Урок математики в 1 классе.
Учитель: Михайлова Ольга Владимировна
Тема: Образование чисел второго десятка. Двузначные числа от 10 до 20.
Цели урока:
Предметные:
познакомимся с числами второго десятка;
поймём способ образования чисел второго десятка;
научимся читать и записывать числа второго десятка;
закрепим умение решать задачи в одно действие, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...».
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
принятие и сохранение учебной задачи;
высказывать своё предположение;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
осознавать познавательную задачу;
проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение.
Коммуникативные:
допускать возможность различных точек зрения, понимать собеседника, высказывать и аргументировать своё мнение;
слушать и понимать речь других;
Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками
учиться работать в парах.
Организационный момент.
- Урок математики. Проверьте, всё ли готово к уроку: учебник, тетрадь, счётные палочки.
-Сегодня нас ждут новые математические знания, которые помогут научиться быстро и правильно считать больше десяти предметов! Настройтесь на серьёзную работу!
2. Актуализация знаний.
- Вспомним счёт до 10 и обратно (хоровой ответ)
- В чём разница между числом и цифрой (Цифра – это знак для записи числа)
- Хватает ли нам в жизни знания чисел только от 1 до 10? (Нет)
- Приведите примеры из жизни, когда встречаются числа больше, чем 10? (Нумерация домов улицы, номера страниц в книге, деньги в магазине и т.д.)
- Какие это числа: числа больше 10? (11.12.13.14, 24,68,98….)
- Молодцы! Как много новых чисел вы назвали! Давайте договоримся, что остановимся, досчитав до 20. (считают)
- Какие из названных вами чисел мы изучали? (1-10)
- А какие числа не изучены нами? (11-20)
- Догадайтесь, какая же тема нашего урока математики сегодня? ( Числа 11-20)
3. Постановка учебной проблемы.
- Мы познакомимся с числами 11-20. Узнаем, как появились эти числа, как их называли в старину. Мы сможем научиться правильно произносить числа до 20 и правильно их записывать, познакомимся с круглыми числами.
- Знает ли кто-нибудь из вас, как образовались числа 11,12,13,14,15,…20? Почему их называют числами второго десятка? А некоторые из них - еще и круглыми? (затруднение)
-Нам предстоит в конце урока ответить на эти сложные вопросы!
4. «Открытие» учащимися нового знания.
Работа с учебником на стр. 46
- Посчитайте, сколько палочек изображено на рисунке ( 10) (слайд 1)
-У вас на партах лежат счётные палочки. Отсчитайте 10 палочек, как на рисунке.
- Пронумеруем каждую палочку, чтобы узнать, сколько же всего палочек изображено на рисунке (слайд 2). Посчитаем вслух ваши палочки.
-Посмотрите, что произошло с десятью палочками дальше? (Связали вместе)
-Свяжем эти десять палочек в один пучок, и мы получим новую единичку измерения – десяток.
-На рисунке изображено десять палочек или один десяток. (слайд 3)
- У нас получился один десяток. В старину десяток по-другому называли «дцать».
-И сейчас мы узнаем, как же получаются числа второго десятка.
- Если к одному десятку – дцать – добавить ещё одну палочку, то получим один на дцать. (слайд 4)
- Какое число получилось? (Одиннадцать)
- Возьмем вторую палочку. Положим на десять палочек две палочки. (слайд 5)
- Сколько получилось палочек? (Двенадцать.)
- Возьмем третью палочку. Положим на десять палочек три палочки. (слайд 6)
- Сколько получилось палочек? (Тринадцать.)
- Положим четыре палочки на десять палочек. (слайд 7)
- Сколько получилось палочек? (Четырнадцать.)
Положим пять палочек на десять палочек. Получим …(пятнадцать.)
Шесть – (шестнадцать.)
Семь – (семнадцать.)
Восемь –(восемнадцать.)
Девять – (девятнадцать.)
Возьмем два десятка палочек. (слайд 8)
- У нас получился ещё один десяток, или дцать. Сколько у нас десятков теперь?( Два десятка )
– Двадцать.
Открывается числовой ряд от 1 до20, записанный в два ряда. (слайд9)
- В первом ряду – числа, которые хорошо вам знакомы – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
-Во втором ряду – числа, которые мы получили на данном уроке – 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.
-Сравните два ряда этих чисел и подумайте, чем они отличаются друг от друга. (В записи чисел первого ряда присутствует только один значок. )
-То есть, если у нас число один, мы записываем его одной цифрой – цифрой 1. Если у нас число два, мы записываем его одной цифрой – цифрой 2. Число пять мы записываем одной цифрой – цифрой 5.
-Что мы скажем про второй ряд? (В записи чисел второго ряда присутствуют две цифры.)
-Десять мы записываем двумя цифрами – цифрами 1 и 0.
-Двенадцать мы записываем… (двумя цифрами – цифрами 1 и 2.)
-То есть в записи этих чисел мы используем два значка – две цифры.
Поэтому, числа первого ряда называются однозначные числа, а числа второго ряда называются двузначные числа – в их записи два значка. (слайд 10)
- Обратите, внимание на то, что когда мы устно произносим двузначные числа – десять, одиннадцать, двенадцать, мы сначала называем количество свободных единичек, а потом десяток – дцать. (слайд 11)
- Когда же мы эти числа записываем, то на первое место мы ставим цифру, которая показывает количество десятков – один десяток, на второе место мы ставим количество свободных единичек, которые мы добавили к десятку. (слайд 12)
Получаем:
11
Одиннадцать
То есть на первом месте десятки, на втором месте записи – единички.
14
Четырнадцать
Четыре свободных единички и один десяток.
При записи: один десяток, четыре единички.
16
Шестнадцать
Один десяток и шесть единичек.
5. Первичное закрепление.
- Запишите в тетрадь числа, предложенные в учебнике на стр.46, ставя на 1 место десятки, на второе – единички.
Проверка выполнения: сравниваем с правильным образцом на экране (слайд 13), ставя «+» около каждого правильно записанного числа.
11, 12,13,14,15,16,17,18,19,20
- Найдите среди чисел второго ряда числа, в которых нет свободных единичек, числа, которые состоят только из десятков. (Это числа десять и двадцать). (слайд 14)
При записи этих чисел на месте единиц стоит цифра ноль 0, на месте десятков – цифра, указывающая на количество десятков.
10 – один десяток, ноль единичек
20 – два десятка, ноль единичек.
В математике такие числа еще называют круглыми числами (слайд 15)
-10 и 20 – круглые числа, они состоят только из десятков.
5. Первичное закрепление.
-Запишите все круглые числа, начиная с 10. (--)
Проверка выполнения: фронтальная, все произносят вслух записанные числа. Если задание сделано верно, ставим рядом «+».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.
Работаем в парах с карточками. Каждому выдаются карточки с тремя заданиями по теме урока.
1. Покажи тринадцать палочек. Сколько это десятков и сколько ещё отдельных палочек? Покажи палочками число 12, число 20. |
|
|
|
2. Что обозначает каждая цифра в записи чисел: 15, 11, 19, 17? Сколько в каждом из этих чисел десятков и отдельных единиц? |
|
| |
3. Назовите среди чисел круглое число: 14,10,19,20, 1.
|
|
|
Ребята читают задания, выполняют их, работая в парах. Во втором столбике ставят знак «۷» напротив каждого задания , если выполнили его.
Дети внимательно проверяют свою работу по ключу., который находится на обратной стороне карточки. Если задание выполнено верно, в третьем столбике ставят знак «+», неправильно – знак «-».
Оценивание: если все задания сделаны правильно, то на шкале в последнем столбце рисуется крестик вверху, при выполнении правильно 1-2заданий крестик ставится посередине, если вообще не справился – внизу.
Ключ:
В числе 15 – 1 десяток и 5 единичных палочек, в числе 11 - 1 десяток и 1 единичных палочек, в числе 19 - 1 десяток и 9 единичных палочек, в числе 17 - 1 десяток и 7 единичных палочек, |
Круглые числа: 10 и 20. |
7. Повторение.
Решение задачи из учебника стр. 48 №5.
У доски решает ученик. Самопроверка после проверки работы ученика у доски.
Оценивание по шкале: если вся задача решена правильно, то на шкале рисуется крестик вверху, при выполнении 1-2 ошибках - крестик ставится посередине, если не решил задачу – внизу.
8. Итог урока. Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу. Сможете ли вы ответить теперь на вопрос: Почему числа от 11 до 20 называют числами второго десятка? (Они образуют второй десяток)
-А что такое круглые числа? (При записи этих чисел на месте единиц стоит цифра ноль 0, на месте десятков – цифра, указывающая на количество десятков)
-Что мы сегодня с двузначными числами не делали? (не складывали и не вычитали)
-Этому мы научимся на следующих уроках.
-Теперь оцените свою работу на уроке сигнальной карточкой: если всё поняли и легко справились со всеми заданиями на уроке – зелёный цвет, если были трудности в выполнении заданий – жёлтый цвет, а если было очень трудно и осталось много вопросов – красный.
- Карточки вложите в тетрадь, чтобы я тоже смогла оценить вашу работу.
-Урок окончен.
Сравни.
Вставь пропущенные знаки
20 19 13 10 19 9
14 18 17 15 18 12
11 11 11 17 19 12
Сравни.
Вставь пропущенные знаки
20 19 13 10 19 9
14 18 17 15 18 12
11 11 11 17 19 12
Сравни.
Вставь пропущенные знаки
20 19 13 10 19 9
14 18 17 15 18 12
11 11 11 17 19 12
11