Окружающий мир 4 класс 18.05.18
Тема: Земля – планета жизни
Цель: обобщить и систематизировать знания о Земле, об условиях обитания растений и животных, жизни людей на ней.
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить знания о Земле как уникальной планете Солнечной системы, на которой есть жизнь;
- выявить меры, которые предпринимают люди, чтобы сохранить жизнь на Земля;
- определить правила экологически грамотного и безопасного поведения.
Развивающие:
- развивать умение работать с картой;
- формировать коммуникативную компетенцию, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
- развивать творческие способности;
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, бережное отношение к планете Земля.
Планируемые результаты
Предметные:
- должны знать, что Земля – уютным дом для всего живого; значение слова «экология»; какие экологические проблемы возникают по вине людей;
- уметь показывать на карте полушарий материки, свою страну, свою; предлагать свои способы гармоничного взаимодействия человека с природой.
Метапредметные:
Личностные:
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми.
Познавательные УУД:
Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
Логические действия: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение строить логическую цепь рассуждений
Коммуникативные УУД:
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого.
Регулятивные УУД
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, практическая работа.
Учебник: О. Т. Поглазова «Окружающий мир», 4 класс, часть 2, М, Ассоциация 21 век, 2014 г.
Необходимое техническое оборудование: карта полушарий, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.
карточки
Содержание урока, деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. I. Орг. момент. Учитель: Прозвенел звонок, Начинается урок! Я, ты, он, она - Вместе дружная семья. Улыбнись соседу справа, Улыбнись соседу слева. Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами! Если только улыбнуться, То начнутся чудеса – От улыбок прояснятся И глаза, и небеса. Ну-ка взрослые и дети, Улыбнитесь поскорей, Чтобы стало на планете И светлее, и теплей!
| Проверка готовности рабочего места Настрой на работу | Л-1 - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П-6 – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; П-7 – устанавливать причинно-следственные связи; П-8 – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Р-1 – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; Р-2– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; Р-7 – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Р-8 – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; К-2 – строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет; К-3 – задавать вопросы; К-4 – использовать речь для регуляции своего действия. К-5 – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия |
2. Актуализация опорных знаний. Учитель: Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках? (О материках)
Проверка домашнего задания. 1. тест Слайд 1 - 5 2. Загадка: Эта страна, имея самую большую среди всех государств мира территорию, занимает более трети территории Евразии. Часть ее находится а Европе, а часть в Азии. Назовите эту страну. 3. Практическая работа (работа в парах). Задание: с помощью карты (учебник с.112-113) привести примеры стран, с которыми у России есть общие границы, результаты записать в таблицу (Т.П.О. с 59) | Фронтальный опрос Взаимопроверка
Построение речевого высказывания по теме.
Самостоятельная индивидуальная работа | |
3. Целеполагание Послушайте шуточное стихотворение А. Усачева: ...Кружит в небе голубом, Наш огромный круглый дом. Под одною голубою, Общей крышей мы живём. Дом под крышей голубой, И просторный и большой. В этом доме мы соседи, И хозяева с тобой... В. Орлов Вопросы: Что автор стихотворения называет домом? Предположите тему сегодняшнего урока. - Какова тема нашего урока? Тема: Земля – планета жизни - Что нового для себя вы увидели в названии темы? - Какие учебные задачи поставим? Физминутка: Раз – подняться, потянуться, | Определение темы, формулирование учебных задач
| |
4. ОВД - Работаем сегодня в группах. 1 группа «Земля – уютный дом»; 2 группа «Настоящие хозяева Земли»; 3 группа «Экология». 1 группа Вопрос: Что такое дом? Почему Земля считается домом? Что необходимо предпринять для того, чтобы наша планета была уютным домом? 2 группа Вопрос: Кто это настоящие хозяева Земли? Почему надо быть хозяином нашей планеты? Как нам людям быть настоящими хозяевами нашей планеты?
3 группа Вопрос: Что такое экология? Кто такие экологи? Какую работу они выполняют? Какая экологическая проблема нашего села, села Шаповалово? Что в наших силах сделать хорошее для нашего села?
Источники:
Учитель: Как авторы учебника объясняют то, что планета Земля – уютный дом для жизни, вы узнаете, прочитав текст учебника на страницах 171-172.
- Какая группа готова первой выступить перед нами? |
Работа в группах
Работа с источниками информации
Фронтальная работа по презентации
Работа в парах, группах Самостоятельная работа
Фронтальная проверка
| |
5. Рефлексивный этап урока. Учитель: Все задания мы выполнили, а теперь нам необходимо сделать общий вывод. Задание: Предлагаю общими усилиями восстановить текст, в котором много « белых пятен». Земля – ___________ планета. Это – наш_________ Нам здесь_______ , _________ . Мы ______эту воду, __________ этим воздухом. Каждый из нас ответственен за ____________ красоты и чистоты природы, за сохранение разнообразия ______________ и __________ , за сохранение традиций своего _______ . Планету ___________ нужно _________ ! Вопрос: Что значит беречь? Слайд 8 6. Итог урока. Учитель: Нам осталось подвести итог нашего урока. Слайд 9 На доске: - Я узнал сегодня, что ……. - Мне было интересно на уроке…. - Я запомнил…. - Хочу сказать спасибо… Лестница успеха. Оценки. Домашнее задание: Т.П.О.: с.56-57. Заключительное слово учителя: Много разных народов живет на планете, для всех Земля – родной дом. Есть причины волноваться за судьбу Земли, а чтобы помочь планете, надо ее изучать, познавать. Помогут вам в этом интересные и познавательные книги о Земле: Слайд 11 1. И. Травина «Моя первая книга о планете Земля», издательство «РОСМЭН», 2011 г. 2. Мини-энциклопедия « Всё обо всём. Планета Земля», издательство АСТ, Астрель – 2003 г. 3. С. Афонькин «Загадки планеты Земля», серия «Узнай мир» – 2010 г.
Читайте, узнавайте | Фронтальная работа
Фронтальная беседа
Вывод, обобщение | |
Контроль и самоконтроль - Чему посвятили урок? - Давайте сделаем вывод. Ответили ли мы на поставленные вопросы? Кто затруднялся? В чём? Рефлексия Оцените свою работу на уроке на полях ТПО ! + ?
| Построение речевого высказывания, суждения по уроку.
Обобщение Оценка своих достижений |