Урок по теме: «Наш Есенин. Обобщение». 3 класс. «Начальная школа 21 века»
Учебные задачи:
-формировать понятие о содержании стихотворения (мысли и чувства поэта)
-учить сравнивать темы стихов, их интонационные рисунки, чувства поэта
-учить видеть в тексте произведений эпитеты, сравнения, олицетворения
-учить передавать свои чувства через чтение
Учебные умения:
-называть стихи С. Есенина, вошедшие в круг чтения, определенного программой
-передавать содержание стихотворения (какие мысли и чувства высказывает поэт)
Планируемые результаты:
предметные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение, выполнение анализа;
личностные УУД: самоопределение; нравственно-этическая ориентация; формирование национального самосознания (любовь к Родине), гражданской идентичности;
регулятивные УУД: целеполагание, формирование учебной проблемы, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценивание результатов деятельности (рефлексирование);
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, развитие навыков совместной деятельности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный момент. 1 слайд | - Здравствуйте! Язык наш прекрасный
|
Дети слушают учителя и музыку П.И.Чайковского: «Времена года».
|
2. Актуализация знаний.
2 слайд
| - Я рада всех приветствовать на уроке литературного чтения. Сегодня все мы – участники урока, мы будем слушателями, художниками, исследователями.
Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стежку серую. О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую.
- Как вы думаете, кто написал эти строки?
В этом имени слово «есень», - Правильно. Почему Вы догадались?
|
Дети высказывают предположения. - Сергей Александрович Есенин.
Есенин часто писал о России, называя её Русь. На уроках литературного чтения мы познакомились с его стихотворениями.
|
3 слайд и книги на столе! | - Перед вами книги с великолепными стихами С.Есенина. Как вы думаете, о чем эти книги?
|
|
3. Тема и цель урока.
5 слайд | - Предлагаю назвать урок «Наш Есенин».
- Давайте поставим цели нашей работы на уроке.
- Итак, поговорим о творчестве замечательного русского поэта, с произведениями которого мы имели удовольствие работать на предыдущих уроках, вспомним изученные нами стихи Есенина, выделим некоторые темы его поэзии, будем совершенствовать выразительность чтения, поработаем с такими литературоведческими терминами, как рифма, строфа, строка, олицетворение, эпитет, сравнение.
| 4 слайд
Дети высказывают предположения.
|
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
6 слайд
7 слайд
8 слайд
| - Есенин написал более 400 стихотворений.
Какие темы его стихов вы можете назвать?
Сергей Есенин немало произведений написал о Родине, это одна из главных тем в лирике поэта.. “ Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине”, - говорил сам поэт.
Назовите, с какими произведениями о Родине мы с вами познакомились?
Прочитайте их (дети читают наизусть или в учебнике, в Хр).
Что значит для Есенина Родина? О каких чувствах поэта мы с вами узнаем, читая эти произведения?
Читая Есенина, убеждаешься вновь и вновь, что каждая строчка его стихов – это признание в любви родным полям, березам, перелескам. Отними у Есенина все это – и поэт погибнет, ведь Есенин живет и дышит родиной.
С. Есенин – единственный русский поэт, в творчестве которого невозможно выделить в особый раздел стихи о Родине, о России, потому что все, написанное им, продиктовано «чувством родины». Тема родины и тема природы в лирике Есенина неразделимы.
Он был достойным певцом и гражданином своей страны.
Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов.
Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы.
Красива есенинская природа во все времена года. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится в стихах поэта.
- Можно ли сказать, что мы познакомились со стихами Есенина о родной природе в каждое время года?
- Попробуем доказать это.
Приведите, пожалуйста, пример стихотворения Есенина, посвящённого зиме. - О весне… - О лете… - Об осени…
- Поэт очень любил свою Родину и восхищался красотой родной природы в любое время года.
- К какому образу особенно часто обращается поэт? – К березе – к олицетворению всей природы. В стихах с березкой он ведет разговор, как с близким другом.
Берёза – символ России, наверное, поэтому поэт так горячо любил это дерево и посвятил русской берёзе много стихов.
Одно из них вы сейчас вспомнили. Вспомним другие стихи о берёзе. С каким чувством говорит автор о берёзе?
Есенин одушевил березу и саму природу – чудесницу, создательницу красоты. Он придает березе человеческие качества, наделяя ее характером, делая ее нежной и доброй. |
6 слайд все щелчки - О Родине, о природе.- 6 щелчков!!!!
Гой ты, Русь моя родная; Я покинул родимый дом…
- Да, можем.
6 слайд щелчок
- «Берёза». - «Сыплет черёмуха снегом…» - «Топи, да болота…» - «Нивы сжаты, рощи голы…» дети читают наизусть или в книге
Дети читают наизусть или с книги
.
|
5. Закрепление знаний и способов действий.
9 слайд
| У вас лежат карточки с отрывками из произведений С. Есенина.
Вспомните это произведение и закончите модель.
На уроках литературного чтения вы познакомились с такими литературоведческими понятиями, как сравнение, олицетворение, эпитет.
Вспомните определения этих понятий.
Предлагаю проверить, как вы усвоили эти понятия и выполнить небольшой тест с помощью оперативной системы контроля. https://www.testwizard.ru/test.php?id=73320
Тест начинается. Тест 1. Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. 1) олицетворение; 2) эпитет; 3) сравнение; 4) рифма. 2. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. 1) олицетворение; 2) эпитет; 3) сравнение; 4) рифма. 3. Словно белою косынкой Повязалася сосна. 1) олицетворение; 2) эпитет; 3) сравнение; 4) рифма. 4. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку… 1) олицетворение; 2) эпитет; 3) сравнение; 4) рифма. 5. Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. 1) олицетворение; 2) эпитет; 3) сравнение; 4) рифма. 6. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль. 1) олицетворение; 2) эпитет; 3) сравнение; 4) рифма. 7. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль. 1) олицетворение; 2) эпитет; 3) сравнение; 4) рифма.
Самооценка учащихся
| Самостоятельная работа
Анализ - Автор – Есенин. - Заголовок – Я покинул родимый дом… - Стихотворение. Значит, рисуем треугольник. - О Родине. О природе. - Половину в красный, половину – в зелёный. Каждая строфа содержит 4 строки, такая строфа называется четверостишием.
- Автор – Есенин. - Заголовок – Нивы сжаты, рощи голы… - Стихотворение. Значит, рисуем треугольник. - О природе. Значит, зелёный цвет. Каждая строфа содержит 4 строки, такая строфа называется четверостишием.
Олицетворение – это наделение предмета или явления природы признаками и свойствами живого существа.
Эпитет – это образное художественное определение предмета или явления. Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.
Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.
Учащиеся выполняют тест онлайн по теме «Средства художественной выразительности в лирическом стихотворении»
|
| - Предлагаю послушать ещё несколько стихотворений Есенина в исполнении гостей и насладиться певучестью стихов поэта.
«Отговорила роща золотая….».
Стихи Есенина благодаря очень точной рифме и многообразию средств художественной выразительности, которые использует поэт, полны звуков, запахов, красок. Они такие красивые, яркие, очень мелодичны – после прочтения представляется описываемая картина, такие музыкальные – многие из них композиторы положили на музыку и сейчас они звучат как песни и романсы.
- Ребята, а кто знает из вас, что такое романс? - Это детская песенка или уже более взрослое, серьезное произведение?
- Послушайте, пожалуйста, романс «Отговорила роща золотая….». Концертное исполнение романса Опишите музыку словами. Какие картины предстали перед вами при прослушивании данного романса? Какие чувства он вызвал у вас? Анализ мелодии романса.
|
|
6. Обобщение изученного материала.
| – Как вы думаете, что С. Есенин показал нам в своих стихотворениях? Каковы его главные мысли? Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой? Давайте же будем беречь и любить каждую травинку, каждую бабочку, все живое, что нас окружает, так как наш мир будет бедным, невзрачным, мертвым без красоты живой природы.
| (Любовь к природе, восторг от красоты цветущей черёмухи, радость от встречи с природой).
(Любовь к родному краю, к природе.) (Еще ее надо беречь и охранять.)
(Поэт использует разные художественные средства; часто употребляет олицетворение, это выразительное средство оживляет мир природы, показывает неповторимость каждой поры года.)
|
| Много нового вы узнали сегодня, много сил приложили к тому, чтобы получить эти знания.
Спасибо вам за это!
Я уверена, что вы почувствовали живительную силу стихов С. Есенина.
Природа полна прелести, трогает и волнует каждого.
У писателя К. Г.Паустовского есть такие прекрасные слова: “В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”.
|
|
| Рефлексия. Чем интересен был урок? О чем бы вы хотели рассказать дома родителям? С каким настроением заканчиваете урок? Самооценка. Оценивание своей работы. - Если вы узнали много интересного, нового и многое запомнили, если вам понравился урок, если у вас хорошее настроение и вы рады приближающейся весне пусть на фоне голубого неба появятся ваши цветы черемухи. - . Откройте дневник. Нарисуйте подходящий кружок соответствия сегодняшней работы. - исследователь – синий кружок;
Мне было очень приятно сегодня работать с вами.
- Спасибо за урок. Вас ждёт небольшой подарок – картинка для раскрашивания.
И напоследок, предлагаю Вам отправиться на заочную экскурсию в село Константиново Рязанской области – на родину поэта. Это дом Есенина. Сейчас это музей поэта. Обстановка в доме такая же, как была при его жизни. На стене висят семейные фото Есениных. А это вид из окна. Действительно, под окном – берёза. А это – памятник поэту на родине. Вот какая природа в селе Константиново. |
дети выходят с полученными цветочками
|