команде. Обращаю внимание на осторожное прохождение гимнастической скамейки.
|
3 часть. Заключительная – 5 мин. | ||
Цель этапа: приведение организма в оптимальное для последующей деятельности состояние. | ||
1. Малоподвижная игра «Слепыши». Цель: восстановление организма. - Построение в одну шеренгу, повороты на месте с закрытыми глазами. 2. Подведение итогов Цель: создание ситуации самооценки и самоанализа. - Подведение учащихся к пониманию темы урока (подвести учащихся к цели и узнать оправдывает ли цель достигнутых результатов на уроке и каких?)
3. Рефлексия. Цель: организовать рефлексию собственной учебной деятельности. - Снова посмотрите на слайд, у кого поменялось настроение, сделайте шаг вперед? Что понравилось? Что получилось? Над чем необходимо работать? (способствовать умению учащихся анализировать свои действия на уроке). 4. Самооценка: «отлично» - обнимает себя; «хорошо» - гладит себя по голове; «удовлетворительно» - руки на пояс. 5. Домашнее задание: Цель: мотивировать детей на ежедневные индивидуальные занятия. - Совершенствовать прыжки в скакалку разными способами; - Выполнять сгибание и разгибание рук в упоре лёжа за 30 с.; - Составить комплекс упражнений на координацию с применением возможностей ИКТ. - Спасибо, дети, за урок! Организованно выходим из спортивного зала. «Налево шагом - марш!» | 30 сек
1 мин.
1 мин.
30 сек.
1 мин. |
Какую же тему мы сегодня проходили на уроке? Какие упражнения прикладного характера мы сегодня повторили? Выполняя гимнастические упражнения прикладного характера, вы развивали физические качества. Как вы думаете, какие? Преодолевая препятствия, вы совершенствовали навыки, какие и для чего они вам нужны? Ответ учащихся: Вырабатывают готовность к деятельности в экстремальных условиях.
Отметить старательных учеников
Обратить внимание на эмоциональное состояние учащихся
При выполнении д.з. обращать внимание на положение тела: ноги, спина и шея – одна прямая линия |