«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Открытый интегрированный урок по литературному чтению "Наш Есенин"

На основе стихотворений С.Есенина подвести учеников к осознанию воздействия великой силы лирических стихов на художественно-эстетическое развитие человека.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок по теме: «Наш Есенин. Обобщение». 3 класс. «Начальная школа 21 века»

Учебные задачи:

-формировать понятие о содержании стихотворения (мысли и чувства поэта)

-учить сравнивать темы стихов, их интонационные рисунки, чувства поэта

-учить видеть в тексте произведений эпитеты, сравнения, олицетворения

-учить передавать свои чувства через чтение

Учебные умения:

-называть стихи С. Есенина, вошедшие в круг чтения, определенного программой

-передавать содержание стихотворения (какие мысли и чувства высказывает поэт)

 Планируемые результаты:

предметные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение, выполнение анализа;

личностные УУД: самоопределение; нравственно-этическая ориентация; формирование национального самосознания (любовь к Родине), гражданской идентичности;

регулятивные УУД: целеполагание, формирование учебной проблемы, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценивание результатов деятельности (рефлексирование);  

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, развитие навыков совместной деятельности.














Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный

момент.

1 слайд

- Здравствуйте!

Язык наш прекрасный
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Е.В.Федосюк



Дети слушают учителя и музыку П.И.Чайковского: «Времена года».








2. Актуализация

знаний.




2 слайд


- Я рада всех приветствовать на уроке литературного чтения. Сегодня все мы – участники урока, мы будем слушателями, художниками, исследователями.


Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.


- Как вы думаете, кто написал эти строки?


В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёз и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут - ………….
Всей России встают черты…(Н.Браун)

- Правильно. Почему Вы догадались?












Дети высказывают предположения.

- Сергей Александрович Есенин.



Есенин часто писал о России, называя её Русь. На уроках литературного чтения мы познакомились с его стихотворениями.


3 слайд и книги на столе!

- Перед вами книги с великолепными стихами С.Есенина. Как вы думаете, о чем эти книги?



3. Тема и цель урока.



5 слайд

- Предлагаю назвать урок «Наш Есенин».


- Давайте поставим цели нашей работы на уроке.


- Итак, поговорим о творчестве замечательного русского поэта, с произведениями которого мы имели удовольствие работать на предыдущих уроках, вспомним изученные нами стихи Есенина, выделим некоторые темы его поэзии, будем совершенствовать выразительность чтения, поработаем с такими литературоведческими терминами, как рифма, строфа, строка, олицетворение, эпитет, сравнение.


4 слайд


Дети высказывают предположения.




4. Усвоение новых знаний и способов действий.




6 слайд


















































7 слайд





8 слайд
















- Есенин написал более 400 стихотворений.


Какие темы его стихов вы можете назвать?


Сергей Есенин немало произведений написал о Родине, это одна из главных тем в лирике поэта.. “ Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине”, - говорил сам поэт.

Назовите, с какими произведениями о Родине мы с вами познакомились?


Прочитайте их (дети читают наизусть или в учебнике, в Хр).


Что значит для Есенина Родина?

О каких чувствах поэта мы с вами узнаем, читая эти произведения?


Читая Есенина, убеждаешься вновь и вновь, что каждая строчка его стихов – это признание в любви родным полям, березам, перелескам. Отними у Есенина все это – и поэт погибнет, ведь Есенин живет и дышит родиной.


С. Есенин – единственный русский поэт, в творчестве которого невозможно выделить в особый раздел стихи о Родине, о России, потому что все, написанное им, продиктовано «чувством родины». Тема родины и тема природы в лирике Есенина неразделимы.


Он был достойным певцом и гражданином своей страны.


Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов.


Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы.


Красива есенинская природа во все времена года. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится в стихах поэта.


- Можно ли сказать, что мы познакомились со стихами Есенина о родной природе в каждое время года?


- Попробуем доказать это.


Приведите, пожалуйста, пример стихотворения Есенина, посвящённого зиме.

- О весне…

- О лете…

- Об осени…


- Поэт очень любил свою Родину и восхищался красотой родной природы в любое время года.


- К какому образу особенно часто обращается поэт? – К березе – к олицетворению всей природы. В стихах с березкой он ведет разговор, как с близким другом.


Берёза – символ России, наверное, поэтому поэт так горячо любил это дерево и посвятил русской берёзе много стихов.


Одно из них вы сейчас вспомнили. Вспомним другие стихи о берёзе.

С каким чувством говорит автор о берёзе?


Есенин одушевил березу и саму природу – чудесницу, создательницу красоты. Он придает березе человеческие качества, наделяя ее характером, делая ее нежной и доброй.



6 слайд все щелчки

- О Родине, о природе.- 6 щелчков!!!!






Гой ты, Русь моя родная; Я покинул родимый дом…










































- Да, можем.




6 слайд щелчок


- «Берёза».

- «Сыплет черёмуха снегом…»

- «Топи, да болота…»

- «Нивы сжаты, рощи голы…» дети читают наизусть или в книге














Дети читают наизусть или с книги



.


5. Закрепление

знаний и способов

действий.



































9 слайд


У вас лежат карточки с отрывками из произведений С. Есенина.


Вспомните это произведение и закончите модель.






























На уроках литературного чтения вы познакомились с такими литературоведческими понятиями, как сравнение, олицетворение, эпитет.


Вспомните определения этих понятий.
































Предлагаю проверить, как вы усвоили эти понятия и выполнить небольшой тест с помощью оперативной системы контроля.

https://www.testwizard.ru/test.php?id=73320


Тест начинается.

Тест

1. Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

1) олицетворение;

2) эпитет;

3) сравнение;

4) рифма.

2. Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

1) олицетворение;

2) эпитет;

3) сравнение;

4) рифма.

3. Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

1) олицетворение;

2) эпитет;

3) сравнение;

4) рифма.

4. Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку…

1) олицетворение;

2) эпитет;

3) сравнение;

4) рифма.

5. Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

1) олицетворение;

2) эпитет;

3) сравнение;

4) рифма.

6. Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

1) олицетворение;

2) эпитет;

3) сравнение;

4) рифма.

7. Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

1) олицетворение;

2) эпитет;

3) сравнение;

4) рифма.


Самооценка учащихся



Самостоятельная работа


Анализ

- Автор – Есенин.

- Заголовок – Я покинул родимый дом…

- Стихотворение. Значит, рисуем треугольник.

- О Родине. О природе.

- Половину в красный, половину – в зелёный.

Каждая строфа содержит 4 строки, такая строфа называется четверостишием.


- Автор – Есенин.

- Заголовок – Нивы сжаты, рощи голы…

- Стихотворение. Значит, рисуем треугольник.

- О природе. Значит, зелёный цвет.

Каждая строфа содержит 4 строки, такая строфа называется четверостишием.







Олицетворение – это наделение предмета или явления природы признаками и свойствами живого существа.


Эпитет – это образное художественное определение предмета или явления. Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.


Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.





Учащиеся выполняют тест онлайн по теме «Средства художественной выразительности в лирическом стихотворении»














- Предлагаю послушать ещё несколько стихотворений Есенина в исполнении гостей и насладиться певучестью стихов поэта.


«Отговорила роща золотая….».


Стихи Есенина благодаря очень точной рифме и многообразию средств художественной выразительности, которые использует поэт, полны звуков, запахов, красок. Они такие красивые, яркие, очень мелодичны – после прочтения представляется описываемая картина, такие музыкальные – многие из них композиторы положили на музыку и сейчас они звучат как песни и романсы.


- Ребята, а кто знает из вас, что такое романс?

- Это детская песенка или уже более взрослое, серьезное произведение?


- Послушайте, пожалуйста, романс «Отговорила роща золотая….». Концертное исполнение романса Опишите музыку словами. Какие картины предстали перед вами при прослушивании данного романса? Какие чувства он вызвал у вас?

Анализ мелодии романса.






6. Обобщение

изученного

материала.


– Как вы думаете, что С. Есенин показал нам в своих стихотворениях? Каковы его главные мысли?


Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой?


Давайте же будем беречь и любить каждую травинку, каждую бабочку, все живое, что нас окружает, так как наш мир будет бедным, невзрачным, мертвым без красоты живой природы.


(Любовь к природе, восторг от красоты цветущей черёмухи, радость от встречи с природой).


(Любовь к родному краю, к природе.) (Еще ее надо беречь и охранять.)

(Поэт использует разные художественные средства; часто употребляет олицетворение, это выразительное средство оживляет мир природы, показывает неповторимость каждой поры года.)



Много нового вы узнали сегодня, много сил приложили к тому, чтобы получить эти знания.


Спасибо вам за это!


Я уверена, что вы почувствовали живительную силу стихов С. Есенина.


Природа полна прелести, трогает и волнует каждого.

У писателя К. Г.Паустовского есть такие прекрасные слова: “В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”.




Рефлексия.

  • Чем интересен был урок?

  • О чем бы вы хотели рассказать дома родителям?

  • С каким настроением заканчиваете урок?

Самооценка. Оценивание своей работы.

- Если вы узнали много интересного, нового и многое запомнили, если вам понравился урок, если у вас хорошее настроение и вы рады приближающейся весне пусть на фоне голубого неба появятся ваши цветы черемухи.


- . Откройте дневник. Нарисуйте подходящий кружок соответствия сегодняшней работы.

- исследователь – синий кружок;
- художник – зелёный кружок;
- слушатель – жёлтый кружок.


Мне было очень приятно сегодня работать с вами.


- Спасибо за урок. Вас ждёт небольшой подарок – картинка для раскрашивания.




И напоследок, предлагаю Вам отправиться на заочную экскурсию в село Константиново Рязанской области – на родину поэта.

Это дом Есенина.

Сейчас это музей поэта.

Обстановка в доме такая же, как была при его жизни.

На стене висят семейные фото Есениных. А это вид из окна.

Действительно, под окном – берёза.

А это – памятник поэту на родине.

Вот какая природа в селе Константиново.









дети выходят с полученными цветочками























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее