Особенности проведения современного урока химии
Выполнила : Рахманова Виктория Петровна
Учитель химии и биологии
Г.Канск , МБОУ ООШ № 9
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1.Теоретическое обоснование применения эффективных педагогических технологий в ходе проведения современного урока химии 4
Глава 2. Разработка современного билингвального урока химии 15
Заключение 22
Список использованных источников 23
Приложение 25
Актуальность исследования данной темы заключается в определении оптимальных и эффективных методов и технологий при изучении химии в современной школе для усиления мотивации и активизации учебного процесса.
Анализ проработанных источников показал, что современные инновационные педагогические технологии способствуют созданию инновационной педагогической системы, в основе которой учебный процесс строится на принципах гуманизации, демократизации, дифференциации и индивидуализации, что является неотъемлемой составляющей современного обучения.
Целью данной работы является поиск и анализ эффективных педагогических технологий, которые помогают эффективно организовать современный урок химии.
Задачи:
1.Изучить теоретические основы применения эффективных педагогических технологий в ходе построения и проведения современного урока химии
2.Изучить и описать классификацию педагогических технологий, применяемых на уроке химии
3.Разработать конспект урока химии
Основная идея концепции модернизации образования предусматривает положение о том, что обучение должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Среди школьных предметов химия занимает свое особое место. Основы химии – общих знаний об элементах, веществах, процессах их преобразований и методов их познания, построенная на базе ведущих идей, теорий и достижений химической науки.
В соответствии с принципами дидактики формулируются общие цели обучения химии, выбираются методы и средства решения учебных задач. Важной особенностью обучение химии в современной школе является толкование ее как общекультурной ценности познания окружающего мира и самого себя. Современное обучение по своей идее предусматривает существенное усиление самостоятельной познавательной и учащихся с использованием активных методов обучения.
Поэтому современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, способствующих развитию творческих способностей учащихся. Необходимым условием является то, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель был организатором его познавательной деятельности. Самостоятельно найденный ответ – это маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенности в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанный сопротивление процесса обучение. В то же время ученик самоутверждается как личность. Так формируется интерес не просто к предмету, но и к самому процессу познания - познавательный интерес.
Относительно личностного становления субъектов обучение в области развития определенных способностей учеников, их компетентностей, различают такие педагогические технологии:
- технология проблемного обучения;
- технология разноуровневого обучения;
- технология игрового обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технологии интегративного обучения;
- проектные технологии;
- образовательная рефлексия учащихся.
Использование таких образовательных технологий способствует развитию познавательных и творческих интересов у учащихся.
Проблемное обучение - это способ широкого охвата явлений, что имеет целью развитие учебных проблемных задач (которые не имеют однозначного ответа), самостоятельного поиска знаний и обретения опыта их использования.
На уроках химии проблемная технология рассматривается прежде всего как особый вид познавательной активности, мотивированный проблемным противопоставлением известного и неизвестного, что подразумевает активизацию процесса познания и осмысления нового.
Проблемное обучение пронизывает весь курс химии, особенно в профильной школе, где большинство уроков можно интенсифицировать через постановку и решение проблемных задач. Следует отметить, что более целесообразными проблемные уроки есть в 10-11 классах.
Учащимся предлагается проблема, которую они рассматривают с позиций оптимистов, реалистов или пессимистов. Для проведения таких занятий необходимо планировать спаренные уроки. На первом уроке осуществляются организационные мероприятия, ставится определенная проблема: например, открытие радиоактивности и его последствия с положительной и отрицательной точки зрения. На втором уроке каждая команда согласно своего названия «Оптимисты», «Реалисты», «Пессимисты» должна рассмотреть аспекты этой проблемы.
Руководствуясь программным материалом по химии, можно предложить конкретные примеры применение проблемной технологии.
Так, например, при изучении основ общей химии ключевым понятием в системе знаний относительно вещества есть понятие «химическая связь». Формирование его базируется на основе понятий «валентность» и «степень окисления». Но возникает проблема: понятие «валентность» можно применять лишь для соединений с ковалентной связью. Валентность не бывает отрицательной и не может равняться нулю.
Поэтому более универсальным является понятие «степень окисления», которое распространяется и на соединения с ионной связью.
Ряд проблемных вопросов, которые пробуждают интерес у учащихся к научному восприятия мира, возникает также при изучении отдельных тем курса органической химии.
В частности, согласно теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова Карбон во всех органических соединениях четырехвалентное. Проблемным задачей здесь является определение валентности Углерода в насыщенных углеводородах: этан, пропан, бутан, пентан, гексан, гептан. Ученики приходят к выводу, что использование традиционного способа определения валентности противоречит состава предложенных углеводородов, и успешно воспринимают информацию о структурной и пространственное строение органических соединений и способность атомов Углерода соединяться между собой.
В процессе изучения ароматических углеводородов возникает противоречие между химическим поведением бензену и его структурной циклической формулой, предложенной Кекуле, поскольку экспериментально не подтверждается его ненасыщенность, то есть наличие двойных связей.
В свою очередь, кислотные свойства фенола ученики могут предусматривать, исходя из строения его молекулы, учитывая взаимное влияние групп атомов и опираясь на полученные знания о строении бензольного кольца.
Учебную проблему можно поставить и в рассмотрении отношения многоатомных спиртов к щелочам сравнению с одноатомными спиртами, основываясь на том, что учащимся уже известно, что одноатомные насыщенные спирты при нормальных условиях со щелочами не реагируют.
Во время изучения углеводов имеет место проблемный вопрос относительно объяснения различного химического поведения глюкозы и фруктозы, имеющие одинаковые молекулярные формулы, но разные химические свойства. Интересной особенностью для учеников здесь является то, что фруктоза в отличие от глюкозы, не дает реакции «серебряного» зеркала.
Не менее интересной является учебная проблема предсказания химических свойств аминокислот в процессе анализа их общей химической формулы и функциональных групп, что для них характерны.
Итак, проблемная технология на уроках химии - это особый вид учебной активности учащихся, что оперирует противопоставлением известного и неизвестного и является целью активизации процесса познания.
Технология разноуровневого обучения является актуальной, поскольку эффективная организация образовательного процесса невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. В обучении химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебного предмета, поскольку ученики по-разному воспринимают учебный материал: для некоторых учеников усвоения химии связано со значительными трудностями, а другие наделены ярко выраженными способностями к изучению предмета. Поэтому проблему прочности знаний по химии можно решить через технологию уровневой дифференциации, ориентирования на введение трех стандартов в организации учебной деятельности:
• обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый ученик): усвоение знаний в рамках учебной программы;
• повышенной подготовки, то есть с углубленным усвоением содержания учебного предмета;
• обучение на уровне углубленного изучения предмета для способного ученика.
Примером такой разноуровневой ориентации является схема проверочной самостоятельной работы в 8-м классе по теме «Основные классы неорганических соединений».
Вариант 1. (Включает задания исследовательского уровня познавательной деятельности учеников).
Составить формулы гидроксидов, которым соответствуют следующие оксиды:
А) литий оксид;
Б) алюминий оксид;
В) карбон (IV)оксид.
Вариант 2. (Включает задания частично-поискового уровня познавательной деятельности учащихся).
Составить формулы оксидов по их названиям:
А) марганец(IV) оксид;
Б) феррум(III) оксид;
В) сульфид(VI) оксид.
Вариант 3. (Включает задания репродуктивного уровня)
По современной номенклатуре дать названия следующим оксидам (предлагаются формулы оксидов).
Итак, методика индивидуально-дифференцированного подхода к изучению химии способствует эффективности, индивидуализации и гуманизации учебного процесса.
Определенное место в системе методов обучения имеет технология игрового обучения, что включает имитационные игры, которые воспроизводят реальную или гипотетическую ситуацию. Понятие «имитационная игра» охватывает и более узкие понятия: деловая игра, ролевая игра, операционная игра, метод инсценировки с использованием консультантов и педагогических программных средств для персональных компьютеров.
Эта технология способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебно-познавательной активности. Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди используют издавна. На уроках химии игровые технологии должны занимать свое заслуженное место, поскольку введение дидактических игр является средством создания на уроках таких ситуаций, которые возбуждают мысль и стимулируют творческую инициативу, а особенностью игры является создание условий, присущих традиционному обучению. Предоставляя ученикам свободу интеллектуальной деятельности, учитель направляет их к созданию проблемных ситуаций и поиска путей решения через умело организованную поисково-исследовательскую самостоятельную работу. Основная цель - развить интерес к предмету через игру, сплотить коллективы учащихся, проверить усвоение материала за определенный промежуток времени.
Задачи могут быть химическими и развлекательными.
Химические:
- химический калейдоскоп (номенклатура и классы соединений);
-химический паровозик (уравнения реакций для осуществления превращений);
- химические викторины;
- передвижная химчистка (опытным путем выведения пятен чернил, зеленые),
-кофе, соков и т.п. с использованием минимального набора химических средств).
Развлекательные:
- создание рекламы и антирекламы;
- конкурсы на лучшую химическую зарисовку, ребус или кроссворд;
- творческие веселые сценки, как «Алхимическая лаборатория - экскурс в прошлое».
Итак, игровая модель обучения, кроме основной дидактической функции, предоставляет возможность в самоопределении ученика, развивает его творческое воображение, способствует формированию навыков сотрудничества, позволяет свободно выражать собственное мнение, занять определенную позицию. Такое обучение поощряет учащихся к овладению основами химических знаний, усиливает инициативу, способствует работе с научно-популярной литературой, в доступной форме интегрирует знания по естественным дисциплинам.
Использование же информационных и коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии и предусматривает применение их на разных этапах урока: для проведения химической разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков. Информационные технологии делают уроки яркими и содержательными, развивают познавательные способности учащихся и их творческие силы.
Чаще всего все методологические задачи в изучении химии решаются через технологию мультимедийных уроков. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится таким, что легко запоминается и усваивается.
Реализация компьютерных программ на уроках химии позволяет увидеть то, что часто на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию.
Учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании таких уроков (поиск и систематизация информации), тем самым, формируя навыки самостоятельной работы с предмета, а также навыки владения информационными компьютерными технологиями.
Во время подготовки к уроку учащиеся могут использовать Интернет-ресурсы, образовательные сайты как информационное поле для получения дополнительной оперативной, актуальной информации по теме.
Компьютерные телекоммуникации - это средство обучения, а также и особая форма общения. Особенностью телекоммуникационных технологий обучения является их многофункциональность, оперативность, продуктивность, насыщенность, возможность быстрой и эффективной творческой самореализации учащихся, наличие для них персональной образовательной траектории. Образовательные проекты для школьников средствами компьютерных телекоммуникаций в сети Интернет позволяют учащимся выбирать учебный предмет с интересом, потребностью. Принимая участие в дистанционных мероприятиях, учащиеся выстраивают свою индивидуальную траекторию обучения, а олимпиады, конкурсы и проекты помогают определиться с выбором профиля для дальнейшего обучения. Важными мотивами участия в телекоммуникационных образовательных проектах являются: возможность самореализации, оценка собственных сил, знакомство с новыми формами организации учебной деятельности.
Итак, использование компьютерных технологий обеспечивает усиление интенсивности урока, позволяет учителю повысить темп урока, помогает лучше усвоить логику рассуждений, эффективно осуществлять проверку усвоенных знаний. Все это повышает уровень обучения и вызывает интерес учащихся к предмету.
Немалую роль в процессе изучения химии в современной школе играет интеграция как средство внедрения новых педагогических технологий.
Следует отметить, что не всегда ученики сопоставляют сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке, с информацией о тех же объектах и на других уроках. Достаточно часто они не связывают воедино разрозненные факты, которые демонстрируются в рамках одного предмета.
Проведение интегрированных уроков создает условия для использования в обсуждении учебной темы разнообразных заданий, способствующих развитию интереса учащихся к предмету.
Интегрированные уроки дают возможность повышать уровень знаний учащихся, развивают творческую фантазию, обогащают их язык, повышают эрудицию, воспитывают культуру и вкус.
Так, для обобщения знаний по органической и неорганической химии целесообразным является проведение интегрированного урока «Химия. Цвет. Психология», целью которого является:
- изучение цвета с точки зрения химии и психологического воздействия;
- создание условий для актуализации в структуре знаний, научных фактов, понятий, законов, теорий;
- содействие осознанию учащимися социальной, практической и личностной значимости предлагаемого учебного материала.
Среди инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию обучения, особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности, то есть метод проектов. Под методом проектирование следует понимать обобщенную модель определенного способа достижения цели, систему приемов, учебную технологию познавательной деятельности.
Проект - это ученическая самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, принятой и осознанной учеником. Суть проектной технологии заключается в функционировании целостной системы дидактических средств (содержания, методов, приемов и т.п.), что адаптирует учебно-воспитательный процесс в структурных и организационных требований учебного проектирования. Проектная технология принципиально отвечает за установление прочной обратной связи между теорией и практикой в процессе обучения, воспитания и развития личности ученика. Итак, метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения - создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей и тем самым помогает ученику стать талантливым.
Примером могут быть далее рассматриваемые проекты.
• Информационные проекты дают возможность научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации. Такие проекты являются систематическими на уроках химии. (11 класс: «Химия и фармакология»). Форма представления результатов разная: видеофильм, репортаж, мультимедийная презентация и т.д.
• Исследовательские проекты строятся так: определение потребности исследования, определение требований к объекту проектирования, формирование первоначальных идей, их анализ, планирование, создание, оценка (рефлексия). (Например, 11 класс: «Что видят в водном явлении природы химик, физик, поэт, художник, музыкант?», «Химия и проблемы создание новых материалов с определенными свойствами»). Форма представления результатов - произведение, выставка рисунков, фотографий, праздник.
• Прикладные проекты: документы, созданные по результатам исследования; дидактический материал; справочный материал; опорные конспекты; презентация к уроку.
Следовательно, подготовка и защита проектов является формой деятельности, которая идеально соответствует практическому пути получения учебного и социального опыта, активного привлечения и реализации жизненных планов личности в условиях профильного обучения.
Образовательную же рефлексию учащихся можно отследить, воспользовавшись одной из творческих форм рефлексии - сиквейном. Этот метод заключается в способности резюмировать информацию, воспроизводить сложные идеи, чувства и подавать их несколькими словами. Он требует серьезной, вдумчивой рефлексии, основанной на широком интеллектуальном запасе.
Сиквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях. Слово сиквейн происходит от французского, что означает «пять». Следовательно, сиквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Например, при обобщении темы «Кислородосодержащие органические соединения» можно провести интегрированный урок с биологией и экологией. Отдельные кислородосодержащие органические соединения можно рассматривать как природные полимеры. Рефлексия такого урока проводится в форме сиквейна, например:
1.Углеводы.
2. Кислородосодержащие, органические.
3. Питают, одевают, защищают.
4. Естественно образуются методом фотосинтеза.
5. Полисахариды.
Итак, взвешенное и профессиональное применение разнообразных инновационных методов и приемов для достижения определенных дидактических целей предоставляет урока химии особой эффективности, а также является одним из способов развития познавательных и творческих интересов учащихся к химии как науки в рамках конструктивистского профильного обучения, предусматривает активизацию работоспособности, усиления интереса к получению новых знаний, подготовку к решению актуальных жизненных проблем.
Изменения, происходящие в современной отечественной системе образования, а также необходимость развития языковых компетенций учащихся обусловливают актуальность проведения билингвальных уроков по ряду предметов. Разработаем такой урок, который рассчитан на 3 ч и проводится в 9 классе (уровень изучения химии — базовый).1
Целью урока является формирование у учащихся умения пользоваться номенклатурой химических веществ на английском языке при изучении физических и химических свойств металлов. Особенностью данного урока можно считать то, что рассмотрение вопросов химии происходит в условиях определенного дефицита языковых средств, несмотря на то, что гимназисты изучают английский язык на углубленном уровне. Поэтому большое внимание уделяется развитию компенсаторных умений учащихся. Рассмотрим основные этапы урока.
ХОД УРОКА
1.Введение
Первый билингвальный урок требует определенной психологической подготовки учащихся. На первом этапе важно создать для школьников ситуацию успеха. Поэтому даже до введения номенклатуры на английском языке и представления лексического материала, используемого на уроке, следует предложить ребятам несколько вопросов на английском языке, особенностями которых является следующее:
-вопросы составлены с использованием интернациональных слов, которые легко «узнаваемы» (electrons, protons, neutrons, energylevel, aluminium, atomicnumber, mass);
-вопросы предполагают возможность коротких ответов;
-задавая вопросы, учитель химии воспроизводит те жесты-подсказки, которые он применял до этого на обычных уроках химии на русском языке (например, вопрос:«How many energylevelsarethereintheatomofalu minium?»учитель сопровождает жестом, обозначающим энергетические уровни в атоме).
Могут быть предложены следующие вопросы:
What is the atomic number of aluminium?(Каков атомный номер алюминия?)(Ответ. 13)
What is the atomic mass number of aluminium?(Каково массовое число алюминия?)(Ответ. 27)
How many energy levels are there in the atom of aluminium? (Сколько энергетических уровней в атоме алюминия? (Ответ.3)
How many electrons are there in the outer shell? (Сколько электронов на внешнем уровне?) (Ответ.3)
What is the number of protons, electrons, neutrons of aluminium?(Каково число протонов, электронов и нейтронов в атомах алюминия?)(Ответ. 13 protons, 13 electrons, 14 neutrons.
Протонов и электронов - по 13; нейтронов - 14.)
How many electrons can it loose? What charge will it take? (Сколько электронов может потерять атом алюминия? Какой при этом он получит заряд?) (Ответ. 3; +3.)
Опыт показывает, что даже в условиях дефицита языковых средств учащиеся легко справляются с подобными вопросами. Это «воодушевляет» их на продолжение сотрудничества в предложенном формате. Для облегчения задачи общения предлагается воспользоваться лексическим минимумом, подготовленным в виде раздаточного материала (приложение 1).
С целью актуализации знаний, которые понадобятся на следующем этапе, уместно задать вопросы:
• What main classes of non-organic compounds can you name?(Какие основные классы неорганических соединений вы можете назвать?)
(Ответ. Oxides, hydroxides, acids, salts.)
What class of non-organic compounds do these substances belong to? (К какому классу неорганических соединений относится каждое из перечисленных соединений?)
Al203(oxide); CuO (oxide); Cu2O (oxide); NaOH (hydroxide);Fe(OH)2(hydroxide); Fe(OH)3(hydroxide); FeS (salt); KNO3(salt); Na2SO4(salt); CaCl2(salt); HNO3(acid); FeCl2(salt); FeCl3(salt)2.Введение номенклатуры на английском языке (nomenclature)
Учащимся поясняется, что бессмысленно проводить билингвальные уроки химии без знания номенклатуры химических веществ на английском языке, и предлагается ознакомиться с произношением наиболее часто упоминаемых химических элементов (раздаточный материал - периодическая система химических элементов с названиями элементов на английском языке) (приложение 4).
Затем рассматривается произношение названий основных кислот и соответствующих солей (табл. 2).
Далее выполняется задание, в котором необходимо назвать вещество (совместная беседа, в которой учитель делает необходимые пояснения).
Name the compounds. (Назовите соединения.)
Al2O3(aluminium oxide); CuO (copper(II) oxide);
Cu2O (copper(I) oxide); NaOH (sodium hydroxide); Fe(OH)2(iron(II) hydroxide);Fe(OH)3(iron(III) hydroxide); FeS (iron(II) sulfide); KNO3(potassium nitrate); Na2SO4(sodium sulphate); CaCl2(calcium chloride); FeCl2(iron(II) chloride); FeCl3(iron(III) chloride).
Далее задания усложняются: необходимо описать уравнение химической реакции. Чтобы выполнить это задание, учащимся необходимо воспользоваться специальным клише. Для первой из нижеприведенных реакций описание (клише) звучит так: «Sulphurreactswithoxygentoformsulphurtrioxide». Как правило, учащиеся с легкостью и интересом выполняют это задание.
Describe the equations of the reactions. (Опишите уравнения реакций.)
2S + 3O2= 2SO3.
2NaOH + H2SO4= Na2SO4+ 2H2O.
Ca(OH)2+ CO2= CaCO3+ H2O.
FeCl2+ 2KOH = Fe(OH)2| + 2KCl.
Следующее задание - цепочка превращений, которую один из учеников самостоятельно записывает на доске в виде формул, в то время как учитель произносит полное название соединений:
sodium carbonate ® carbon dioxide ® calcium carbonate ® calcium oxide ® calcium sulphate.
(Карбонат натрия ® диоксид углерода ® карбонат кальция ® оксид кальция ® сульфат кальция.)1.Физические свойства металлов(Physical properties of metals)
Для перехода к следующему этапу урока и некоторой смены деятельности можно предложить картинку с изображением Колосса Родосского (приложение 3) и задать вопросы.
Have a look at that picture. Whatisit?(Посмотрите на это изображение.Что это?)
(Ответ.One of the wonders of the World - the Colossus of Rhodes, which was built on the Greek islandofRhodes.
Одно из чудес света - Колосс Родосский, который был построен на греческом острове Родос.)
It is easy to guess what our lesson will be about. (Нетрудно догадаться, о чем будет наш урок.)
(Ответ. Yes, metals. We’ll examine physical and chemical properties of metals.
Да, тема сегодняшнего урока - металлы.
Мы будем изучать физические и химические свойства металлов.)
Let’s begin with physical properties. What physical properties of metals do you know? (Давайте начнем с физических свойств. Какие физические свойства металлов вы знаете?)
I want to ask you some questions. (Я хочу задать вам несколько вопросов.)
Name the only liquid metal. (Назовите единственный жидкий металл.)
(Ответ. Mercury. Ртуть.)
What metal melts when held in hand? (Какой металл плавится в руке?)
(Ответ. Gallium. Галлий.)
What metals can be cut with a knife? (Какие металлы можно резать ножом?)
(Ответ. Sodium and potassium. Натрий и калий.)
Name the most malleable metal. (Назовите самый пластичный металл.)
(Ответ. Gold. Золото.)
What metal is used for wrapping chocolates? (Какой металл используют для заворачивания шоколада?)
(Ответ. Aluminium. Алюминий.)
Are there any metals which are not malleable but brittle? (Существуют ли металлы, которым свойственна не пластичность, а хрупкость?)
(Ответ. Antimony, bismuth. Сурьма, висмут.)
What metal is a champion in density? (Какой металл является «чемпионом» по плотности?)
(Ответ. Osmium. Осмий.)
In conclusion let’s write down the discussed physical properties of metals:
physical state - solid (exclusion - mercury);
metallic luster;
malleability;
ductility;
electrical conductivity; thermal conductivity; density; sonority.
(В заключение давайте запишем обсуждаемые физические свойства металлов: агрегатное состояние - твердое (исключение - ртуть); металлический блеск, пластичность; ковкость; электрическая проводимость; теплопроводность; плотность; звонкость.)
1.Химические свойства металлов (Chemical properties of metals)
Для изучения химических свойств металлов предлагается следующая методика. Класс делится на 4 группы, и каждая группа получает по одному заданию: провести эксперимент из нижеприведенных (раздаточный материал: приложение 5).
После проведения эксперимента согласно предложенному описанию следует прокомментировать проводимый эксперимент на английском языке по следующему плану:
Equation of the reaction. (Уравнение реакции.)
Description of the procedure: I take some ..., I put ... . (Описание последовательности действий: я взял немного, я поместил.)
What do you observe? (Что вы наблюдаете?)
Первый пункт плана не вызывает затруднений у учащихся, т.к. они могут воспользоваться для описания реакции усвоенным ранее речевым клише. Второй и третий пункты плана могут вызывать затруднения, поскольку существует определенный дефицит языковых средств. Учитель объясняет учащимся возможные затруднения и рассказывает о трех видах компенсаторных стратегий, которые они в состоянии применить при выполнении задания:
при описании опыта применять не буквальный перевод русского текста, а использовать максимально короткие и ясные фразы;
при дефиците лексики использовать взаимозаменяющие слова (синонимы);
использовать родовые слова в случае незнания конкретного слова (например, если неизвестны английские эквиваленты слов «шпатель», «пинцет» и т.д., можно использовать родовое слово «instrument»).
В заключение обобщаются рассмотренные химические свойства металлов. Свойства записываются максимально коротко (первая компенсаторная стратегия).
Metals react with non-metals to form salts. (Металлы реагируют с неметаллами с образованием солей.)
The most reactive metals react with water to form hydrogen gas and an alkaline solution of the metal hydroxide. (Наиболее активные металлы реагируют с водой с образованием водорода и щелочного раствора гидроксида металла.)
The more reactive metals react with dilute acids to form hydrogen gas and a solution of a salt. (Активные металлы реагируют с разбавленными кислотами с образованием водорода и раствора соли.)
A more reactive metal replaces the ions of a less reactive metal in its salt. (Более активный металл замещает ионы менее активного металла в его соли.)
Перспективой дальнейших исследований является поиск и разработка комплекса условий для развития творческого потенциала учащихся в процессе обучения химии в современной школе, с целью формирования ученика нового типа, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, вооруженного способами конструктивной, целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования для успешной реализации в будущей профессиональной деятельности.
Несмотря на имеющийся в отечественной педагогике опыт билингвального обучения, представленный во второй части работы, очевидно, что методика проведения билингвальных уроков требует серьезной разработки как с точки зрения дидактики, так и с точки зрения методики.
Бурлакова З.Э. Номенклатура основных классов неорганических соединений. Металлы.//Химия.-2014.- № 6.- C. 34-38
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС [Текст] / М-во образования Саратовской обл., ГАОУ ДПО "Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования"; [сост.: Лабутина Н. В. и др.]. - Саратов: СарИПКиПРО, 2013. - 54, [1] с.
Современный урок: новые подходы к организации [Текст]: Международные дистанционные методические чтения, 10 марта 2014 г. / Фак. управления ФГБОУ ВПО "Чувашский гос. педагогический ун-т им. И. Я. Яковлева", Центр дистанционных интеллектуальных проектов "INet"; [редкол.: Игнатьева Наталия Григорьевна]. - Чебоксары: ЦДИП "INet", 2014. - 187 с.
«Современное образовательное пространство: пути модернизации», международная научно-практическая конференция (6; 2014; Чебоксары).VI Международная научно-практическая конференция "Современное образовательное пространство : пути модернизации", 25 ноября 2013 г., г. Чебоксары [Текст] : [материалы] / Науч.-исслед. ин-т педагогики и психологии. - Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, cop. 2013. - 105с.
Маркина И. В. Современный урок химии: технологии, приемы, разработки учебных занятий: [методическое пособие] / И. В. Маркина. - Ярославль: Акад. развития, 2008. - 287 с.
Муравлева О. Ы. Инновационные технологии обучения, реализуемые в практике учителей химии [Электронный ресурс] / О. Ы. Муравлева. - Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/513604/.
Сазоненко Г. С. Педагогические технологии / Г. С. Сазоненко // Школьный мир. - К., 2009. - 128 с.
Приложение 1
Table 1
Vocabulary
English | Russian |
Substance, matter | Вещество |
Compound | Соединение |
Oxide | Оксид |
Hydroxide | Гидроксид |
Acid | Кислота |
Salt | Соль |
Non-organic | Неорганиче ский |
Solid | Твердый |
Liquid | Жидкий |
Gas | Газ |
Physical properties | Физические свойства |
Chemical properties | Химические свойства |
Equation | Уравнение |
Flask | Колба |
Test-tube | Пробирка |
Nucleus | Ядро |
Charge | Заряд |
To obtain | Получать |
Powder-like, powdery | Порошкообразный |
To powder | Измельчать (в порошок) |
To burn | Гореть |
Brittle | Ломкий, хрупкий |
To decompose | Разлагать |
Alloy | Сплав |
Fumes | Пары |
Oxidation | Окисление |
Reduction | Восстановление |
To support combustion | Поддерживать горение |
Interaction | Взаимодействие |
To add | Добавлять, прибавлять |
To mix | Смешивать |
Solution | Раствор |
Catalyst | Катализатор |
Приложение 2
Nomenclature of acids and salts
Acid | Formula | Corresponding salts |
HCl | Hydrochloric acid | Chloride |
HF | Hydrofluoric acid | Fluoride |
HBr | Hydrobromic acid | Bromide |
H2S | Hydrosulfuric acid | Sulfide |
H2SO4 | Sulfuric acid | Sulfate |
H2C03 | Carbonic acid | Carbonate |
HNO3 | Nitric acid | Nitrate |
hno2 | Nitrous acid | Nitrite |
H3PO4 | Phosphoric acid | Phosphate |
Приложение 3
Колосс Родосский
Приложение 4
Периодическая система химических элементов с названиями элементов на английском языке
Приложение 5
Раздаточный материал
Опыт 1. Взаимодействие алюминия с кислородом. В ложечку для сжигания веществ наберите немного алюминиевой пудры. Воткните в алюминиевую пудру небольшую полоску бумаги и зажгите ее. Пока огонь не коснулся алюминиевой пудры, внесите ложечку c алюминиевой пудрой в колбу с кислородом. Алюминий горит ослепительным белым пламенем.
Опыт 2. Взаимодействие железа с серой. Смешайте 2 г железных опилок и 2 г серы. Нагретой стеклянной палочкой возьмите немного смеси и внесите в пламя спиртовки. Железо горит в сере красивым синеватым пламенем.
Опыт 3. Взаимодействие алюминия и йода. Смешайте равные небольшие количества алюминиевой пудры и порошкообразного йода. Добавьте каплю воды в качестве катализатора. Через несколько секунд поднимутся густые пары фиолетового цвета. Реакция часто сопровождается горением.
Опыт 4. Взаимодействие активных металлов с водой. Налейте в стакан небольшое количество воды и прилейте несколько капель фенолфталеина. Опустите в стакан небольшое количество кальция и накройте стакан стеклянной крышкой. Что наблюдаете?
1 Бурлакова З.Э. Номенклатура основных классов неорганических соединений. Металлы.//Химия.-2014.- № 6.- C. 34-38
29