«Зимний фестиваль знаний 2025»

Пьеса А.М. Горького "На дне"

Презентация для урока по изучению пьесы Горького "На дне" История создания, основые герои, главные темы.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Пьеса «НА ДНЕ» Человек создан не для того, чтобы влачить цепи, а для того, чтобы, широко расправив крылья, парить над землей.  В. Гюго

Пьеса

«НА ДНЕ»

Человек создан не для того,

чтобы влачить цепи,

а для того, чтобы, широко

расправив крылья, парить над землей.

В. Гюго

«На дне» — самая известная пьеса Максима Горького. Пьеса была написана в конце 1901 — начале 1902 гг. Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни» . В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины» , изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 г. пьеса получила Грибоедовскую премию. Пьеса была разрешена к постановке только в МХТ, где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 г. в Московском Художественном Театре режиссёрами К. С. Станиславским, который также исполнил одну из центральных ролей (Сатин) и Немировичем-Данченко. К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз.

«На дне» — самая известная пьеса Максима Горького. Пьеса была написана в конце 1901 — начале 1902 гг. Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни» . В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины» , изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих.

В январе 1904 г. пьеса получила Грибоедовскую премию.

Пьеса была разрешена к постановке только в МХТ, где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 г. в Московском Художественном Театре режиссёрами К. С. Станиславским, который также исполнил одну из центральных ролей (Сатин) и Немировичем-Данченко. К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз.

Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру в связи с работой над постановкой пьесы

Макет ночлежки.

Рисунок, присланный Горьким Московскому

Художественному театру в связи с работой

над постановкой пьесы "На дне".

Наверху надпись Горького: " Это может дать общее

представление о внутренности ночлежки, но здесь

слишком просторно, слишком много воздуха ".

1902

кличка, напоминающая о его театральном прошлом. В перечне действующих лиц указан только его возраст: «лет под 40», нет даже имени, алкоголик. «Пропил я душу, старик... я, брат, погиб...» «Нет у меня здесь имени... это обидно - потерять имя! Даже собаки имеют клички... Без имени нет человека...» Пьеса заканчивается сообщением о самоубийстве Актера и репликой Сатина об испорченной песне.

кличка, напоминающая о его театральном прошлом. В перечне действующих лиц указан только его возраст: «лет под 40», нет даже имени, алкоголик.

«Пропил я душу, старик... я, брат, погиб...»

«Нет у меня здесь имени... это обидно - потерять имя! Даже собаки имеют клички... Без имени нет человека...»

Пьеса заканчивается сообщением о самоубийстве Актера и репликой Сатина об испорченной песне.

Тридцати трех лет. Человек без имени, в обращении к нему ночлежники используют его былой титул. Неизвестно, что его бросило на «дно», скорее всего пьянство.  Сочетание характерных для аристократа манер, словечек, остатков барского лоска с условиями грязной ночлежки часто создаст комический эффект в поведении этого самого, пожалуй, нелепого человека в пьесе. «А... ведь зачем-нибудь я родился... а?» Это трагедия человека, не заметившего, как прошла жизнь и слишком поздно осознавшего это.

Тридцати трех лет. Человек без имени, в обращении к нему ночлежники используют его былой титул. Неизвестно, что его бросило на «дно», скорее всего пьянство.

Сочетание характерных для аристократа манер, словечек, остатков барского лоска с условиями грязной ночлежки часто создаст комический эффект в поведении этого самого, пожалуй, нелепого человека в пьесе.

«А... ведь зачем-нибудь я родился... а?» Это трагедия человека, не заметившего, как прошла жизнь и слишком поздно осознавшего это.

«Девица, 24-х лет», сожительница Барона. От суровой и грязной жизни пытается спастись уходом в мечту, навеянную бульварными романами, один из которых, под названием «Роковая любовь», она читает в пьесе, подвергаясь насмешкам ночлежников и плача над прочитанным. Придумывает себе любовь, вычитанную из книжек, рассказывает о ней ночлежникам, сама в нее веря. В окружающей ее жизни Н. не видит ничего светлого. «Надоело мне... лишняя я здесь». Происшедшая в ночлежке трагедия толкает ее к уходу. Но в конце пьесы она вновь появляется на сцене - Ей отсюда нелегко, а может быть, и невозможно выбраться.

«Девица, 24-х лет», сожительница Барона. От суровой и грязной жизни пытается спастись уходом в мечту, навеянную бульварными романами, один из которых, под названием «Роковая любовь», она читает в пьесе, подвергаясь насмешкам ночлежников и плача над прочитанным. Придумывает себе любовь, вычитанную из книжек, рассказывает о ней ночлежникам, сама в нее веря.

В окружающей ее жизни Н. не видит ничего светлого. «Надоело мне... лишняя я здесь». Происшедшая в ночлежке трагедия толкает ее к уходу. Но в конце пьесы она вновь появляется на сцене - Ей отсюда нелегко, а может быть, и невозможно выбраться.

картузник, 45 лет Все люди на земле — лишние. Шум — смерти не помеха. Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть? Все хотят порядка, да разума нехватка. А кто пьян да умён — два угодья в нём… Вовремя уйти всегда лучше. На что мне совесть? я – небогатый! Люди все живут…как щепки по реке плывут Всё сказки Лубенникова Е.В. ГБОУ №1368 Москва

картузник, 45 лет

Все люди на земле — лишние.

Шум — смерти не помеха.

Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?

Все хотят порядка, да разума нехватка.

А кто пьян да умён — два угодья в нём…

Вовремя уйти всегда лучше.

На что мне совесть? я – небогатый!

Люди все живут…как щепки по реке плывут

Всё сказки

Лубенникова Е.В. ГБОУ №1368 Москва

«слесарь, 40 лет». В ночлежке оказался недавно из-за тяжелых обстоятельств - болезни жены - чувствует себя среди ночлежников чужим. У него есть рабочее место, инструменты. К обитателям ночлежки относится с презрением «…Я - рабочий человек... мне глядеть на них стыдно...» Он стремится вырваться из ночлежки: «Вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Вот... умрет жена... » Клещ суров и черств по отношению к жене, хотя, тяжело переживает ее болезнь и смерть. К концу действия он становится терпимее и внимательнее к окружающим.

«слесарь, 40 лет». В ночлежке оказался недавно из-за тяжелых обстоятельств - болезни жены - чувствует себя среди ночлежников чужим. У него есть рабочее место, инструменты. К обитателям ночлежки относится с презрением «…Я - рабочий человек... мне глядеть на них стыдно...» Он стремится вырваться из ночлежки: «Вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Вот... умрет жена... » Клещ суров и черств по отношению к жене, хотя, тяжело переживает ее болезнь и смерть. К концу действия он становится терпимее и внимательнее к окружающим.

«54 года, содержатель ночлежки». Он женат на женщине, вдвое моложе его, живет не только платой на ночлежку, но и скупкой краденого у Пепла, о чем знают все его квартиранты. Жильцы не любят Костылева., относятся к нему насмешливо, дерзят. Вместе с женой он издевается над Наташей, свояченицей, в их доме постоянные драки. В момент одной из них Наташе обварили кипятком. из самовара ноги. Пепел, заступаясь за Наташу, ударил Костылева и невольно убил его.

«54 года, содержатель ночлежки». Он женат на женщине, вдвое моложе его, живет не только платой на ночлежку, но и скупкой краденого у Пепла, о чем знают все его квартиранты. Жильцы не любят Костылева., относятся к нему насмешливо, дерзят.

Вместе с женой он издевается над Наташей, свояченицей, в их доме постоянные драки. В момент одной из них Наташе обварили кипятком. из самовара ноги. Пепел, заступаясь за Наташу, ударил Костылева и невольно убил его.

28 лет, вор. Это «аристократ» в среде ночлежников — у него здесь отдельная комната.  Для ночлежников свой человек. У него водятся деньги, и он дает товарищам по их просьбе на выпивку Такой образ жизни не дает ему удовлетворения. «Иди... со мной, — говорит он Наташе, — ...брошу воровство!.. Я грамотный... буду работать... я чувствую: надо жить... иначе!.. Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать... оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня... Назови ты... Наташа... пожалей меня! Несладко живу... волчья жизнь мало радует...»

28 лет, вор. Это «аристократ» в среде ночлежников — у него здесь отдельная комната. Для ночлежников свой человек. У него водятся деньги, и он дает товарищам по их просьбе на выпивку Такой образ жизни не дает ему удовлетворения.

«Иди... со мной, — говорит он Наташе, — ...брошу воровство!.. Я грамотный... буду работать... я чувствую: надо жить... иначе!.. Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать... оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня... Назови ты... Наташа... пожалей меня! Несладко живу... волчья жизнь мало радует...»

Крючник. В ряде случаев ночлежники называют его Асаном, иногда князем — распространенной в то время обидной для татар кличкой. Татарин — своеобразный резонер, проповедующий необходимость соблюдения морали и общечеловеческого закона. Большинство его реплик в произведении именно такого характера. «Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон терял — пропал!.. Не обижай человека — вот закон!» Но поучения Татарина выглядят комично в обществе, живущем не по законам и вне обычной морали.

Крючник. В ряде случаев ночлежники называют его Асаном, иногда князем — распространенной в то время обидной для татар кличкой. Татарин — своеобразный резонер, проповедующий необходимость соблюдения морали и общечеловеческого закона. Большинство его реплик в произведении именно такого характера. «Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон терял — пропал!.. Не обижай человека — вот закон!» Но поучения Татарина выглядят комично в обществе, живущем не по законам и вне обычной морали.

странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения, которые он находит практически для каждого из обитателей ночлежки  После появления старика Луки, для которого ложь во спасение правде равносильна, в пьесе лицом к лицу сталкиваются правда и ложь — две противоборствующие силы.  Лубенникова Е.В. ГБОУ №1368 Москва

странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения, которые он находит практически для каждого из обитателей ночлежки

После появления старика Луки, для которого ложь во спасение правде равносильна, в пьесе лицом к лицу сталкиваются правда и ложь — две противоборствующие силы.

Лубенникова Е.В. ГБОУ №1368 Москва

Не всегда правдой душу вылечишь Человека приласкать никогда не вредно Ни одна блоха — не плоха. все — черненькие, все — прыгают Так, без причины, и прыщ не вскочит Все мы на земле странники Человек должен уважать себя Человек все может… лишь бы захотел Он {человек} — каков есть — а всегда своей цены стоит Во что веришь, то и есть Христос всех жалел и нам велел Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил  Всяко живет человек…как сердце налажено, так и живет Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь

Не всегда правдой душу вылечишь

Человека приласкать никогда не вредно

Ни одна блоха — не плоха. все — черненькие, все — прыгают

Так, без причины, и прыщ не вскочит

Все мы на земле странники

Человек должен уважать себя

Человек все может… лишь бы захотел

Он {человек} — каков есть — а всегда своей цены стоит

Во что веришь, то и есть

Христос всех жалел и нам велел

Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил Всяко живет человек…как сердце налажено, так и живет

Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь

«Лет под 40». Лишь в третьем акте из реплики Луки становится известно его имя: «Веселый ты, Костянтин... приятный». Раньше он «много читал книг», «был образованным человеком». Это подтверждается лексикой и всем строем речи. У Сатина независимый характер. Он может показаться циничным.  Он уже ни во что не верит и бравирует этим. Однако ему не чуждо сострадание, он хороший товарищ, окружающие относятся к нему с симпатией. Монологи Сатина подводят итог всему происшедшему в пьесе и формулируют этическую позицию автора.

«Лет под 40». Лишь в третьем акте из реплики Луки становится известно его имя: «Веселый ты, Костянтин... приятный». Раньше он «много читал книг», «был образованным человеком». Это подтверждается лексикой и всем строем речи. У Сатина независимый характер. Он может показаться циничным. Он уже ни во что не верит и бравирует этим. Однако ему не чуждо сострадание, он хороший товарищ, окружающие относятся к нему с симпатией. Монологи Сатина подводят итог всему происшедшему в пьесе и формулируют этическую позицию автора.

Кто слаб душой тем ложь нужна. Характер — вещь полезная. Многим деньги легко достаются, да немногие с ними легко расстаются. Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее. Дважды убить нельзя. В карете прошлого ни куда не уедешь. Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!

Кто слаб душой тем ложь нужна.

Характер — вещь полезная.

Многим деньги легко достаются, да немногие с ними легко расстаются.

Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее.

Дважды убить нельзя.

В карете прошлого ни куда не уедешь.

Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь?

Ложь — религия рабов и хозяев…

Правда — бог свободного человека!

Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга!  Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!  Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Лубенникова Е.В. ГБОУ №1368 Москва

Человек может верить и не верить… это его дело!

Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!..

Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно!

Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга!

Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!

Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!

Лубенникова Е.В. ГБОУ №1368 Москва

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее