Особенности восприятия у детей с ОВЗ
и его коррекция
Восприятие представляет собой основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Можно выделить качественные характеристики восприятия:
Осмысленность восприятия, которая достигается мыслительной деятельностью в процессе восприятия. Каждое воспринимаемое явление мы осмысливаем с точки зрения уже имеющихся у нас знаний, имеющегося опыта. Это дает возможность включить новые знания, которые мы получаем, в систему ранее сформированных.
Объем восприятия - показывает сколько различных свойств предметов или сколько различных предметов может воспринять человек одновременно.
Обобщенность восприятия - возможность включить новые знания в систему понятий конкретного человека.
Целостность восприятия – умение объединять в процессе восприятия отдельные элементы в единое целое.
Константность восприятия – возможность воспринимать тот же предмет, явление одинаково в различных условиях.
У детей с ОВЗ часто наблюдаются дефекты развития восприятия. Об этом свидетельствуют прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире. Это не связано только с бедностью опыта ребенка. Дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Кроме того, они испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечеркнуты или перекрывают друг друга. Дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв. Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, например, направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении.
Основными симптомами нарушения восприятия при письме являются специфические (т. е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения.
Наиболее часты ошибки у детей с ОВЗ в слуховом восприятии фонем. Смешиваются чаще звонкие и глухие согласные:
д – т – «таль»,з – с – «вазилек»,б – п – «запота»,ж – ш- «ложадь»,г – к – «долко»,в – ф – «вабрика»
Лабиализованные гласные:
о- у – «дедошка»,е – ю – «самолют»
Заднеязычные:
г- к – х – «гороговый»
Сонорные:
р – л – «налодный»,й – л – «малька»
Свистящие и шипящие:
с – ш – «шиски»,з –ж – «жажгли»,с- щ - «сепка»
Аффрикаты:
ч – щ – « крищал»,ч – ц – « бабоцка»,ч – т – «черчит»,ц – т – «пцицы»,ц – с – «бойсы».
О нарушениях зрительного восприятия свидетельствуют следующие ошибки у детей при письме:
с – е – «соена»,о – с –«руоый»,у - д – з – «дебра»,л – и – «иес»,м – ш – «шашина»,в – д – «вевочка».
О нарушениях кинетического восприятия свидетельствуют следующие ошибки:
о– а – «брот»,б – д – «рыдоловы»,и – у – «прурода»,т – п – «стеть»,х – ж – «у хука»,л – я – «кляюч»,л – м- «лолоко»,ч – ъ – «уъитель»,н- ю – «кастрнля»,а – д – «веаро»,у – ч – « ччитель»,п – т – « тредлоги»,г – р – « габота»,
н – к – « нонфета»,и – ш – «вермииель».
Работа по коррекции восприятия фонем на слух у детей с ОВЗ включает в себя два основных направления:
развитие звукового анализа слов (от простого к сложному)
дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
При проведении коррекционной работы можно использовать следующие упражнения:
проанализируй количество звуков в слове
найди место звука в слове
вставь пропущенные буквы в слова
подбери слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, последнем месте
выбери из предложений слова с определенным количеством звуков
добавь различное количество звуков к одному и тому же слову
преобразуй слова, изменяя один звук в слове
составь слова из заданных букв
составь цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова.
придумай слово, состоящее из заданного количества звуков
отбери картинки с определенным количеством звуков в их названии
Работа по коррекции и развитию зрительного восприятия у детей с ОВЗ включает в себя следующие направления:
развитие зрительного анализа и синтеза
формирование пространственных представлений
Для развития зрительного анализа и синтеза можно использовать следующие упражнения.
Ребенку предлагается из спичек или счетного материала сложить печатную букву, затем путем перекладывания нескольких элементов превратить ее в другую букву.
Ребенку предлагается сделать букву из проволоки, слепить из пластилина, выложить из фасоли.
Ребенку предлагается небольшой текст, в котором нужно найти конкретные буквы и подчеркнуть их.
Ребенку предлагается найти, какая буква написана в условиях зашумления, в условиях наложения букв друг на друга.
Ребенку предлагается недописанная буква, (слово, фраза, предложение), которую нужно сначала угадать, а потом дописать.
Ребенку предлагается рисунок с написанными разным шрифтом и по - разному повернутыми буквами, с просьбой определить, какие буквы нарисованы.
Ребёнку предлагается соединить одинаковые по форме шарики, в которых написаны слоги; при правильном соединении получаются слова.
Ребёнку предлагается найти в цепочке букв целые слова.
Даны предметы разного размера, в которых записаны буквы, необходимо разложить фигуры в порядке их увеличения; при правильном раскладе можно прочитать слова, получившиеся из букв внутри фигур.
Ребёнок читает слова, затем, заменяя одну букву в слове, получает новое слово и придумывает предложения с каждым из слов.
В таблице среди множества букв ребёнок должен отыскать слова. Для облегчения задания слова могут быть предварительно отдельно от таблицы записаны и прочитаны ребёнком.
Из слогов ребёнок составляет слова. Для облегчения задания некоторой категории детей с ОВЗ могут быть предложены уже готовые начала слов – первые слоги.
Ребёнок дописывает половинки букв и читает получившиеся слова
Ребёнок запоминает расположение букв в таблице, затем воспроизводит эти же буквы в пустой таблице.
При коррекции и развитии кинетического восприятия работа начинается с уточнения оптико - пространственных дифференцировок на действия с картинками, геометрическими фигурами, мозаикой. Для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита используются счетные палочки или картонные элементы букв. Дети упражняются:
в анализе состава и структуры графического знака,
в синтезе его элементов,
в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок к более тонким)
Первоначально дети упражняются в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству. При дифференциации таких букв основная задача – научить детей выделять опорные, сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы.
Последовательность операций такова:
Выделение звука из слова
Определение сигнального признака артикулемы
Соотнесение этого звука с графемой при помощи мнеотехнического приема (выбор из пары букв)
Контроль правильности выбора
Запись буквы
Поэлементная запись смешиваемых букв проводится с негромким проговариванием. Во всех упражнениях главной целью является закрепление связи между фонемой – артикулемой и графемой – кинемой. Для контроля правильности включаются все четыре анализатора. Используются и устные диктанты слогов, слов – когда дети в ответ выписывают букву в воздухе либо пальцем – на поверхности стола.
В работе по развитию и коррекции кинетического восприятия можно использовать следующие упражнения
Кладутся в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, монета, орех, камешек, мелкие игрушки. Ребенку предлагается на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешке. Предлагаем ребенку ощупать предметы как правой, так и левой рукой; та же работа проходит и с пластмассовыми буквами.
Взять объемные или вырезать из наждачной или бархатной бумаги фигурки различной формы: звездочку, квадрат, треугольник, буквы, цифры. На листе бумаги нарисовать такие же буквы, цифры и фигурки. Ребенку предлагается закрытыми глазами ощупать фигурку или букву, а затем, открыв глаза, выбрать ее из ряда нарисованных.
Ребенку необходимо сравнить на ощупь две похожие буквы и определить, чем они отличаются.
Ребенку предлагается узнать на ощупь фигурку или букву среди других.
Таким образом, зная особенности восприятия ребёнка с ОВЗ, предварительно проанализировав и оценив типичные ошибки устной и письменной речи ребёнка, можно правильно подобрать коррекционные упражнения, которые будет наиболее эффективны в работе с данным ребёнком.