«Осенний фестиваль знаний 2024»

Открытый урок по математике на тему: "Уравнение с неизвестным вычитаемым"

открытый урок проведен на городском семинаре для молодых учителей

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

КСП по математике в 1 классе

*В контексте тем:

«Путешествие», «Традиции и фольклор»

Школа: КГУ «Многопрофильная гимназия № 41 имени А.Пушкина»

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 1 класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

Уравнение с неизвестным вычитаемым

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

1.2.2.2 решать уравнения способом подбора и на основе связи сложения и вычитания

Цели урока:

научить решать уравнения с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи между частью и целым;

способствовать отработке навыков быстрого и стабильного счета в пределах 10, закреплению умения решать текстовые задачи, уравнения с неизвестным слагаемым и вычитаемым; создать условия для развития внимания и памяти, универсальных учебных действий (целеполагание, планирование, самооценка, умение работать в паре);

воспитывать активность, самостоятельность, желание учиться.

Критерии успеха

К концу урока учащиеся должны уметь:

решать уравнения с неизвестным вычитаемым;

комментировать свои действия при решении уравнений нового типа.

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи

Межпредметные связи содержат перечень ссылок на другие предметы, которые имеют отношение к уроку. Разнообразные виды заданий выполняются на уроке с целью осуществления интеграции с другими предметами "Естествознание" и "Художественный труд".

Навыки

использования

ИКТ

На данном уроке учащиеся не используют ИКТ.

Возможный уровень: организованная деятельность, включающая пре­зентации и ИKT;

самостоятельное изучение информации, обсуж­дение в группе; представление классу полученных выводов;

Предварительные

знания

Алгоритм ре­шения уравнений с неизвестным вычитаемым на основе связи целой величины и ее части. Вычитае­мое — это компонент действия вычитания, для его нахождения необходимо вычесть из уменьшае­мого значение разности.

Ресурсы урока

мультимедийный проектор, презентация, карта путешествия, карточки с уравнениями (для каждого учащегося), карточки с формативным оцениваем (для каждой пары учащихся), алгоритм решения уравнения, картинка с деревом Знаний, цветочки трех цветов для самооценки (у каждого учащегося)

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы



Начало урока


























Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Ребята, вы стали школьниками и уже многое знаете. Прочитайте пословицу, записанную на экране:

«Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

- Сегодня мы проведем необычный урок. Предлагаю отправиться в поход к дереву Знаний. Не забудьте взять с собой все знания, которые вы получили на предыдущих уроках.

- А какой же девиз нам поможет в походе?

У нас все получится! (на экране появляется девиз)

- Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Итак, отправляемся в путь!

Первый этап: «ШКОЛА»

Вызов. Назовите число и месяц, день недели, время года.

- Сегодня 26 февраля, среда, зима.

- Молодцы!

Запишите число. 26 февраля. Классная работа.

- Прослушайте задачку-шутку и угадайте, какое число нам надо будет прописать?

Наконец созрела вишня,

Десять вишенок на ней

Для двоих моих друзей.

Поспевает мандарин:

Каждому из них — один.

Сколько ж фруктов для ребят

Приготовил добрый сад?

- Какое же число приготовил для ребят добрый сад? (12)

- Какое это число? (двузначное, чётное, натуральное)

- Назовите соседей числа 12. (11 и 13)

-Назовите пары чисел, значение суммы которых равно, 12? , значение разности которых равно 12?

А дорогу нам укажет вот эта карта. (на доске карта).



И второй этап: «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ДОРОЖКА».

Математический диктант

Первое слагаемое 4, второе такое же. Найдите сумму.

Одна часть – 6, вторая – 4. Найдите целое.

Уменьшаемое 7, вычитаемое 2. Найдите разность.

Из целого вычли 1 и получили 5. Чему было равно целое.

Найдите сумму чисел 3 и 4.

Найдите разность чисел 10 и 7.

Самопроверка по эталону. (на экране появляются ответы)

8, 10, 5, 6, 7, 3.

- Мы великолепно справились с математической дорожкой, а впереди нас ждет «НЕЗНАКОМОЕ БОЛОТО». (на экране появляется болото с тремя кочками)

- Болото можно преодолеть по трем кочкам. Я открою вам небольшой секрет: однажды Незнайка не захотел делать домашнюю работу и утопил в этом болоте задание. Для этого нам надо расположить числа в порядке возрастания, переворачивают, читают слово.

- Какое слово получилось? (уравнения)

Учащиеся располагают числа в порядке возрастания, переворачивают, читают слово.

6

8

11

12

15

18

30

40

90

у

р

а

в

н

е

н

и

я

- Какова тема урока?

- Что такое уравнение? (Уравнение - математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами.)

- Молодцы!

- Поэтому, чтобы пройти через болото нужно уметь решать уравнения.

Скажите, пожалуйста, сколько видов уравнений мы с вами научились решать? (2- с неизвестным слагаемым и с неизвестным вычитаемым)

(На двух кочках появляются названия)

- Посмотрите на кочки, что вы заметили? (одна кочка осталась без названия)

- Что это значит? (значит, есть еще 1 вид уравнений, с которым мы должны познакомиться)

- Значит, в процессе работы мы должны с вами выяснить, какое название имеет третья кочка.

- А пока, посмотрите, у каждого из вас есть карточка с уравнениями. Решите их на карточках.

х – 9 = 1 х + 4 = 7 11 – х = 7

х=9+1 х=7-4 х=11-7

х=10 х=3 х=4

Постановка проблемы.

Восстановление выполненных операций и фиксирование места, где возникло затруднение.

- Все ли уравнения вам были знакомы, легко ли вам далось их решение?

- Какое уравнение у вас вызвало затруднение? (Третье уравнение не похоже на те, которые мы решали раньше)

- Давайте разберемся, почему у некоторых из вас возникло затруднение и почему вы решили это уравнение по-разному. (возможно некоторые учащиеся решат третье уравнение верно)

Самопроверка с комментированием. (выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения)




Слайд № 1





Слайд № 2




























Карта на ватмане

















Слайд № 3

Цветы: зеленый, желтый, красный










Слайд № 4

Цветы: зеленый, желтый, красный








Слайд № 5








Карточка для работы в группе












Цветы: зеленый, желтый, красный

Критерии успеха

Выполняют устные вычисления. Определяют в группах тему урока. Дают определение понятию уравнение. Различают уравнения.







Середина урока



Пальчиковая гимнастика

Идет по парте человек

Переставляет ножки,

А если ножки смотрят вверх,

Что получилось? Рожки.

- На какую кочку мы можем поместить первое уравнение? (Уравнение с неизвестным вычитаемым)

- Назовите корень уравнения. ( х = 6)

- На какую кочку определим второе уравнение? (Уравнение с неизвестным слагаемым)

- Назовите корень уравнения. (х = 3)

- Рассмотрите первое уравнение. Чем оно отличается от уравнений, которые мы решали раньше? ( Здесь неизвестно уменьшаемое – проговорить хором)

- - На какую кочку мы можем поместить первое уравнение? (Уравнение с неизвестным вычитаемым)

( на третьей кочке появляется надпись: уравнения с неизвестным уменьшаемым)

- Какова же будет цель нашего сегодняшнего урока? (Научиться решать уравнения с неизвестным уменьшаемым)

- Назовите тему урока. (Уравнения с неизвестным вычитаемым) – тема вывешивается на доске.

- Каким способом мы будем пользоваться, чтобы научиться решать уравнения с неизвестным вычитаемым? (правилом нахождения уменьшаемого)

- Давайте составим план нашей работы.

Подобрать правило.

Решить уравнение и сделать проверку.

Потренироваться в решении уравнений с неизвестным вычитаемым.

- Каким средством мы обычно пользовались при решении уравнений? (алгоритмом)

Алгоритм решения уравнений на нахождение уменьшаемого.

1. Запиши уравнение

11 – х = 7

2. Назови компоненты

уменьшаемое, вычитаемое, разность

3. Назови, что известно

уменьшаемое 11, разность 7.

4. Назови, что неизвестно

вычитаемое

5. Вспомни правило

чтобы найти неизвестное вычитаемое надо от уменьшаемого 11 вычесть значение частного7.

6. Запиши

х = 11 - 7

7. Вычисли

х = 4

8. Проверка

в первую запись вместо х запиши полученное число 11 – 4 = 7

9. Проверка

Сосчитай, чему равна левая часть, посмотри, равна ли она правой части 7 = 7

10. Вывод

уравнение решено верно


Реализация построенного проекта.

Работа по алгоритму.

Найти в уравнении части и целое. (целое обводим в кружок, части подчеркиваем)

Определить, чем является х – частью или целым. (целое)

Подобрать правило.

- Как найти целое? (Чтобы найти целое, нужно к части прибавить часть.)

Выполнить действие по нахождению корня уравнения.

х = 11 - 7

Назвать и записать ответ. Найдите корень уравнения с помощью числового отрезка.

х = 4

Сделать проверку.

11 – 4 = 7(верно)

- Работает ли наше правило? Повторите, как найти целое?

Проговаривание правила хором.

Уточнение нового знания.

- Кто вспомнит, а как называлась наша третья кочка на болоте? (Уравнения с неизвестным вычитаемым)

- Попробуйте сформулировать новое правило, опираясь на понятие «уменьшаемое». (чтобы найти неизвестное вычитаемое надо от уменьшаемого вычесть значение частного.) – повтор хором.

Фиксирование преодоления затруднения.

- Итак, мы с вами решили уравнение с неизвестным вычитаемым. Мы удачно прошли по всем трем кочкам и преодолели «неизвестное болото».

Физминутка

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Посмотрите, ребята, наш друг Незнайка. Ему стыдно, что он когда-то не научился решать уравнения с неизвестным вычитаемым. Давайте его научим, объясним все подробно.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- А теперь вместе с Незнайкой докажите, как вы самостоятельно сможете решить уравнение.

1) Работа по учебнику. (стр. 53, № 3)

- Решите только одно уравнение, которое подходит к нашей теме урока.

Самопроверка по эталону. (на экране появляется решение) и самооценка. (сигнальные карточки - цветочки)

Включение в систему знаний и повторений.

Пальчиковая гимнастика



Слайд № 6


Слайд № 7






Слайд № 8


Слайд № 9


Слайд № 10

































Слайд № 11



















Слайд № 12





Слайд № 13











Слайд № 14

Цветы: зеленый, желтый, красный

Критерии успеха

Составляют уравнения, определяют целое и части, называют компоненты, записывают и решают уравнения



Конец урока



- Продолжаем наш поход. Вот мы и на вершине знаний.

«ВЕРШИНА УРАВНЕНИЙ».

Для того чтобы пройти темный лес, надо выполнить формативное работу. У вас на столах лежат листочки с формативным оцениванием. Вам надо помочь Незнайке решить уравнение, соблюдая дескрипторы.

Формативное оценивание

Помогите Незнайке решить уравнение. 7 - а = 4

























































































































Дескриптор

Обучающийся


- соблюдает алгоритм записи решения уравнений;

- находит неизвестное вычитаемое, выполняет соответствующее действие;

- выполняет проверку уравнения

Самопроверка по эталону и самооценка.

Письмо по памяти

- Мы с вами прошли темный лес Знаний. Посмотрите, какая великолепная цветочная поляна. На цветах записаны числа. Постарайтесь их запомнить и записать числа по памяти.

1, 3, 1, 5, 1, 7, 1

- А вот и Дерево Знаний. Наш поход завершен.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

У вас на столе на листке нарисовано дерево Знаний. Чтобы проверить, кто как усвоил новый материал, я предлагаю приклеить наши волшебные цветы на дерево.

- Какую цель мы сегодня перед собой ставили на уроке?

- Кто считает, что мы достигли цели?

- Оцените свою работу на уроке, как вы научились решать уравнения с неизвестным уменьшаемым? (ребята прикрепляют на дерево цветочки со знаками: зеленый цветок с (!) – ребенок отлично усвоил материал, желтый цветок с (+) – учащийся понял хорошо, но еще хочет потренироваться, красный цветок с (?) – учащийся испытывает затруднения.


- Вспомните наш девиз урока, что вы сейчас скажите, подведите итог нашей работы.

У нас все получилось! (появляется на экране)

- Но все – таки, посмотрите на дереве разные цветы, а это значит, что нам на следующих уроках необходимо еще потренироваться в решении уравнений.

Домашнее задание по желанию: составить одно уравнение на нахождение неизвестного вычитаемого.






Формативное оценивание




Слайд № 15













Цветы: зеленый, желтый, красный





Слайд № 16

Цветы: зеленый, желтый, красный








Слайд № 17

Дерево Знаний

Цветы: зеленый, желтый, красный






Слайд № 18



Критерии успеха

Составят уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого



Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.


Дополнительные задания

Дорисуй картинки. Задание на применение правила нахождения неизвестного целого по известным значениям частей. Сложив количество удаленных и оставшихся предметов, необходимо найти и нарисовать первоначальное количество предметов а каждой таблице.

Ответы

а) 7 воздушных шаров;

б) 6 слив;

в) 5 птиц на ветке.

Подбери шарфик к каждой шапочке. Задание на установление соответствия между уравнением и его решением.

Чтобы выявить, как школьники усвоили учебный материал, задайте вопросы и предложите выполнить задания:

Составьте уравнение с неизвестным вычитаемым.

Чем является неизвестное уменьшаемое? (Целым.)

Как находили неизвестное вычитаемое?

Из класса вышли 10 учеников. Осталось 15 уче­ников. Сколько всего детей было в классе? Проведите работу с учащимися по самооценива­нию с помощью "Лестницы успеха"

Физкультминутка.




Рефлексия для учителя

Важные вопросы по уроку

Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)

Какие два момента были наиболее успешны?

Какие два момента улучшили урок?

Что я узнал из урока о классе и отдельных учениках, что я расскажу на следующем уроке.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее