Урок русского языка в 4 классе
Правописание предлогов с местоимениями
Подготовила учитель начальных классов Жукова Н.А.
УМК: учебник С.А.Никитина «Русский язык» 4 кл. Атамура 2015г..
Цель:
воспитывать чувство коллективизма и товарищества;
формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами;
развивать речь, орфографическую зоркость;
совершенствовать выполнение операций сравнения и обобщения.
Оборудование: карточки, тест, учебник
Ход урока
Оргмомент и сообщение цели урока
- Я надеюсь, ребята, что сегодня на уроке русского языка мы поработаем плодотворно.- Улыбнитесь друг другу и за работу!
Цитата урока : Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
Константин Георгиевич Паустовский. Как понимаете? Сейчас я проверю ваши знания по русс.языку.
- Какие части речи вы знаете?- Вместо какой части речи употребляются местоимения? (Вместо существительного.)
- Как изменяются имена сущ. Имена существительные изменяются по падежам. Как изменяются местоимения?
- На этот вопрос вы сможете ответить, когда послушаете стихотворение М. Раскатова «Моя грамматика». Запомните местоимения.
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И моё местоимение
Все вокруг склоняют так.
Перво-наперво решительно
Скажет всем моя семья,
Что, конечно, Именительный -
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня
И не зря. Падеж родительный
Для кого? А для меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки. Дательный -
Это значит - только Мне!
НЕ смотрите подозрительно,
У меня родня-броня!
И запомните: Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Нет, друзья, падеж Творительный
Сотворён совсем не Мной!
Ждёте, видимо, Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
Учащиеся приходят к выводу, что местоимения изменяются по падежам.
- Сегодня на уроке мы будем наблюдать над изменением местоимений по падежам и узнаем о том, как пишутся местоимения с предлогами.
II. Проверка домашнего задания
- Что такое местоимение? Как изменяются? Как пишутся местоимения с предлогами?
- Какие бывают местоимения? (1-го, 2-го, 3-го лица).
- Назовите местоимения первого, 2, 3 лица.
- Прочитайте текст, который у вас получится, когда вы замените выделенные существительные местоимениями.(работа в группах)
В субботу наш отряд отправился на экскурсию в музей. Музей расположен в доме, где жил поэт И. А Некрасов. Самолёт летел над тайгой. Тайга раскинулась на сотни километров. Дорога круто спускалась к озеру. Озеро искрилось в лучах яркого солнца. На пришкольном участке трудились ребята. Ребята сажали цветы, окапывали деревья.
- Местоимения какого лица вы употребили? (3 - го лица).Как изменяются местоимения 3 лица?
III. Запись числа, кл.работа.Чистописание
На доске написаны слова: ЮЛА, ЛЮБА, ЮЖНЫЙ, ЛЮБИТ, ВЬЮГА, СПЛЮ.
- Сегодня на чистописании мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах, и можете разделить их на две группы. Какая это буква? На какие две группы может разделить данные слова? (Это буква Ю. В словах ЛЮБА, ЛЮБИТ, СПЛЮ. она обозначает звук [у] - это первая группа. В словах ЮЛА, ЮЖНЫЙ, ВЬЮГА - два звука [й]^] - это вторая группа.
Ю Ю Ю
IV. Словарная работа.
Упражнение «Какие это слова?»
- К данным согласным добавить нужное количество букв О так, чтобы получилось слово.
ВРН (ворон)
МЛК (молоко)
ХРШ (хорошо)
ВСТК (восток)
МЛТК (молоток)
ОКЛ (около)
ГРД (город, огород)
МРЗ (мороз)
ПТМ (потом)
- Что общего у этих слов? (Словарные слова)
V. Работа по теме
а) Знакомство с раздельным написанием местоимений 1 - го лица с предлогами.
- Измените местоимения 1 - го лица по вопросам (работа в парах).
Кто? Я Мы
У кого? У меня у нас
К кому? Ко мне к нам
На кого? На меня на нас
С кем? Со мной с нами
О ком? Обо мне о нас
По каким вопросам мы изменяли местоимения? (По падежным). Как нужно писать местоимения с предлогами? (Отдельно.) Почему? ( Предлог - это слово.)
ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ | ||||||||
Местоимения с предлогами пиши раздельно! | ||||||||
| 1 - е лицо | 2-е лицо | 3-е лицо | |||||
ед.ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | ед.ч. | мн. ч. | |||
кто? | я | мы | ты | вы | он | они | ||
у кого? | у меня | у нас | у тебя | у вас | у него | у них | ||
к кому? | ко мне | к нам | к тебе | к вам | к нему | к ним | ||
на кого? | на меня | на нас | на тебя | на вас | на него | на них | ||
с кем? | со мной | с нами | с тобой | с вами | с ним | с ними | ||
о ком? | обо мне | о нас | о тебе | о вас | о нём | о них | ||
перед кем? передо мной, перед нами, перед тобой и т.д. за кого? за меня, за вас, за ними, за них и т.д. |
б) Работа по учебнику. С 103 Чтение темы. Упр.278.Чтение вывода на стр. 104.
- Найдите местоимения с предлогами. Определите лицо, число, род.
Физкультминутка
Мы работаем отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем, как зайки-
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули? Отдохнули!
в) Упражнение на развитие речи.
Карточка работа в группах.
На карточках записаны группы слов. Одно из слов в каждой группе является лишним. Нужно найти это слово и ответ обосновать.
Тест Найди лишнее слово . На доске.
1) ОН, ОНА, ОНО, Я. (Я - местоимение 1- го лица, остальные 3-го лица.)
2) Я, ТЫ, ОНИ, ОН. (ОНИ - местоимение во множественном числе, остальные – в единственном.)
3) МЫ, ОН, НО, ВЫ. (НО - союз, остальные - местоимения.)
4) ТЫ, К, ОТ, ЗА. (ТЫ - местоимение, остальные - предлоги.)
5) МНЕ, МНУ, МНИ, МНЁМ. (МНЕ - местоимение, остальные - глаголы.)
г) Тест по теме урока.
1. Тест.Индивидуально.
1) Найди лишнее:
я ты как она
2) Найди признак личного местоимения:
Называет предмет
Указывает на предмет, не называя его
Указывает на действие предмета
Служит для связи слов в предложении
3) Каким членом предложения является местоимение?
Он долго ходил около школы.
Сказуемым
Подлежащим
Второстепенным членом предложения
4)Сосчитай количество местоимений:
Как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они.
д) Взаимопроверка теста.
Ответы:1) как 2)В 3)В 4) 6
Вставь пропущенные местоимения. Определи у них лицо и число.
Что же …, моя старушка, приумолкла у окна?
Чем …, гости, торг ведёте?
… ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
VII. Домашнее задание
Упр.281, стр.104 - правило.
VIII. Итог урока
- С какими местоимениями мы работали сегодня на уроке? (Личными)
- Изменяются ли эти местоимения по падежам? (Да.)
- Как пишутся местоимения с предлогами? (Раздельно.)
- Между предлогом и существительным можно вставить другое слово, например: у школы - у новой школы. А между предлогом и местоимением? (Вопрос)
Подвести итог урока и сделать вывод поможет вам начало из этих строк. Выберите несколько из них.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…