Особенности составления индивидуального коррекционно-образовательного маршрута для детей с глубокой и
тяжелой умственной отсталостью
Главной задачей обучения и воспитания детей с выраженным нарушением интеллекта в образовательной организации является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечная цель обучения и воспитания детей такой категории — приобщение к доступному им общественно полезному труду и приобретение социального опыта, необходимого для проявления самостоятельности в обычной жизни и последующей возможной социальной автономии. Обучая ребенка с выраженным нарушением интеллекта, учителя сталкиваются с определенными трудностями, поэтому ещё до начала обучения нужно определить цели и задачи психолого-педагогической помощи ребенку с учётом его индивидуальных особенностей. Важно продумать эффективные формы оказания коррекционной помощи конкретному ученику: какие специалисты смогут помочь ему, какие методы и приемы будут доступны для него. Учителя и тьюторы на начальных этапах обучения учеников с глубокой умственной отсталостью сталкиваются с проблемами в организации психолого-педагогической помощи. Эти проблемы обусловлены трудностью в привыкания детей такой категории к учебной деятельности. Выполняя закон «Об образовании в Российской Федерации», в образовательные организации зачисляют детей с заключением F-71 (Умеренная умственная отсталость), F-72 (Тяжелая умственная отсталость) согласно МКБ-10.Как известно, у детей с заключением F-71 (Умеренная умственная отсталость) медленно развиваются понимание и использование речи, осмысление себя и своего места в пространстве, с трудом формируются навыки самообслуживания, общая и мелкая моторики развиваются с задержкой и специфическими особенностями, преобладает моторная неловкость; ограничены школьные успехи. Дети частично осваивают основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета, в замедленном темпе усваивают небольшой объем знаний, способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора. Они не могут быть полностью самостоятельными. У детей с тяжелой умственной отсталостью (F-72) отмечаются выраженные моторные нарушения, часто нарушены врожденные рефлексы. Они очень поздно начинают держать голову (к 6–9 месяцам), сидеть (к 12 месяцам), ходить (к 2–3 годам). Тяжелые интеллектуальные нарушения диагностируются уже на ранних стадиях развития ребенка, так как часто сочетаются с грубыми нарушениями моторной сферы и глубоким системным недоразвитием речи. Особо выражены у них нарушения мелкой моторики: плохо удерживают предметы в руках, с большим трудом овладевают точными дифференцированными движениями. Для обучающихся данной категории характерно нарушение точности и скоординированности движений, неумение различать правую и левую стороны тела, затруднения при ориентации в пространстве. Речь у детей с тяжелой умственной отсталостью появляется, как правило, к 6–7 годам в виде отдельных (часто лепетных) слов, коротких аграмматичных фраз. Их психическим процессам (внимание, память, восприятие, мышление) свойственны грубые нарушения. Свойственно поверхностное, недифференцированное восприятие предметов в целом, неспособность к их анализу, сравнению с другими объектами. Они могут быть импульсивными, либо проявляют инертность и неадекватность поведения. При оказании психолого-педагогической помощи ученикам такой категории необходимо опираться на базовые принципы психолого-педагогического сопровождения: непрерывность, комплексность сопровождения, принцип индивидуального подхода в сопровождении, принцип системного сопровождения. Разрабатываемые индивидуальные маршруты и индивидуальные программы должны быть направлены на преодоление вторичных отклонений, т. е. трудностей ребенка, связанных с его обучением, развитием и воспитанием. В реализации индивидуальных программ принимают участие все специалисты психолого-медико-педагогического сопровождения школы с первого дня пребывания ребенка такой категории в образовательной организации, с момента выявления его трудностей и до того времени, когда ребенок самостоятельно сможет справляться хотя бы частично с трудностями или действовать по намеченному плану. Для разработки программ выбираются преимущественные линии индивидуального развития для каждого ученика с выраженными интеллектуальными нарушениями, чаще всего это физическое, интеллектуальное, эмоциональное и социокультурное развитие. Выбранные линии развития ребенка реализуются во всех видах детской деятельности (предметная, игровая, конструкторская, изобразительная, трудовая, коммуникативная и т. д.). Варианты составления индивидуальных программ предлагались российскими дефектологами И. М. Бгажноковой, А. Д. Вильшанской, Е. А. Екжановой, А. В. Закрепиной, Е. А. Стребелевой, Л. М. Шипицыной и другими учеными для детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Их разработки можно брать за основу в каждом конкретном случае. Цель таких программ — помочь детям адаптироваться к условиям образовательного учреждения, поддержать их на пути обучения, оказать им коррекционную помощь, способствовать посильному обучению, а членам семьи — предложить систематическую консультативную поддержку.
Основные задачи, на решение которых направлена индивидуальная программа оказания психолого-педагогической помощи:
1) охрана, укрепление здоровья и физическое развитие;
2) эмоциональное и социокультурное развитие;
3) формирование представлений о себе как личности (коммуникативные умения, навыки поведения, социально-бытовые умения, трудовые умения);
4) формирование элементарных практических представлений об окружающем мире;
5) развитие творческих умений и чувств посредством реализации задач эстетического воспитания.
Индивидуальная программа развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью включает следующие документы:
индивидуальный коррекционно-образовательный режим;
заключения врачей и карта медицинской коррекции;
индивидуальная программа обучения (карта комплексной коррекции);
анализ контрольно-диагностических работ; социальная карта.
Специалистами сопровождения совместно с учителем класса, администрацией школы составляется индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут. Этот термин получил распространение в связи с концепцией адаптивной школы (Е. А. Ямбург). Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут отражает принцип согласованного индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ученику с ОВЗ. Маршрут необходим для организации образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения. В индивидуальном коррекционно-образовательном маршруте отражается учебная и коррекционная нагрузка каждого учащегося.
В работе обычно используется следующий алгоритм составления индивидуального коррекционно-образовательного маршрута.
1. Изучение проблем ребенка, выявление нарушений психофизического развития, комплексная диагностика.
2. Сбор анамнестических данных; изучение документации (рекомендации ПМПК, карта из поликлиники, тетради, рисунки и т. д.); беседы с родителями. 3. Составление индивидуального коррекционно-образовательного режима (см. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. — Москва : Дрофа, 2008).
4. Составление индивидуального коррекционно-образовательного маршрута.
5. Рекомендации учителю и родителям по оказанию педагогической и медицинской помощи в домашних условиях, в школе.
6. Контроль за выполнением составленного индивидуального коррекционно-образовательного маршрута, режима.
7. Анализ обучения учащихся; изменение индивидуального коррекционно-образовательного маршрута, режима.
Индивидуальный коррекционный маршрут содержит следующую информацию:
1. Обучение — количество выбранных учебных предметов, форма получения образования — в условиях школьного класса; домашнее обучение, дистанционное обучение, общее количество часов (в течение недели):_____ч.
2. Медицинская коррекция — ____ ч. в неделю (медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж).
3. Психологическая коррекция — ____ч. в неделю (индивидуально, в подгруппе).
4. Логопедическая коррекция — ____ ч. в неделю (индивидуально, в подгруппе).
5. Занятие логоритмикой, ЛФК — ____ ч. неделю (индивидуально, в подгруппе).
6. Занятия СБО (социально-бытовая ориентировка) — _____ч. (индивидуально, в подгруппе).
7. Занятия в кружках, секциях — _____ч. (индивидуально, в подгруппе).
8. Индивидуальные занятия с учителем класса, с учителем-дефектологом — ______ ч. в неделю.
После составления коррекционно-образовательного маршрута составляется индивидуальный коррекционно-образовательный режим (расписание учебных и коррекционных занятий для каждого ученика). В расписании просчитывается ежедневная учебная нагрузка и определяется общенедельная учебная загруженность ребенка.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
— гибкая организация учебно-воспитательного процесса, учитывающего динамику развития детей;
— адекватная среда обучения;
— охранительный режим;
— оптимальная плотность урока (рационально спланированный урок);
— чередование видов учебной деятельности;
— физкультминутки, физкультпаузы, «активные перемены» (упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения);
— создание условий для эмоциональных разрядок (с использованием пословиц, поговорок, четверостиший);
— правильная рабочая поза во время занятий;
— правильное, рациональное питание детей;
— ориентация на способности, склонности, потребности и жизненные планы каждого учащегося и предпочтения членов его семьи;
— право выбора доступного вида прикладного труда;
— создание условий и возможностей для личностного взросления;
— обретение социального багажа и создание условий для его реализации;
— обеспечение содержательной и методической преемственности на всех этапах развития ребёнка.
— организация работы по профильному лечению и коррекции нарушений учащихся, социальной адаптации в процессе обучения;
— обеспечение организации трудового обучения (прикладной труд, домоводство);
— организация учебно-воспитательного процесса, регламентирующегося учебным планом, годовым календарным графиком и гибким расписанием занятий;
— планирование участия детей в воспитательной системе школы;
— организация досуга школьников (внеклассные и общешкольные мероприятия);
— забота о психическом, физическом и нравственном здоровье, пропаганда здорового образа жизни.
При составлении индивидуального коррекционного маршрута следует обращать внимание на четкое соответствие нагрузки, предлагаемой конкретному ученику с рекомендациями ПМПК, с заключением врачей, учебным планом и программой, по которой он обучается. Контроль за разработкой и процессом реализации индивидуального маршрута осуществляет внутришкольный психолого-педагогический консилиум. Модель выпускника с глубокой и тяжелой умственной отсталостью:
— адекватен;
— социализирован;
— имеет трудовые навыки;
— имеет навыки письма, счета.