Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей №1» р.п. Чамзинка
Открытый урок
по окружающему миру в 1В классе
на тему:
«Где зимуют птицы?»
Подготовила
учитель начальных классов:
Тутушкина О.А.
Цели урока: расширять знания о птицах, зимующих в наших краях, и перелетных; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Задачи урока: учить различать зимующих и перелетных птиц, приводить примеры; учить работать в паре: выдвигать предположения, извлекать информацию из иллюстраций учебника, осуществлять самопроверку.
Планируемые результаты:
Предметные
- различать зимующих и перелетных птиц;
- объяснять причины отлета птиц в теплые края;
- приводить примеры зимующих и перелетных птиц.
Метапредметные
- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения;
- группировать птиц по существенному признаку;
- работать в паре: выдвигать предположения, доказывать их и осуществлять самопроверку.
Личностные
- проявлять целостный взгляд на мир;
- бережно относиться к ценностям природы.
Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.
Ресурсы урока: Плешаков А.А. учебник, рабочая тетрадь, тесты, электронное приложение, карточки с заданиями.
Ход урока:
Организационный момент.
- Доброе утро! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
- С добрым утром! Начат день,
Первым делом гоним лень
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать!!!
Проверка домашнего задания.
- Давайте вспомним с вами, где мы путешествовали на прошлом уроке.
- О ком мы говорили?
- О чем мы говорили?
(Мы были исследователями-путешественниками).
-Помните, чем отличается индийский слон от африканского? Молодцы!
- И теперь я хочу узнать, все ли были внимательными путешественниками. Откройте, пожалуйста тетрадь тесты, на странице 36.
-Все нашли? Молодцы. Приступим. Будьте внимательными. Я читаю первый вопрос, следите за мной.
(Если вы считаете, что слон под буквой А, закрасьте ее, а если нет, то ……) и так все три вопроса до конца. С полным словесным разбором.
- Все справились, молодцы!
- Кто закончил, закройте тетрадь и, пожалуйста, положите ее на край стола.
Устно проговорить правильные ответы. Теперь вы уже знаете, как справились с работой.
Новый материал.
Сегодня мы продолжим наше путешествие с разгадыванием новой и более интересной загадки природы.
- Послушайте внимательно и определите, о ком мы будем говорить сегодня на уроке:
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это – ПТИЦЫ!
Так о ком мы будем говорить на нашем уроке? (ответы детей)
_ Молодцы! Сегодня на уроке мы будем говорить о птицах, и узнавать много нового. Будем разгадывать очередную загадку природы.
-А для начала передохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Небольшой рассказ. Вступление в тему.
Птиц на земле приблизительно 9000 тысяч видов. Есть птицы очень большие, величиной до двух метров, а есть совсем крошечные – не больше бабочки, весом несколько граммов.
Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть такие которые не умеют летать (спросить про страуса и пингвина). Птицы живут в разных местах и питаются по разному. ( насекомоядные, хищники). Но одна особенность у всех птиц, тело покрыто ПЕРЬЯМИ. Сегодня мы будем ОРНИТОЛОГАМИ. А кто это, вы мне расскажите в конце урока.
А теперь отгадаем загадки:
- Черный жилет, красный берет
Нос как топор, хвост как упор. (дятел)
- Окраской серая, повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая, известная персона.
Это же ………. (ворона)
- Днем слепая, ночью зряча
Мышей ловит, а не кот (сова)
- Непоседа пестрая, птица длиннохвостая.
Птица говорливая, самая болтливая. (сорока)
- Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю
Чик – чирик! Не робей,
Я бывалый…………. (воробей)
Какие молодцы, все загадки отгадали. Ребята, а зимой мы можем увидеть этих птичек?
-Конечно. Птиц, которые остаются в наших краях на зиму, так и называют – ЗИМУЮЩИЕ.
Давайте посмотрим на них еще раз и назовем каждую птичку. Конечно, не все птицы представлены. Но эти самые известные.
Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки, им тяжело зимой. Особенно маленьким птичкам.
- А как мы можем помочь птицам зимой?
(Ответы детей. Сделать кормушки и положить зерна, крупу и т.д.)
- Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима!!!
Мы обязательно должны помогать нашим пернатым друзьям.
А теперь немного отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Продолжаем наш урок.
- Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор садится? (грач)
- Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый ….(скворец)
- В голубенькой шапочке, бурой сорочке
В саду, где набухли на яблоне почки,
Он ежится, зябнет на ветке росистой
Но песни не бросит своей голосистой.
На яблоньке звонко поет, не смолкая,
Встречая зарю долгожданную мая (зяблик)
- Еще в низинах снег и лед,
Но небеса весенние,
И он летает и поет,
Блистая оперением.
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения,
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворение. (жаворонок)
- Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней
Кто же это? (соловей)
- Угадайте, что за птичка.
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка).
Молодцы! Отгадали все загадки.
Появляются ли эти птички зимой, поют ли они так сладко, встречаются они нам?
Конечно нет! Птички улетают в теплые края. Улетаю они из-за того, что погода меняется, наступает осень, а затем зима Питание птицам найти невозможно. Таких птиц называют ПЕРЕЛЕТНЫМИ.
Так каких птиц называют перелетными.
Откройте пожалуйста учебник на странице 16. Давайте с вами еще раз рассмотрим птиц на этой страничке. Каких птиц мы с вами видим? Давайте еще раз уточним, каких птиц называют зимующими? А каких перелетными? (ответы детей)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Проверка знаний.
А сейчас вы поработаете в парах, но помните, пожалуйста, нужно договариваться друг с другом, помогать друг другу и не сориться.
Перед вами карточки
ПТИЦЫ | ||
Перелетные | Воробей |
Зимующие |
Ворона | ||
Сова | ||
Соловей | ||
Ласточка | ||
Скворец |
Распределите птиц на две группы. Укажите стрелкой к какой группе относится птица.
Проверка по рядам. Спросить несколько пар. Уточнить правильный ответ.
А теперь мы поиграем в игру «Третий лишний». Я назову несколько птиц, а вам надо определить, какая птица в этой группе лишняя.
Итог урока.
Какие группы птиц вы запомнили? Чем они отличаются друг от друга?
Так вот ребята, а мы так и не узнали, куда пропадают птицы зимой.
Ученые узнали о том, куда летят птицы, когда стали надевать им на лапки кольца. На каждом кольце свой номер и адрес, где птица была окольцована. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по адресу. Так ученым удалось узнать, куда пропадают птицы зимой.
Ребята, так кто же такие орнитологи? Как вы думаете? (ответы детей)
Может кто-то из вас станет орнитологом, и именно вы сделаете не одно важное открытие, только нужно хорошо учиться, быть внимательными, любознательными, наблюдательными.
Перед вами конверт. Там наша птица счастья. Давайте мы ее сделаем яркой и привлекательной. А еще чтобы птица не погибла мы нарисуем кормушку.
Рефлексия.
Ленты цветные.
Что нового узнали на уроке?
Понравился урок?
Что еще хотите узнать?