«Зимний фестиваль знаний 2025»

Открытый урок по математике в 1 классе на тему: "Двузначные числа"

Открытый урок по математике в 1 классе на тему: "Двузначные числа"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок математики в 1 классе.


Учитель: Михайлова Ольга Владимировна


Тема: Образование чисел второго десятка. Двузначные числа от 10 до 20.


Цели урока:


Предметные:

  • познакомимся с числами второго десятка;

  • поймём способ образования чисел второго десятка;

  • научимся читать и записывать числа второго десятка;

закрепим умение решать задачи в одно действие, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...».



Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  • принятие и сохранение учебной задачи;

  •  высказывать своё предположение;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; 

  • осознавать познавательную задачу;

  • проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение.

Коммуникативные:

  • допускать возможность различных точек зрения, понимать собеседника, высказывать и аргументировать своё мнение;

  • слушать и понимать речь других; 

  • Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками

  • учиться работать в парах.
















  1. Организационный момент.

- Урок математики. Проверьте, всё ли готово к уроку: учебник, тетрадь, счётные палочки.

-Сегодня нас ждут новые математические знания, которые помогут научиться быстро и правильно считать больше десяти предметов! Настройтесь на серьёзную работу!

2. Актуализация знаний.

- Вспомним счёт до 10 и обратно (хоровой ответ)

- В чём разница между числом и цифрой (Цифра – это знак для записи числа)

- Хватает ли нам в жизни знания чисел только от 1 до 10? (Нет)

- Приведите примеры из жизни, когда встречаются числа больше, чем 10? (Нумерация домов улицы, номера страниц в книге, деньги в магазине и т.д.)

- Какие это числа: числа больше 10? (11.12.13.14, 24,68,98….)

- Молодцы! Как много новых чисел вы назвали! Давайте договоримся, что остановимся, досчитав до 20. (считают)

- Какие из названных вами чисел мы изучали? (1-10)

- А какие числа не изучены нами? (11-20)

- Догадайтесь, какая же тема нашего урока математики сегодня? ( Числа 11-20)

3. Постановка учебной проблемы.

- Мы познакомимся с числами 11-20. Узнаем, как появились эти числа, как их называли в старину. Мы сможем научиться правильно произносить числа до 20 и правильно их записывать, познакомимся с круглыми числами.

- Знает ли кто-нибудь из вас, как образовались числа 11,12,13,14,15,…20? Почему их называют числами второго десятка? А некоторые из них - еще и круглыми? (затруднение)

-Нам предстоит в конце урока ответить на эти сложные вопросы!

4. «Открытие» учащимися нового знания.

Работа с учебником на стр. 46

- Посчитайте, сколько палочек изображено на рисунке ( 10) (слайд 1)

-У вас на партах лежат счётные палочки. Отсчитайте 10 палочек, как на рисунке.

- Пронумеруем каждую палочку, чтобы узнать, сколько же всего палочек изображено на рисунке (слайд 2). Посчитаем вслух ваши палочки.

-Посмотрите, что произошло с десятью палочками дальше? (Связали вместе)

-Свяжем эти десять палочек в один пучок, и мы получим новую единичку измерения – десяток.

-На рисунке изображено десять палочек или один десяток. (слайд 3)

- У нас получился один десяток. В старину десяток по-другому называли «дцать».

-И сейчас мы узнаем, как же получаются числа второго десятка.

- Если к одному десятку – дцать – добавить ещё одну палочку, то получим один на дцать. (слайд 4) 

- Какое число получилось? (Одиннадцать)

- Возьмем вторую палочку. Положим на десять палочек две палочки. (слайд 5)

- Сколько получилось палочек? (Двенадцать.)

- Возьмем третью палочку. Положим на десять палочек три палочки. (слайд 6)

- Сколько получилось палочек? (Тринадцать.)

- Положим четыре палочки на десять палочек. (слайд 7)


- Сколько получилось палочек? (Четырнадцать.)

Положим пять палочек на десять палочек. Получим …(пятнадцать.)

Шесть – (шестнадцать.)

Семь – (семнадцать.)

Восемь –(восемнадцать.)

Девять – (девятнадцать.)

Возьмем два десятка палочек. (слайд 8) 

- У нас получился ещё один десяток, или дцать. Сколько у нас десятков теперь?( Два десятка )

– Двадцать.





Открывается числовой ряд от 1 до20, записанный в два ряда. (слайд9)

- В первом ряду – числа, которые хорошо вам знакомы – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

-Во втором ряду – числа, которые мы получили на данном уроке – 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.

-Сравните два ряда этих чисел и подумайте, чем они отличаются друг от друга. (В записи чисел первого ряда присутствует только один значок. )

-То есть, если у нас число один, мы записываем его одной цифрой – цифрой 1. Если у нас число два, мы записываем его одной цифрой – цифрой 2. Число пять мы записываем одной цифрой – цифрой 5.

-Что мы скажем про второй ряд? (В записи чисел второго ряда присутствуют две цифры.)

-Десять мы записываем двумя цифрами – цифрами 1 и 0.

-Двенадцать мы записываем… (двумя цифрами – цифрами 1 и 2.)

-То есть в записи этих чисел мы используем два значка – две цифры.

Поэтому, числа первого ряда называются однозначные числа, а числа второго ряда называются двузначные числа – в их записи два значка. (слайд 10)

- Обратите, внимание на то, что когда мы устно произносим двузначные числа – десять, одиннадцать, двенадцать, мы сначала называем количество свободных единичек, а потом десяток  – дцать. (слайд 11)

- Когда же мы эти числа записываем, то на первое место мы ставим цифру, которая показывает количество десятков – один десяток, на второе место мы ставим количество свободных единичек, которые мы добавили к десятку. (слайд 12)



Получаем:

11

Одиннадцать

То есть на первом месте десятки, на втором месте записи – единички.

14

Четырнадцать

Четыре свободных единички и один десяток.

При записи: один десяток, четыре единички.

16

Шестнадцать

Один десяток и шесть единичек.

5. Первичное закрепление.

- Запишите в тетрадь числа, предложенные в учебнике на стр.46, ставя на 1 место десятки, на второе – единички.

Проверка выполнения: сравниваем с правильным образцом на экране (слайд 13), ставя «+» около каждого правильно записанного числа.


11, 12,13,14,15,16,17,18,19,20



- Найдите среди чисел второго ряда числа, в которых нет свободных единичек, числа, которые состоят только из десятков. (Это числа десять и двадцать). (слайд 14)

При записи этих чисел на месте единиц стоит цифра ноль 0, на месте десятков – цифра, указывающая на количество десятков.

10 – один десяток, ноль единичек

20 – два десятка, ноль единичек.

В математике такие числа еще называют круглыми числами (слайд 15)

-10 и 20 – круглые числа, они состоят только из десятков.

5. Первичное закрепление.

-Запишите все круглые числа, начиная с 10. (--)

Проверка выполнения: фронтальная, все произносят вслух записанные числа. Если задание сделано верно, ставим рядом «+».


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.


6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.

Работаем в парах с карточками. Каждому выдаются карточки с тремя заданиями по теме урока.


1. Покажи тринадцать палочек. Сколько это десятков и сколько ещё отдельных палочек? Покажи палочками число 12, число 20.




2. Что обозначает каждая цифра в записи чисел: 15, 11, 19, 17? Сколько в каждом из этих чисел десятков и отдельных единиц?



3. Назовите среди чисел круглое число: 14,10,19,20, 1.





Ребята читают задания, выполняют их, работая в парах. Во втором столбике ставят знак «۷» напротив каждого задания , если выполнили его.


Дети внимательно проверяют свою работу по ключу., который находится на обратной стороне карточки. Если задание выполнено верно, в третьем столбике ставят знак «+», неправильно – знак «-».

Оценивание: если все задания сделаны правильно, то на шкале в последнем столбце рисуется крестик вверху, при выполнении правильно 1-2заданий крестик ставится посередине, если вообще не справился – внизу.




Ключ:

В числе 15 – 1 десяток и 5 единичных палочек,

в числе 11 - 1 десяток и 1 единичных палочек,

в числе 19 - 1 десяток и 9 единичных палочек,

в числе 17 - 1 десяток и 7 единичных палочек,

Круглые числа: 10 и 20.


7. Повторение.

Решение задачи из учебника стр. 48 №5.

У доски решает ученик. Самопроверка после проверки работы ученика у доски.

Оценивание по шкале: если вся задача решена правильно, то на шкале рисуется крестик вверху, при выполнении 1-2 ошибках - крестик ставится посередине, если не решил задачу – внизу.

8. Итог урока. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Сможете ли вы ответить теперь на вопрос: Почему числа от 11 до 20 называют числами второго десятка? (Они образуют второй десяток)

-А что такое круглые числа? (При записи этих чисел на месте единиц стоит цифра ноль 0, на месте десятков – цифра, указывающая на количество десятков)

-Что мы сегодня с двузначными числами не делали? (не складывали и не вычитали)

-Этому мы научимся на следующих уроках.

-Теперь оцените свою работу на уроке сигнальной карточкой: если всё поняли и легко справились со всеми заданиями на уроке – зелёный цвет, если были трудности в выполнении заданий – жёлтый цвет, а если было очень трудно и осталось много вопросов – красный.

- Карточки вложите в тетрадь, чтобы я тоже смогла оценить вашу работу.

-Урок окончен.








Сравни.

Вставь пропущенные знаки


20 19 13 10 19 9


14 18 17 15 18 12


11 11 11 17 19 12




Сравни.

Вставь пропущенные знаки


20 19 13 10 19 9


14 18 17 15 18 12


11 11 11 17 19 12


Сравни.

Вставь пропущенные знаки


20 19 13 10 19 9


14 18 17 15 18 12


11 11 11 17 19 12







11



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее