Сценарий
открытого классного часа «Земля-наш общий дом»
Кл. руководитель: Здравствуйте, уважаемые обучающиеся, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии! Итак, мы начинаем! Мне хотелось бы начать наш классный час с эпиграфа…
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себе!
(Евгений Евтушенко)
Кл. руководитель: Давайте с вами посмотрим на экран и определим тему нашего классного часа…
Введение в тему классного часа:
Стихотворение:
Жить в зеленом царстве это
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей,
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг
Человек природе друг!
Кл. руководитель: Итак, вы уже догадались какова же тема нашего классного часа?
Обучающиеся: (называют тему).
Кл. руководитель: Мы уже назвали с вами тему нашего классного часа…Чем же мы с вами сегодня займемся? Какие цели перед собой поставим?
Обучающиеся: (называют цели классного часа)
Кл. руководитель: давайте обобщим, названные цели:
- воспитывать сознательное и бережное отношение к природе;
- акцентировать внимание на экологические проблемы;
- расширить знания об экологических проблемах
- формирование экопривычек и мотивации к природоохранной деятельности.
Ведущий: Наверное, большинство из нас старается сделать уютным и красивым, если не свой дом, то уж хотя бы свою комнату. Но, почему-то, переступив порог своей квартиры, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже наш дом. Космонавты говорят, что из космоса, Земля голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озера, а не грязные лужи, земные леса и прекрасные луга, а не горы мусора и голубую потрескавшуюся землю. Хочется, чтобы мы никогда не забывали слова Маленького принца о том, что нужно навести порядок на своей планете. Чтобы и завтра, и послезавтра мы могли сказать друг другу: «Добрый день!». Очень важно бережно относиться к нашему общему дому и всем, кто на ней живет.
Кл. руководитель: Представим, что это наша планета Земля. Делим яблоко на 4 части. Три из них – это вода. И только четвертая маленькая часть - это тот кусочек Земли, на котором живут все люди. Правда удивительно?
- А кто хозяйничает на этом кусочке Земли?
- Всегда ли хорошо и правильно человек хозяйничает на Земле?
Я уверена, что вы хорошие хозяева! Но среди людей, к сожалению, есть много таких, которые нарушают порядок в нашем доме. Сегодня мы рассмотрим с вами три экологические проблемы:
- загрязнение почвы;
- загрязнение воды;
- загрязнение воздуха.
Кл. руководитель: Итак, поговорим с вами о загрязнении почвы. Давайте посмотрим видео по данной тематике.
Обучающиеся: смотрят видео по данной тематике.
Кл. руководитель: Теперь давайте послушаем сообщение о сроках разложения продуктов.
Выступающий 1: Ежедневно в процессе жизнедеятельности одного человека образуется около килограмма мусора. Каждый день на улицах и свалках городов накапливаются тонны бытовых отходов.
Сколько разлагается мусор, зависит от того, чем он был изначально, точнее — из природного или промышленного материала были изготовлены или произведены предметы.
Мусор бывает органического и неорганического происхождения, и период его разложения может колебаться от пары недель до десятилетий.
Сроки разложения отходов естественного происхождения (растительного или животного)
Опавшие листья, мелкие веточки, кожура от банана разлагаются 1-3 месяца
пищевые отходы - 2-4 недели
помет животных - 10-30 дней
апельсиновая кожура - 6 месяцев
крупные древесные остатки - до 10 лет
остатки костей - 5-8 лет
одежда из натуральных тканей (хлопка, вискозы, льна) разлагается за 2-3 года
шерстяные изделия - 1 год
обувь из натуральной кожи - 4 года
оструганные доски - 4 года
доски, покрытые лаком или окрашенные масляной краской - более 13 лет
бумажные отходы разлагаются в разные сроки:
автобусный билет исчезает за месяц
газеты и книги - 2 года
вощеная бумага - 5 лет
Сроки разложения разных видов мусора
Железная банка - 10 лет
синтетическая одежда - 30-40 лет
жестяная банка - до 90 лет
окурок (сигаретный фильтр) - до 3 лет
металлические контейнеры разрушаются в морской среде за 10 лет, а бетонированные - 30 лет
обувь из искусственной кожи - 40-50 лет
жевательная резинка (в теплых климатических условиях) - 30 лет, на холоде - сотни лет
губка для мытья посуды - 200 лет
одноразовый подгузник - около 500 лет
обломки кирпича и бетона - 100 лет
аккумуляторы, батарейки - 100 лет
фольга - 100 лет
резина - 100 лет
пластик - 100 лет
автомобильные покрышки - 120-140 лет
полиэтилен - 100-200 лет
алюминиевая тара - 500 лет
стекло - более 1000 лет
Кл. руководитель: Спасибо! Теперь давайте посмотрим на экран и выполним задание «Устами младенца».
1. У меня очень много игрушек сделано из нее:
Она бывает разноцветной и ее очень трудно сломать;
Предметы из нее очень трудно сломать;
При поджигании очень плохо пахнет и много черного дыма;
Сама по себе в природе не разлагается (Пластмасса)
2. Ее изобрели китайцы:
У нас ее получают из дерева;
Она легко горит;
Из нее получается очень много мусора;
На ней обычно рисуют и пишут (Бумага)
3. Его делают из песка:
Чаще всего оно прозрачное;
Когда падает, оно разбивается;
Если его нагреть, оно становится тягучим;
Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара (Стекло)
4. Всегда черного цвета:
Этого много в природе;
Этого много в городе;
Это очень вредно;
У человека вызывает болезни;
Этого много при горении (Сажа)
5. Это легче воды:
В речке этого много, когда в ней моют машины;
Это мешает дышать рыбам;
Это надо удалять с поверхности воды (Машинное масло)
Кл. руководитель: Молодцы! Хорошо выполнили это задание! Но сначала, давайте еще раз назовем основные источники загрязнения почвы:
Но сначала, давайте еще раз назовем основные источники загрязнения почвы:
бытовой мусор;
сельскохозяйственная деятельность;
сточные воды;
радиоактивные вещества;
кислотный дождь;
различные виды транспорта;
выбросы с промышленных предприятий;
утечка нефтепродуктов.
А теперь давайте подумаем, какие же необходимо принимать меры, чтобы остановить или хотя бы замедлить загрязнение почвы?
Обучающиеся: 1. Переработка; 2. Правильная утилизация; 3. Информирование общественности; 4. Запрет на токсические химические вещества; 5. Компостирование.
Кл. руководитель: Хорошо! Итак, мы с вами рассмотрели загрязнение почвы. Второй экологической проблемой, которую мы рассмотрим является загрязнение воды. Давайте посмотрим видео по данному виду загрязнения.
Обучающиеся: смотрят видео по данной тематике.
Кл. руководитель: Итак, давайте с вами подитожим, какие загрязнения воды существуют. Для этого прослушаем сообщение.
Выступающий 2: Бытовое загрязнение воды.
Чем выше уровень жизни, тем человек расходует больше воды. В менее развитых странах, к примеру, африканских, на человека приходится до 20 литров воды в день, а в таких странах, как США, человек тратит до 700 литров за сутки.
Вся отработанная жидкость образует так называемые бытовые сточные воды и поступает в канализацию. В растворенном виде в ней присутствует огромное количество мыла, стиральных порошков, моющих средств, отбеливателей и другой бытовой химии. Плюс туалетная бумага, органические отходы жизнедеятельности, некоторые пищевые отходы. Также не стоит забывать, что талая и дождевая вода смывают с тротуаров и проезжей части средства, ускоряющие таяние снега и льда, песок, соли и другие вредоносные соединения.
Промышленное загрязнение воды.
Один из крупнейших источников загрязнение воды в развитых странах – промышленность. С помощью воды в промышленности проходит огромное количество процессов. К примеру, она может выступать охладителем, может использоваться для промывания различных материалов. Больше всего сточных вод дают такие отрасли промышленности, как нефтеперерабатывающая, целлюлозно-бумажная, черная металлургия и промышленность органического синтеза.
Тут следует упомянуть о так называемом тепловом загрязнении, когда в реки и озера выбрасывается, вроде как, и чистая воды, но ее температура чуть выше в сравнении с температурой воды в водоеме. Это может быть довольно опасным. Известны примеры, когда из-за повышения температуры воды в водоеме гибла рыба, чрезмерно разрастались водоросли и сорные водные растения. В итоге претерпевала изменения вся водная среда.
Сельскохозяйственное загрязнение воды.
Еще один из крупнейших потребителей воды – сельское хозяйство. В данной отрасли она активно используется для полива. Вода, которая стекает с полей, содержит в себе частицы почвы, различные химические соединения. Плюс к этому, в воду попадает огромное количество органических отходов с ферм, а также при переработке сельскохозяйственной продукции.
Кл. руководитель: Спасибо за выступление! А сейчас давайте перейдем к практической части нашей встречи и проведем опыты…
Опыт «Разлив нефти в океанах»
Разлив нефти происходит, когда нефть выбрасывается в окружающую среду в результате человеческой ошибки. Эта форма загрязнения может занять месяцы, даже годы для эффективной очистки окружающей среды. Последствия могут быть разрушительными, особенно для птиц и морских обитателей.
Все необходимые принадлежности для проведения опытов у вас имеются, обратитесь к инструкции, не забудьте зафиксировать результаты наблюдений.
Для выполнения опыта понадобится:
большая стеклянная или пластиковая ёмкость
вода
растительное масло
резиновые игрушки или небольшие предметы
Начинаем эксперимент:
Ёмкость с водой будет имитировать океан.
Поместите игрушки в воду, чтобы они плавали.
Вылейте растительное масло в банку, не попадая на игрушки. Запишите свои наблюдения в этот момент.
Аккуратно взболтайте воду вокруг в банке, чтобы имитировать волны. Запишите свои наблюдения.
Наблюдение:
Что происходит во время 3-го шага, после добавления масла в воду для имитации разлива нефти? Что происходит во время 4-го шага, когда Вы взбалтываете воду, чтобы имитировать волны?
Результат:
Во время 3-го шага нефть будет плавать на поверхности воды в вашей банке, так же, как разлившаяся нефть плавает в океане на поверхности воды.
В 4-м шаге, когда Вы имитируете волны, вода и слой масла расплескаются и попадут на резиновую игрушку.
Как результаты этого эксперимента применяются к разливам нефти в реальной жизни? Как Вы думаете, жизнь в океане зависит от разливов нефти?
Как Вы думаете, что происходит с животными, которые выплывают на поверхность, чтобы дышать, такими как киты и дельфины? Покрываются ли они нефтью?
Опыт «Очистка разливов нефти»
Для выполнения опыта понадобится:
растительное масло
ёмкость для воды
вода
несколько ватных шариков
Начинаем эксперимент:
Теперь пришло время для наведения порядка. Используйте свои ватные шарики, чтобы впитать масло, поместив их на загрязненной территории.
Примечание:
У Вас не займет много времени, чтобы справиться с этой проблемой. Но представьте, сколько усилий нужно будет приложить, когда разливается большое количество нефти.
Наблюдение:
Вы заметите, что масло остается на поверхности воды и начинает рассеиваться. Если бы Вы создали волны в воде, масло распространялось бы более быстрыми темпами.
Результат:
Ватные шарики поглощают нефть, но и принимают много воды вместе с ней.
Если бы Вы попытались очистить ковш разлитой нефти, Вам пришлось бы приложить намного больше усилий.
Кл. руководитель: Итак, мы с вами подробно обсудили загрязнение воды, проделали опыты… Давайте теперь с вами подумаем и скажем, как же человек может остановить загрязнение воды?
Обучающиеся: 1. Очистка сточных вод; 2. Сокращение пластиковых отходов;
3. Экономия воды; 4. Установка водосберегающих туалетов; 5. Септики; 6. Не используйте туалет вместо мусорной корзины; 7. Управление ливневыми стоками; 8. Зеленое сельской хозяйство.
Кл. руководитель: Отлично! Давайте перейдем с вами к третьей экологической проблеме-загрязнение воздуха. Посмотрите на экран, вам предлагается посмотреть видео по данному виду загрязнения.
Обучающиеся: смотрят видео по данной тематике.
Кл. руководитель: Давайте подумаем, как можно почувствовать, что воздух существует?
Обучающиеся: предлагают свои варианты ответов.
Кл. руководитель: Для этого давайте проведем с вами самый простой опыт… Перед вами лежат листочки бумаги. Возьмите их и помашите на себя, как веером. Чувствуете? В данный момент к вам никто не прикасается, но вы чувствуете прикосновение. Как раз в этот момент к вам прикасается воздух... Давайте прослушаем сообщение на данную тему:
Выступающий 3: Атмосфера – это крохотная часть массы нашей планеты, но значение ее для Земли и жизни на ней огромно. Атмосфера защищает земной шар от большей части метеоритов, от сильного перегревания и охлаждения. Озоновый слой поглощает ультрофиолетовое излучение Солнца, кислород обеспечивает жизнь человеку, животным и растениям. Для комфортной жизни человека нужен чистый воздух. Без еды человек может обходиться до 5 дней, без воды - 2 дня, без воздуха – менее 5 минут. За сутки человек в среднем потребляет 1 кг пищи, до 2,5 л воды и кислород из 20 кг воздуха. Но потребляемый воздух должен быть определенного качества, иначе он может стать причиной опасных заболеваний.
Пути загрязнения воздуха:
Фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу и пыль;
Автомобили выбрасывают в воздух выхлопные газы, которые содержат большое количество опасных веществ;
Во время пожаров в атмосферу попадает сажа и углекислый газ.
При разложении непереработанного мусора в воздух выделяются ядовитые вещества.
Кл. руководитель: (на слайде) Обсуждение с обучающимися.
Охрана воздуха:
Загрязнение атмосферы последние годы очень беспокоит человечество. Созданы специальные службы, которые следят за чистотой воздуха.
Каждый завод, каждая фабрика должны иметь особые установки, улавливающие пыль, сажу, различные газы – пылеулавливающие и газоочистное оборудование.
Ведется контроль за двигателями автомобилей. Ученые разрабатывают особые автомобили, которые не будут загрязнять атмосферу. Уже появились электромобили.
Восстановить запасы кислорода в воздухе помогают растения. Поэтому в городах и вокруг них создают пояса садов, парков, аллей. Листья деревьев поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, а еще задерживают пыль и сажу.
Кл. руководитель: У вас на столах лежит рисунок – схема «Состав воздуха». Выберите из предложенных вам карточек с ответами, три основных составляющих воздуха.
Обучающиеся: выполняют задание.
Кл. руководитель: Посмотрите на слайд с правильным ответом. Молодцы! Ребята, мы с вами обсудили такую важную экологическую проблему – загрязнение воздуха. Давайте подумаем и скажем, какие же меры необходимо предпринять для очищения загрязненного воздуха?
Обучающиеся: предлагают свои ответы.
Кл. руководитель: Давайте обобщим ваши ответы и посмотрим на слайд.
Кл. руководитель: Дорогие ребята, вот и подошел к концу наш классный час. Мы рассмотрели сегодня с вами три важнейшие экологические проблемы и пути их решения. Надеемся, что после нашего классного часа вы будете бережнее относиться к Природе. И не забудете о том, что Земля – это наш общий дом! Давайте еще раз вспомним про цели, которые мы перед собой поставили в начале нашего классного часа.
Обучающиеся: обобщают цели классного часа.
Кл. руководитель: Теперь, я попрошу вас оценить наш классный час. Если вам понравилось наше мероприятие, прилепите к нашей планете Земля солнышко, если не понравилось – тучку. Спасибо за работу и до новых встреч!
Стихотворение:
Жить в зеленом царстве это
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей,
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг
Человек природе друг!
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Выступающий 1: Ежедневно в процессе жизнедеятельности одного человека образуется около килограмма мусора. Каждый день на улицах и свалках городов накапливаются тонны бытовых отходов.
Сколько разлагается мусор, зависит от того, чем он был изначально, точнее — из природного или промышленного материала были изготовлены или произведены предметы.
Мусор бывает органического и неорганического происхождения, и период его разложения может колебаться от пары недель до десятилетий.
Приведем некоторые примеры (посмотрите на слайд)
Опавшие листья, мелкие веточки, кожура от банана разлагаются 1-3 месяца
пищевые отходы - 2-4 недели
автобусный билет исчезает за месяц
газеты и книги - 2 года
Железная банка - 10 лет
синтетическая одежда - 30-40 лет
окурок (сигаретный фильтр) - до 3 лет
жевательная резинка (в теплых климатических условиях) - 30 лет, на холоде - сотни лет
одноразовый подгузник - около 500 лет
аккумуляторы, батарейки - 100 лет
автомобильные покрышки - 120-140 лет
стекло - более 1000 лет
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Выступающий 2: Бытовое загрязнение воды.
Чем выше уровень жизни, тем человек расходует больше воды. В менее развитых странах, к примеру, африканских, на человека приходится до 20 литров воды в день, а в таких странах, как США, человек тратит до 700 литров за сутки.
Вся отработанная жидкость образует так называемые бытовые сточные воды и поступает в канализацию. В растворенном виде в ней присутствует огромное количество мыла, стиральных порошков, моющих средств, отбеливателей и другой бытовой химии. Плюс туалетная бумага, органические отходы жизнедеятельности, некоторые пищевые отходы. Также не стоит забывать, что талая и дождевая вода смывают с тротуаров и проезжей части средства, ускоряющие таяние снега и льда, песок, соли и другие вредоносные соединения.
Промышленное загрязнение воды.
Один из крупнейших источников загрязнения воды в развитых странах – промышленность. С помощью воды в промышленности проходит огромное количество процессов. К примеру, она может выступать охладителем, может использоваться для промывания различных материалов. Больше всего сточных вод дают такие отрасли промышленности, как нефтеперерабатывающая, целлюлозно-бумажная, черная металлургия и промышленность органического синтеза.
Тут следует упомянуть о так называемом тепловом загрязнении, когда в реки и озера выбрасывается, вроде как, и чистая воды, но ее температура чуть выше в сравнении с температурой воды в водоеме. Это может быть довольно опасным. Известны примеры, когда из-за повышения температуры воды в водоеме гибла рыба, чрезмерно разрастались водоросли и сорные водные растения. В итоге претерпевала изменения вся водная среда.
Сельскохозяйственное загрязнение воды.
Еще один из крупнейших потребителей воды – сельское хозяйство. В данной отрасли она активно используется для полива. Вода, которая стекает с полей, содержит в себе частицы почвы, различные химические соединения. Плюс к этому, в воду попадает огромное количество органических отходов с ферм, а также при переработке сельскохозяйственной продукции.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Выступающий 3: Атмосфера – это крохотная часть массы нашей планеты, но значение ее для Земли и жизни на ней огромно. Атмосфера защищает земной шар от большей части метеоритов, от сильного перегревания и охлаждения. Озоновый слой поглощает ультрофиолетовое излучение Солнца, кислород обеспечивает жизнь человеку, животным и растениям. Для комфортной жизни человека нужен чистый воздух. Без еды человек может обходиться до 5 дней, без воды - 2 дня, без воздуха – менее 5 минут. За сутки человек в среднем потребляет 1 кг пищи, до 2,5 л воды и кислород из 20 кг воздуха. Но потребляемый воздух должен быть определенного качества, иначе он может стать причиной опасных заболеваний.
Пути загрязнения воздуха:
Фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу и пыль;
Автомобили выбрасывают в воздух выхлопные газы, которые содержат большое количество опасных веществ;
Во время пожаров в атмосферу попадает сажа и углекислый газ.
При разложении непереработанного мусора в воздух выделяются ядовитые вещества.