«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

План-конспект открытого урока "Металлы"

План-конспект открытого урока "Металлы"

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки



















Открытый урок по теме «Металлы - простые вещества» для учащихся 8 классов.

Учитель: Беленкова Юлия Александровна

ГУО СШ№45 г.Могилева 2017-2018 учебный год.































Урок химии в 8в классе (С элементами системно-деятельностного подхода).

Тема: Простые вещества – металлы.

цели урока:

Обучающие - Повторить особенности строения металлов. Ознакомиться с общими физическими свойствами металлов и их значением.

Воспитательные - воспитывать культуру общения через работу в парах.

Развивающие - развивать умение вести наблюдение, анализировать информацию, выделять главное, способствовать развитию познавательного интереса.

Методы обучения:

- словесные (беседа, рассказ);

-практические; (выполнение лабораторной)

-наглядные (презентации)

-частично-поисковые (проектная деятельность, инструктивные карточки)

методические приемы – работа с текстом, лабораторная работа, самостоятельная работа с текстом учебника и со слайдами презентации, взаимопроверка результатов, работы в паре.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование:

  • Презентация в PowеrPoint.

  • Телевизор

  • Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

  • Учебник: И. Е. Шиманович, Химия, 8 класс,

  • Инструктивная карточка для проведения данного урока

  • наборы коллекций металлов, инструктивная карта для проведения лабораторной работы.

  • интернет – ресурсы.

Ход урока.

II. Организационный момент урока.

II. Актуализация знаний.

III. Изучение физических свойств металлов.

IV.Проектная деятельность по теме «Значение металлов»



Учитель: Приветствует детей,знакомит с присутствующими коллегами .

Учитель: Обратите внимание, на ваших столах лежит карточка-тест по теме «Металлы» Посмотрите, прочтите и отложите в сторонку. (Стадия осмысления)

Карточка-тест.

Закончите предложения.

1. У металлов на внешнем энергетическом уровне ……….электрона.

2. У всех металлов имеется ………………………….блеск.

3. Все металлы по агрегатному состоянию……………….., за исключением…………

4. Все металлы……………………………цвета, за исключением металлов ……………...

5. Все металлы проводят……………………………….

6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них………………связи.

7. Определите тип химической связи: Н2, Na, K Cl, H Cl

Учитель. Прежде чем мы запишем тему урока, я попрошу вас послушать мой рассказ.(Формируем потребность в знании)

В одном Менделеевском царстве, периодическом государстве в семиэтажном дворце поселились коренные жители. Называли их в зависимости от местожительства в занимаемых комнатах.

Впрочем, догадайтесь сами. Одни жители в этом дворце были бедны, но беспечны. Хотя в карманах у большинства из них было мало монет, никто не горевал по этому поводу. Если же заводилась хоть одна лишняя монета, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от неё избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.

Другие жители - «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свои монеты они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще. Не смотря на разное материальное благополучие – бедные жители и знать были уверенны в себе и жили под девизом «мой дом - моя крепость».

Учитель. (Подвожу к осознанию темы)

Скажите, о каких жителях царства идёт речь? (Металлы и неметаллы).

С какими простыми веществами мы познакомились на прошлом уроке? (Неметаллами)

Какие вещества называются простыми?

Значит тема нашего урока (Формулируют сами учащиеся)

«Простые вещества-металлы»

(запись в тетрадь) (Слайд№1)

Учитель. Давайте вместе спланируем нашу работу.

Вспомним,что обозначает термин – химия?

Учащиеся. Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Учитель. Поработаем с определением. Что мы можем узнать о металлах, исходя из определения? Дискуссия. ( Планируем совместную деятельность с учениками.) (Слайд№2)

План изучения темы.

1.Повторить особенности строения металлов и металлическую связь.

2.Познакомиться с общими физическими свойствами металлов.

3.Выяснить значение металлов.

Учитель. И так повторим особенности строения атомов металлов и связь, которая для них характерна, а на основании знаний о связи познакомимся с физическими свойствами металлов. Запишем в тетрадь информацию для запоминания(Слайд№3).Вернёмся к рассказу. (Слайд№4).

Работаем в парах по инструктивной карте№1 . Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповые методы) (Приложение 1).Время на выполнение заданий -5 минут.

Учитель. Учащиеся осуществляют контроль. Проверяем задание №1.(Работа по периодической системе) с классом. Двое учащихся представляют схему на доске. (Обсуждение).

Делаем вывод о положении металлов согласно, предложенных схем. Переносим схемы на периодическую таблицу ( Слайд№5).

Учитель. Ребята, какая схема более правильная и почему?

Учитель. Трое учащихся у доски готовят к проверке (Задание №2,№3 инструктивная карта-приложение 1.)

Проверяем. Работаем по заданию№4.Делаем вывод о строении металлов и наличии металлической связи.

Учитель. Внимание видеосюжет. Старинная легенда. (Простые вещества металлы и неметаллы – кадр №2)

http://fcior.edu.ru/card/11249/prostye-veshestva-metally-i-nemetally.html

Учитель: Почему царь назвал кузнеца главным? (проблемный вопрос)

Изучение физических свойств металлов.

Учитель. Ребята, давайте вспомним строение кристаллической решётки металлов.

Какие частицы находятся в узлах кристаллической решётки? (положительные ионы и атомы металлов)

Какие частицы перемещаются между положительными ионами и атомами металлов. (Электроны)

Почему эти электроны называются свободными?

Учитель Внимание-видеосюжет. (Общая характеристика металлов. Значение металлов в природе и жизни человека. Кадр№3)

http://fcior.edu.ru/card/11249/prostye-veshestva-metally-i-nemetally.html

Какие физические свойства обуславливают свободные электроны? Запишите их в тетрадь в процессе просмотра видеосюжета.

Учитель. Теоритически с физическими свойствами металлов мы познакомились. А теперь давайте познакомимся на практике. Для этого проведём лабораторную работу. Работаем по инструктивной карте. (Приложение 2).Время-5 минут.

Не забываем правила работы по ТБ : (Вспоминаем в процессе беседы)

  • Выполняй работу строго по инструкции.

  • При выполнении работы будь аккуратен.

  • Во время эксперимента не отвлекайся.

  • Фиксируй результаты.

Учитель: Сделаем вывод. Какие физические свойства характерны для металлов? Какие физические свойства обуславливают свободные электроны?

Вернёмся к проблемному вопросу. Почему кузнеца,царь назвал главным? (Дискуссия)

Ответы учащихся, основанные на строении металлов ( Кристаллическая решётка, металлическая связь, характерные физические свойства)

Учитель (Работа с учебником) (страница 87)

На основании данных таблицы ,сравните физические свойства металлов и неметаллов).Учащиеся делают вывод, сравнивая агрегатное состояние, виды химической связи и физические свойства).

Учитель. Скажите, пожалуйста ,а зачем нам нужны знания о металлах?

Учащиеся выступают с проектами по темам. (Презентации прилагаются)

1 презентация - металлы в нашей жизни.

2презентация - металлы в медицине.

3презентация - металлы в организме человека.

Учащиеся класса работают с планом «Резюме» (Слайд№6).Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (оценивание результатов деятельности товарищей)

Возвращаемся к вопросу. Учащиеся делают вывод о значении металлов в быту, медицине, в организме человека.

Учитель: Вернёмся к тестам – карточкам. (Работа с тестами) Передайте для проверки соседу по парте. Оцените работы , подпишите и передайте на первую парту.(Учим проводить взаимопроверку)

Рефлексия:

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал……

Было интересно, потому что…..

Такой урок интересен тем ……

Учитель: Домашнее задание на выбор. (Творческие задания)(Слайд№8)

Синквейн. Кластер. Интеллектуальная карта по теме «Металлы»

Всем спасибо за урок. Оценки. Дополнительные оценки продиктую после просмотра инструктивных карт.



















































Приложение 1.

Инструктивная карта к уроку на тему «Простые вещества-металлы»

Работа в группах.

В одном Менделеевском царстве, периодическом государстве в семиэтажном дворце поселились коренные жители. Называли их в зависимости от местожительства в занимаемых комнатах.

Впрочем, догадайтесь сами. Одни жители в этом дворце были бедны, но беспечны. Хотя в карманах у большинства из них было мало монет, никто не горевал по этому поводу. Если же заводилась хоть одна лишняя монета, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от неё избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.

Другие жители - «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свои монеты они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще. Не смотря на разное материальное благополучие – бедные жители и знать были уверенны в себе и жили под девизом «мой дом - моя крепость».

1.Укажите местожительство металлов в периодическом государстве?( Составьте схему)

2.Докажите с точки зрения строения атомов различия между жителями царства.

Строение атомов химических элементов.

Металлы

Неметаллы

№3

№7

№12

№17

Вывод: количество электронов на последней оболочке.



3.Докажи ,что бедные жители были уверены в себе? Механизм образования связи на примере лития №3.

4.Как данная связь называется?























Приложение2.

Инструктивная карта по выполнению лабораторной работы
"Физические свойства металлов"

Лабораторная работа «Физические свойства металлов»

Цель: Познакомиться с физическими свойствами металлов.

Оборудование: Поднос с набором металлов (алюминиевая проволока, медная проволока).



  1. Внимательно рассмотрите образцы и установите: твердыми или жидкими являются металлы. Зафиксируйте результат.

  2. Рассмотрите образцы металлов и определите цвет каждого из них. Зафиксируйте результат.

  3. Рассмотрите образцы металлов и определите есть ли у них блеск.

  4. Несколько раз перегните образцы металлов и, установите,  пластичны ли они? Зафиксируйте результат.

  5. Определите из жизненного опыта тепло и электропроводность металлов.

Металл

Твёрдость

цвет

Блеск

пластичность

Теплопроводность

Электро-

проводность

AL







Си















































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее