«Зимний фестиваль знаний 2025»

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе на тему "Мой Пушкин"

Урок посвящён великому поэту А.С.Пушкину.На уроке вспоминали отрывки из прочитанных сказок, читали стихи Пушкина.

Дети подготовили презентацию о Пушкине.Была подготовлена выставка книг,выставка рисунков к сказкам Пушкина.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Урок: «МОЙ ПУШКИН».

Тема: Творчество А.С. Пушкина.

Цель: Обобщение знаний о творчестве А.С.Пушкина, расширение круга чтения.

Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусства.

Воспитание любви к поэтическому слову, формирование интереса детей к классическому искусству, ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы.

Оборудование; В.А.Тропинин. Портрет А.С.Пушкина; Композитор Н.А.Римский-Корсаков; выставка книг А.С.Пушкина; М.И.Глинка. Ария Руслана. Марш Черномора (в аудиозаписи); компьютер, проектор;

Ход урока.

Учитель. Наш урок посвящен творчеству А.С.Пушкина, гений русской поэзии. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта, знакомы с некоторыми его повестями и поэмами, немало знаете наизусть. Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик. Этот урок мы назовём «Мой Пушкин»,. Надеюсь, что вы сумеете глубже понять душу великого поэта и его творчество, насладиться его волшебными стихами.

Начнём с учеников, которые подготовили слайды о жизни великого поэта, писателя.

1 ученик - 1-8 слайды

2 ученик - 9 -16 слайды

3 ученик –17 – 22 слайды

А сейчас наши любимые стихотворения.

Учитель. Я знаю, что некоторые ребята остановили свой выбор на тех стихотворениях, в которых Пушкин рисует чудесные картины русской зимы.

1.Ученик. Я хочу прочитать отрывок из романа «Евгений Онегин», где поэт описывает приход зимы. Он передаёт нетерпение, с которым все ждут зиму. Такую же радость испытал и я, когда однажды поутру увидел, что земля покрылась белоснежным ковром.

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь.

Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стёклах лёгкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок весёлых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Всё ярко, всё бело кругом.

2.Ученик. А я хочу напомнить поэтический отрывок, который мы узнали в первом классе. В нём Пушкин говорит о том, как зима пришла и преобразила всю природу. Читая строчки, я как будто вижу перед собой картины русской природы.

.. .Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама.

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы...

3.Ученик. Мне очень нравится стихотворение «Зимнее утро». Это стихотворение и веселит, и бодрит, и создаёт праздничное настроение. Мы его учили не полностью, а я решила выучить его до конца и прочесть вам.

Зимнее утро.

Мороз и солнце; день чудесный. Ещё ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры. Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче... погляди в окно:


Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя па солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском Озарена. Весёлым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запрячь?

Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Учитель. Ребята прочли стихотворения Пушкина. Я думаю, что их объединяет одно настроение - именно то, о котором говорила Карина, - радостное и приподнятое.

Это состояние поэта, высокий душевный настрой прекрасно передаёт портрет А.С.Пушкина, выполненный художником, современником поэта, Василием Андреевичем Тропининым.





На портрете Пушкин сидит у небольшого стола.

Не в таком ли состоянии он написал:

И пробуждается поэзия во мне...

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

Но жизнь поэта не была лёгкой, безоблачной, и он, конечно, переживал и другое настроение, печальное, грустное, которое тоже нашло отражение в его стихах. Помните ли вы такие стихи?

«Зимний вечер», «Зимняя дорога».

4.Ученик. Чтение стихотворения «Зимняя дорога». Пушкину приходилось много путешествовать, ездили в то время на лошадях, дорога, особенно зимой, была скучной и однообразной.

Зимняя дорога.

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она.

По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.

Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска...

Ни огня, ни чёрной хаты... Глушь и снег... Навстречу мне Только вёрсты полосаты Попадаются одне...

И ещё я хочу добавить, хоть это стихотворение грустное, но оно очень красивое.

5.Ученик. Моё стихотворение посвящено няне великого поэта - Арине Родионовне. Долгими зимними вечерами она рассказывала маленькому Саше сказки, пела русские народные песни.Одно из таких стихотворений я и прочитаю.



Няне.

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На чёрный отдалённый путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь.


Учитель. То, что вспомнили о няне Пушкина, замечательно. Именно она пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание подарить людям свои сказки.

Итак, следующий этап посвящен сказкам Пушкина.

Здесь, я думаю, вы большие знатоки, и все примете активное участие в викторине по сказкам великого поэта. Назовите мне сказки А.С. Пушкина


Сказки Пушкина

Песнь о Вещем Олеге

Сказка о золотом петушке

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Сказка о попе и о работнике его Балде

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.


Когда мы начинаем читать сказки Пушкина, то отправляемся в необыкновенный мир. Всем известно об любви Пушкина к русским народным сказкам, былинам, песням, к истории России. Рассказы этого великого писателя не могут, не понравится. Сюжеты своих сказок Пушкин брал в основном не из книг, а из воспоминаний юности и детства, когда его любимая няня Арина Родионовна рассказывала ему свои сказки. 


Руслан и Людмила.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;


Сказка о царе Салтане.


Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

"Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир"




Сказка о рыбаке и рыбке.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод -

Пришёл невод с одною тиной.



Сказка о Балде.

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.



Сказка о Медведихе.

Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Что из лесу, из лесу из дремучего

Выходила бурая медведиха

Со милыми детушками-медвежатами

Погулять, посмотреть, себя показать.


Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись, глядючи
С белой зори до ночи.

6.Ученик. Я прочту начало самой большой сказочной поэмы Пушкина. Послушайте и назовите её.

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный. Всё ходит по цепи кругом...

Ученик. А вот моя загадка. Из какой сказки эти слова?


Бедненький бес

Под кобылу подлез,

Понатужился,

Понатужился,

Приподнял кобылу, два шага шагнул,

На третьем упал, ножки протянул...

Ученик. А теперь назовите мою сказку.

Ты волна моя, волна! Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли...

Ученик. Из какой сказки эти строчки?

Свет мой, зеркальце скажи!

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?

Учитель. Вот и вспомнили мы самые известные сказки Пушкина, а теперь подведём итоги и ответьте на вопросы.

Какая из сказок показалась вам смешной и почему?

Какая самая поучительная?

А самая красивая, волшебная?

В какой сказке Пушкин учит нас прощать даже тех, кто причинил нам зло?

Учитель. Настало время музыкальной страницы. Вы уже знаете, что стихи, поэмы и даже повести Пушкина легли в основу музыкальных произведений. И нам не хватило бы и всего урока, чтобы перечислить их.

Как вы думаете, почему великие композиторы прошлого и наши современники обращаются в своём творчестве к произведениям А.С.Пушкина?

Ученики.

  • Его стихи очень музыкальны.

  • Они красивые.

  • Пробуждают в человеке высокие мысли и чувства.

Учитель. Сегодня я познакомлю вас с музыкой к сказкам А.С.Пушкина великих русских композиторов Михаила Ивановича Глинки и Николая Андреевича Римского-Корсакова. {Демонстрируются портреты композиторов.)

М.И. Глинка создал по поэме «Руслан и Людмила» одноимённую оперу. Мужество, сила, благородство, готовность к подвигу звучат в арии героя оперы Руслана.

Дети слушают арию Руслана «О поле, поле, кто тебя усеял...» в исполнении Е.Штоколова.

Учитель. Если Руслан олицетворяет собой мужество и благородство, то в опере есть противоположный персонаж, злой и коварный. Кто это?

Ученики. Черномор.

Учитель. Послушайте «Марш Черномора», а потом скажите, как музыка помогла представить этот персонаж. Дети слушают «Марш Черномора».

Учитель. А теперь загадка из музыки Римского-Корсакого к «Сказке о царе Салтане...». Прослушав фрагмент арии одной из героинь сказки, назовите её.

(Ария Царевны-Лебеди )Царевна Лебедь

Учитель. Наш урок подошёл к концу мы говорим Александру Сергеевичу Пушкину: «До скорого свидания».

Вас ждёт ещё много прекрасных встреч с великим поэтом, вы прочтёте его стихи о дружбе, о свободе, о любви к Отчизне, его повести, поэмы, романы.








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее