![Особенности развития детей с нарушениями зрения (тифлопедагогика, тифлопсихология)](http://fsd.compedu.ru/html/2023/06/09/i_6482ac6113498/img_phpBWsbmz_Osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-zreniya-na-nachalnom-urovne-obrazovaniya_0.jpg)
Особенности развития детей с нарушениями зрения (тифлопедагогика, тифлопсихология)
![Особенности зрительного восприятия детей](http://fsd.compedu.ru/html/2023/06/09/i_6482ac6113498/img_phpBWsbmz_Osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-zreniya-na-nachalnom-urovne-obrazovaniya_1.jpg)
Особенности зрительного восприятия детей
![Особенности зрительного восприятия детей](http://fsd.compedu.ru/html/2023/06/09/i_6482ac6113498/img_phpBWsbmz_Osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-zreniya-na-nachalnom-urovne-obrazovaniya_2.jpg)
Особенности зрительного восприятия детей
![Особенности зрительного восприятия детей](http://fsd.compedu.ru/html/2023/06/09/i_6482ac6113498/img_phpBWsbmz_Osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-zreniya-na-nachalnom-urovne-obrazovaniya_3.jpg)
Особенности зрительного восприятия детей
![Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения приводит к образованию новых внутри межанализаторных связей, к изменению взаимоотношений внутри сенсорной системы и образованию специфической психологической системы.](http://fsd.compedu.ru/html/2023/06/09/i_6482ac6113498/img_phpBWsbmz_Osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-zreniya-na-nachalnom-urovne-obrazovaniya_4.jpg)
Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения приводит к образованию новых внутри межанализаторных связей, к изменению взаимоотношений
внутри сенсорной системы
и образованию специфической психологической системы.
![Специфические закономерности психического развития детей с нарушениями зрительного анализатора Пат ол о г и ч ес к о е формирование личности. Ограничение в общении Особенности внимания, памяти и мышления Трудности про странственного восприятия и ориентировки в пространстве Искажение зрительного восприятия](http://fsd.compedu.ru/html/2023/06/09/i_6482ac6113498/img_phpBWsbmz_Osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-zreniya-na-nachalnom-urovne-obrazovaniya_5.jpg)
Специфические закономерности психического развития детей с нарушениями зрительного анализатора
Пат ол о г и ч ес к о е формирование
личности. Ограничение в общении
Особенности внимания, памяти и
мышления
Трудности про странственного
восприятия и ориентировки в пространстве
Искажение зрительного восприятия
![Механизмы компенсации ОСЯЗАНИЕ МЫШЛЕНИЕ РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ](http://fsd.compedu.ru/html/2023/06/09/i_6482ac6113498/img_phpBWsbmz_Osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-zreniya-na-nachalnom-urovne-obrazovaniya_6.jpg)
Механизмы компенсации
ОСЯЗАНИЕ
МЫШЛЕНИЕ
РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ
![ОСЯЗАНИЕ Осязание является мощным средством компенсации не только слабовидения , но и слепоты. Наибольшее повышение чувствительности обнаружено на пальцах рук. Мышечно-двигательная ч увствительность является важным компонентом не только процесса осязания, но и процесса пространственного ориентирования. Двигательный анализатор даст возможность измерить предмет, используя в качестве мерок части своего тела, он служит также механизмом связи между всеми анализаторами внешней и внутренней среды при ориентировке в пространстве.](http://fsd.compedu.ru/html/2023/06/09/i_6482ac6113498/img_phpBWsbmz_Osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-zreniya-na-nachalnom-urovne-obrazovaniya_7.jpg)
ОСЯЗАНИЕ
Осязание является мощным средством компенсации не только слабовидения , но и слепоты.
Наибольшее повышение чувствительности обнаружено на пальцах рук.
Мышечно-двигательная ч увствительность является важным компонентом не только процесса осязания, но и процесса пространственного ориентирования.
Двигательный анализатор даст возможность измерить предмет, используя в качестве мерок части своего тела, он служит также механизмом связи между всеми анализаторами внешней и внутренней среды при ориентировке в пространстве.
![МЫШЛЕНИЕ Мышление является одним из важнейших факторов психологической компенсации зрительного дефекта и процесса формирования способов познания окружающего мира. Характерно:](http://fsd.compedu.ru/html/2023/06/09/i_6482ac6113498/img_phpBWsbmz_Osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-zreniya-na-nachalnom-urovne-obrazovaniya_8.jpg)
МЫШЛЕНИЕ
Мышление является одним из важнейших факторов психологической компенсации зрительного дефекта и процесса формирования способов познания окружающего мира.
Характерно:
- затруднение установления причинной-следственной связи между предметами и явлениями;
- недостаточная обоснованность суждений;
- формальность умозаключений;
- формирование формально-логических речевых операций происходит позже и протекает более длительное время.
![Речь и общение Опора на активное речевое общение - обходной путь, обусловливающий продвижение ребенка в психическом развитии, который обеспечивает преодоление трудностей в формировании предметных действий и обусловливает продвижение в психическом развитии слабовидящего ребенка. Речь выполняет компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессы становления личности.](http://fsd.compedu.ru/html/2023/06/09/i_6482ac6113498/img_phpBWsbmz_Osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-zreniya-na-nachalnom-urovne-obrazovaniya_9.jpg)
Речь и общение
Опора на активное речевое общение - обходной путь, обусловливающий продвижение ребенка в психическом развитии, который обеспечивает
преодоление трудностей в формировании предметных действий и обусловливает
продвижение в психическом развитии слабовидящего ребенка.
Речь выполняет компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессы становления личности.
![Особенности личностной сферы детей с нарушением зрения](http://fsd.compedu.ru/html/2023/06/09/i_6482ac6113498/img_phpBWsbmz_Osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-zreniya-na-nachalnom-urovne-obrazovaniya_10.jpg)
Особенности личностной сферы детей с нарушением зрения
- Сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения.
- Отсутствие или резкая ограниченность внешнего проявления внутренних состояний.
- Сравнительно ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир.
- Определенные трудности в общении, связанные с невозможностью увидеть эмоции другого человека.
- Сложность в распознавании эмоций незрячего человека.
![Специфика обучения детей с нарушениями зрительного компонента Учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся. Увеличение времени на выполнение практических работ. Постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях. Активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций. Систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации](http://fsd.compedu.ru/html/2023/06/09/i_6482ac6113498/img_phpBWsbmz_Osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-zreniya-na-nachalnom-urovne-obrazovaniya_11.jpg)
Специфика обучения детей с нарушениями зрительного компонента
- Учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся.
- Увеличение времени на выполнение практических работ.
- Постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях.
- Активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций.
- Систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации