«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Особенности реализации предметной области "Искусство" на 2020-2021 учебном году»

Статья посвящена концепции образования в области искусства.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ШПАКОВСКОГО РАЙОНА






Организационный семинар

«Совершенствование технологий и содержания учебного предмета «изобразительное искусство» с учётом ФГОС и концепции предметной области искусства»



«Особенности реализации предметной

области «Искусство» на 2020-2021 учебном году»



Съедина Наталия Николаевна

учитель изобразительного искусства

МБОУ НОШ № 24

руководитель РМО объединения



г.Михайловск

25 август 2020 год













«Особенности реализации

предметной области "Искусство" на 2020-2021 учебном году»


На сайте Министерство просвещения Российской Федерации опубликована Концепция преподавания учебного предмета «Искусство», в которой говорится, что задача современной школы – воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Целью государственной политики в сфере образования является повышение качества образования, соответствующего требованиям современности. На достижение поставленной цели направлена разработка и реализация Концепций модернизации содержания и технологий преподаваемых предметов.

В Концепции отражены:

  • общие положения и описание значения предметной области «Искусство»;

  • описание проблем мотивационного, содержательного, методического характера;

  • цели и задачи, которые позволяют решить обозначенные проблемы;

  • основные направления реализации Концепции.

В Концепции отмечается, что предметная область «Искусство» ориентирована:

  • на формирование общероссийской культурной идентичности на основе изучения отечественного и мирового искусства;

  • на приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества;

  • на развитие художественно-ценностных ориентаций в окружающем мире, духовно-нравственных принципов и способности творческого освоения окружающей среды.

Реализация принятой Концепции призвана обеспечить новый уровень преподавания предметной области «Искусство».


Концепция определяет основные направления совершенствования преподавания учебных предметов, в том числе:

модернизацию содержания и методов преподавания;

обновление учебных изданий;

расширение общедоступных информационных ресурсов, необходимых для преподавания предметов искусства;

использование возможностей социальной среды;

совершенствование материально-технической базы;

усиление мотивационной составляющей изучения предметов искусства.


Сегодня я хочу предложить вам рассмотреть Особенности реализации

предметной области "Искусство"

Актуальность и содержательная новизна предметной области «Искусство» заключается в содержание модернизации предметной области «Искусство» - это многокомпонентный динамичный процесс, направленный на создание новых условий для освоения обучающимися разного возраста художественно-эстетического опыта, формирования систематизированных знаний, умений, навыков, необходимых для восприятия искусства и художественно-творческой деятельности.

Важным аспектом модернизации является обеспечение непрерывности предметной области «Искусство», чтобы школьники на всех этапах обучения имели возможность для системного и целенаправленного художественно-эстетического развития. Изучение предметов искусства в школе является единственной возможностью для обучающихся научиться разбираться в огромном информационном потоке массовой культуры, различать настоящее искусство и произведения низкого качества, прикоснуться к большому искусству через собственную творческую деятельность.

В Концепции преподавания предметной области «Искусство» подчеркивается, что в Российской Федерации как многонациональном государстве особое значение приобретает искусство, обладающее способностью передавать духовно-нравственные, эстетические и художественные традиции, содействуя развитию художественной культуры обучающихся и ценностному восприятию произведений искусства и объектов художественной культуры.

Искусство не может оставаться только учебным материалом, искусство окружает нас в жизни, поэтому очень важен для этой предметной области выход во внеурочную деятельность и дополнительное образование. По этой причине одним из направлений реализации Концепции обозначено совершенствование механизмов координации и развития системы межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры для расширения возможностей предметной области «Искусство» в образовательной организации, а также использование этнокультурных и национальных особенностей региона.

Основные направления реализации Концепции

1. Общие направления

Обеспечение непрерывности преподавания и изучения предметной области «Искусство» через создание сквозных модулей с возможностями вариативности, начиная с дошкольного образования.

С целью обеспечения преемственности образовательных программ целесообразно выделить сквозные компетенции, конкретизировать их, сделать однозначно трактуемыми и операциональными, дифференцированными по уровням общего образования и учебным предметам (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура).

Для достижения высокого уровня обучения необходимо:

  • в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования детализировать требования к результатам освоения образовательных программ учебных предметов предметной области «Искусство»;

  • разработать контрольные измерительные материалы для оценки качества подготовки обучающихся по учебным предметам предметной области «Искусство»;

  • определить критерии отбора произведений искусства для изучения на учебных предметах «Музыка», «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура»;

  • совершенствовать механизмы координации и интеграции предметной области «Искусство» с внеурочной деятельностью и дополнительным художественным образованием;

  • совершенствовать и развивать систему межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры для расширения возможностей предметной области «Искусство» в образовательной организации; искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся должно осуществляться в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными материалами.

Ключевыми задачами учебного предмета «Изобразительное искусство» являются:

  • воспитание грамотного зрителя;

  • овладение представлениями об отечественной и мировой художественной культуре во всем многообразии ее видов;

  • формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;

  • приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино);

  • овладение навыками и представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства;

  • развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;

  • воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

  • современных средств диагностики достижений результатов обучающихся.


1. Изобразительное искусство

Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» направлено на освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного


2. Мировая художественная культура


Учебный предмет «Мировая художественная культура» раскрывает общие закономерности становления, развития и взаимодействия художественных культур как целостной системы, разных сфер духовной деятельности человечества, а также особенности национального и регионального искусства на основе изучения отечественного и мирового искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, кино- и фото искусство).

В преподавании мировой художественной культуры особое значение имеет:

  • воспитание человека, умеющего понимать искусство и задающего высокую планку развитию отечественной художественной культуры;

  • интегрированная основа обучения, которая позволит овладеть разными способами анализа художественного наследия, систематизировать знания о видах искусства;

  • освоение обучающимися алгоритмов анализа разных видов искусства, выработка основ критического мышления и определение обучающимися собственной позиции в отношении как культурного наследия, так и современного искусства;

  • создание учебно-методических материалов, обеспечивающих достижение необходимых личностных, метапредметных и предметных требований к результатам обучения;

  • использование информационно-коммуникационных технологий и ресурсов в формировании знаний, умений и навыков восприятия и практической творческой деятельности в процессе подготовки компетентного зрителя, слушателя, постоянного посетителя музеев, выставочных залов, театров;

  • сочетание наряду с художественно-творческой деятельностью различных форм проектной деятельности.

Подготовка кадров

В целях повышения качества работы учителей предметной области «Искусство» необходимо:


совершенствование системы высшего образования по педагогическому профилю и дополнительного профессионального образования, направленное на модернизацию педагогической и методической составляющих содержания образовательных программ;

повышение значения специальных, культурологических и психолого-педагогических курсов;

практико-ориентированный характер обучения;

оптимизация системы оценки качества работы учителей предметной области «Искусство», в том числе аттестации;

развитие системы олимпиад и конкурсов художественно-творческого (музыка, живопись и др.) и педагогического мастерства для педагогических работников предметной области «Искусство» как формы повышения уровня профессионализма, результаты которых должны учитываться при аттестации учителя и влиять на рейтинг образовательной организации;

обеспечение преподавания предметной области «Искусство» специалистами.


Материально-техническое обеспечение

Для достижения оптимального уровня качества образования в части учебных предметов предметной области «Искусство» необходимо обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков в области выбранного ими вида искусства для развития и самореализации обучающихся по общеобразовательным программам (музыкальных/хоровых/танцевальных классов, художественных мастерских, мастерских народных промыслов и др.) с учетом состояния материально-технической базы сельских образовательных организаций.

Реализация Концепции

Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень преподавания предметной области «Искусство», а также будет способствовать разработке и апробации механизмов развития образования средствами искусства.

Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является

включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.


В настоящее время необходимо определение оптимального соотношения объема теоретического материала и самостоятельной творческой деятельности обучающихся, для этого следует уточнить список обязательных для изучения произведений искусства и расширить вариативность выбора видов творческой деятельности, с учетом интересов обучающихся, сочетая с художественно-творческой различные формы проектной деятельности.

Особую сложность представляет разработка контрольных измерительных материалов для различных форм аттестации и оценки качества по учебным предметам предметной области «Искусство», так как искусство имеет как объективные, так и субъективные критерии. Однако, очевидна необходимость создания различных форм оценивания творческих работ, созданных школьниками.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее