ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Как отличить приставки от предлогов"
ФИО (полностью) Шибинская Инна Юрьевна Место работы город-курорт Кисловодск, МБОУ Лицей №8 Должность учитель начальных классов Предмет русский язык Класс 2 класс Тема и номер урока в теме «Часть слова. Приставка» 5 урок «Разграничение приставок и предлогов» УМК “Школа-2100” Базовый учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. “Русский язык” М.: Баласс, 2011 г |
Цель урока:
Развитие умения различать сходные приставки и предлоги.
Задачи урока:
развитие умения правильного написания приставок и предлогов со словами;
формирование умения работать с информацией;
содействовать воспитанию самостоятельности суждений учащихся, а также уважительного отношения к мнению других товарищ.
Планируемые результаты
личностные
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Предметные , метапредметные
Познавательные УУД
1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и группе.
Тип урока повторительно-обобщающий урок
Формы работы учащихся групповая, фронтальная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование
магнитная доска, схемы-орфограммы;
индивидуальные пластиковые доски с маркером;
технические средства: компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока
Организационный момент.
Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
Словарная работа.
А)На доске слова с пропусками. Хоровое орфографическое прочтение слов.
-Какое слово лишнее? Почему?
Ч---ЛОВЕК
---РТИСТ
С---БАКА
Т---ТРАДЬ
Б)Знакомство с новым словом.( Работа в орфографической тетради стр. 11)
-Почему слова написали с большой буквы? Назовите орфограмму.
ИН---ГДА
-По первым буквам прочитайте зашифрованное слово. ( Части)
Звукобуквенный анализ слова ЧАСТИ.
-О каких частях в русском языке мы можем говорить?(части речи, части слова)
Устная работа.
А) индивидуальная работа
Задание. Разделить понятия на 2 группы.
имя прилагательное | предлог |
приставка | корень |
глагол | окончание |
суффикс | имя существительное |
местоимение | междометие |
2 ученика (самостоятельно) на доске выбирают “Части речи” и “Части слова” (“перетаскивают” в нужный столбик).
б) фронтальный опрос
У. – Наша речь состоит из…
Д. – предложений.
У. – Предложения состоят из…
Д. – слов.
У. – Все слова нашей речи называются…
Д. – частями речи.
Проверка выполненного задания у доски.
У. – Назови части речи. Приведи примеры.
в) Игра «Убери лишнее» практическое задание ЭОР №1 (интерактивное задание)
- А вторую группу слов пока обговаривать не будем, так как у меня для вас есть задание и мне нужна ваша помощь. Согласны помочь?
Создание проблемной ситуации.
Детям по группам (их в классе 6 по 4 человека) выдаются карточки.
I-II группа |
| III-IV группа |
| V-VI группа |
пушистой заяц-беляк елочкой построил дом | белочка ветку ветки рыжая прыгает | хорь старый забрался пень |
Учитель: Используя слова на табличках, составьте предложения. Форму слов менять нельзя. (Учащиеся стараются выполнить задание, но испытывают затруднения).
Проблема.
– У нас не может получиться предложение.
Учитель: Почему? Что вызвало у вас затруднение?
– Нам не хватает слов.
Учитель: Каких?
– Предлогов.
Учитель: Сможете ли вы без них составить свои предложения?
– Нет.
(Какую проблему мы с вами сегодня на уроке будем решать?)
Целеполагание.
На доске появляется таблица:
Проблема: 1. Для чего нужны предлоги? 2. Как они пишутся? |
Открытие. Метод решения проблемы.
Учитель выдает детям карточки с предлогами, дети, используя их и слова, выданные ранее, составляют предложения.
Алгоритм нового действия (решение проблемы).
Учитель:Изменилось ли ваше решение проблемы после того, как я дала вам слова-помощников.
– Да, мы смогли выполнить задание.
Учитель: Что же у вас получилось в результате? Зачитайте предложения.
I-II группы: Заяц-беляк под пушистой елочкой построил дом.
III-IV группы: Рыжая белочка прыгает с ветки на ветку.
V-VI группы: Старый хорь забрался под пень.
Учитель: Докажите, почему это можно назвать предложениями.
– Они имеют законченную мысль.
– Слова в предложении связаны по смыслу.
Мини вывод.
– Что такое предлог? Как пишутся предлоги?
Д. – Предлог – часть речи. Предлоги нужны для связи слов в предложении, они помогают выражать мысли точно и связно (например, направление движения: по лесу, к лесу; место: за лесом, у леса). Предлоги пишутся раздельно.
