«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Открытый урок с ЭОР

Тема и номер урока в теме «Часть слова. Приставка» 5 урок «Разграничение приставок и предлогов»

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Как отличить приставки от предлогов"


ФИО (полностью) Шибинская Инна Юрьевна

Место работы город-курорт Кисловодск, МБОУ Лицей №8

Должность учитель начальных классов

Предмет русский язык

Класс 2 класс

Тема и номер урока в теме «Часть слова. Приставка» 5 урок «Разграничение приставок и предлогов» УМК “Школа-2100”

Базовый учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. “Русский язык” М.: Баласс, 2011 г

Цель урока:

Развитие умения различать сходные приставки и предлоги.

Задачи урока:

развитие умения правильного написания приставок и предлогов со словами;

формирование умения работать с информацией;

содействовать воспитанию самостоятельности суждений учащихся, а также уважительного отношения к мнению других товарищ.

Планируемые результаты

личностные

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предметные , метапредметные

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и группе.

Тип урока повторительно-обобщающий урок

Формы работы учащихся групповая, фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование

  • магнитная доска, схемы-орфограммы;

  • индивидуальные пластиковые доски с маркером;

  • технические средства: компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока

Организационный момент.

Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.

Словарная работа.

А)На доске слова с пропусками. Хоровое орфографическое прочтение слов.

-Какое слово лишнее? Почему?

Ч---ЛОВЕК

---РТИСТ

С---БАКА

Т---ТРАДЬ

Б)Знакомство с новым словом.( Работа в орфографической тетради стр. 11)

-Почему слова написали с большой буквы? Назовите орфограмму.

ИН---ГДА

-По первым буквам прочитайте зашифрованное слово. ( Части)

Звукобуквенный анализ слова ЧАСТИ.

-О каких частях в русском языке мы можем говорить?(части речи, части слова)

Устная работа.

А) индивидуальная работа

Задание. Разделить понятия на 2 группы.

имя прилагательное

предлог

приставка

корень

глагол

окончание

суффикс

имя существительное

местоимение

междометие

2 ученика (самостоятельно) на доске выбирают “Части речи” и “Части слова” (“перетаскивают” в нужный столбик).

б) фронтальный опрос

У. – Наша речь состоит из…

Д. – предложений.

У.  – Предложения состоят из…

Д. – слов.

У.  –  Все слова нашей речи называются…

Д.  –  частями речи.

Проверка выполненного задания у доски.

У.  –  Назови части речи. Приведи примеры.

в) Игра «Убери лишнее» практическое задание ЭОР №1 (интерактивное задание)

- А вторую группу слов пока обговаривать не будем, так как у меня для вас есть задание и мне нужна ваша помощь. Согласны помочь?

Создание проблемной ситуации.

Детям по группам (их в классе 6 по 4 человека) выдаются карточки.

I-II группа

 

III-IV группа

 

V-VI группа

пушистой

заяц-беляк

елочкой

построил

дом

белочка

ветку

ветки

рыжая

прыгает

хорь

старый

забрался

пень

Учитель: Используя слова на табличках, составьте предложения. Форму слов менять нельзя. (Учащиеся стараются выполнить задание, но испытывают затруднения).

Проблема.

– У нас не может получиться предложение.

Учитель: Почему? Что вызвало у вас затруднение?

– Нам не хватает слов.

Учитель: Каких?

– Предлогов.

Учитель: Сможете ли вы без них составить свои предложения?

– Нет.

(Какую проблему мы с вами сегодня на уроке будем решать?)

Целеполагание.

На доске появляется таблица:

Проблема:

1. Для чего нужны предлоги?

2. Как они пишутся?

Открытие. Метод решения проблемы.

Учитель выдает детям карточки с предлогами, дети, используя их и слова, выданные ранее, составляют предложения.

Алгоритм нового действия (решение проблемы).

Учитель:Изменилось ли ваше решение проблемы после того, как я дала вам слова-помощников.

– Да, мы смогли выполнить задание.

Учитель: Что же у вас получилось в результате? Зачитайте предложения.

I-II группы: Заяц-беляк под пушистой елочкой построил дом.

III-IV группы: Рыжая белочка прыгает с ветки на ветку.

V-VI группы: Старый хорь забрался под пень.

Учитель: Докажите, почему это можно назвать предложениями.

– Они имеют законченную мысль.

– Слова в предложении связаны по смыслу.

Мини вывод.

–  Что такое предлог? Как пишутся предлоги?

Д.  –  Предлог – часть речи. Предлоги нужны для связи слов в предложении, они помогают выражать мысли точно и связно (например, направление движения: по лесу, к лесу; место: за лесом, у леса). Предлоги пишутся раздельно.

У.  –  А на как ты назовешь 2-ю группу понятий?

Д. – Части слова. Это приставка, корень, суффикс, окончание.

У. – Дай определение приставки. Как пишутся приставки?

Д. – Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки пишутся слитно.

У.– Как определить, есть ли в слове приставка?

Д.– Подобрать однокоренное слово с другой приставкой или без неё.

У.– Какие еще приставки знаете?

Игра «Выбери слова с приставками» фронтальная работа ЭОР №2 (анимация)

Объявление темы и целей урока.

У. – Тема урока: “Разграничение приставок и предлогов”.

У. – Почему про суффикс мы не говорим, что он пишется слитно со словом, а про приставку говорим?

Д. – Она пишется в начале слова. Ее можно спутать с предлогом, есть похожие предлоги и приставки.

У. – Да, мы в этом убедимся в следующем задании. Поэтому сегодня будем учиться находить приставки и предлоги в словах и предложениях, различать их и правильно писать. К концу урока составим сравнительную таблицу “Предлог. Приставка”. (Дети получают распечатку)

Предлог

Приставка

Как доказать, что перед нами предлог?_____________

Часть ________

Самостоятельно не употребляется.

Служит для _____________

Пишется ___________

Как доказать, что перед нами приставка?_____________

Часть ___________

Самостоятельно не употребляется.

Служит для ______________

Пишется ____________

У. – Как определить, где приставка, а где предлог?

Д. – Между предлогом и следующим словом можно поставить вопрос или другое слово.

Д. – Чтобы доказать, что в слове приставка, можно назвать родственные слова с другой приставкой или без нее; или можно назвать другие слова с такой же приставкой;

Собери определение приставки и предлога практическое задание ЭОР №3 (интерактивное задание)

Физминутка (пальчиковая гимнастика).

Работа по обобщению и систематизации знаний.

а)Самостоятельная практическая работа «Приставка или предлог» ЭОР №4 (интерактивное задание)


У. – Какие орфограммы встретились?

Д. – “Правописание предлога со словом”. “Правописание приставки со словом”.

Комментированная работа с текстом «Где приставка, где предлог» ЭОР №5 (интерактивное задание)

Дети работают “по цепочке” с комментированием.

Физминутка (глазная гимнастика).

Обобщенные знания по таблице. Тест. ЭОР №6 (тест)















Подведение итогов урока.

У. – Какие орфограммы повторяли?

У. – Почему нужно отличать друг от друга приставки и предлоги?

Д. – Есть похожие предлоги и приставки.

Обобщенные знания заносятся в таблицу. Дети работают самостоятельно.

Предлог

Приставка

  1. Как доказать, что перед нами предлог?

  2. Между предлогом и следующим словом можно поставить вопрос или другое слово.

  3. Часть речи.

  4. Самостоятельно не употребляется.

  5. Служит для связи слов в предложении.

  6. Пишется раздельно.

  1. Как доказать, что перед нами приставка?
    Можно назвать родственные слова с другой приставкой или без нее; или можно назвать другие слова с такой же приставкой.

  2. Часть слова.

  3. Самостоятельно не употребляется.

  4. Служит для образования новых слов.

  5. Пишется слитно.

Рефлексия

-Давайте оценим свою работу. Вспомним, что удалось повторить за урок?

- Что показалось трудным? - Какое задание было самым интересным?

- А с каким настроением вы уходите с урока выразите на смайлике и поместите на доску.





Приложение к плану-конспекту урока


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1






ЭОР №1 Перемести в ведро то, что не может быть приставкой и предлогом

Единая коллекция ЦОР


интерактивное задание


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ce043bb-bc8f-43a5-a0b3-3ad5f20bc60d/%5BNS-RUS_3-08%5D_%5BQS_129%5D.html


2

ЭОР №2 Выбери слова с приставками


Единая коллекция ЦОР


анимация


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a2d50e79-7fb5-4cb0-bb2f-fd614a196843/%5BNS-RUS_3-09%5D_%5BIG_132%5D.swf

3

ЭОР №3 Собери определение приставки

Единая коллекция ЦОР


интерактивное задание


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0bdd0522-1f93-4c2c-b2df-18d52af60507/%5BNS-RUS_3-08%5D_%5BID_126%5D.html

4

ЭОР №4 Приставка или предлог

Единая коллекция ЦОР


интерактивное задание


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0b34c6de-827f-4a66-9a09-83e4758b9c21/%5BNS-RUS_3-08%5D_%5BID_127%5D.html

5

ЭОР №5 Где приставка и предлог

Единая коллекция ЦОР


интерактивное задание


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d1c70777-fcce-4a3b-b414-16838ebbb9a3/%5BNS-RUS_3-09%5D_%5BTQ_131%5D.html

6

ЭОР №6 Тест

Единая коллекция ЦОР


тест


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a7136e55-59c5-410c-a963-c17212782340/%5BNS-RUS_3-08%5D_%5BQS_130%5D.html




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее