МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ШПАКОВСКОГО РАЙОНА
Организационный семинар
«Совершенствование технологий и содержания учебного предмета «изобразительное искусство» с учётом ФГОС и концепции предметной области искусства»
«Особенности реализации предметной
области «Искусство» на 2020-2021 учебном году»
Съедина Наталия Николаевна
учитель изобразительного искусства
МБОУ НОШ № 24
руководитель РМО объединения
г.Михайловск
25 август 2020 год
«Особенности реализации
предметной области "Искусство" на 2020-2021 учебном году»
На сайте Министерство просвещения Российской Федерации опубликована Концепция преподавания учебного предмета «Искусство», в которой говорится, что задача современной школы – воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Целью государственной политики в сфере образования является повышение качества образования, соответствующего требованиям современности. На достижение поставленной цели направлена разработка и реализация Концепций модернизации содержания и технологий преподаваемых предметов.
В Концепции отражены:
общие положения и описание значения предметной области «Искусство»;
описание проблем мотивационного, содержательного, методического характера;
цели и задачи, которые позволяют решить обозначенные проблемы;
основные направления реализации Концепции.
В Концепции отмечается, что предметная область «Искусство» ориентирована:
на формирование общероссийской культурной идентичности на основе изучения отечественного и мирового искусства;
на приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества;
на развитие художественно-ценностных ориентаций в окружающем мире, духовно-нравственных принципов и способности творческого освоения окружающей среды.
Реализация принятой Концепции призвана обеспечить новый уровень преподавания предметной области «Искусство».
Концепция определяет основные направления совершенствования преподавания учебных предметов, в том числе:
• модернизацию содержания и методов преподавания;
• обновление учебных изданий;
• расширение общедоступных информационных ресурсов, необходимых для преподавания предметов искусства;
• использование возможностей социальной среды;
• совершенствование материально-технической базы;
• усиление мотивационной составляющей изучения предметов искусства.
Сегодня я хочу предложить вам рассмотреть Особенности реализации
предметной области "Искусство"
Актуальность и содержательная новизна предметной области «Искусство» заключается в содержание модернизации предметной области «Искусство» - это многокомпонентный динамичный процесс, направленный на создание новых условий для освоения обучающимися разного возраста художественно-эстетического опыта, формирования систематизированных знаний, умений, навыков, необходимых для восприятия искусства и художественно-творческой деятельности.
Важным аспектом модернизации является обеспечение непрерывности предметной области «Искусство», чтобы школьники на всех этапах обучения имели возможность для системного и целенаправленного художественно-эстетического развития. Изучение предметов искусства в школе является единственной возможностью для обучающихся научиться разбираться в огромном информационном потоке массовой культуры, различать настоящее искусство и произведения низкого качества, прикоснуться к большому искусству через собственную творческую деятельность.
В Концепции преподавания предметной области «Искусство» подчеркивается, что в Российской Федерации как многонациональном государстве особое значение приобретает искусство, обладающее способностью передавать духовно-нравственные, эстетические и художественные традиции, содействуя развитию художественной культуры обучающихся и ценностному восприятию произведений искусства и объектов художественной культуры.
Искусство не может оставаться только учебным материалом, искусство окружает нас в жизни, поэтому очень важен для этой предметной области выход во внеурочную деятельность и дополнительное образование. По этой причине одним из направлений реализации Концепции обозначено совершенствование механизмов координации и развития системы межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры для расширения возможностей предметной области «Искусство» в образовательной организации, а также использование этнокультурных и национальных особенностей региона.
Основные направления реализации Концепции
1. Общие направления
Обеспечение непрерывности преподавания и изучения предметной области «Искусство» через создание сквозных модулей с возможностями вариативности, начиная с дошкольного образования.
С целью обеспечения преемственности образовательных программ целесообразно выделить сквозные компетенции, конкретизировать их, сделать однозначно трактуемыми и операциональными, дифференцированными по уровням общего образования и учебным предметам (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура).
Для достижения высокого уровня обучения необходимо:
в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования детализировать требования к результатам освоения образовательных программ учебных предметов предметной области «Искусство»;
разработать контрольные измерительные материалы для оценки качества подготовки обучающихся по учебным предметам предметной области «Искусство»;
определить критерии отбора произведений искусства для изучения на учебных предметах «Музыка», «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура»;
совершенствовать механизмы координации и интеграции предметной области «Искусство» с внеурочной деятельностью и дополнительным художественным образованием;
совершенствовать и развивать систему межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры для расширения возможностей предметной области «Искусство» в образовательной организации; искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся должно осуществляться в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными материалами.
Ключевыми задачами учебного предмета «Изобразительное искусство» являются:
воспитание грамотного зрителя;
овладение представлениями об отечественной и мировой художественной культуре во всем многообразии ее видов;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино);
овладение навыками и представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
современных средств диагностики достижений результатов обучающихся.
1. Изобразительное искусство
Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» направлено на освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного
2. Мировая художественная культура
Учебный предмет «Мировая художественная культура» раскрывает общие закономерности становления, развития и взаимодействия художественных культур как целостной системы, разных сфер духовной деятельности человечества, а также особенности национального и регионального искусства на основе изучения отечественного и мирового искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, кино- и фото искусство).
В преподавании мировой художественной культуры особое значение имеет:
воспитание человека, умеющего понимать искусство и задающего высокую планку развитию отечественной художественной культуры;
интегрированная основа обучения, которая позволит овладеть разными способами анализа художественного наследия, систематизировать знания о видах искусства;
освоение обучающимися алгоритмов анализа разных видов искусства, выработка основ критического мышления и определение обучающимися собственной позиции в отношении как культурного наследия, так и современного искусства;
создание учебно-методических материалов, обеспечивающих достижение необходимых личностных, метапредметных и предметных требований к результатам обучения;
использование информационно-коммуникационных технологий и ресурсов в формировании знаний, умений и навыков восприятия и практической творческой деятельности в процессе подготовки компетентного зрителя, слушателя, постоянного посетителя музеев, выставочных залов, театров;
сочетание наряду с художественно-творческой деятельностью различных форм проектной деятельности.
Подготовка кадров
В целях повышения качества работы учителей предметной области «Искусство» необходимо:
совершенствование системы высшего образования по педагогическому профилю и дополнительного профессионального образования, направленное на модернизацию педагогической и методической составляющих содержания образовательных программ;
повышение значения специальных, культурологических и психолого-педагогических курсов;
практико-ориентированный характер обучения;
оптимизация системы оценки качества работы учителей предметной области «Искусство», в том числе аттестации;
развитие системы олимпиад и конкурсов художественно-творческого (музыка, живопись и др.) и педагогического мастерства для педагогических работников предметной области «Искусство» как формы повышения уровня профессионализма, результаты которых должны учитываться при аттестации учителя и влиять на рейтинг образовательной организации;
обеспечение преподавания предметной области «Искусство» специалистами.
Материально-техническое обеспечение
Для достижения оптимального уровня качества образования в части учебных предметов предметной области «Искусство» необходимо обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков в области выбранного ими вида искусства для развития и самореализации обучающихся по общеобразовательным программам (музыкальных/хоровых/танцевальных классов, художественных мастерских, мастерских народных промыслов и др.) с учетом состояния материально-технической базы сельских образовательных организаций.
Реализация Концепции
Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень преподавания предметной области «Искусство», а также будет способствовать разработке и апробации механизмов развития образования средствами искусства.
Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является
включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.
В настоящее время необходимо определение оптимального соотношения объема теоретического материала и самостоятельной творческой деятельности обучающихся, для этого следует уточнить список обязательных для изучения произведений искусства и расширить вариативность выбора видов творческой деятельности, с учетом интересов обучающихся, сочетая с художественно-творческой различные формы проектной деятельности.
Особую сложность представляет разработка контрольных измерительных материалов для различных форм аттестации и оценки качества по учебным предметам предметной области «Искусство», так как искусство имеет как объективные, так и субъективные критерии. Однако, очевидна необходимость создания различных форм оценивания творческих работ, созданных школьниками.