Особенности развития фонематического восприятия и
понимания речи у детей с ТНР
Отличительной особенностью детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи является низкий уровень понимания речи окружающих и недостаточное развитие фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие – это умение различать фонемы (т.е. звуки) родного языка, определять их позицию в слове (начало, середина и конец). Поэтому так важно перед школой научить ребенка навыкам фонематического анализа. Эти навыки отрабатываются на занятиях по грамматике и на занятиях с логопедом.
В период с 1года до 4 лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи. В процессе естественного развития ребенок сначала дифференцирует гласные и согласные звуки, затем начинает различать звонкие – глухие, мягкие – твердые звуки.
Опыт логопедической работы показывает, что развитие фонематического восприятия способствует успешному овладению речью.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не различает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Происходит отставание от возрастной нормы. Ребенок не пользуется многими предлогами, не договаривает окончания слов. Из-за этого страдает формирование грамматического строя речи. Все это впоследствии влияет на успеваемость в школе, так как возникают трудности с письмом и чтением.
У детей с тяжелыми нарушениями речи нарушения фонематического восприятия проявляются в трудностях различения неречевых звуков, различения высоты, силы, тембра голоса.
Работа по формированию фонематического восприятия состоит из нескольких этапов:
- узнавание неречевых звуков;
- различение одинаковых звуков и звукокомплексов, слов и фраз по высоте, силе, тембру голоса;
- различение слов, близких по звуковому составу;
- дифференциация слогов;
- дифференциация фонем;
- развитие навыков элементарного звукового анализа.
На первом этапе ребенок учится различать неречевые звуки, поэтому игры на развитие фонематического восприятия проводятся с использованием музыкальных инструментов, разных шумелок, игрушек и картинок, изображающих животных, птиц и насекомых, отбиванием заданного ритма.
На втором этапе ребенок учится различать одинаковые звуки и звукокомплексы, слова и фразы по высоте, силе и тембру голоса. Для игр используются картинки с изображением техники, сказочных персонажей, животных и т.д. Взрослый произносит звукоподражания или короткие фразы, меняя голос, а ребенок показывает соответствующую картинку.
На третьем этапе дети учатся различать слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу, по длине, звуковому составу. Например, загадки с договариванием слов.
На четвертом этапе дети учатся различать слоги и фонемы. За взрослым они повторяют сочетания слогов, сходных по звучанию, дифференцируют гласные и согласные звуки – фонемы, с помощью хлопков в ладоши делят слова на слоги.
На пятом заключительном этапе дети учатся навыкам элементарного языкового анализа и синтеза слов.
С целью развития понимания речи я предлагаю дидактическую игру для детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи «Слушай и выполняй».
Перед ребенком положить карточку с кругами и дать следующие инструкции:
- Покажи красный (желтый, синий, зеленый) круг.
- Какого цвета этот круг?
- Положи пчелку на желтый (красный, зеленый, синий) круг.
- Положи пчелку на красный круг, а гусеницу на синий круг.
- Положи пчелу не на красный круг, не на желтый круг, не на синий круг.