«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Открытый урок Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных.

Знакомство с правилами речевого поведения, закрепление правописания имен собственных

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Учитель: Ахметзянова Нурия Искандаровна

МБОУ "СШ №43" г. Нижневартовск

1 класс урок русского языка

тема: Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных.

Цель: знакомство с правилами речевого поведения, закрепление правописания имен собственных.

Задачи:

  • научить правилам речевого общения

  • закрепить правила написания имен собственных

  • формировать умение запоминать правила правописания и применять их на письме.

  • формировать умение анализировать текст;

  • формировать умение наблюдать над значением слова, определять место звука в слоге

  • способствовать развитию речи, памяти и мышления

  • воспитывать культуру поведения при работе в парах и группах


Оборудование: ПК, интерактивная доска, интерактивный плакат «Имена собственные», презентация, учебник «Русский язык» 1 класс автор С.В. Иванов, рабочая тетрадь, карточки с загадками для групповой работы.













Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД


1.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

Обеспечить мотивацию уче­ния школьников, принятие ими целей урока

Слайд 1.


Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать Вас в классе,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать-
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Я желаю вам успешной работы на уроке русского языка.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!


- Итак, начнем наш урок.

-Выберите смайлик и покажите ваше настроение.



Проверяют готовность к уроку.

Положительный настрой на работу на уроке.

Регулятивные Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.


Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.


















2. Актуализация знаний

Цель: Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опор­ных знаний и способов дейст­вий, ценностных отношений)


Слайд2.

-Откройте учебники на с.30

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, на слайде.

-Прочитайте подписи к ним.

-Что объединяет рисунки?

-Почему важно знать свой возраст?

-Что такое возраст?

(возраст-период, ступенька в росте, развитии человека).

-Прочитайте, что говорится в рубрике «Обрати внимание» о возрасте на с.32

-В каких ситуациях надо знать и называть свой возраст?

-При знакомстве, при записи в кружок или секцию, на приеме у доктора вы называете не только свой возраст, но и свое имя и фамилию.

-А как пишутся имена людей?

-Почему?

Рассматривают иллюстрацию

Делают вывод

Отвечают на вопросы

Читают сведения















-С заглавной букв

-Это имена собственные








Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

5) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

6) формируем умение отвечать на вопросы, находить нужную информацию в учебнике



Регулятивные УУД

формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);



3. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы


Проанализируйте все, о чем мы сейчас говорили и попробуйте сказать какой теме будет посвящен наш урок? О чем будем говорить?

Какие задачи решать?

- Каую цель поставим на уроке?


-Сегодня на уроке мы разберем речевые ситуации, находясь в которых важно учитывать возраст человека, с которым вы общаетесь, закрепим знания об именах собственных.



Ребята, вы можете точно сказать, сколько вам сейчас лет? (в точности до месяца).

-Не все точно смогли сказать свой возраст. Интересно почему?

-Давайте прочитаем диалог на с.32 у.1

-Может, из диалога мы узнаем, почему вы точно не определили свой возраст.

-Почему же нельзя точно запомнить свой возраст?


Под руководством учителя формулируют учебную проблему.

Возраст. Поведение человека.

Имена собственные.





Не совсем.



4.Открытие нового знания


Работа в парах. Фиксация нового знания.

-Вспомните правила парной работы.

-Обсудите в парах задание

-Выберите из слов в скобках, такое чтобы у вас получилось правильное красивое предложение. Подчеркните это слово. Почитайте получившееся предложение.

-Обсуждение.

-Найдите в упражнении вопросительное предложение. Что послужило подсказкой?

- Прочитайте его с правильной интонацией.

-А как ответить на этот вопрос?

-А взрослому человеку можно задать такой вопрос?

-Проверьте свои предположения прочитав рубрику «Обрати внимание» на с.33

-Так кто из вас ответил правильно?


Работа в тетради

Запишите число

Выпишите 2 предложения





-Чтение диалога по ролям


-Возраст меняется, потому что мы растем, время идет.

















Строят предположения.



Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.


5.Применение нового знания.

Имена собственные.

Цель: Обеспечить вос­приятие, осмыс­ление и первичное закрепление уч-ся изучаемого мате­риала.

2.Создать содер­жательные и орга­низационные ус­ловия усвоения уч-ся материала урока

-Ребята у писателя А. Шибаева, с произведениями которого вы знакомились на уроках чтения - есть стихотворение, которое называется «Находка».

-Объясните значение слова «находка».

-Кто из вас что – нибудь находил?

-Я думаю, что находка из стихотворения должна вас удивить.

-Чтение стихотворения находка, хорошо читающим учеником. С. 33-34

-Прочитайте выделенные слова

Слайд3.

Мишка мишка

-Слова написаны по-разному. Почему?

-В речи есть слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение

Слайд3. Открыть иллюстрации.

-Так почему слово Мишка написано с заглавной буквы?

-какие еще слова относятся к именам собственным? Приведите примеры.










Чтение стихотворенияя «Находка»





Имеют разное значение. Мишка – имя собственное





Мишка – имя собственное

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;



6.Физминутка.




7.Продолжение работы по теме «Имя собственное»





















































































8.Закрепление.

Цель:

1.Установить пра­вильность и осоз­нанность изучен­ного материала.

2.Выявить про­белы первичного осмысления изу­ченного мате­риала, неверные представления уч-ся

3.Провести кор­рекцию выявлен­ных пробелов в осмыслении уч-ся изученного мате­риала


4.Обеспечить в ходе закрепления повы­шение уровня ос­мысления изучен­ного материала, глубины его пони­мания

-Ребята, отгадайте загадку:


Я под шапкою цветной,
На ноге стою одной
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки


Работа в рабочей тетради на печатной основе.

-Откройте тетради. Дорисуйте грибочки.

-Назовите буквы из упр.2

-Что общего у этих букв?

-Давайте вспомним, как правильно пишутся эти буквы.

Слайд 5,6,7- письмо в воздухе

-Запишите по 1 разу буквы второй строки.

-Придумайте имена собственные, в которых мы будем писать эти буквы.

-Письмо под диктовку

Боря, Дымок, Воронеж.

-Взаимопроверка. С доски.

-С какой буквы начинали писать эти слова?

Почему?

-А кроме имен собственных, какие еще слова пишутся с заглавной буквы?


Работа по интерактивному плакату.

-Внимательно прочитайте слова, исправьте ошибки.


Работа в группах.

Работа со звуковыми моделями.

Слайд8.

Разделитесь на группы.

Каждая группа получает карточку с загадкой. При помощи загадки - группа узнает, с каким словом нужно работать.

-отгадайте загадку и выберите соответствующую звуковую модель. Обсудите в группе, устно проведите звуковой анализ слова

1. Если с крыши потекло

И сугробы ниже.

Значит, солнце припекло

Убирайте ……. (лыжи)


2. Весь Антошка - шляпка да ножка.

Дождь пройдет - он подрастет. (гриб)


3. Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой

Ждет лошадка у ворот-

Открывай пошире рот. (ложка)


-Проверка. Дети называют соответствующую модель.

-У каких слов звучание слова и написание не совпадают? (гриб, ложка)

-Как это показано в звуковой модели?

-А в слове лыжи нет ловушек?


-Продолжаем раскрывать секреты речи.

-Прочитайте предложения.


Коллективная работа.

-Вспомните, о чем мы говорили в начале урока?

-Верно, возраст есть не только у людей, но и у городов.

-Прочитайте текст упр.6 с. 29 р.т.

-Что интересного услышали?

-назовите имена собственные, которые, встретились в тексте.

-С какой буквы они записаны? Почему?

-Что такое город?

-город – крупный населенный пункт, в котором имеются фабрики и заводы, учебные заведения, культурные учреждения.

Городов в нашей стране очень много. И чтобы отличать города друг от друга каждому городу дали свое название. Названия городов – имена собственные и поэтому пишутся с большой буквы.

-Назовите название города в котором мы живем.

-А кто знает, сколько лет нашему городу?

Наш город образовался в

-А как называется страна, в которой мы живем?

-Россия – название страны, имя собственное пишем с заглавной буквы.

-А как называют нас, жителей России?

-спишите 2-е предложение, подчеркните название страны.








Отвечают на вопросы

Читают сведения








Работа в рабочей тетради на печатной основе.




Заглавные

Слайд 5,6,7- письмо в воздухе



Письмо букв





Обмениваются тетрадями, взаимопроверка.

С заглавной.


Имена собственные

Первое слово в предложении пишется с большой буквы.



Работа по интерактивному плакату.

Исправляют ошибки.

Работа в группах.

Работа со звуковыми моделями.












Отгадывают загадки
























Формулируют вывод





Анализируют одинаковые по звучанию слова.



Одно и тоже слово то с м. б, то с б.б

Объясняют значение слов








О возрасте



Высказывают предположение







Россия

россияне















































































Познавательные УУД

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.



















































































Познавательные УУД

Работа с текстом


9.Итог урока

Цель:

Выявление каче­ства и уровня усвое­ния уч-ся знаний и способов действий

-Подведем итог.

-Какие слова называют именами собственными?

-Как они пишутся?

-Сделайте вывод о правописании заглавных букв:

Ставится буква у строчки в начале

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия, пишутся с нею

Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы города.

Буква большая совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!


Регулятивные УУД

1)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


10.Рефлексия

Цель:

Инициировать и ин­тенсифицировать реф­лексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального со­стояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учи­телем и одноклассни­ками


- Урок заканчиваем?

- Да!

- Потрудилась детвора.

Мы – хороший, дружный …

- Класс!

- Получилось всё у вас?

- Да!


- Оцените свою работу.


- Покажите своё настроение на смайликах.



Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее