«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Особенности восприятия у детей с ОВЗ и его коррекция

Процесс познания мира ребенком начинается и происходит в течение всей жизни

благодаря восприятию и ощущениям. Эти процессы представляют собой отражение

окружающей действительности, информация о которой поступает к нам через органы

чувств. У детей с ОВЗ в несколько раз чаще, чем у их нормально развивающихся

сверстников, наблюдаются нарушения органов слуха и зрения. Это часто ведет к

появлению недостатков их восприятия.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки




Особенности восприятия у детей с ОВЗ
и его коррекция

Восприятие представляет собой основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

         Можно выделить качественные характеристики восприятия:

  • Осмысленность восприятия, которая достигается мыслительной деятельностью в процессе восприятия. Каждое воспринимаемое явление мы осмысливаем с точки зрения уже имеющихся у нас знаний, имеющегося опыта. Это дает возможность включить новые знания, которые мы получаем, в систему ранее сформированных.

  • Объем восприятия - показывает сколько различных свойств предметов или сколько различных предметов может воспринять человек одновременно.

  • Обобщенность восприятия - возможность включить новые знания в систему понятий конкретного человека.

  • Целостность восприятия – умение объединять в процессе восприятия отдельные элементы в единое целое.

  • Константность восприятия – возможность воспринимать тот же предмет, явление одинаково в различных условиях.

У детей с ОВЗ часто наблюдаются дефекты развития восприятия. Об этом свидетельствуют прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире. Это не связано только с бедностью опыта ребенка. Дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Кроме того, они испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечеркнуты или перекрывают друг друга. Дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв.  Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, например, направления  или расположения отдельных элементов в сложном изображении.

     Основными симптомами нарушения восприятия при письме являются специфические (т. е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер и возникновение которых  не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения.

     Наиболее часты ошибки у детей с ОВЗ в слуховом восприятии фонем. Смешиваются чаще звонкие и глухие согласные:

д – т – «таль»,з – с – «вазилек»,б – п – «запота»,ж – ш-  «ложадь»,г – к – «долко»,в – ф – «вабрика»

     Лабиализованные гласные:

о- у – «дедошка»,е – ю – «самолют»

     Заднеязычные:

г- к – х – «гороговый»

     Сонорные:

р – л – «налодный»,й – л – «малька»

     Свистящие и шипящие:

с  – ш – «шиски»,з –ж – «жажгли»,с- щ -  «сепка»

     Аффрикаты:

ч – щ – « крищал»,ч – ц – « бабоцка»,ч – т – «черчит»,ц – т – «пцицы»,ц – с – «бойсы».

     О нарушениях зрительного восприятия свидетельствуют следующие ошибки у детей при письме:

с – е – «соена»,о – с –«руоый»,у  - д – з – «дебра»,л – и – «иес»,м – ш – «шашина»,в – д – «вевочка».

     О нарушениях кинетического восприятия свидетельствуют следующие ошибки:

о– а – «брот»,б – д – «рыдоловы»,и – у – «прурода»,т – п – «стеть»,х – ж – «у хука»,л – я – «кляюч»,л – м- «лолоко»,ч – ъ – «уъитель»,н- ю – «кастрнля»,а – д – «веаро»,у – ч – « ччитель»,п – т – « тредлоги»,г – р – « габота»,

н – к – « нонфета»,и – ш – «вермииель».

     Работа по коррекции восприятия фонем на слух у детей с ОВЗ включает в себя два основных направления:

  1. развитие звукового анализа слов (от простого к сложному)

  2. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.

При проведении коррекционной работы можно использовать следующие упражнения:

  • проанализируй количество звуков в слове

  • найди место звука в слове

  • вставь пропущенные буквы в слова

  • подбери слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, последнем месте

  • выбери из предложений слова с определенным количеством звуков

  • добавь различное количество звуков к одному и тому же слову

  • преобразуй слова, изменяя один звук в слове

  • составь слова из заданных букв

  • составь цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось  с последнего звука предыдущего слова.

  • придумай слово, состоящее из заданного количества звуков

  • отбери картинки с определенным количеством звуков в их названии

Работа по коррекции и развитию зрительного восприятия у детей с ОВЗ включает в себя следующие направления:

  1. развитие зрительного анализа и синтеза

  2. формирование пространственных представлений

Для развития зрительного анализа и синтеза можно использовать следующие упражнения.

  • Ребенку предлагается из спичек или счетного материала сложить печатную букву, затем путем перекладывания нескольких элементов превратить ее в другую букву.

  • Ребенку предлагается сделать букву из проволоки, слепить из пластилина, выложить из фасоли.

  • Ребенку предлагается небольшой текст,  в котором нужно найти конкретные буквы и подчеркнуть их.

  • Ребенку предлагается найти, какая буква написана в условиях зашумления, в условиях наложения букв друг на друга.

  • Ребенку предлагается недописанная буква, (слово, фраза, предложение), которую нужно сначала угадать,  а потом дописать.

  • Ребенку предлагается рисунок с написанными разным шрифтом  и по -  разному повернутыми буквами, с просьбой определить, какие буквы нарисованы.

  • Ребёнку предлагается соединить одинаковые по форме шарики, в которых написаны слоги; при правильном соединении получаются слова.

  • Ребёнку предлагается найти в цепочке букв целые слова.

  • Даны предметы разного размера, в которых записаны буквы, необходимо разложить фигуры в порядке их увеличения; при правильном раскладе можно прочитать слова, получившиеся из букв внутри фигур.

  • Ребёнок читает слова, затем, заменяя одну букву в слове, получает новое слово и придумывает предложения с каждым из слов.

  • В таблице среди множества букв ребёнок должен отыскать слова. Для облегчения задания слова могут быть предварительно отдельно от таблицы записаны и прочитаны ребёнком.

  • Из слогов ребёнок составляет слова. Для облегчения задания некоторой категории детей с ОВЗ могут быть предложены уже готовые начала слов – первые слоги.

  • Ребёнок дописывает половинки букв и читает получившиеся слова

  • Ребёнок запоминает расположение букв в таблице, затем воспроизводит эти же буквы в пустой таблице.

         При коррекции и развитии кинетического восприятия  работа начинается с уточнения оптико - пространственных дифференцировок на действия с картинками, геометрическими фигурами, мозаикой. Для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита используются счетные палочки или картонные элементы букв. Дети упражняются:

  • в анализе состава и структуры графического знака,

  • в синтезе его элементов,

  • в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок к более тонким)

Первоначально дети упражняются в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству. При дифференциации таких букв основная задача – научить детей выделять опорные, сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы.

    Последовательность операций такова:

  1. Выделение звука из слова

  2. Определение сигнального признака артикулемы

  3. Соотнесение этого звука с графемой при помощи мнеотехнического приема (выбор из пары букв)

  4. Контроль правильности выбора

  5. Запись буквы

         Поэлементная запись смешиваемых букв проводится с негромким проговариванием. Во всех упражнениях главной целью является закрепление связи между фонемой – артикулемой и графемой – кинемой. Для контроля правильности включаются все четыре анализатора. Используются и устные диктанты слогов, слов – когда дети в ответ выписывают букву в воздухе либо пальцем – на поверхности стола.

         В работе по развитию и коррекции кинетического восприятия можно использовать следующие упражнения

  • Кладутся в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, монета, орех, камешек, мелкие игрушки. Ребенку предлагается на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешке. Предлагаем ребенку ощупать предметы как правой, так и левой рукой; та же работа проходит и с пластмассовыми буквами.

  • Взять объемные или вырезать из наждачной или бархатной бумаги фигурки различной формы: звездочку, квадрат, треугольник, буквы, цифры. На листе бумаги нарисовать такие же буквы, цифры и фигурки. Ребенку предлагается закрытыми глазами ощупать фигурку или букву, а затем, открыв глаза, выбрать ее из ряда нарисованных.

  • Ребенку необходимо сравнить на ощупь две похожие буквы и определить, чем они отличаются.

  • Ребенку предлагается узнать на ощупь фигурку или букву среди других.

         Таким образом, зная особенности восприятия ребёнка с ОВЗ, предварительно проанализировав и оценив типичные ошибки устной и  письменной речи ребёнка, можно правильно  подобрать коррекционные упражнения, которые будет наиболее эффективны в работе с данным ребёнком.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее