«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Открытый классный час "Земля - наш общий дом!"

В сценарии рассматриваются три экологических проблемы: загрязнение почвы, загрязнение воды и загрязнение воздуха.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Сценарий

открытого классного часа «Земля-наш общий дом»

Кл. руководитель: Здравствуйте, уважаемые обучающиеся, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии! Итак, мы начинаем! Мне хотелось бы начать наш классный час с эпиграфа…

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себе!

(Евгений Евтушенко)

Кл. руководитель: Давайте с вами посмотрим на экран и определим тему нашего классного часа…

Введение в тему классного часа:

Стихотворение:

Жить в зеленом царстве это

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей,

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг

Человек природе друг!

Кл. руководитель: Итак, вы уже догадались какова же тема нашего классного часа?

Обучающиеся: (называют тему).

Кл. руководитель: Мы уже назвали с вами тему нашего классного часа…Чем же мы с вами сегодня займемся? Какие цели перед собой поставим?

Обучающиеся: (называют цели классного часа)

Кл. руководитель: давайте обобщим, названные цели:

- воспитывать сознательное и бережное отношение к природе;

- акцентировать внимание на экологические проблемы;

- расширить знания об экологических проблемах

- формирование экопривычек и мотивации к природоохранной деятельности.

Ведущий: Наверное, большинство из нас старается сделать уютным и красивым, если не свой дом, то уж хотя бы свою комнату. Но, почему-то, переступив порог своей квартиры, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже наш дом. Космонавты говорят, что из космоса, Земля голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озера, а не грязные лужи, земные леса и прекрасные луга, а не горы мусора и голубую потрескавшуюся землю. Хочется, чтобы мы никогда не забывали слова Маленького принца о том, что нужно навести порядок на своей планете. Чтобы и завтра, и послезавтра мы могли сказать друг другу: «Добрый день!». Очень важно бережно относиться к нашему общему дому и всем, кто на ней живет.

Кл. руководитель: Представим, что это наша планета Земля. Делим яблоко на 4 части. Три из них – это вода. И только четвертая маленькая часть - это тот кусочек Земли, на котором живут все люди. Правда удивительно?

- А кто хозяйничает на этом кусочке Земли?

- Всегда ли хорошо и правильно человек хозяйничает на Земле?

Я уверена, что вы хорошие хозяева! Но среди людей, к сожалению, есть много таких, которые нарушают порядок в нашем доме. Сегодня мы рассмотрим с вами три экологические проблемы:

- загрязнение почвы;

- загрязнение воды;

- загрязнение воздуха.

Кл. руководитель: Итак, поговорим с вами о загрязнении почвы. Давайте посмотрим видео по данной тематике.

Обучающиеся: смотрят видео по данной тематике.

Кл. руководитель: Теперь давайте послушаем сообщение о сроках разложения продуктов.

Выступающий 1: Ежедневно в процессе жизнедеятельности одного человека образуется около килограмма мусора. Каждый день на улицах и свалках городов накапливаются тонны бытовых отходов.

Сколько разлагается мусор, зависит от того, чем он был изначально, точнее — из природного или промышленного материала были изготовлены или произведены предметы.

Мусор бывает органического и неорганического происхождения, и период его разложения может колебаться от пары недель до десятилетий.

Сроки разложения отходов естественного происхождения (растительного или животного)

Опавшие листья, мелкие веточки, кожура от банана разлагаются 1-3 месяца

пищевые отходы - 2-4 недели

помет животных - 10-30 дней

апельсиновая кожура - 6 месяцев

крупные древесные остатки - до 10 лет

остатки костей - 5-8 лет

одежда из натуральных тканей  (хлопка, вискозы, льна) разлагается за 2-3 года

шерстяные изделия - 1 год

обувь из натуральной кожи - 4 года

оструганные доски - 4 года

доски, покрытые лаком или окрашенные масляной краской - более 13 лет

бумажные отходы разлагаются в разные сроки:

автобусный билет исчезает за месяц

газеты и книги - 2 года

вощеная бумага - 5 лет

 Сроки разложения разных видов мусора

Железная банка - 10 лет

синтетическая одежда - 30-40 лет

жестяная банка - до 90 лет

окурок (сигаретный фильтр) - до 3 лет

металлические контейнеры разрушаются в морской среде за 10 лет, а бетонированные - 30 лет

обувь из искусственной кожи - 40-50 лет

жевательная резинка (в теплых климатических условиях) - 30 лет, на холоде - сотни лет

губка для мытья посуды - 200 лет

одноразовый подгузник - около 500 лет

обломки кирпича и бетона - 100 лет

аккумуляторы, батарейки - 100 лет

фольга - 100 лет

резина - 100 лет

пластик - 100 лет

автомобильные покрышки - 120-140 лет

полиэтилен - 100-200 лет

алюминиевая тара - 500 лет

стекло - более 1000 лет

Кл. руководитель: Спасибо! Теперь давайте посмотрим на экран и выполним задание «Устами младенца».
1. У меня очень много игрушек сделано из нее:

  • Она бывает разноцветной и ее очень трудно сломать;

  • Предметы из нее очень трудно сломать;

  • При поджигании очень плохо пахнет и много черного дыма;

  • Сама по себе в природе не разлагается (Пластмасса)

2. Ее изобрели китайцы:

  • У нас ее получают из дерева;

  • Она легко горит;

  • Из нее получается очень много мусора;

  • На ней обычно рисуют и пишут (Бумага)

3. Его делают из песка:

  • Чаще всего оно прозрачное;

  • Когда падает, оно разбивается;

  • Если его нагреть, оно становится тягучим;

  • Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара (Стекло)

4. Всегда черного цвета:

  • Этого много в природе;

  • Этого много в городе;

  • Это очень вредно;

  • У человека вызывает болезни;

  • Этого много при горении (Сажа)

5. Это легче воды:

  • В речке этого много, когда в ней моют машины;

  • Это мешает дышать рыбам;

  • Это надо удалять с поверхности воды (Машинное масло)


Кл. руководитель: Молодцы! Хорошо выполнили это задание! Но сначала, давайте еще раз назовем основные источники загрязнения почвы:

Но сначала, давайте еще раз назовем основные источники загрязнения почвы:

  • бытовой мусор;

  • сельскохозяйственная деятельность;

  • сточные воды;

  • радиоактивные вещества;

  • кислотный дождь;

  • различные виды транспорта;

  • выбросы с промышленных предприятий;

  • утечка нефтепродуктов.


А теперь давайте подумаем, какие же необходимо принимать меры, чтобы остановить или хотя бы замедлить загрязнение почвы?

Обучающиеся: 1. Переработка; 2. Правильная утилизация; 3. Информирование общественности; 4. Запрет на токсические химические вещества; 5. Компостирование.

Кл. руководитель: Хорошо! Итак, мы с вами рассмотрели загрязнение почвы. Второй экологической проблемой, которую мы рассмотрим является загрязнение воды. Давайте посмотрим видео по данному виду загрязнения.

Обучающиеся: смотрят видео по данной тематике.

Кл. руководитель: Итак, давайте с вами подитожим, какие загрязнения воды существуют. Для этого прослушаем сообщение.

Выступающий 2: Бытовое загрязнение воды.

Чем выше уровень жизни, тем человек расходует больше воды. В менее развитых странах, к примеру, африканских, на человека приходится до 20 литров воды в день, а в таких странах, как США, человек тратит до 700 литров за сутки.

Вся отработанная жидкость образует так называемые бытовые сточные воды и поступает в канализацию. В растворенном виде в ней присутствует огромное количество мыла, стиральных порошков, моющих средств, отбеливателей и другой бытовой химии. Плюс туалетная бумага, органические отходы жизнедеятельности, некоторые пищевые отходы. Также не стоит забывать, что талая и дождевая вода смывают с тротуаров и проезжей части средства, ускоряющие таяние снега и льда, песок, соли и другие вредоносные соединения.

Промышленное загрязнение воды.

Один из крупнейших источников загрязнение воды в развитых странах – промышленность. С помощью воды в промышленности проходит огромное количество процессов. К примеру, она может выступать охладителем, может использоваться для промывания различных материалов. Больше всего сточных вод дают такие отрасли промышленности, как нефтеперерабатывающая, целлюлозно-бумажная, черная металлургия и промышленность органического синтеза.

Тут следует упомянуть о так называемом тепловом загрязнении, когда в реки и озера выбрасывается, вроде как, и чистая воды, но ее температура чуть выше в сравнении с температурой воды в водоеме. Это может быть довольно опасным. Известны примеры, когда из-за повышения температуры воды в водоеме гибла рыба, чрезмерно разрастались водоросли и сорные водные растения. В итоге претерпевала изменения вся водная среда.

Сельскохозяйственное загрязнение воды.

Еще один из крупнейших потребителей воды – сельское хозяйство. В данной отрасли она активно используется для полива. Вода, которая стекает с полей, содержит в себе частицы почвы, различные химические соединения. Плюс к этому, в воду попадает огромное количество органических отходов с ферм, а также при переработке сельскохозяйственной продукции.

Кл. руководитель: Спасибо за выступление! А сейчас давайте перейдем к практической части нашей встречи и проведем опыты…

Опыт «Разлив нефти в океанах»

        Разлив нефти происходит, когда нефть выбрасывается в окружающую среду в результате человеческой ошибки. Эта форма загрязнения может занять месяцы, даже годы для эффективной очистки окружающей среды. Последствия могут быть разрушительными, особенно для птиц и морских обитателей. 

        

Все необходимые принадлежности для проведения опытов у вас имеются, обратитесь к инструкции, не забудьте зафиксировать результаты наблюдений.

Для выполнения опыта понадобится:

  • большая стеклянная или пластиковая ёмкость

  • вода

  • растительное масло

  • резиновые игрушки или небольшие предметы

Начинаем эксперимент:

  1. Ёмкость с водой будет имитировать океан.

  2. Поместите игрушки в воду, чтобы они плавали.

  3. Вылейте растительное масло в банку, не попадая на игрушки. Запишите свои наблюдения в этот момент.

  4. Аккуратно взболтайте воду вокруг в банке, чтобы имитировать волны. Запишите свои наблюдения.

Наблюдение:

Что происходит во время 3-го шага, после добавления масла в воду для имитации разлива нефти? Что происходит во время 4-го шага, когда Вы взбалтываете воду, чтобы имитировать волны?

Результат:

Во время 3-го шага нефть будет плавать на поверхности воды в вашей банке, так же, как разлившаяся нефть плавает в океане на поверхности воды. 

В 4-м шаге, когда Вы имитируете волны, вода и слой масла расплескаются и попадут на резиновую игрушку. 

        Как результаты этого эксперимента применяются к разливам нефти в реальной жизни? Как Вы думаете, жизнь в океане зависит от разливов нефти? 

Как Вы думаете, что происходит с животными, которые выплывают на поверхность, чтобы дышать, такими как киты и дельфины? Покрываются ли они нефтью? 

Опыт «Очистка разливов нефти»

Для выполнения опыта понадобится:

  • растительное масло

  • ёмкость для воды

  • вода

  • несколько ватных шариков

Начинаем эксперимент:

  1. Теперь пришло время для наведения порядка. Используйте свои ватные шарики, чтобы впитать масло, поместив их на загрязненной территории.

Примечание:

У Вас не займет много времени, чтобы справиться с этой проблемой. Но представьте, сколько усилий нужно будет приложить, когда разливается большое количество нефти.

Наблюдение:

Вы заметите, что масло остается на поверхности воды и начинает рассеиваться. Если бы Вы создали волны в воде, масло распространялось бы более быстрыми темпами. 

Результат:

Ватные шарики поглощают нефть, но и принимают много воды вместе с ней.

Если бы Вы попытались очистить ковш разлитой нефти, Вам пришлось бы приложить намного больше усилий.

Кл. руководитель: Итак, мы с вами подробно обсудили загрязнение воды, проделали опыты… Давайте теперь с вами подумаем и скажем, как же человек может остановить загрязнение воды?

Обучающиеся: 1. Очистка сточных вод; 2. Сокращение пластиковых отходов;

3. Экономия воды; 4. Установка водосберегающих туалетов; 5. Септики; 6. Не используйте туалет вместо мусорной корзины; 7. Управление ливневыми стоками; 8. Зеленое сельской хозяйство.

Кл. руководитель: Отлично! Давайте перейдем с вами к третьей экологической проблеме-загрязнение воздуха. Посмотрите на экран, вам предлагается посмотреть видео по данному виду загрязнения.

Обучающиеся: смотрят видео по данной тематике.

Кл. руководитель: Давайте подумаем, как можно почувствовать, что воздух существует?

Обучающиеся: предлагают свои варианты ответов.

Кл. руководитель: Для этого давайте проведем с вами самый простой опыт… Перед вами лежат листочки бумаги. Возьмите их и помашите на себя, как веером. Чувствуете? В данный момент к вам никто не прикасается, но вы чувствуете прикосновение. Как раз в этот момент к вам прикасается воздух... Давайте прослушаем сообщение на данную тему:

Выступающий 3: Атмосфера – это крохотная часть массы нашей планеты, но значение ее для Земли и жизни на ней огромно. Атмосфера защищает земной шар от большей части метеоритов, от сильного перегревания и охлаждения. Озоновый слой поглощает ультрофиолетовое излучение Солнца, кислород обеспечивает жизнь человеку, животным и растениям. Для комфортной жизни человека нужен чистый воздух. Без еды человек может обходиться до 5 дней, без воды - 2 дня, без воздуха – менее 5 минут. За сутки человек в среднем потребляет 1 кг пищи, до 2,5 л воды и кислород из 20 кг воздуха. Но потребляемый воздух должен быть определенного качества, иначе он может стать причиной опасных заболеваний.

Пути загрязнения воздуха:

  • Фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу и пыль;

  • Автомобили выбрасывают в воздух выхлопные газы, которые содержат большое количество опасных веществ;

  • Во время пожаров в атмосферу попадает сажа и углекислый газ.

  • При разложении непереработанного мусора в воздух выделяются ядовитые вещества.

Кл. руководитель: (на слайде) Обсуждение с обучающимися.

Охрана воздуха:

Загрязнение атмосферы последние годы очень беспокоит человечество. Созданы специальные службы, которые следят за чистотой воздуха.

Каждый завод, каждая фабрика должны иметь особые установки, улавливающие пыль, сажу, различные газы – пылеулавливающие и газоочистное оборудование.

Ведется контроль за двигателями автомобилей. Ученые разрабатывают особые автомобили, которые не будут загрязнять атмосферу. Уже появились электромобили.

Восстановить запасы кислорода в воздухе помогают растения. Поэтому в городах и вокруг них создают пояса садов, парков, аллей. Листья деревьев поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, а еще задерживают пыль и сажу.

Кл. руководитель: У вас на столах лежит рисунок – схема «Состав воздуха». Выберите из предложенных вам карточек с ответами, три основных составляющих воздуха.

Обучающиеся: выполняют задание.

Кл. руководитель: Посмотрите на слайд с правильным ответом. Молодцы! Ребята, мы с вами обсудили такую важную экологическую проблему – загрязнение воздуха. Давайте подумаем и скажем, какие же меры необходимо предпринять для очищения загрязненного воздуха?

Обучающиеся: предлагают свои ответы.

Кл. руководитель: Давайте обобщим ваши ответы и посмотрим на слайд.

Кл. руководитель: Дорогие ребята, вот и подошел к концу наш классный час. Мы рассмотрели сегодня с вами три важнейшие экологические проблемы и пути их решения. Надеемся, что после нашего классного часа вы будете бережнее относиться к Природе. И не забудете о том, что Земля – это наш общий дом! Давайте еще раз вспомним про цели, которые мы перед собой поставили в начале нашего классного часа.

Обучающиеся: обобщают цели классного часа.

Кл. руководитель: Теперь, я попрошу вас оценить наш классный час. Если вам понравилось наше мероприятие, прилепите к нашей планете Земля солнышко, если не понравилось – тучку. Спасибо за работу и до новых встреч!





































Стихотворение:

Жить в зеленом царстве это

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей,

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг

Человек природе друг!


































-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выступающий 1: Ежедневно в процессе жизнедеятельности одного человека образуется около килограмма мусора. Каждый день на улицах и свалках городов накапливаются тонны бытовых отходов.

Сколько разлагается мусор, зависит от того, чем он был изначально, точнее — из природного или промышленного материала были изготовлены или произведены предметы.

Мусор бывает органического и неорганического происхождения, и период его разложения может колебаться от пары недель до десятилетий.

Приведем некоторые примеры (посмотрите на слайд)

Опавшие листья, мелкие веточки, кожура от банана разлагаются 1-3 месяца

пищевые отходы - 2-4 недели

автобусный билет исчезает за месяц

газеты и книги - 2 года

Железная банка - 10 лет

синтетическая одежда - 30-40 лет

окурок (сигаретный фильтр) - до 3 лет

жевательная резинка (в теплых климатических условиях) - 30 лет, на холоде - сотни лет

одноразовый подгузник - около 500 лет

аккумуляторы, батарейки - 100 лет

автомобильные покрышки - 120-140 лет

стекло - более 1000 лет

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

























Выступающий 2: Бытовое загрязнение воды.

Чем выше уровень жизни, тем человек расходует больше воды. В менее развитых странах, к примеру, африканских, на человека приходится до 20 литров воды в день, а в таких странах, как США, человек тратит до 700 литров за сутки.

Вся отработанная жидкость образует так называемые бытовые сточные воды и поступает в канализацию. В растворенном виде в ней присутствует огромное количество мыла, стиральных порошков, моющих средств, отбеливателей и другой бытовой химии. Плюс туалетная бумага, органические отходы жизнедеятельности, некоторые пищевые отходы. Также не стоит забывать, что талая и дождевая вода смывают с тротуаров и проезжей части средства, ускоряющие таяние снега и льда, песок, соли и другие вредоносные соединения.

Промышленное загрязнение воды.

Один из крупнейших источников загрязнения воды в развитых странах – промышленность. С помощью воды в промышленности проходит огромное количество процессов. К примеру, она может выступать охладителем, может использоваться для промывания различных материалов. Больше всего сточных вод дают такие отрасли промышленности, как нефтеперерабатывающая, целлюлозно-бумажная, черная металлургия и промышленность органического синтеза.

Тут следует упомянуть о так называемом тепловом загрязнении, когда в реки и озера выбрасывается, вроде как, и чистая воды, но ее температура чуть выше в сравнении с температурой воды в водоеме. Это может быть довольно опасным. Известны примеры, когда из-за повышения температуры воды в водоеме гибла рыба, чрезмерно разрастались водоросли и сорные водные растения. В итоге претерпевала изменения вся водная среда.

Сельскохозяйственное загрязнение воды.

Еще один из крупнейших потребителей воды – сельское хозяйство. В данной отрасли она активно используется для полива. Вода, которая стекает с полей, содержит в себе частицы почвы, различные химические соединения. Плюс к этому, в воду попадает огромное количество органических отходов с ферм, а также при переработке сельскохозяйственной продукции.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------






















Выступающий 3: Атмосфера – это крохотная часть массы нашей планеты, но значение ее для Земли и жизни на ней огромно. Атмосфера защищает земной шар от большей части метеоритов, от сильного перегревания и охлаждения. Озоновый слой поглощает ультрофиолетовое излучение Солнца, кислород обеспечивает жизнь человеку, животным и растениям. Для комфортной жизни человека нужен чистый воздух. Без еды человек может обходиться до 5 дней, без воды - 2 дня, без воздуха – менее 5 минут. За сутки человек в среднем потребляет 1 кг пищи, до 2,5 л воды и кислород из 20 кг воздуха. Но потребляемый воздух должен быть определенного качества, иначе он может стать причиной опасных заболеваний.

Пути загрязнения воздуха:

  • Фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу и пыль;

  • Автомобили выбрасывают в воздух выхлопные газы, которые содержат большое количество опасных веществ;

  • Во время пожаров в атмосферу попадает сажа и углекислый газ.

  • При разложении непереработанного мусора в воздух выделяются ядовитые вещества.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее