Открытое занятие по игровому стретчингу в хореографическом коллективе «Искорка» (4-7 лет, подготовительная группа)
Открытый занятие было проведоно в МБУК «ЦНХТ«ДКиТ» г. Инта Республика Коми - преподаватель Ордина А. С. Балетмейстер, руководитель детского хореографического коллектива «Искарка».
Иногда хореограф поставлен в довольно жесткие условия преподавания и у него нет возможности разделить коллектив по возрастным группам. Соответственно, приходится составлять единое занятие для детей, удовлетворяющее одновременно разным физиологическим и психологическим возрастным особенностям. Так, ежегодно в сентябре месяце ведётся набор в подготовительную группу коллектива детей 4-7 лет, имеющих разные возрастные особенности, но в дальнейшем занимающиеся в одной группе.
Определим некоторые из особенностей детей, которые нужно учитывать при проведении единого занятия игрового стретчинга для участников коллектива четырех – семи лет. Так, к особенностям детей 4-5 лет относятся - потребность в движении, развитие координации движений рук и ног, выносливость сердечно-сосудистой системы, неустойчивое внимание. При выполнении упражнений они могут слушать замечания и выполнять движения одновременно. Важный фактор при составлении занятия для этого возраста, который надо учитывать - результативность труда. Для детей 6-7 лет характерен травматизм связок и костей, подвижные суставы, возрастание мышечной силы, интенсивное развитие внимания, мышления, памяти. Развивается творческое воображение, дети этого возраста способны отвечать на вопросы.
В связи с учетом особенностей на протяжении всего урока педагогом были выбраны упражнения в форме игры, детские стихи для понимания образа предложенного в упражнении, подобран музыкальный материал, соответствующий тематике данного урока. Занятия в группе основаны на игровом стрейчинге и детской аэробике. Опыт работы данной группы, где проводилось занятие – 1год.
В конце каждого творческого сезона проводятся открытые занятия, где дети показывают свои умения приобретённые за год. Также на открытых занятиях родители полностью участвуют в нём. Помогают своему ребёнку исполнять движения, особенно те которые выполняются на разогрев и растяжку мышц. Это происходит для того, что бы в летний период родители могли самостоятельно заниматься с детьми, что помогло детям не растерять навыки полученые за год занятий. Актуальность открытых занятий состоит в том, что дети могут показать всё чему они научились за год; родители делают свои выводы в плане дальнейшего развития ребенка в хореографическом искусстве.
Цель данного урока – формирование потребности в дальнейших занятиях хореографии.
Задачи урока:
Автоматизировать навыки исполнения движений на координацию, силу мышц.
Развить образное мышление, внимание при исполнении движений преподавателя.
Научить совместной работе родителей и детей.
Создать игровую атмосферу для формирования интереса к урокам хореографии и привлечения детей к следующим занятиям.
Требование к помещению и оборудованию: танцевальный класс с зеркалами, аккомпаниатор с нотным материалом (детская музыка); коврики для занятий в партере. Маски животных, для создание образа в данной теме. 2 обруча, и заранее приготовленные «ягоды» (вырезанные кружки из цветной бумаги 2 цветов).
Форма работы – групповое занятие. Тип урока – закрепление знаний полученных ранее. Урок состоит из водной, основной и заключительной части.
Вводная часть – 5-7 минут.
Преподаватель:
Здравствуйте дети, сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный лес. Но до него ещё нужно добраться, так что садимся в наш волшебный поезд и поехали (дети встают в колонну друг за другом, педагог занимает место впереди всей колонны). Звучит детская музыка «Голубой вагон».
Когда все устраиваются на свои места, дети спокойным шагом двигаются за «водителем» по определённой траектории. ( 1,5 минуты)
Преподаватель:
А теперь ребята давайте остановимся и посмотрим вправо, какой там журчит весёлый ручей, посмотрим влево - там растут голубые ели. Обратите внимание на небе плывут разноцветные облака (учащиеся поднимают голову вверх). Музыкальный материал – «Облака». (1 минута).
А вот и озеро. Ребята давайте проедем по кругу , вокруг озера. (0,5 минуты).
Учитель:
Дети ну вот мы и добрались да нашего леса, но нам ещё нужно найти волшебную полянку, дальше мы пойдём пешком (дети выстраиваются за педагогом в одну линию).
Тропинка в лесу очень узкая и мы пойдём на носочках как по ниточке. (1 минута).
А теперь ребята я вас прошу найти под кустами волшебные ягоды (проводится игра продолжительность 2-3 минуты, раскладываются 2 обруча, в которые дети должны положить цветные кружочки разных цветов). Ну, что все нашли ягоды, давайте продолжим наш путь.
А теперь будем перешагивать через лужи, высоко поднимая ноги….стих, музыкальный материал – «Дождя не боимся».
Видите за кустом спряталась Лиса Патрикеевна, хочет поймать Зайчишку-трусишку. Покажите ребята, как крадётся Лиса за Зайцем (дети двигаются крадущимся шагом добавляя работу рук). А вот и Зайчишка увидел Лису и поскакал от неё.
А весёлые зайчата
Через поле за лесок.
Зайчик скачет быстро в полеОчень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседе-шалунишке.
(дети могут прыгать в хаотичном порядке, оглядываясь и тряся хвостиками, продолжительность задания – 0,5 минуты).
Ну, что убежали от лисы, молодцы. Посмотрите дети, какие высокие деревья в нашем лесу и мы можем быть такими (дети за педагогом двигаются на носочках, руки поднимаются вверх (вдох), опускаются вниз(выдох), изображая ветки деревьев; это движение поможет восстановить дыхание после прыжков). Ребята, вот мы и добрались до нашей полянки.
Смотрите здесь гуляют сказочные олени.
Вот олень – красавец стройный,
Благородный и спокойный.
У него рога ветвисты,
Ноги тонки,
Ноги быстры.
( дети бегают высоко поднимая колени, руки скрещены высоко над головой, продолжительность движения 1 минута).
Основная часть - 15-17мин.
В основной части занятия дети обучаются новым упражнениям, закрепляют старые.
Учитель: Ребята, посмотрите на рога нашего оленя села бабочка.
Дети садятся на пол, ноги вытянуты в стороны, руки свободно опущены вниз. Она махнула правым крылышком, левым крылышком, двумя руками, повернулась вправо, влево, показала какие у неё красивые крылья.(выполняется движение через потягивание, повороты)
А теперь наша бабочка устала. Дети садятся в партер, собирают ноги колени в сторону, стопы вместе перед собой (стопы придерживают руками). Наша бабочка устала, качается из стороны в сторону. Дети качаются, прижимая то одно то другое колено к полу. А теперь наша бабочка полетела на цветочек, дети машут коленями, как крыльями стараясь как можно сильнее прижать их к полу. Ну, а теперь бабочке пора подкрепиться, поесть пыльцы. С прижатыми к полу коленями дети с ровной спиной наклоняются вперёд.
Дети посмотрите какие красивые здесь берёзы, давайте дотянемся до них. Исполняем движение «берёзка».
И.п. Лечь на спин, руки вдоль тела ладонями вниз, ноги прямые с оттянутыми носками.
Поднять прямые ноги и таз до вертикального положения. Согнуть руки в локтях, упереться ладонями в бока в самом низу грудной клетки. Тело опирается на плечи, шею, голову, локти. Можно пошевелить стопами, как будто шевелятся листья. Опуститься в и.п. повторить нужное количество раз.
Учитель: Смотрите дети, на нашу поляну пришла сказочная пони.
И.п. Стать на колени. Держа колени вместе, раздвинуть ноги. Сесть на пол между ног, стопы притянуты к себе. Взять руками стопы ног с задней стороны (подошвы).
Приподнять руками стопы ног. Задержаться нужное время. Колени и пятки от пола не отрывать. Вернутся в и.п.
Можно использовать динамичный вариант: поочерёдное поднимать ноги. Повторить нужное количество раз.
Учитель: А вот и Михаил Потапович пожаловал на нашу поляну.
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.
И. п. Сесть в позу прямого угла, ноги согнуты в коленях, слега разведя их. Пятки приблизить к ягодицам. Руки провести под внешнюю. Сторону согнутых ног, захватить ладонью стопу с внешней стороны.
Поднять правой рукой правую ногу по возможности выше. Задержаться нужное время. Вернутся в исходное положение. Повторить движение с левой ноги.
Учитель: Ну, вот Царевна лягушка заглянула к нам со своего болота.
И.п. Лечь на живот. Руки подложить под голову.
Согнуть ноги в коленях. Стопы соединить, таз прижат к полу.
Учитель: Ребята, вот и вечер наступает, давайте посмотрим на небо, какие там красивые звёзды (дети переворачиваются на спину, руки и ноги врозь.) Смотрите какие красивые звёзды (дети шевелят руками и ногами по полу.)
Ну, вот и закончилось наше путешествие, пора двигаться к дому.
Заключительная часть - 5-7 мин.
В этой части занятия решаются задачи постепенного перехода к другим видам деятельности. Проводятся игровые танцы, разучиваются танцевальные движения в игровой форме.
Учитель: Ребята, так как день сегодня был сложный и мы все испачкались, давайте зайдем перед домом на пруд и постираем наши вещи. А вот и смешной енот стирает свои вещи. Давайте и мы поможем ему. Звучит ритмичная музыка. Проводится игровой танец «Стирка».
Выводы:
Итак, урок игрового стрейчинга - значимая дисциплина в процессе обучения детей дошкольного возраста.
Занятия способствуют активизации защитных сил организма, выработке у ребенка устойчивой правильной осанки, являются прекрасным средством профилактики сколиоза и плоскостопия, укрепляют и развивают мышечную систему. Воспитание в детях чувства внутренней свободы и уверенности в себе, развитие творческих способностей, чувства ритма, воображения, координации движений также достигаются благодаря занятиям игровым стретчингом.
В данном уроке были использованы упражнения для развития координации ребенка и активизации работы мышц.
За счет наглядного показа образов преподавателем были развиты образное мышление и внимание.
Создана игровая атмосфера, которая в дальнейшем привлечет детей к занятиям в хореографии.
с учетом физиологических и психических особенностей детей в данной группе, на протяжении всего урока педагогом были выбраны упражнения в форме игры, детские стихи для понимания образа предложенного в упражнении, подобран музыкальный материал, соответствующий тематике данного урока