Особенности коррекционной работы с детьми ОВЗ
Категории обучающихся с ОВЗ Обучающиеся с ОВЗ — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. В нашем образовательном учреждении выделяются дети с различными нарушениями: речи (ТНР); опорно-двигательного аппарата (НОДА); задержкой психического развития (ЗПР); дети инвалиды.
В связи с этим задачи психолого-педагогического сопровождения детей разные.
Дети с ТНР:
Обучение различным формам коммуникации (вербальным и невербальным)
Развитие всех компонентов речи, рече-языковой компетентности.
Обучение основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения.
4.. Развитие навыков пространственной ориентировки.
Сохранение, укрепление соматического и психического здоровья, поддержание работоспособности, предупреждение истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.
Дети с НОДА:
1. Коррекция двигательных, речевых и познавательных и социально-личностных нарушений.
2. Сохранение, укрепление соматического и психического здоровья, поддержание работоспособности, предупреждение истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.
Дети с ЗПР
Развитие познавательной активности детей;
Развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
Совершенствование внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и др.
Формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
Развитие личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;
Развитие средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия, формирование навыков социально одобряемого поведения;
Сохранение, укрепление соматического и психического здоровья, поддержание работоспособности, предупреждение истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.
Дети-инвалиды:
1.Развитие личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;
2. Развитие общеинтеллектуальных умений;
3. Поддержание работоспособности, предупреждение истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.
Структура психолого-коррекционного сопровождения всех обучающихся с ОВЗ представлена этапами:
Диагностический этап - диагностика актуального уровня развития ребенка, определение структуры дефекта, определение объема необходимых коррекционных мероприятий, отслеживание динамики в процессе коррекционной работы;
Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам реализации индивидуальных рекомендаций специалистов и по личному запросу;
Коррекционно-развивающий этап - проведение индивидуальных занятий с ребенком и в группах (по показаниям специалистов) ;
Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы;
Аналитический этап – анализ результатов диагностических исследований, коррекция индивидуальных развивающих маршрутов.