«Зимний фестиваль знаний 2025»

Отчет по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках калмыцкого языка и литературы посредством ИКТ»

В ходе всей работы я стремлюсь к достижению следующих целей:

- созданию оптимальных условий для развития и самореализации индивидуальных и творческих способностей личности школьника, сориентировать на самоорганизацию учебной деятельности; - формирование творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми данными, способной адаптироваться к условиям жизни вне школы. Исходя из целей, определила задачи: - создать базу опорных знаний для учеников в виде памяток, инструкций, алгоритмов и схем; - способствовать творческому интеллектуально-познавательному усвоению предметного материала, сделать открытым процесс поиска вида и способа учебной деятельности; - расширить словарный запас учащихся, предоставить возможность каждому высказывать свою точку зрения и быть толерантным к другим мнениям.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МБОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа»

Яшалтинский район Республика Калмыкия



Отчет по теме самообразования:

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках калмыцкого языка и литературы посредством ИКТ»



Немеева Айна Манцаевна,

учитель калмыцкого языка и литературы




В ходе всей работы я стремлюсь к достижению следующих целей: 


- созданию оптимальных условий для развития и самореализации индивидуальных и творческих способностей личности школьника, сориентировать на самоорганизацию учебной деятельности; 
- формирование творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми данными, способной адаптироваться к условиям жизни вне школы. 

Исходя из целей, определила задачи: 
- создать базу опорных знаний для учеников в виде памяток, инструкций, алгоритмов и схем; 
- способствовать творческому интеллектуально-познавательному усвоению предметного материала, сделать открытым процесс поиска вида и способа учебной деятельности; 
- расширить словарный запас учащихся, предоставить возможность каждому высказывать свою точку зрения и быть толерантным к другим мнениям. 


Мой кабинет калмыцкого языка и литературы оснащён компьютером.  В кабинете имеются: 

- библиотека классической литературы, 

- разные виды словарей, 

-методическая литература по калмыцкому языку и литературе, 

- иллюстрации и репродукции картин, 

- дидактический материал, 

- тесты (5-9 класс), 

Для успешного проведения уроков применяю разнообразные информационные технологии: работу со словарями и энциклопедиями, с тематическими таблицами и опорными схемами, тестами, использую аудиовизуальные средства. 

В течение последних лет активно внедряю в учебный процесс различные компьютерные обучающие программы на CD для проведения уроков попредмету, для внеклассной работы по учебным предметам. Чтобы подготовить сообщения, доклады, презентации, рефераты ученики используют вышеперечисленные электронные пособия. 
Ни для кого не секрет, что современное поколение неохотно и мало читает, вследствие чего речь детей становится невыразительной, снижается грамотность. Я давно уже задумывалась над этой проблемой. Каким образом заинтересовать детей, научить их вдумчиво читать и грамотно писать, активизировать их внимание к таким учебным предметам, как родной язык и литература? 
Общаясь на уроках с ребятами, я сделала вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. 
Учеными давно уже доказана тесная связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью восстановить этот материал в памяти. Только четверть услышанного остается в памяти. Если ребенок имеет возможность воспринимать материал на слух и зрительно, то доля усвоенного достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%. 
Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Важно, чтобы на каждом уроке учащимся было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес. 

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. 

Я считаю, что учителю можно нести детям только то, что интересно ему самому. Готовясь к урокам, вместе с детьми мы составляем задания для электронных тестов, создаем презентации и видеоролики. 

В процессе работы я заметила: чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения. В своей педагогической практике я широко применяю цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации. 

За годы работы у меня сложилась своя система использования информационных технологий на разных этапах урока в зависимости от типа занятия. 

При знакомстве с новым материалом на уроках я использую электронное сопровождение в виде презентации, в которой могут быть отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. 

На уроках закрепления часто использую цифровые образовательные ресурсы , электронные тренажеры, с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. 

Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным. 

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Можно организовать на уроках литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее. 

Выполняя домашнее задание к урокам литературы, учащиеся могут использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. 

Считаю применение ИКТ на уроках эффективным средством повышения мотивации учащихся к изучению предметов. Ведь самое главное, что ребятам нравится выполнять задания с использованием ИКТ, они с удовольствием предлагают свои идеи, начитают творчески мыслить. Работу в данном направлении я считаю очень важной и собираюсь продолжать её дальше.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее