«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Особенности организации дистанционного обучения в начальной школе

Для осуществления дистанционного обучения в начальных классах существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать.

На первый план выступают возрастные отличия детей младшего школьного возраста: их подвижность, быстрая утомляемость и многое другое. Кроме этого, следует помнить, что младшие школьники ещё не обладают достаточной мотивацией и волевыми качествами, чтобы работать самостоятельно без контроля взрослых. Именно поэтому обучение в дистанционном формате возможно только при тесном взаимодействии учителя, детей и их родителей.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Особенности организации дистанционного обучения в начальной школе

Дистанционное обучение всех нас поставило перед рядом проблем, которые до начала такого рода обучения были незаметны. (слайд 2)

Сегодня дистанционная форма обучения стала неотъемлемой частью школьного образования, причём на всех его этапах: от начального до среднего. 

В чем отличие ДО младших школьников от обучения в основной школе?

Ссылаюсь на Государственный образовательный Стандарт. Ключевым понятием, на который опираются Стандарты всех уровней, является понятие учебная самостоятельность ребенка. (слайд 3)

Больше всех во время ДО под удар попали первые классы (поэтому я их выделила отдельно). Первоклассник – это ребенок, который еще не ушел далеко от дошкольника. Самостоятельности еще практически нет (кроме самообслуживания). Он еще и не должен уметь полностью организовывать учебную деятельность. У него есть только готовность к учебной деятельности, т.е., предпосылки для того, чтобы формировать эту учебную самостоятельность.

Младшие школьники (2, 3, 4 классы). Государственным Стандартом определено, что у школьника к концу 4 класса должна быть сформирована основа умения учиться. Т.е., сформирован определенный комплекс умений (собственно, это и есть УУД). Если учитель в этом плане работал правильно, то четвероклассник многие вещи уже способен делать сам. И можно говорить, что из начальной школы он в наибольшей степени готов к такому формату обучения.

При этом и у учащихся 2-3 классов уже все равно определенный комплекс умений уже сформирован, т.е., нам есть на что опираться.

Про первоклассника хочется сказать немного больше. Если посмотрите на таблицу, (слайд 4) то увидим очень много красного и мало зеленого.

Зеленый цвет – те умения, которыми первоклассник на конец первого класса овладел.

Красный – умения, которые требуются при ДО, но их еще нет.

В колонках справа я показала, что остается делать учителю и чем в этой системе могут помочь родители (при наличии родителей рядом!).

Несмотря на то, что учебник – это один из самых привычных ресурсов, первоклассник еще осуществлять работу самостоятельно не готов, второклассник – частично, 3-4 классы – готовы.

Что в данной ситуации делает учитель? (предлагает небольшие задания; использует учебник как источник информации).

Родители помогают с навигацией (найти тот самый учебник, открыть страницу и т.д).

При оформлении результатов работы в тетради зеленым цветом для первоклассников ничего не выделено.

(слайд 5) Решая следующую проблему: какие образовательные ресурсы выбрать, обязательно необходимо помнить: выбирать все ресурсы сразу.

Учебник и тетрадь: соответствуют учебным программам, Это то, что мне привычно, удобно, я умею этим пользоваться. Но не каждый родитель может понять задание, не каждый обязан это уметь.

ЭОР, как правило, не привязаны к одному учебнику, не всегда удобно учителю, бывают ошибки. Однако, обратная связь – это самое большое достижение (автоматическая обработка данных). Ведь ничего не может быть страшнее, чем не проверить выполненное задание.

Вывод: лучший вариант – это сочетание ЭОР и учебника.

(слайд 6) Еще одной особенностью является степень участия родителей младших школьников в организации ДО.

Желание родителей – отослать учителю красивый правильный ответ. Как можно отстранить родителей от выполнения проверочных работ? Никак. Все зависит от самих родителей. Родители могут и обязаны дать ребенку право на ошибку (которую могут потом разобрать вместе с ребенком или отослать задание как есть).

Подведем итоги:

📌 Не пытайтесь сделать все и сразу. Спокойно обдумайте, какие из ваших целей реально достигнуть в период дистанционного обучения. (слайд 7, 8)

📌 Выберите один-два самых простых инструмента для дистанционного обучения и начните работу с них. Не пытайтесь использовать сразу много новых инструментов.

📌 Чем проще, понятнее и реалистичнее будут ваши учебные планы в период дистанционного обучения – тем больше вероятность их реализовать и получить необходимый результат.

📌 Помните, что к новому формату адаптируетесь не только Вы, но также ученики и их родители — они испытывают такую же тревогу, как и Вы.


























МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №120 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

















«Особенности организации дистанционного обучения

в начальной школе»













Подготовила

учитель начальных классов

Широкова Ю.А.











































































Для осуществления дистанционного обучения в начальных классах существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать.

На первый план выступают возрастные отличия детей младшего школьного возраста: их подвижность, быстрая утомляемость и многое другое. Кроме этого, следует помнить, что младшие школьники ещё не обладают достаточной мотивацией и волевыми качествами, чтобы работать самостоятельно без контроля взрослых. Именно поэтому обучение в дистанционном формате возможно только при тесном взаимодействии учителя, детей и их родителей.

Для того, чтобы достичь эффективных результатов необходимо руководствоваться определёнными правилами и принципами.

Как известно, дистанционное обучение может осуществляться в двух режимах: синхронном (все участники образовательного процесса одновременно находятся в веб-среде) или асинхронном (образовательный процесс осуществляется по удобному для учителей и учеников графику). Отличием между синхронным и асинхронным режимами являются мгновенные сообщения и немедленная обратная связь. Асинхронный режим не дает возможности такого типа взаимодействия. Синхронный режим позволяет сотрудничать в режиме реального времени. Преимущество синхронного режима в том, что можно привлекать участников мгновенно и в определенное время.

Для детей младшего школьного возраста целесообразно совмещать оба режима, а не подменять один другим. Что следует учитывать педагогу при организации дистанционного обучения?

Первое: не нужно копировать классно-урочную систему в онлайн-формате. Так же не подойдет и традиционная структура урока. В дистанционном уроке эффективнее запланировать: минимум объяснений, максимум интерактива. Не стоит начинать дистанционное обучение с новой темы. Пока дети будут привыкать к новым условиям, эффективнее начать с повторения и закрепления знакомых детям тем. В ходе подготовки к онлайн-урокам учителю следует учесть, что предоставить в полном объеме учебный материал, как это предусмотрено в реальном времени, не удастся. Необходимо выделить самое главное, то, о чем ребенок должен узнать и чему должен научиться. Не стоит говорить общие фразы и давать материал, который планировали включить в очное обучение с пропедевтической целью. Задания стоит создавать таким образом, чтобы они были ориентированы на взаимодействие с учащимися. Следует помнить, что выкладывание материала в течение 35-40 минут является неэффективным, поэтому не стоит рассчитывать на такое время - надо ориентироваться на меньшее. Ученики приобщаются к учителю по расписанию. Определяется время начала каждого урока. Ученикам предоставляются четкие инструкции. Часть урока можно использовать для видеопояснения нового материала в зависимости от темы, с учетом возрастных особенностей детей. Важно просчитать свои действия и виды работ, предусмотреть время на решение практических задач, используя при этом различные инструменты дистанционного обучения, учесть результаты работы и обратную связь. Не стоит тратить время на организационные моменты или каллиграфические минутки, выполнение уже знакомых упражнений или заданий, которые имеют четкий алгоритм. При этом необходимо учитывать уровень сформированных компетенций, познавательной активности и темп учащихся. Надо помнить: дети разные, информацию воспринимают тоже по-разному, соответственно, и задачи должны быть разными. При подготовке к уроку учителю важно сбалансировано совмещать цифровые задания, работу с учебником и рабочей тетрадью. Особое внимание стоит уделить практическим задачам, при выполнении которых не предвидится пользование электронными ресурсами. Во время дистанционного обучения в синхронном режиме, когда дети неподвижно сидят у экрана, не стоит забывать о чередовании умственной активности с физической, предлагая подвижные и игры, проводя гимнастику для глаз. Остальную работу целесообразно запланировать в асинхронном режиме: учащиеся, получив указания, самостоятельно выполняют задания. Асинхронный режим позволяет размещать учебные материалы в интернете, и учащиеся работают в удобное для себя время, общаясь друг с другом и учителем через дискуссионные доски, форумы или электронную почту. Асинхронный режим может включать в себя разнообразные средства информации, аудио и видеоуроки (но не ограничиваться ими). С помощью асинхронного режима обучения ученик может работать в собственном темпе и в удобное для себя время. Учителю важно отметить сроки выполнения заданий, присланные для обратной связи, предоставить ориентировочное расписание уроков для учащихся, чтобы они имели представление о том, что им следует делать и когда. Асинхронный режим применяется к различным формам цифрового и онлайнового обучения. Например, учитель может записывать собственные короткие видеоуроки, объяснения или учебные задания на основе игр, которые учащиеся выполняют самостоятельно. Асинхронный режим включает:

записанные презентации, такие как слайд-шоу и видео;

электронную почту;

доски для обсуждений;

группы в социальных сетях или Viber.

Преимуществами асинхронного обучения являются независимость, гибкость, индивидуальный темп. В асинхронном режиме ученик может работать в собственном темпе, что сложно при синхронном обучении. Следует ещё раз отметить, что в выборе режима обучения обычно оптимальным является смешанный подход, который может помочь учителю объединить преимущества синхронного и асинхронного режимов, обучение в режимах онлайн и офлайн. В результате, с одной стороны, ученики держатся более или менее привычного для них расписания, а с другой — они не перегружены онлайн-присутствием. Дополнительно стоит предложить ежедневные встречи в конкретное время для тех учеников, кому нужна консультация. Если в классе есть дети, у которых нет доступа к электронным ресурсов, то основное обучение для таких учеников происходит по учебнику. Задания передаются по телефону или другими доступными средствами общения. Важно, чтобы задания были максимально детализированы, содержали не только перечень, но и разъяснение порядка проработки тем и выполнения задач. Учителям стоит учесть, что такой ребенок еще больше сверстников ограничен в общении, поэтому в случае возможности стоит предусмотреть для таких детей индивидуальные консультации и учитывать, что такому ребенку после возврат к очному обучению понадобится дополнительная поддержка.









Меня в большой степени выручили платформы ZOOM и COEAPP. Конструктор интерактивных уроков COEAPP позволил наладить обратную связь, доносить до детей ту информацию, которую запланировал. Спасибо автору статьи за интересный материал по актуальной теме.

















































Доброе утро, Алесюшка!

Ты ведь помнишь, что ты сегодня одна дома. Поэтому, долго не лежи. Иди умойся, переоденься (одежда на кровати в твоей комнате) и можешь покушать.

Что ты можешь съесть?

  • Жареная картошка в холодильнике (в квадратном судочке с оранжевой крышечкой);

  • Бурито в холодильнике на тарелочках

  • Салатик с капустой (тоже в холодильнике)

  • Сыр и колбаска (в холодильнике в квадратном судочке с голубой крышечкой)

  • Яблочки мытые

  • Мандаринка (только 1)

Если что – звони или отправляй сообщение.

Кстати, на твоем столе открыта тетрадь по письму. Перепиши стихотворение из Азбуки (с.65)



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее