«Зимний фестиваль знаний 2025»

"Особенности преподавания ПДД в начальной школе"

Многолетние статистические данные показывают, что возрастной "пик" попадающих в ДТП приходится на 7-14 лет, то есть на детей, обучающихся в начальных и средних классах. Большой процент пострадавших учащихся начальных классов объясняется с одной стороны тем, что в связи с поступлением в школу многие дети впервые становятся самостоятельными пешеходами, а с другой - особенностями функционирования психики детей этого возраста.

Процесс обучения правилам дорожного движения необходимо планировать с учетом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема:

«Особенности преподавания ПДД в начальной школе»


 Составила: Педагог дополнительного образования МБОУ СОШ №196 г. Новосибирск Санникова Е.В.

   Уважаемые коллеги! 

Сегодня  мы  собрались  с  вами,  чтобы  обсудить  одну  из  важных  проблем  стоящих  перед  всеми  без  исключения  -  безопасность  наших  детей на дороге.

   Многолетние статистические данные показывают, что возрастной "пик" попадающих в ДТП приходится на 7-14 лет, то есть на детей, обучающихся в начальных и средних классах. Большой процент пострадавших учащихся начальных классов объясняется с одной стороны тем, что в связи с поступлением в школу многие дети впервые становятся самостоятельными пешеходами, а с другой - особенностями функционирования психики детей этого возраста.

Процесс обучения  правилам дорожного движения необходимо планировать с  учетом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся.

  Шести - семилетний возраст выделяется как кризисный не только потому, что ребенок идет в школу. В организме ребенка в это время происходят кардинальные изменения в физическом и психическом развитии.

Внимание 7-летнего ребенка неустойчиво, он легко отвлекается. Это связано с тем, что многие функции организма находятся не стадии становления. В ответ на звуковой или световой сигнал 7-летние реагируют довольно медленно. Процесс переработки информации в центральной нервной системе у них происходит более длительно, чем у более старших детей.  Резкие сигналы или неожиданное появление машины вызывают смятение, спонтанную эмоциональную двигательную реакцию.

Ребенок легко теряет самоконтроль. Например, заметив источник опасности, он не может сразу сориентироваться, как далеко от него машина и как быстро она приблизится.

 Для 7-летних детей много значит эмоциональное восприятие, которое сводится к узнаванию и называнию формы и цвета объектов и предметов. Чтобы привлечь внимание первоклассников к иллюстрациям по дорожной тематике, необходимо сделать их яркими, красочными, способными оживить образное мышление. Одни дети лучше воспринимают информацию на слух, а читать и писать не любят. Другие, наоборот, лучше усваивают зрением, с удовольствием разглядывают рисунки.

Первоклассники не имеют внутренних средств саморегуляции. Поэтому важно использовать разнообразные методы обучения: рассказ, объяснение, самостоятельную работу с учебной книжкой-тетрадью, игру, экскурсию.

Первоклассники очень подвижны, для них обязательно нужно разработать специальные упражнения в дидактических и ролевых играх для поддержания мышечного тонуса, отработки внимания, наблюдательности, произвольных действий, развития двигательной координации.

7-летнем ребенку можно внушить необходимые правила поведения на улице, настроить на соблюдение правил дорожного движения.

Отдельные семилетние дети могут сами переходить улицу. Следует развивать и поддерживать и самостоятельность в этом плане, то есть к детям должен осуществляться дифференцированный подход; Надо учитывать индивидуальные особенности детей, степень сложности и опасности пути. Вряд ли можно позволить 7-летчему ребенку одному пересекать проезжую часть дороги, если он возбудим, или заторможен, физически ослаблен, или переученный левша, имеет отклонения в состоянии здоровья, или отставание в развитии, налицо проблемы школьной адаптации. К сожалению, большинство учащихся данного возраста попадает хотя бы в одну из этих категорий.

Период от 7 до 8 лет характеризуется наиболее интенсивным развитием двигательных функций и различных анализаторных систем, обеспечивающих восприятие внешних сигналов. Значительные сдвиги происходят в совершенствовании зрительного восприятия. Увеличивается поле зрения: по сравнению с 6-летним ребенком границы поля зрения расширяются более, чем в 10 раз. Надежная ориентация налево - направо приобретается не ранее, чем в 7-8 летнем возрасте. Нет у младших школьников также знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств, и они часто подменяются сформулированными в более раннем возрасте представлениями, основанными на аналогичных движениях из микромира игрушек. Например, убеждением в том, что  реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте так же мгновенно, как и игрушечные. Вообще разделение игровых и реальных условий происходит у детей постепенно, особенно интенсивным и планомерным этот процесс становится во время обучения в школе.

    У 8-леток произвольное внимание развито гораздо лучше. Умение направлять внимание на те объекты и предметы, на которые указывает педагог, уже сформировано, эффективность запоминания словесных выражений у 8-летних детей даже выше, чем наглядных рисунков, плакатов. При обучении второклассников педагог должен раскрыть связи между отдельными элементами реальной дорожной среды и словесными понятиями. Большую роль в обучении играет речь ребенка. Необходимо развивать речь, как средство познания окружающего мира, побуждать учащихся чаще задавать вопросы и передавать речью то, что они видели на улицах и дорогах. В этом возрасте становится точнее глазомер. С этого возраста дети становятся более устойчивыми к падению, так как начинает активно проявляться устойчивость двигательных координаций на раздражения вестибулярного аппарата.

Следовательно, восемь лет - это средний нижний предельный возраст, когда ребенок может делать первые, полностью самостоятельные шаги как участник дорожного движения. Таким образом, к 8 годам уровень развития зрительной, двигательной функции, внимания позволяют ребенку хорошо ориентироваться на дороге. Однако в случае возникновения неожиданной опасности, от ребенка требуется быстрый анализ ситуации и выбор одного из вариантов ответных действий, быстрота в принятии решения и реагировании на ситуацию. Этими качествами 8-летние дети еще не обладают в должной мере. Они сформируются позднее.

      В 9-летнем возрасте происходит скачок в психическом и физическом  развитии ребенка. Они могут контролировать свое поведение в зависимости от собственных установок и дорожной обстановки. У третьеклассников изменяется и характер мышления. Они в состоянии уже мыслить обобщенными категориями, классифицировать отдельные предметы и явления. Умственная деятельность отделяется от восприятия и становится самостоятельным процессом. Внимание 9-летнего ребенка достаточно устойчивое и находится на уровне взрослого человека. Причем важно отметить, что внимание - произвольное. Это значит, что при переходе проезжей части улицы ребенок может контролировать себя и регулировать поведение в зависимости от собственных установок и обстановки не дороге. Поэтому в этом возрасте в беседе с детьми необходимо представить различные варианты ситуаций на дороге, чтобы ученик сам выделил безопасный вариант поведения.

   У девочек этого возраста реакция на внезапный сигнал более замедленная, чем у мальчиков. Девочкам более свойственно зависимое, управляемое поведение. Мальчикам же более свойственна склонность принимать самостоятельные решения и, в силу этого они чаще нарушают ПДД.

   Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-9-летнего возврата, учебные занятия необходимо проводить на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.

При изучении ПДД совершенно неэффективен и непродуктивен метод их заучивания. По мнению многих  специалистов, формальное знание ПДД обеспечивает детям лишь около 10% желаемой безопасности, остальное достигается лишь при помощи умения прогнозировать опасность на дороге и действовать адекватно обстановке. Не смотря на всю важность самих "Правил" надо учить детей не столько правилам, сколько анализу возникновения опасностей на дороге.

Призывы типа "Будь внимателен на дороге", "На дороге играть опасно", "Переходи дорогу  только по переходу" и многие другие подобные не только практически неэффективны, но, и будучи лишены конкретики, скорее дискредитируют ПДД, чем помогают их усвоению. Не следует обращаться к детям с такими указаниями как: "Надо оглядеться", "Надо осмотреться", "Нужно внимательно смотреть по сторонам" и т. п. По сути - это ничего не значащие абстрактные указания, не имеющие ничего общего с конкретными требованиями, обеспечивающими безопасность пешехода.

С психологической точки зрения целесообразно формировать правило в утвердительной форме. Например, вариант "Если ты идешь по тротуару и тебе надо обойти препятствие - лужу, яму или еще что-нибудь - то обходить это препятствие нужно только по тротуару" предпочтительнее, чем "Не следует, обходя препятствие на тротуаре, выходить на проезжую часть". Если нет возможности избегать отрицательных формулировок, то необходимо представлять детям такие правила вместе с альтернативными "утвердительными", в которых содержатся руководства к действию. Например, сразу же после формулировки: "Нельзя переходить проезжую часть на красный сигнал светофора" должна следовать рекомендация: "переходить проезжую часть можно только по зеленому сигналу светофора".

Подвижные, возбудимые дети труднее переносят школьные занятия, сдерживающие их повышенную потребность в двигательной активности. Оказываясь после школы на улице, они стараются компенсировать дефицит двигательной активности резкими движениями, скачками, потасовками. Причем действия их имеют импульсивный, непроизвольный характер.

В противоположность подвижным, медлительные дети более дисциплинированны. Но в случае непредвиденной ситуации их реакция более замедленная.

Следует учитывать и такой фактор, как левшество. Выявлено, что левши-пешеходы чаще становятся жертвами различных несчастных случаев и увечий, левши-водители вдвое чаще оказываются жертвами автомобильных катастроф. Процесс переучивания левшей, особенно насильственный переход с лево- на праворукость сопровождается значительными неблагоприятными изменениями в центральной нервной системе и обменных процессах. Возможно, именно переучивающиеся левши чаще находятся в том состоянии, которое способствует уменьшению бдительности на дороге, рассеянности, замедленности реакции. снижению двигательно-координатных способностей. Учителю практически невозможно предусмотреть в своей работе все нюансы поведения таких детей на дороге. Он должен обязательно обеспокоить возможными последствиями родителей этих детей и тогда несчастный случай с ребенком можно предотвратить.

 Cпасибо за внимание. Всего доброго, безопасных Вам, дорог!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее