«Зимний фестиваль знаний 2025»

"Особенности развития русской культуры второй половины 19 века"

Данный дополнительный материал можно использовать для работы на семинарах по русской литературе. Обучающимся выдается текстовый материал и дается время для анализа картин.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Описание картины Девятый вал



Иван Константинович Айвазовский биография и картины

В сентябре 1844 г. Айвазовскому присвоили звание академика, и он был командирован в Главный морской штаб, чтобы делать зарисовки портов на Балтике. Но уже весной 1845 г. художник понимает, что не может жить вдали от родной Феодосии. Его не могут удержать в Петербурге даже слава и хороший заработок.



На побережье художник построил себе дом и остался здесь на всю жизнь. Он трогательно любил свою родную Феодосию и набегавшие на ее древние стены волны Черного моря, которые давали ему сюжеты для его гениальных картин. Всю свою жизнь художник испытывал ненасытную жажду творчества, которую можно было утолить только вдали от шумной суеты больших городов. Море стало для него главным героем и прославило его.

Проживая у моря и общаясь с матросами, маринист довольно часто слышал о суеверных приметах. У него возникает мысль изобразить это старинное поверье о несущей неминуемую гибель морским судам девятой волне. Суеверие имело несколько вариантов. Например, греки называли погибелью третью волну, древние римляне - десятую, но моряки, прибывшие в город из дальних стран, таинственным шепотом рассказывали, что самая сокрушающая все на своем пути – это девятая волна. Именно эту легенду и выбрал Айвазовский и в 1950 году он создает картину Девятый вал. Он решил изобразить противостояние силы человека и грозной морской стихии, выбирая самый драматический миг.



Вздымающееся до небес море и низкое небо, почти сливающееся с необыкновенно высокими волнами - и посреди этого буйства моряки, накануне потерпевшие страшное кораблекрушение и теперь пытающиеся спастись на разбитых мачтах и бревнах. Их вот-вот накроет приближающаяся огромная вспененная волна. Кучка людей на грани отчаяния борется с неукротимой стихией, но как им противостоять ей, смогут ли… Ответа нет…



Живописец изображает крайнее отчаяние людей, застигнутых морской бурей, но отнюдь не смирение или панику, а борьбу со стихией. И стоя у этого полотна в Государственном русском музее Санкт-Петербурга, с замиранием сердца не отрывая взгляда от этого шедевра, нам очень хочется верить, что, несмотря на чудовищный шторм и такие ненадежные бревнышки, люди смогут спастись.



Персонажи картины Девятый вал, фрагментКартина Айвазовского Девятый вал просто завораживает, очаровывает и в тоже время ужасает действиями природы, неумолимой морской стихией. Мы стараемся отыскать то, что дает нам уверенность в счастливом спасении. Возможно, это лучи восходящего солнца и светлая дорожка посреди грозно вздымающихся гигантских волн. Хотя название картины говорит о том, что неистовый девятый вал может уничтожить и погубить горстку людей, которые чудом спаслись после того, как их парусник пошел ко дну. Держась поблизости, они стараются подбодрить себя и других. За небольшой обломок мачты, все что осталось от корабля, крепко уцепились четверо моряков в непривычной одежде. Еще один матрос пытается взобраться на этот обломок, хватаясь за падающего с нее человека.



Непревзойденный талант Айвазовского смог найти точные краски и композицию, чтобы изобразить величие, мощь и даже какую-то мистическую красоту морской стихии. Сквозь драматизм сюжета нам виден оптимизм автора произведения. Это колористический характер полотна. Через просвет грозы волны переливаются словно радуга – символ надежды.



Айвазовского часто называют наиболее ярким представителем романтического направления. Он всегда стремился отобразить в огромном многообразии явлений, то, что, по его мнению, выходило за рамки серых будней.



Полотно было продемонстрировано в Москве, и с самой первой публичной выставки стало не пререкаемым шедевром. О нем рассказывали всем родным, друзьям и просто знакомым, складывали легенды. Посмотреть на картину приходили по несколько раз. По числу «паломников» ее можно сравнить, например с «Последним днем Помпеи» Карла Брюллова.



Некоторые биографы Айвазовского предполагают, что живописец в этом произведении изобразил свое путешествие, когда он оказался в штормовых водах, в Бискайском заливе в 1844 г. Корабль, попавший в этот страшный шторм, посчитали погибшим. Газеты Петербурга и некоторых стран Европы поместили сообщение о этой трагической гибели талантливого русского художника, имя которого уже тогда пользовалось известностью. Но, к счастью, корабль сумел выйти из схватки со стихией почти невредимым.



Существует мнение, что Айвазовский рисовал не с натуры, а воображал ситуацию и вспоминал виденное им ранее, а затем гениально соединял их в своих картинах. Но ведь действительно невозможно хотя бы на миг представить, что такой шторм возможно написать с натуры.



Картина «Девятый вал» Ивана Айвазовского стала наиболее известным и по сей день непревзойденным живописным шедевром. После создания полотна в 1950 году его приобрел император Николай I для Эрмитажа, а в 1897 г. передан в Русский музей.



Содержимое разработки

Описание картины Последний день Помпеи



Карл Павлович Брюллов биография

Первым этапом создания данного произведения можно считать 1827 год. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» писалась долгих шесть лет. Художник, недавно приехавший в Италию, вместе с графиней Самойловой отправляется осматривать древние развалины Помпей и Геркуланума, и видит пейзаж, который тут же решает изобразить на холсте. Тогда же он делает первые эскизы и наброски для будущей картины.

Долгое время художник не может решиться перейти к работе на большом холсте. Он раз за разом меняет композицию, но собственная работа его не устраивает. И наконец в 1830 году Брюллов решается испытать себя на большом холсте. Три года художник будет доводить себя до полного изнеможения, пытаясь довести картину до совершенства. Порой он утомляется настолько, что не в силах самостоятельно покинуть место работы, и его даже приходится выносить из его мастерской на руках. Художник, который относится фанатично к своей работе забывает о всем бренном, не замечая свое здоровье, отдавая себя всего во благо своего творчества.

И вот, в 1833 году Брюллов наконец-то готов представить картину Последний день Помпеи публике. Оценки, как критиков, так и рядовых зрителей однозначны: картина – шедевр. Европейская общественность восторгается творцом, а после выставки в Петербурге гениальность художника признают и отечественные ценители. Пушкин посвящает картине хвалебный стих, Гоголь пишет о ней статью, даже Лермонтов упоминает полотно в своих произведениях. Писатель Тургенев также положительно отозвался о этом великом шедевре, высказывал тезисы о творческом единении Италии и России. Картина по такому поводу была продемонстрирована итальянской публике в Риме, позже была переправлена на выставку в Парижском Лувре . Европейцы восторженно отзывались о таком грандиозном сюжете. Добрых и лестных отзывов было большое множество, была и ложка дегтя испачкавшая работу мастера, то есть, критика, не лестные отзывы в Парижской прессе, ну как же без этого. Не понятно, что именно не понравилось этим досужим французским журналистам?, сегодня можно только строить гепотезы и догадываться. Как бы не обратив внимания на всю эту шумную журналистскую писанину, Парижская академия искусств заслуженно вручила Карлу Брюллову похвальную золотую медаль.

Ребенок возле погибшей материУпавшая колесницаСилы природы ужасают жителей Помпеи, неиствует вулкан Везувий, готовый сравнять с землей все, что есть на его пути. В небе сверкают страшные молнии, надвигается невиданный ураган. Центральными персонажами на полотне многие искусствоведы считают испуганного ребенка, лежащего возле мертвой матери. Здесь мы видим горе, отчаяние, надежду, гибель старого мира, и возможно, зарождение нового. Это противостояние жизни и смерти. Знатная женщина пыталась спастись на быстрой колеснице, но от Кары не уйти никому, каждый должен понести наказание за свои грехи. С другой же стороны, мы видим испуганного ребенка, который

Автопортрет Брюллова в картине Последний день ПомпеиГруппа людей на ступенях гробницы Скавра вопреки всему выжил, чтобы возродить павший род. Но, какая же его дальнейшая судьба, мы конечно не знаем, и можем только надеяться на счастливый исход. Слева в картине мы видим в суматохе от происходящего скопившуюся на ступенях гробницы Скавра группу людей. Интересно, что в испуганной толпе мы можем узнать и самого художника, наблюдающего за трагедией. Может быть, этим творец хотел сказать, что привычный мир близок к гибели? И нам людям возможно стоит задуматься как мы живем, и правильно расставить приоритеты.

Видим мы и людей, которые пытаются вынести из гибнущего города все самое необходимое. Снова картина Брюллова «Последний день Помпеи» показывает нам противостояние. С одной стороны – это сыновья, которые выносят на своих руках родного отца. Несмотря на риск, они не пытаются спастись сами: лучше они помрут, чем бросят старика и спасутся по отдельности. В это время, позади них молодой Плиний помогает встать упавшей матери. Видим мы и родителей, прикрывающих детей собственными телами. Но есть здесь и человек, не столь благородный.

Присмотревшись, можно заметить на заднем плане жреца, пытающегося унести с собой золото. Даже перед смертью он продолжает руководствоваться жаждой наживы.

Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Но кому именно они молятся?. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств? Рядом мы видим христианского священника с крестом на шее, держащий в одной руке факел а в другой кадило, в испуге он обращает свой взор на рушащиеся статуи языческих богов. И один из наиболее эмоциональных персонажей – молодой юноша, который держит на руках погибшую любимую. Смерть ему уже безразлична, он потерял желание жить, и ожидает смерти как избавления от страданий.

Первый раз увидев это произведение, любой зритель восторгается ее колоссальным масштабом: на холсте, площадью более тридцати квадратных метров, художник рассказывает историю множества жизней, объединенных катастрофой. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Зритель проникается атмосферой, его сердце начинает биться быстрее, то и дело он и сам поддастся панике. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» - по первому впечатлению обычная история катастрофы. Пусть и хорошо рассказанная, эта история не смогла бы остаться в сердцах поклонников, не смогла бы стать апогеем эпохи русского классицизма, без других особенностей.

Как уже говорилось, у художника было множество подражателей и даже плагиаторов. И вполне возможно, что в технической стороне кто-нибудь из «коллег по цеху» смог бы превзойти Брюллова. Но все подобные попытки ставали лишь бесплодным подражательством, не вызывающим интереса, а работы годились разве что для украшения балаганов. Причиной тому является еще одна особенность картины: рассматривая ее, мы узнаем своих знакомых, мы видим, как ведет себя население нашего мира пред ликом смерти.

Купленная меценатом Демидовым полотно, впоследствии было подарено царю Николаю первому, который приказал повесить ее в академии художеств, демонстрируя начинающим студентам, что может сотворить художник.

Сейчас картина Последний день Помпеи находится в городе Петербурге, в Русском музее. Ее размер немалый размер составляет 465 на 651 сантиметр.

Содержимое разработки

Картина Васнецова Аленушка, навеяна лирически сказочным образом, по всем известной русской сказке Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, хотя прототипом к написанию этой картины была действительно реальная девушка, художник приметил в усадьбе Ахтырка, решив написать именно ее в своей задуманной картине.



Образ этой простой русской девушки с несколько печально тоскливым взглядом, побудило Васнецова к созданию картины Аленушка, претворив в задуманной картине свой творческий окрас и лирическую сказочную взаимосвязь, от которой веет чисто русским духом. Сестрица Аленушка уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушки, она в сиротливой позе сидит на на большом камне, грустно облокотившись наклонивши голову на колено у мрачного пруда, в дремучем хвойном лесу, она одета в русском темносером обветшалом сарафане, босая, в ее глазах отражается грусть и печаль, где же ты мой братец Иванушка, может злая Баба Яга превратила братца в козленочка, все время не покидают Аленушку эти тревожные мысли, что не уследила за единственным братцем, даже сама природа грустит вместе с ней.



В картине Васнецова Аленушка очень великолепно написан пейзаж в котором Аленушка тесно взаимосвязана с природой, которая тоже опечалена, как и наша героиня Аленушка. В картине ни один фрагмент не отвлекает зрителя от главного, в то же время каждая деталь картины это материал для задумчивых размышлений. В те времена много сказок было сочинено народом и написано различными русскими писателями, но все эти сказки представлялись только мысленно в умах народа, в картине Аленушка художник сумел зрительно выразить живописными средствами свое произведение, как и во многих других его сказочных работах, насыщенных русской былинностью и русским духом.



Сегодня это произведение можно увидеть в Третьяковке в Москве , размер холста 173 на 121 см

Содержимое разработки

Знаменитая Картина Васнецова Три Богатыря, Краткое описание



Художник Васнецов Виктор Михайлович

Картина три богатыря Васнецов написал сие произведение в 1898 году, над этим поистине исконно русским живописным шедевром он трудился около двадцати лет. Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь.



Если сегодня эта картина три богатыря состоит и двух слов, то у Васнецова название картины было довольно таки длинным, как и задумывал сам мастер: Богатыри Алеша Попович Илья Муромец и Добрыня Никитич.



Илья Муромец - это русский былинный герой, он самый сильный и мудрый, восседает на черном коне и вглядывается в даль в поисках врагов. С его мускулистой руки свисает тяжелая булатная палица, в другой руке острое копье наизготове. Слева от Ильи Муромца, на белом коне богатырь Добрыня Никитич, будучи готовым к бою, он грозно вынимает свой тяжелый богатырский меч. От одного только вида этих первых двух богатырей враг может вздрогнуть и повернуть обратно. Справа от Ильи Муромца на красно золотистом коне восседает Алеша Попович, левой рукой он держит свой меткий лук, от стрелы которого ни один враг еще не увернулся. Его сила кроется в его хитрости и смекалке. В этой велико-русской троице Алеша никому не дает поскучать, в часы отдыха он может грамотно пошутить, рассказать интересную историю и на гуслях поиграть.



Характеры Трех богатырей переданы Васнецовым воистину непререкаемо, в них отражено величавое спокойствие в котором присутствует дух правого дела, пресечь который никому не позволено.

Как известно по историческим преданиям богатырь Илья Муромец выходец из крестьянской семьи жившей в селе Карачарово в окрестностях города Мурома или Муромля, что во Владимирской губернии, другая версия гласит, что Илья Муромец уроженец Черниговщины, но мы это оставим на суд историков. В детстве он был болен и обездвижен, страдал параличем, много молился о выздоровлении, излечился благодаря старцам знахарям. Характер героя уравновешенный и смиренный, глубоко верующий и конечно справедливый. Никогда не задавался своей силушкой перед своим окружением. В схватке с врагами всегда побеждал и не имел поражений, побежденных отпускал на четыре стороны, поэтому слава о Илье Муромце быстро расходилась в народе, как о бравом герое имеющий много положительных качеств, всеми уважаем в том числе и врагами.


Добрыня Никитич по историческим данным родился городе Рязани в купеческой семье, при другом раскладе сын поместного Рязанского воеводы Никиты.. По другой версии во времена князя Владимира Красного Солнышка был воевода, нареченный именем Добрыня, собственно он и был дядей князю Владимиру. Как полагается в княжьих семьях, добрыня был образованной личностью, В детстве его обучали различной грамоте, творчески одарен, мастер игры в шахматы, поговаривают, что в этой игре однажды обыграл самого татарского хана.  Отличный стрелок, храбр и мужественен, здоровьем не обижен, силен и ловок, первый богатырь, может взяться за рискованные задания, за которые другие просто побаивались. Грамотно махает против врагов мечом, метко стреляет из лука, в свободное играл на народных музыкальных инструментах , типа гусли, свирели и т п. Характер справедлив и дипломатичен. 


Алёша Попович по известным летописям родился в боярской семье, нареченный именем Александр (Олеша) Попович,, а при других 2-х версиях он являлся сыном Ростовского священника во времена князя Владимира Святославича или , что менее вероятно, он вообще был родом из Полтавской губернии с местечка Пирятин. Относительно его сослуживцев Илью Муромца и Добрыни Никитича он не так силен, хромает на ногу, но обладает другими важными свойствами характера, он хитер, иногда в бою без этого не обойтись. В его дружине очень ценилось его смекалистость, благодаря своему недюжинному уму он, как бы , выходил сухим из воды. В жизни он интриган и казанова, задористо играет на гуслях. Не смотря на более хрупкую фигуру Алеши Поповича, по былинным преданиям он побеждает Тугарина Змея.

Картина три богатыря самая значительная в творчестве Васнецова, в русской живописи ни один художник не уходил так глубоко, как Васнецов отдавая себя полностью былинно эпическим сюжетам. После окончания над этой работой произведение с тремя богатырями было куплено Павлом Михайловичем Третьяковым и сегодня шедевр находится в Третьяковской галерее. Размер холста не маленький, составляет 295,3 на 446 см

Содержимое разработки

Иван Грозный убивает своего сына картина написана Ильей Репиным в 1885 году. Первоначальное название этой картины было такое: Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Сюжетом к этой драматическому произведению великого художника послужили исторически действительный факт 1581 года 16 ноября Иван Грозный убил своего сына. Версий убийства было несколько: одна из них, как всегда это провокация бояр, пожизненно досаждавших Ивану 4-му, спор царевича с царем по поводу освобождения города Пскова от оккупировавших его Поляков и чисто семейно-бытовая сцена убийства.



Отрицательно отнесся к этому факту митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн по его утверждению царевич Иван умер в результате тягостной болезни и на самом деле в исторических документах нигде не упоминается о сыноубийстве. Хотя с другой стороны все знали, как легко без зазрения совести Царь Иван Грозный убивал своих подданных, особенно в минуты гнева. Как бы там не было версия сыноубийства была принята Репиным положительно. Плотно изучив исторические данные, задачей Репина было, как можно правдивее показать всю глубину той трагедии главными участниками которой были царь Иван часто злоупотреблявший своей грозной властью самодержца Российского и его сын царевич Иван.



Для натуры интерьера дворцовой палаты, где произошло убийство, Репин выбрал одну из многих комнат в музее Дом боярина 18 века. Всю другую атрибутику упавшее царское кресло, одежду он написал с натуры в Оружейной палате, а в дворце Царского села он писал посох царя, который в картине находится на переднем плане. 3 года Репин продолжал нелегкую работу над этим полотном, часто приходилось переписывать, исправлять отдельные фрагменты, художник мягко передал бархатистость ковра ярко освещенный на переднем плане и уходящий в мало освещенную глубь палаты, добротно проработан шелковый кафтан царевича. Сам царь Иван по своему обычаю одет в монашеской черной одежде.

Самым выделяющимся фрагментом картины Иван Грозный убивает своего сына, это конечно испуганное лицо царя с выпученными глазами смотрящими в никуда, его взгляд страшен и безумен. Он держит умирающего царевича за голову левой рукой, сквозь которую струится алая кровь, пытаясь, как бы заткнуть рукой рану на голове сына, куда секундами ранее с руки царя вонзился в голову царевича злополучный посох. Царевич в предсмертном угасании и Иван это с сожалением понимает и клянет себя, как душегуба, тирана и убийцу собственного сына. Отчаяние Ивана было усилено еще тем, что Иван надеялся, именно царевич Иван должен был бы быть прямым наследником его трона, так как сын Федор не способен к управлению страны.

По окончании Репиным этой страшной картины она экспонировалась в Санкт-Петербурге на Невском проспекте в княжеском доме Юсуповых. Обычно для Репинских работ последовал поразительный для художника успех. Но картина Иван Грозный убивает своего сына понравилась не всем своим пугающим драматизмом царской семьи. При царском дворе некоторые влиятельные особы поговаривали о запрещении выставления этого произведения к всеобщему обозрению. И весной 1885 года в Москве картину таки снимают с экспозиции по приказу К. П. Победоносцева, являвшийся обер-прокурором Святейшего Синода Петербурга и получивший одобрение на запрет картины от царя Александра 3. Картина



Иван Грозный убивает сына взволновала и мецената Третьякова, который не смотря на отрицательный подход царского двора к этому произведению решил купить ее, правда с указанием не выставлять ее прилюдно. Впоследствии трех лет проблему с выставкой этой картины помог решить художник Боголюбов А. П., который был почитаем при царском дворе. Но картину ждало не хорошее будущее в 1913 году картина экспонировалась в Третьяковской галерее, где один из недовольных этим шедевром, некто иконописец Балашов Абрам писавший иконы для старообрядцев, в психической агонии нанес картине 3 удара ножом по лицам царя и царевича. Реставрировать картину пришлось самому Илье Репину, а еще точнее это была заплата на которой заново была написана голова царя Ивана. Правда опять таки после отъезда Репина, возглавлявший в то время Галереей Третьякова художник Грабарь нагло решил стереть, недавно прописанные Репиным краски, вновь проработав испорченные участки картины акварелью и покрыл лаком.

Содержимое разработки

Иванов. Явление Христа народу 1837-1857

Девятнадцатый век в России стал временем обновления и переосмысления во всех сферах жизни и культуры российского общества, не обошло новаторство стороной и живопись, одним из ярчайших примеров чего стала картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу».

На создание этого монументального произведения искусства у художника ушло почти двадцать лет, основную часть которых Иванов провел в Италии. Помимо картины до наших дней дошло множество отдельных сюжетов-этюдов, предшествующих основной работе, которые более подробно изображают тот или иной фрагмент полотна.

В своей работе художник полностью отступил от канонов художественного академизма, поставив своей целью не только изображение известного исторического события, но и передачу посредством него важных глубокомысленных христианских идей и реакции различных людей на них. Довершил художник свое отступление от академической манеры исполнения акцентированием внимания не на теле человека, а на его лице и эмоциональных переживаниях.

Итак, в основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Александр Андреевич считал этот момент наиболее важным, можно сказать, фундаментальным, в истории христианства. Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни.

Иоан Креститель. Явление Христа народуДействие происходит на берегу реки Иордан, в котором очищались от своих грехов первые приверженцы новой религии – христианства. Центральной фигурой полотна является Иоанн Креститель, которому Бог уже рассказал о приходе спасителя на землю. На картине изображен именно тот момент, когда Иоанн впервые узрел собственными глазами Иисуса Христа, приближающегося к нему. Каждый его жест, каждая черточка его лица буквально дышат одухотворением и волнением, вот он миг, когда пророк дождался своего Мессию!

Из вод Иордана выходят еще два персонажа картины – молодой мальчик и старикРядом с пророком стоят апостолыРядом с пророком стоят апостолы, будущие ученики Спасителя, которым после его воскрешения будут разносить по миру благую весть о земной жизни Иисуса Христа. Из вод Иордана выходят еще два персонажа картины – молодой мальчик и старик, внимательно внемлющие словам пророка, мальчик с интересом и воодушевлением выглядывает из-за толпы, чтобы внимательнее рассмотреть Мессию. Вот они – уже уверовавшие в Христа Спасителя.

По другую сторону от Иоанна Крестителя расположились люди разных возрастов,мы видим толпу еврейских священников, которые со злобой смотрят на ИисусаПо другую сторону от Иоанна Крестителя расположились люди разных возрастов, одни из которых уже очистились в водах священной реки, а другие только собираются. На лицах некоторых из них мы видим радость, а на лицах других – недоверие, они все еще сомневаются в правдивости рассказов о Мессии. Чуть дальше, на холме, мы видим толпу еврейских священников, которые со злобой смотрят на Иисуса, именно они впоследствии и станут причиной дальнейшей казни Спасителя.

Иисус Христос Фрагмент картины Явление Христа народуЦентральным звеном этой цепочки различных людских характеров и настроений является сам Иисус Христос, который находится вдали от всех персонажей картины. Его фигура преисполнена величием, но лицо просматривается плохо, так как целью автора было отображение реакции людей на приход Спасителя, а не он сам. Возможно, Иванов сделал силуэт Иисуса немного размытым еще и потому, что само христианство для людей в этот момент является чем-то непонятно-возвышенным и таинственным.

Отдельно следует сказать о фигуре раба, подающего одежду своему господину. Его образ является чуть ли не самым колоритным во всей картине. На его лице отображена целая гамма чувств: от недоверия и смятения, до радости, умиления и восторга. Можно быть уверенными, что впоследствии этот раб стал ярым приверженцем новой религии, настолько сильны в нем чувства, вызванные словами Иоанна Крестителя и появлением Мессии.

Глубокий символизм и философский смысл картины «Явление Христа народу» были не сразу понятны широкой публике, сначала работа Иванова была принята достаточно холодно. Общество привыкло видеть в искусстве героизм в любой его форме, художником же были изображены реальные люди с реальными эмоциями, это был нонсенс! Такого в живописи еще не наблюдалось. Картина Иванова опередила время, поэтому по достоинству ее смогли оценить лишь потомки.

Александр Андреевич Иванов был первым художником, который перед тем, как приступить к работе, решил досконально изучить все особенности того места и той эпохи, которую он собирался изображать. Им было исследовано огромное количество археологических и исторических источников, в том числе Евангелие, а также древние стенные росписи и иконы, дожившие до наших дней. Художником был проделан колоссальный труд, результаты которого мы можем видеть на картине «Явление Христа народу». Даже пейзаж, списанный с итальянской природы, которая очень похожа на палестинскую, изображен с неимоверной точностью.

Огромной заслугой автора является его глубокое понимание человеческой психологии. Каждого участника картины Иванов искал среди реальных людей, высматривая в них нужные ему черты характера и внешности, затем писал с него этюд, и уже после первоначальных набросков вносил участника в общий сюжет картины, добавив ему нужные эмоции. Эта работа сделана была художником мастерски! Разглядывая полотно, невозможно поверить в то, что художник не видел всего происходящего в реальности. Настолько тонко он подметил психологические особенности каждого из участников сюжета. Кстати, один из персонажей полотна, находящийся недалеко от Спасителя, это Николай Васильевич Гоголь, друг художника. Сходство с писателем особенно заметно на этюдах, предшествующих картине.

Работа над этим масштабным произведением так и не была закончена автором, к концу жизни он стал разочаровываться в своем монументальном труде, к тому же подвело Иванова и зрение, не позволявшее и дальше заниматься ему живописью. Но даже в таком недоделанном виде картина поражает зрителя своей сильной эмоциональной нагрузкой, передающей разницу в общечеловеческих ценностях.

Сегодня эта великая историческая картина «Явление Христа народу» хранится в Третьяковской галерее. Ее размер просто ошеломляет своими габаритами 540 на 750 см

Содержимое разработки

В течении долгих десяти лет Крамской вынашивал желание написать картину Христос в пустыне, им было много сделано набросков, но все они, как бы не устраивали его. Такое положение вещей он мучительно переживал, вдруг общество его не правильно поймет его и не так растолкует, засмеют. В глубине своей души он отчетливо понимал, что он на правильном направлении, но выбор Крамского очень был затруднительным, как правильно изобразить Иисуса Христа? в то самое затруднительное время, сорокадневного поста в пустыне искушаемый сатаной, отказавшись от различных земных благ.



Христос для Крамского был самым главным нравственным идеалом в его жизни, совершенством мироздания, перед образом которого преклонялся весь человеческий мир. Чтобы отбросить все сомнения в 1869 году Крамской решился поехать за границу, и воочию увидеть, тровчества тамошних художников, и как самые знаменитые европейские мастера изображали бога в своих полотнах, он часто посещал Дрезденскую галерею и подолгу любовался образом Сикстинской Мадонны, размышляя о создании задуманного образа в своем понимании согласно евангельского повествования. Посещая другие города Европы Париж, Вену, Антверпен он упорно изучает все, что связано с образами Иисуса Христа в картинных галереях, изучая искусство старых мастеров.



Воодушевившись всем увиденным Крамской возвращается в Россию и посещает Крым, для натуры лучше всего подошли районы Бахчисарай и Чуфут-Кале напоминавшие пустыню Палестины. Начав работу над картиной Христос в пустыне, по началу художник решил писать картину в вертикальном формате, но быстро поняв, что пустыня лучше будет смотреться в горизонтальном положении, с широким охватом панорамы на фоне, которой в испытании своей судьбы в искушении отражен Иисус Христос. Цветовое решение картины определено Крамским в холодных цветовых оттенках раннего утра. Человек уставший в изнурительной дороге, присел на серые камни, склонив голову, размышляя о жизненных трудностях о роде человеческом.



Когда картина была закончена, она была выставлена на передвижной выставке художников передвижников. Реакция общества на картину была разная, одни поговаривали, что Христос в картине выглядит без черт святости, другие утверждали, что бога нельзя изображать в каких либо затруднительных ситуациях и только прогрессивная часть общества отнеслась к картине положительно, увидев в картине разительные перемены в написании Христа в искушении, ранее не виданные ими. В 1873 году Совет Художественной Академии постановил за это произведение , присудить Крамскому звание профессора, но художник отказывается от звания, считая себя независимым от Академических кругов. Образ Христа в картине Крамского совпадает с признаками обычного человека имеющего земной облик, человека в противостоянии самому себе и миру рода человеческого.

Картина была куплена у Крамского Павлом Михайловичем Третьяковым за 6000 рублей. Сегодня это полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Содержимое разработки

Золотая осень Левитан написал эту выдающуюся картину в 1895 году. Художник на тот момент своего жизненного творчества проживал в окрестностях Тверской губернии Вышневолоцкого уезда, неподалеку от деревушки Островно, в доме усадьбе Турчаниновых, называемая всеми тамошними "Горка". Там же рядом с усадьбой протекала речка Съежа, которую художник приметил для своей будущей картины. Очарованный этим осенним колоритным видом Левитан задумал отразить на полотне красочное осеннее настроение, которое каждый год преподносит всем нам красавица Золотая осень. Это время года радует многих живописцев своими желто-оранжевыми и красными оттенками, воодушевляя художников к написанию пейзажа.



Чтобы красочно передать этот осенний сюжет живописцу предстояло много этапов работы. Находясь в поиске нужных оттенков и зрелищности восприятия, он решал непростую задачу раскрытия в этой картине именно осеннего настроения, дабы это взволновало зрителя. Художник мучительно подолгу работал над своими пейзажами и не всегда был удовлетворен. Возможно благодаря этим чертам характера Левитана, художнику удавалось дойти до истины и отразить то состояние осенней поры, которое мы видим в картине Золотая осень, где отражена природа среднерусской окрестности, до боли знакомая каждому россиянину. Мы видим небольшую березовую осеннюю рощу вдоль берега уходящей извилистой речки Съежа. Зрелищность картины подчеркивают стоящие на переднем плане молодые березки, наряженные оранжево желтой листвой сияющей своими огненными оттенками на фоне голубого неба при солнечном свете.



Всю простоту этого осеннего пейзажа художник Левитан наделил особым лирическим настроением. Золотая осень у Левитана заметно выделяется среди других его картин своим неповторимым осенним лиризмом. Впоследствии с именем Левитана в русскую живопись вошло такое понятие. как, пейзаж настроения. При всей своей зрелищности в картине чувствуется некоторое уныние и грусть, говорящие о прошедшем теплом лете. В 1896 году картина Золотая осень вместе другими его работами с успехом экспонировалась на 24-й выставке передвижников в Санкт-Петербурге и в других городах. Для своей коллекции картина была куплена П. Третьяковым.



Сегодня картина Золотая осень находится в Третьяковской галерее. Размер 82 на 126 см.

Содержимое разработки

Картина Тройка, Краткое описание



Василий ПеровКартина Тройка. ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Уставшие от непомерной тяжелой ноши дети тянут большую бочку наполненную водой из реки, их путь пролегает вдоль унылой монастырской стены. Какой то прохожий, увидев детей за такой непосильной работой, решил помочь толкая сзади тяжелую поклажу. Перов написал картину Тройка в сумеречных коричнево-серых тонах, как бы показывая зрителю всю серость и низость того бездушного времени, сравнивая детей с тройкой запряженных лошадей, труд которых безжалостно используют богатые и сытые люди. Картина Перова Тройка была задумана художником, чтобы раскрыть людям глаза на реальную действительность, помогающую сострадать и искоренять человеческое бездушие.



На этапах создания картины, как не редко бывает Перов столкнулся с проблемой подбора одного натурщика, а если точнее ее центрального персонажа, самого старшего мальчика в этой тройке. Живописец уже и с ног сбился в поисках подходящей модели, и вот благодаря случаю, как то раз, прогуливаясь по улице он примечает крестьянского мальчишку по всем характерным данным подходящего для задуманного сюжета, мальчик был не один а с его мамой. После мимолетного знакомства живописец узнал, что мальчишку зовут Васей, вдохновленный находкой Перов попытался убедить женщину для позирования сына в его картине, пообещав ей небольшое вознаграждение, недолго думая женщина согласилась. Как известно крестьянка была вдовой и недавно она похоронила возможно по болезни других ее детишек и Вася для нее был последней надеждой в этой не простой жизни, ради которого она и жила. Когда в 1866 году произведение было закончено и выставлено на всеобщее обозрение, картину заинтересовался купить известный Меценат Павел Третьяков.



Все бы ничего, но через ряд лет к Перову пришла крестьянская женщина, в которой художник не сразу узнал мать Васи. Она рассказала живописцу о ее горе, то было год назад после тяжелой болезни умер ее Васенька. Его образ по ее мнению остался только на той картине, которую тогда писал Перов и она за последние свои небольшие крестьянские сбережения просила и умоляла мастера продать ей это полотно с образом ее сына. Художник с огромным сожалением смотрел на женщину и попытался ей объяснить, что его работа уже куплена и находится в Галерее у Павла Третьякова. Недолго думая Перов решил проводить бедную крестьянку в галерею, увидев картину женщина в слезах упала на колени и долго молилась и рыдала. Вся эта сцена произвела на художника большое сожаление и он твердо решил написать портрет ее сына и в последствии подарил его ей.



Сегодня картина Тройка находится в Третьяковке, в Москве, Размер холста 123,5 на 167,5 см

Содержимое разработки

гипербола (с целью преувеличения како-го-нибудь явления) - художественное преувеличение. (Троп) В сто сорок солнц закат пылал.



олицетворение (для создания образности, выразительности) - наделение неживых предметов человеческими чув-ствами, мыслями, поступками. (Троп) Синий колокольчик спит в тени берёз.

И стройных жниц короткие подолы, 
Как флаги в праздник, по ветру летят.

(А.Ахматова)

Сравнение

метафора (для создания компактности, о многом можно сказать одним словом) - скрытое образное сравнение. (Троп) Сыплет черёмуха снегом.



Риторический вопрос

Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя

Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят»

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть. - метафора

Литота

Преуменьшение

Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка;

Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить.



Эпитет

Красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки. Содержит элемент сравнения

И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведнуюкровь.

Парус одинокий;весёлый ветер;болтушка сорока;жадно всматривается.





1. В сто сорок солнц закат пылал.

2. Синий колокольчик спит в тени берёз.

3. Какой русский не любит быстрой езды?

4. Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка;

5. И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведную кровь.

6. И стройных жниц короткие подолы,

Как флаги в праздник, по ветру летят.

7. В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.



































1. И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

2. Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.



3. Есть такие голоса,

Что смолкаешь, им не вторя,

Что предвидишь чудеса.

Есть огромные глаза

Цвета моря.



4. Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей...



5. Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее