Открытый урок химии по теме: "Водород. Химический элемент и простое вещество"
Подготовила
учитель химии
Ничай Вероника
Александровна
Открытый урок химии по теме: "Водород. Химический элемент и простое вещество"
Тема :
Водород. Химический элемент и простое вещество.
Цель :
Цели урока: А) образовательная: обеспечить усвоение учащимися понятий: “водород – химический элемент”, “водород – простое вещество”, познакомить нахождением водорода в природе, с физическими свойствами водорода
Б) воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к занятиям, умению рефлексировать, стремление добиваться наилучших результатов, воспитание дисциплинированности
В) развивающая: развитие умений учебного труда (умение работать в должном темпе – читать, писать); развитие умений наблюдения (умение наблюдать за демонстрационными опытами, делать выводы); развитие познавательных умений (формировать умение выделять главное, вести конспект, наблюдать, делать выводы, находить проблему и её решать); развитие мышления (развитие аналитического мышления – формирование умения выделять существенные признаки и свойства веществ), (развитие абстрактного мышления – выделять общие и существенные признаки, развитие умений применять
Девиз урока: Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно. Д.И.Менделеев. (слайд1)
Ход урока:
Организационный момент :
Мы с вами живем в ХХ 1 веке, в веке передовых технологий, компьютеров и реактивных самолетов. А как вы думаете, сколько тайн скрывает от нас природа, а сколько их было много, много, много лет назад? Давайте посмотрим на девиз нашего урока, о чем он нас предупреждает? –э то тоже пока для вас тайна, которая будет раскрыта к концу нашего урока. Давайте для начала попробуем отгадать загадку (слайд 2)
Я, газ, легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный,
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду! (водород )
(слайд 3)
План урока : (слайд 4)
Водород в природе.
История открытия водорода
Водород, как химический элемент.
Водород – простое вещество.
Физические свойства водорода.
2. Изучение нового материала: (стих слайд 5)
Водород в природе .
У вас на парте лежит дополнительная информация к уроку
Водород – самый распространенный элемент в космосе. Основная масса звезд состоит из водорода: Юпитер, Сатурн – 92% Н, 8 % Н е, 0,1 % все остальные химические элементы; водород преимущественно составляет межзвездное вещество. (слайд 6)
Водород входит в состав основного вещества Земли – воды. Доля водорода в земной коре составляет около 1% ее массы . Однако , роль его в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых составляет около 17% . Множество органических веществ представляют собой соединения водорода с углеродом – нефть, природный газ метан СН 4 и другие органические вещества.
Историческая справка(слайд 7)
Водород был известен ещё в XVI веке Теофрасту Парацельсу (1493-1541)
Его получали Ван-Гельмонт(1577-1644),
Роберт Бойль (1627-1691),
Николя Лемери (1645-1715),
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765),
Джозеф Пристли и др.
(слайд 8)
В 1766 году известный английский ученый Генри Кавендиш получил «искусственный воздух» действием цинка, железа или олова на разведенную соляную или серную кислоту. Это было совершенно новое вещество, которое хорошо горело и получило название «горючего воздуха».
(слайд 9)
Но лишь в 1787 году Лавуазье доказал, что этот «воздух» входит в состав воды и дал ему название « гидрогениум», т. е. «рождающий воду», «водород».
Водород как химический элемент .
Характеристика водорода по периодической системе химических элементов. (слайд 10 )
1. Порядковый номер – 1
2. Символ элемента - Н
3. Название - водород
4. Относительная атомная масса - 1
ОТВЕТЫ (слайд 11)
На Земле атомы водорода соединяються с атомами других элементов, образуя в большинстве случаев сложные вещества (вода, природный газ, нефть)
Водород как простое вещество. (слайд 12)
Записали в тетради: Водород – простое вещество. (формула – Н2 ). (слайд 13)
Что показывает эта формула? (разбор формулы с учащимися по схеме):
название вещества – водород.
Тип вещества – простое . ( почему? – ответы учащихся) .
Mr (Н2 ) = 2, что это показывает? – ответы учащихся, это показывает, что молекула водорода в два раза тяжелее 1/12 атомной массы углерода. Устные задачи: Какова масса одного моля водорода? – масса одного моль водорода равна 2 г , а чему равен объем одного моль водорода? Объем одного моль водорода равен 22,4 л , а объем двух моль водорода? Объем двух моль водорода = 44,8 л . Чему равен объем 20 г водорода? Сколько это будет моль? – 10 моль, а сколько литров – 224 л
Ответы( Слайд 14)
Водород как простое вещество и как химический элемент (слайд 15)
Составление таблицы
Параметры сравнения | Химический элемент | Простое вещество |
Химическая формула | Н | H2 |
Относительная атомная или молекулярная массы | A r(H) = 1 | M r (H2) =2 |
Свойства | Входит в состав простых и сложных веществ. | Обладает набором физических и химических свойств. |
Физкульт минутка (слайд 16)
Танец сидя:
Ноги на пояс поставим в начале,
Вправо и в лево качаем плечами.
Теперь дотянулись рукою до пятки
Еле сумели все в полном порядке
Если в гостях вы станцуете сидя
Чья нибудь мама вам скажет спасибо.
Физические свойства ( при обычных условиях): стр. учебника 113 – 114 (слайд 17)
Агрегатное состояние-
Цвет-
Запах-
Вкус-
Растворимость в воде-
Температура плавления-
Температура кипения-
Растворимость в воде –
Ответы (Слайд 18)
Просмотр видео опыта (слайд 19)
Интересный факт (слайд 20)
Выходной контроль: тест по вариантам(слайд 21)
(слайд 22- ответы)
Коррекция знаний
Попробуйте расшифровать стихотворение про водород
Первый я на белом свете:
Во вселенной, на планете.
Превращаюсь в лёгкий гелий,
Зажигаю Солнце в небе.
Гость из космоса пришёл.
В воде приют себе нашёл!
Возвращаясь к Девизу урока: Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно. Д.И.Менделеев. (слайд 23)
Подведем итог нашего урока
Рефлексия (слайд 24)
Изученный материал | Книга жалоб и предложений | Спец. пометки |
Водород в природе. |
| v – это я знаю + – новая информация ? – информация требует пояснения ! – это интересно |
История открытия водорода |
| |
Водород, как химический элемент. |
| |
Водород – простое вещество |
| |
Физические свойства водорода. |
|
Запишите домашнее задание: (слайд 25)26 параграф , задание 5,6 и для тих кто хочет боле углублено изучить материал 7,8
Оценки за урок и установка на материал следующего урока.
Дополнительные материалы
"Водород. Химический элемент
и простое вещество"
1.Водород – самый распространенный элемент в космосе. Основная масса звезд состоит из водорода: Юпитер, Сатурн – 92% Н, 8 % Н е, 0,1 % все остальные химические элементы; водород преимущественно составляет межзвездное вещество. Водород входит в состав основного вещества Земли – воды. Доля водорода в земной коре составляет около 1% ее массы . Однако , роль его в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых составляет около 17% . Множество органических веществ представляют собой соединения водорода с углеродом – нефть, природный газ метан СН 4 и другие органические вещества.
2. Водород был известен ещё в XVI веке Теофрасту Парацельсу (1493-1541) Его получали Ван-Гельмонт(1577-1644),Роберт Бойль (1627-1691),Николя Лемери (1645-1715),Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), Джозеф Пристли и др.
3. Интересные факты Водородом заполняли дирижабли вплоть до 1937 года.
Размеры дирижабля достигали размеров двух футбольных полей.
Изученный материал | Книга жалоб и предложений | Спец. пометки |
Водород в природе. |
| v – это я знаю + – новая информация ? – информация требует пояснения ! – это интересно |
История открытия водорода |
| |
Водород, как химический элемент. |
| |
Водород – простое вещество |
| |
Физические свойства водорода. |
|
Изученный материал | Книга жалоб и предложений | Спец. пометки |
Водород в природе. |
| v – это я знаю + – новая информация ? – информация требует пояснения ! – это интересно |
История открытия водорода |
| |
Водород, как химический элемент. |
| |
Водород – простое вещество |
| |
Физические свойства водорода. |
|