Класс: 3УМК: «Перспектива» Урок№21.
Тема "Практическая работа№6 «Состав почвы.»Плодородие как главное свойство почвы.".
Цели:продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли,ее главным отличием от горных пород – плодородием; развивать исследовательские навыки: мышление, наблюдательность, любознательность;научиться в процессе опытов установят состав почвы;
воспитывать детей быть наблюдательными и бережливыми в дальнейшей жизни; коррекция зрительно – пространственных действий, пространственной организации предметных действий и вербально – образного эквивалента окружающего пространства (понятий, обозначающие реальные предметы) в сознании ребёнка.
Формируемые УУД:
Познавательные:развивать умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, разрабатывать план ее решения;извлекать информацию из учебного текста, перерабатывать ее, самостоятельно делать выводы и обобщения и представлять их в виде текста и иллюстрации.
Регулятивные:создавать условия для самостоятельного определения целей и задач урока;продолжить развивать умение определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцами, представленными на слайдах презентации;корректировать выполнение задания в соответствии с представленной инструкцией.
Коммуникативные:развивать умение участвовать в диалоге, слушать и слышать своих партнеров в ходе групповой, парной и фронтальной работ;формировать умение доказывать свою точку зрения, объяснять свой выбор, строить высказывания, задавать вопросы и отвечать на поставленные.
Личностные:прививать детям общечеловеческие нравственные ценности и чувства взаимопомощи.
Оборудование:Учебник «Окружающий мир», ч. 1, рабочая тетрадь, презентация,интерактивная доска, оборудование для проведения опыта(стакан с водой,почва, спиртовка, стекло)
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1.Индивидуальный пересказ у доски 3-4 уч-ся.
2. Тест.
3.
III. Актуализация знаний учащихся.
-Давайте,еще раз перечислим какими свойствами обладает почва(Темная,рыхлое,сыпучее,имеет запах,водопроницаема,теплопроводна,плодородна).
- А как вы понимаете это слово – плодородие? Из каких слов оно состоит?
- Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём проделав опыты и определим из чего же состоит почва.
Практическая работа «Исследование состава почвы».
О п ы т 1.
- Внимательно прочитайте инструкцию к первому опыту. Как будете выполнять этот опыт? ( Берём стакан с водой и бросаем в него комок сухой почвы, наблюдаем)
- Что интересного увидели? (Из почвы выходят пузырьки воздуха – это говорит о том, что в почве есть воздух)
- Молодцы! Фиксируем вывод в тетради.
О п ы т 2.
( Насыпаем на стекло комочек свежей почвы, стекло закрепляем в держатель, равномерно нагреваем над огнём, над хорошо нагретой землёй держим холодное стекло)
- Что наблюдаете? (Стекло стало влажным – значит в почве есть вода). Можно еще на салфетку положить комочек почвы и согнув прижать,при этом салфетка промокнет,что тоже доказывает наличие воды.
- Молодцы! Фиксируем вывод в тетради.
О п ы т 3.
Высушенный комочек почвы положим на металлическую пластинку и нагреем на спиртовке (над почвой появляется дым и ощущается неприятный запах). Сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных и придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется наличием в ней перегноя.
Вывод - в почве есть перегной.
О п ы т 4.
Высыпаем остаток прогретой почвы в стакан с водой, размешиваем и даём отстояться (песок осел на дно, вода сначала была мутной, а потом осела и глина, вода стала светлее).
Вывод - в почве есть глина и песок.
О п ы т 5.
1) Профильтруем воду, в которой долго находилась почва (на фильтре увидим остатки растений, перегной, песок, глину).
2) Профильтрованную воду нальём на стекло и подержим над спиртовкой (на стекле увидим белый налёт).
Вывод- в почве есть минеральные соли.
Каждый вывод фиксируется в тетради.
- На основе проделанных опытов попробуйте самостоятельно сделать вывод, что входит в состав почвы. (В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли).
IV.Виды почв в Татарстане.(рефераты)
(выступление учащихся)
V. Закрепление.
1)-Докажите мне ,что в состав почвы входит воздух(вода, перегной,песок и глина, минеральные соли)
2)Тест.
1.Выберите правильное определение почвы.
А) верхний слой земли, где есть песок и глина;
Б) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода;
В) верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
2. Какая главная часть почвы?
А) перегной
Б) песок
В) глина
3. Что образуется из перегноя под действием микробов?
А) вода
Б) воздух
В) минеральные соли
4. Что образуется из остатков умерших растений и животных?
А) песок
Б) глина
В) перегной
5. Самая богатая перегноем почва:
А) глинистая
Б) чернозём
В) песчаная
6. Что входит в состав почвы?
а) Перегной, пластик, земля, растения.
б) Песок, вода, глина, стекло, животные.
в) Перегной, минеральные соли, вода, песок воздух, глина.
7. Как обнаружить в почве воздух?
а) Осторожно опустить кусок почвы в воду.
б) Промыть струёй воды.
в) Прокалить почву на огне.
8. Какая почва более плодородная?
а) Песчаная.
б) Суглинистая.
в) Чернозёмная.
9.Что такое перегной?
а) Гнилые продукты.
б) Корни растений.
в) Перегнившие остатки растений и животных.
10. Какие живые организмы способствуют образованию почвы?
а) Волки и олени.
б) Лишайники и мхи.
в) Шмели и жужелицы.
11. Какое из перечисленных свойств почвы является главным?
а) Водопроницаемость.
б) Наличие минеральных солей.
в) Плодородие.
г) Среда обитания животных.
V.Рефлексия.
- Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?
V1.Итог урока задание на дом. Повторить по учебнику стр.74-75, записи в тетради , желающим реферат об охране почв.