Как-то много лет назад посадили странный сад. Не был сад фруктовым – был он только словом. Это слово – разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – стало много новых слов.
Состав слова (закрепление)
Тема: «Состав слова»
Минутка чистописания
з, п, с, н, г, ш, в, к, д, ф, т, ж, б.
Основа-
Корень
Суффикс
Приставка
Окончание
“ Узнай, кто это ” .
Кто рыбачит на реке С тонкой удочкой в руке?
Кто хлопочет с поварёшкой, Варит вкусный суп с картошкой?
Что общего во всех этих словах?
“ Острое ухо ” .
Ваша задача такова: запомнить все родственные слова из стихотворения.
– Какие родственные слова услышали?
Какой корень в этих словах?
Подберите как можно больше однокоренных слов .
ход
бег
шел
Допишите нужную по смыслу приставку
На
… висла
тяжёлая туча,
по
… лил
за
… сверкала
молния ,
дождь. Ребята
… бежали
по
домой . Они
про
… мокли
до нитки.
Физминутка
Задание:
Добавьте к словам суффиксы, чтобы
получилось название профессий людей:
Сад, фокус, трактор, баян, груз.
Составьте словосочетания со значением уменьшительности и ласкательности:
Берёза, заяц,
белый, молодая.
Молоденькая березка,
беленький зайчонок
Без
и пруд
не вытащишь
из
рыбка труд
Без труда
не вытащишь
и рыбку из пруда
Школьник, при разборе слова Окончанье и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка - впереди.
Тест
1.Часть слова без окончания называется Е – корень У – основа
2.Чтобы найти корень надо Л – изменить форму слова М – подобрать однокоренные слова
3.Окончание – это Н – изменяемая часть слова П – неизменяемая часть слова
4.Суффикс служит И – для образования новых слов Ы – для образования формы слова
5.Приставка стоит Х – после корня К – перед корнем
6.Приставка, корень, суффикс И – образуют основу слова Я – не образуют основу слова
слово УМНИКИ
Отгадайте слово :
а) его корень в слове « вязать », приставка в слове « замолчать », суффикс в слове « сказка », окончание в слове « рыба »;
ЗАВЯЗКА
в) его корень в слове « снежинка », приставка в слове « подъехал », суффикс в слове « лесник », окончание в слове « ученик ».
ПОДСНЕЖНИК
Пусть радуют отличные оценки,
Скорей зовёт звонок на переменку.
Мы думаем, что все ребята заслужили хороших оценок и весёлой переменки.
М О Л О Д Ц Ы !
В конце урока я ещё раз хочу убедиться,
что наши уроки по изучению состава слова
прошли не зря.
Я загадаю вам грамматическую загадку.
Будьте внимательны!
Корень мой находится в «цене»
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «приставке» все встречали,
Вся же – в дневнике я и в тетради……
«Оценка»