У. – А на как ты назовешь 2-ю группу понятий?
Д. – Части слова. Это приставка, корень, суффикс, окончание.
У. – Дай определение приставки. Как пишутся приставки?
Д. – Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки пишутся слитно.
У.– Как определить, есть ли в слове приставка?
Д.– Подобрать однокоренное слово с другой приставкой или без неё.
У.– Какие еще приставки знаете?
Игра «Выбери слова с приставками» фронтальная работа ЭОР №2 (анимация)
Объявление темы и целей урока.
У. – Тема урока: “Разграничение приставок и предлогов”.
У. – Почему про суффикс мы не говорим, что он пишется слитно со словом, а про приставку говорим?
Д. – Она пишется в начале слова. Ее можно спутать с предлогом, есть похожие предлоги и приставки.
У. – Да, мы в этом убедимся в следующем задании. Поэтому сегодня будем учиться находить приставки и предлоги в словах и предложениях, различать их и правильно писать. К концу урока составим сравнительную таблицу “Предлог. Приставка”. (Дети получают распечатку)
Предлог | Приставка |
Как доказать, что перед нами предлог?_____________ Часть ________ Самостоятельно не употребляется. Служит для _____________ Пишется ___________ | Как доказать, что перед нами приставка?_____________ Часть ___________ Самостоятельно не употребляется. Служит для ______________ Пишется ____________ |
У. – Как определить, где приставка, а где предлог?
Д. – Между предлогом и следующим словом можно поставить вопрос или другое слово.
Д. – Чтобы доказать, что в слове приставка, можно назвать родственные слова с другой приставкой или без нее; или можно назвать другие слова с такой же приставкой;
Собери определение приставки и предлога практическое задание ЭОР №3 (интерактивное задание)
Физминутка (пальчиковая гимнастика).
Работа по обобщению и систематизации знаний.
а)Самостоятельная практическая работа «Приставка или предлог» ЭОР №4 (интерактивное задание)
У. – Какие орфограммы встретились?
Д. – “Правописание предлога со словом”. “Правописание приставки со словом”.
Комментированная работа с текстом «Где приставка, где предлог» ЭОР №5 (интерактивное задание)
Дети работают “по цепочке” с комментированием.
Физминутка (глазная гимнастика).
Обобщенные знания по таблице. Тест. ЭОР №6 (тест)
Подведение итогов урока.
У. – Какие орфограммы повторяли?
У. – Почему нужно отличать друг от друга приставки и предлоги?
Д. – Есть похожие предлоги и приставки.
Обобщенные знания заносятся в таблицу. Дети работают самостоятельно.
Предлог | Приставка |
|
|
Рефлексия
-Давайте оценим свою работу. Вспомним, что удалось повторить за урок?
- Что показалось трудным? - Какое задание было самым интересным?
- А с каким настроением вы уходите с урока выразите на смайлике и поместите на доску.
Приложение к плану-конспекту урока
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1
| ЭОР №1 Перемести в ведро то, что не может быть приставкой и предлогом | Единая коллекция ЦОР
| интерактивное задание
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ce043bb-bc8f-43a5-a0b3-3ad5f20bc60d/%5BNS-RUS_3-08%5D_%5BQS_129%5D.html
|
2 | ЭОР №2 Выбери слова с приставками
| Единая коллекция ЦОР
| анимация
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a2d50e79-7fb5-4cb0-bb2f-fd614a196843/%5BNS-RUS_3-09%5D_%5BIG_132%5D.swf |
3 | ЭОР №3 Собери определение приставки | Единая коллекция ЦОР
| интерактивное задание
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0bdd0522-1f93-4c2c-b2df-18d52af60507/%5BNS-RUS_3-08%5D_%5BID_126%5D.html |
4 | ЭОР №4 Приставка или предлог | Единая коллекция ЦОР
| интерактивное задание
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0b34c6de-827f-4a66-9a09-83e4758b9c21/%5BNS-RUS_3-08%5D_%5BID_127%5D.html |
5 | ЭОР №5 Где приставка и предлог | Единая коллекция ЦОР
| интерактивное задание
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d1c70777-fcce-4a3b-b414-16838ebbb9a3/%5BNS-RUS_3-09%5D_%5BTQ_131%5D.html |
6 | ЭОР №6 Тест | Единая коллекция ЦОР
| тест
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a7136e55-59c5-410c-a963-c17212782340/%5BNS-RUS_3-08%5D_%5BQS_130%5D.html |