«Осенний фестиваль знаний 2024»

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Где зимуют птицы"

Это открытый урок по окружающему миру в 1 классе.На уроке дети должны постепенно узнать куда же улетают осенью птицы.На протяжении всего уроку ребята должны ответить на вопросы:почему?куда?как узнали?

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

8


Конспект урока по окружающему миру

1 класс 19.02.2019 г.

Тема: Где зимуют птицы?




Цель: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях, познакомить с перелётными птицами, выяснить где они зимуют.

Задачи:

1. познакомить учащихся с понятиями «перелетные» и «зимующие» птицы, раскрыть причины перелета птиц;

2. создание условий для формирования заботливого отношения к птицам.

3. развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

4. развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

5.воспитывать интерес к окружающему миру; желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формировать следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-оценка.

Оборудование: учебник Окружающий мир 1 класс, Плешаков А.А., часть 2, рабочая тетрадь по Окружающему миру для 1 класса №2, электронная презентация «Где зимуют птицы?», картинки.



Ход урока

  1. Организационный момент

Настроимся на урок. Улыбнитесь, ребята. Подарите свою улыбку друг другу. Сегодня, ребята, у нас необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости.

я хочу вам подарить лучик знания. Чтоб вы были добрыми, вежливыми, уважали друг друга и окружающих, чтобы на уроках получали новые знания, которые вам понадобятся в жизни.



Прозвенел звонок –

Начинается урок.

Слушаем, рассуждаем,

Выводы делаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

  1. Актуализация знаний

- Мы начинаем наш урок окружающего мира. Для чего нужен этот урок? (Узнаём много нового о растениях и животных. Учимся отвечать на вопросы об окружающем мире)

- А как вы узнаёте что-то новое для себя? (Читаем, спрашиваем, вспоминаем)

- Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего не узнаешь… Какой можем сделать вывод? (На уроке узнаём много нового и интересного, учимся отвечать на вопросы об окружающем мире)

- А у нас сегодня гость, угадайте его:



На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион (Муравей)



- Конечно, это наш Муравьишка – Вопросик.

- Ему очень интересно, а помните ли вы в каких районах земного шара мы побывали на прошлом уроке? (Мы побывали в саване и в тропических лесах)



- С кем познакомились там? (Познакомились с замечательными животными – слонами)

- Что можете рассказать о слонах? (Слоны – самые крупные и тяжёлые животные суши.



Африканский слон - весит столько же, сколько восемьдесят человек или шесть легковых автомобилей. Слоны очень сильные, умные, добрые животные.

Существует два вида слонов – африканский и индийский. На первый взгляд они похожи. Но существует ряд отличий. У индийских слонов ноги короче, а тело массивнее. У них выпуклая спина и маленькие уши. У африканских слонов большие уши, вогнутая спина.



У индийских слонов бивни только у самцов, а у африканских и у самцов, и у самок.

Хобот служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью хобота они дышат, нюхают, едят и пьют, ощупывают и берут различные предметы.



Когда слону жарко, он обмахивается своими огромными ушами. Они предотвращают перегрев животного, испаряя со своих больших поверхностей тепло.

Слоны – отличные пловцы. Когда слон плывёт под водой, он высовывает конец хобота над её поверхностью и дышит через него, как через дыхательную трубку.



Слоны – травоядные. Они едят листья, ветки, кору, корни, цветы, плоды и семена растений. На поиски пищи и еду у слона уходит около 16 часов в день.

Слоны спят два раза в сутки: несколько часов ранним утром, а потом в полдень. Обычно они спят стоя, но иногда могут прилечь на бок.)



  1. Самоопределение.

- Муравьишка очень доволен вашими ответами.



Зима навела строгий прядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля белым теплым одеялом. Но для животных наступила суровая пора. Сегодня мы будем говорить о животных, а о каких вы догадаетесь, если отгадаете загадку :кто осенью улетает, а весной возвращается?

Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полетами и мечтаем побывать на их месте.

Птицы везде – над вами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалёку от вашего дома, надо знать. Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами.


птицы ближе всех нам по духу, поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах, в картинках, в сказках. Попробуем сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц.


Повторение темы «Птицы»

— А помните ли вы, чем отличаются птицы от других групп животных?

Давайте поиграем.

Игра: «да», «нет»:

Цель игры: обобщить признаки по которым из всех животных выделяется особая группа – группа птиц

Методика проведения: учитель перечисляет признаки животных и если признак характеризует птицу, которую они знают, то хлопайте в ладоши, если нет, то качайте головой.

  • Тело покрыто шерстью(-)

  • Тело покрыто перьями(+)

  • Есть зубы(-)

  • Есть клюв(+)

  • Крылья заменяют передние конечности(+)

  • Отыскивает птицу с помощью клюва и лап(+)

  • Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост(-)

  • Перья на хвосте отличаются особой длиной(+)

  • Перья на голове отличаются особой длиной(+)

  • Эти животные летают(+), плавают(+), издают звуки(+), бегают(+), зимуют с нами(+), улетают в теплые края(+).

— Почему вы хлопали, когда говорилось, что эти животные улетают от нас в теплые края и тогда, когда говорилось, что зимуют с нами?

Делается вывод: есть птицы, улетающие они перелетные в теплые края и зимующие птицы.



Птиц много на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё –таки их очень много – около 9 тыс. видов.

Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины,

Самая большая нелетающая птица на планете, ни для кого не секрет — страус. Может вырастать до 2,5 м, а вес достигать 150 кг. Тяжело поднять такое тяжёлое тело в воздух! Но бегает и пинается сильными ногами превосходно. Разгоняется, удирая от врагов до 70 км/ч. Но не только ноги примечательны у страуса, но и глаза – ведь они самые большие в мире среди птиц и вместе весят больше чем мозг. Может быть поэтому они видят дальше, чем думают.
, но есть и совсем крошечные, Это колибри не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Размер колибри не превышает 5 см, а вес колибри составляет около 2 грамм. Это действительно самые маленькие птицы в мире.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков. А есть и такие, которые вовсе не могут летать.

Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие, которые вовсе не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыни или горох. А другие – только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнёздах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные …



Птицы – это животные. Тело которых покрыто перьями. Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.)



  1. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке наш разговор пойдет о птицах. Прочитаем тему нашего урока

где зимуют птицы. Слайд №1

Слайд 2

Сейчас поговорим о перелетных птицах.Что вы о них знаете?

Муравьишка на прошлом уроке был вместе с нами в Африке и уверяет, что видел в Африке обыкновенную деревенскую ласточку, которая летом выводила птенцов под крышей нашего деревенского дома. Как же так? Что делала ласточка в Африке?


Физкультминутка Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой.

Наконец, она садится
На корягу над водой.

Слайд № «Перелетные птицы»

Рассказы: 1. Ласточка 2.Соловей 3.Скворец 4.Журавль

Одни из самых быстрых птиц – ласточки. Крылья у ласточек стрелообразные, а хвост вилочкой. Лапки у ласточек слабые, им трудно поддерживать тело. Поэтому ласточки никогда не ходят по земле. Они все время в полете, а когда устают, садятся на ветки деревьев или телеграфные провода. Даже пьют и ловят насекомых ласточки налету.

Как и другие перелетные птицы, ласточки с наступлением холодов улетают на зимовку на юг, в теплые страны. Весной они всегда возвращаются в родные места.

По поведению ласточек можно предсказывать погоду. Ласточки летают высоко в небе – к хорошей погоде, а если низко – к дождю.• 



Соловей

Соловей – птица перелетная. Зима певцу не по нутру и холодное время года он пережидает далеко от родных краев, в Африке. Но как только наступает весна, спешит соловей обратно домой. Причем летят соловьиные стаи исключительно по ночам. Прилетев в родные места, они расселяются неподалеку от лесных рек и озер, в густых зарослях ивняка или в кустах черемухи и шиповника.


Журавли

Высокие и крупные птицы.У них изящное строение, благодаря длинной шее и ногам. Их вес колеблется от 2 до 11 кг, а размах крыльев достигает 2 м. Живут журавли  на болотах и ищут в болотной воде червяков, жучков, лягушек и головастиков. Есть чем кормиться журавлям среди болот, есть и укромные места в густых зарослях камышей и осоки, где можно устроить гнездо.

Весной журавли устраивают игры и танцы. Танцуют журавли и парами, и всей стаей. Подходит журавль к журавлихе, встает перед ней и кланяется, кивает головой, приглашая потанцевать. Журавлиха прерывает охоту за лягушками, и танец начинается: журавли подпрыгивают, приседают, перебирают ногами, машут крыльями. Сначала птицы танцуют медленно, а потом все быстрее и быстрее. Скоро со всего болота собирается журавлиная стая, птицы образуют вокруг танцующей пары круг, а потом не в силах удержаться и сами пускаются в веселый пляс.Вот какие журавли интересные птицы!



Мы должны ответить на вопрос ПОЧЕМУ улетают птицы?

Слайд 8 Догадайтесь,почему одни птицы улетают на юг а другие остаются



Слайд 9

Так, почему некоторые птицы улетают в тёплые края?

Улетают птицы не из-за холодов, а из-за нехватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений.

Мы уже знаем, что некоторые птицы улетают на зиму в теплые края. А можете ли вы сказать, куда именно они улетают?

Выскажите свое мнение, предположение.

Возникли разные мнения.

- Итак, попробуем выяснить, куда именно улетают птицы? (на доске фиксирую вопрос «куда»).



Слайд 12

В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в XVIII веке один
натуралист утверждал, что птицы улетают... на Луну. Добираются туда будто за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды.

Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Маленькие же и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших.

А вот ласточки вообще будто бы никуда не летят —

зимуют под водой, зарывшись в ил.

Сейчас известно: как ни далек, как ни

труден птичий путь, летят все они самостоятельно.

Только на собственные крылья могут полагаться,

хотя преодолевают порой тысячи километров.

Куда же летят птицы?

Ученые выяснили, что маленькие наши

пташки — ласточки, стрижи, обыкновенная

горихвостка, мухоловка-пеструшка и другие —

улетают не куда-нибудь, а в тропическую Африку!





Слайд 13 Куда улетают ласточки

Посмотрим по глобусу куда улетают ласточки (в Африку, Индию, Таиланд)



Слайд 14 Куда улетают журавли?



Посмотрим по глобусу куда улетают журавли? Африку, Испанию, Индию, Китай и другие теплые страны..



- Я думаю, ответить на этот вопрос поможет схема. Откройте рабочие тетради на с.15.

Работа в тетрадях .

- Рассмотрите схему, которая расположена слева. На ней зеленым цветом изображены места, где ласточки проводят лето, а жёлтым – места, где они проводят зиму. Возьмите синий карандаш и покажите стрелочками (образец), куда летят ласточки на зиму.

-Проверим.

-Кто знает, как называются эти районы?

На зиму ласточки летят в Африку, Индию, Таиланд, Индонезийские острова.

Возьмите зеленый карандаш и покажите стрелочками, куда они полетят на лето. Откуда и куда нужно вести стрелочки. Куда же они летят?

На лето ласточки возвращаются в те же места, где вывелись.


— Так что же влечет птиц? (любовь к Родине). Этим мы, люди, также схожи с птицами. Ведь люди тоже возвращаются на родину

-Где проводят зиму и лето журавли.

- На зиму они улетают в Африку, Испанию, Индию, Китай и другие теплые страны. А на лето тоже возвращаются в места, где вывелись.

-Итак, ответили на вопрос «Куда же именно улетают птицы?».


Работа в тетрадях. Нам нужны синий и красный карандаши. Откройте тетрадь на с.15

Возьмем синий карандаш и укажем синими стрелками направление осеннего перелета ласточек и журавлей. А красными стрелками весеннего прилета к нам


Молодцы все справились


«Как ученые узнали, где именно зимуют перелётные птицы?»

- Птиц на свете много, а как ученые узнали, где именно зимуют птицы? (фиксирую вопрос «Как»).

Выскажите свое мнение, предположение.

- Возможно, ответить на этот вопрос поможет следующий Слайд 15 16 17

-Учёные узнали о том, куда летят птицы, надевая им на лапки кольца.

- Подумайте, как эти кольца могли помочь учёным? (высказывания детей).


- На каждом кольце свой номер и адрес, где птица была окольцована; когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.


-Итак, как ученые узнали, где зимуют птицы?


Физкультминутка Поднимите дети руки

И сомкните над собой.

Что же вышло?

Вышла крыша и под крышей

Мы с тобой

А сейчас мы поговорим о другой группе птиц

Слайд 18

Конечно же о зимующих

Слайд 17 Синица.

 Головка у этой птицы в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко желтая.Синицы – очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти очень любят сало

Слайд 18 Воробей

Воробей. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись.

– А вы знаете, почему его так назвали?

Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом: «Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробей уничтожает их посевы.

Слайд 21 Снегирь-

Красавцы-снегири держатся небольшими стайками по 7-10 птичек. Птицы доверчивые и общительные. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. Питается почками и ягодами, из которых выбирает семена, а мякоть выбрасывает

Слайд 22 Дятел

Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. ( учитель стучит)

Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достает. У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий. С твердыми зазубринами. Им дятел и достает насекомых. Поэтому и называют его «лесным доктором».

Слайд 23 Поползень

Получил название за умение лазать по стволам деревьев вниз головой. Но самое интересное другое: запасает поползень на зиму корм! Жёлуди, орехи, крылатки клёна – всё запихивает в трещины, щели на стволах. Трудится до самого декабря. Конечно же, зимой он не все найдёт кладовые, но зато припрятанными семенами будут кормиться другие птицы.

- Что птицам страшнее зимой холод или голод?

Правильно - голод. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птичка и тепло ей под пухом и перьями. И все же нередко птицы зимой голодают. Особенно трудно бывает во время метели, сильного мороза. Из десяти синичек только две доживают до весны.


А чтобы им помочь, мы должны… а что мы должны? Слайд 22. 
- Если вы будете подкармливать птиц, весной они порадуют вас своими песнями.


- А сейчас проведем викторину. Готовы?

1 вопрос. Птицы делятся на 2 группы зимующие и….?

2 вопрос. Когда перелетные птицы к нам вернутся?

3 вопрос. По какой причине улетают перелетные птицы?

4 вопрос. Выдели лишнюю птицу в этой группе: синица, журавль, ласточка. Почему?

  1. вопрос. Как зимой человек может помочь птицам?

  2. Где зимуют ласточки? А журавли?

- Молодцы, ребята.

- Я прошу вас сейчас оценить успешность своей работы на уроке.Достаньте из конверта смайлики, выберите нужный вам.



Итог Урока. Оцените свою работу на уроке:

- Кто считает, что работал отлично -покажите большой палец;

Кто считает, что работал хорошо – погладьте себя по голове

- Кто считает, что работал плохо – покачайте головой




8


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее