«Осенний фестиваль знаний 2024»

Особенности и результаты работы в школе с одаренными и талантливыми детьми

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Таланты создать нельзя, но можно

создать культуру, то есть почву, на

которой растут и процветают таланты.
Нейг
ауз

Вводная часть.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. Ещё в 2008 году Президент РФ Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию заявил о необходимости возрождения российской образовательной системы; одновременно с реализацией стандартов общего образования «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности»

Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины бывают открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа… Нужно очень постараться, чтоб не заметить очевидного — этот ребенок — талант. Таких детей очень мало. Гораздо больше детей одаренных, но их необходимо увидеть и воспитать. В связи с этим работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в нашей школе.

Прежде чем говорить об организации работы с одарёнными детьми мы должны знать: Что такое одарённость? Кто такой одарённый ребёнок? Как в современных условиях выявить и организовать работу с одарёнными детьми? Посмотрим в толковый словарь.

Одаренность — это системное, развиваю­щееся в течение жизни качество психики, кото­рое определяет возможность достижения чело­веком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, кото­рый выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внут­ренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психо­логов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одареннос­ти — это всегда результат сложного взаимодей­ствия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного де­ятельностью ребенка (игровой, учебной, трудо­вой). При этом особое значение имеют собст­венная активность ребенка, а также психологи­ческие механизмы саморазвития личности, ле­жащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии созда­ния благоприятных условий. Для других ода­ренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарен­ных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах де­ятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстри­рует значительно меньшая часть детей.

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спор­тивную и организационную. В познавательной деятельности — интеллектуальную. В художест­венно-эстетической деятельности — хореогра­фическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную ода­ренность. В коммуникативной деятельности — лидерскую. И, на­конец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

В предложенной классификации видов одаренности творческая одаренность, занима­ющая центральное место в широко распростра­ненных теоретических подходах, не выделяется в качестве отдельного вида. Творчество определяется как развитие деятельности по инициативе самого ребенка, как «выход за пределы заданных тре­бований», что обеспечивает создание подлинно творческого продукта.

Работа с одаренными детьми в нашей школе строится в рамках школьной программы «Одарённые дети». Цель программы: создать условия для выявления и развития одаренных учащихся через различные формы и методы работы в урочное и внеурочное время.

Работа по развитию одарённой личности будет успешной, если она будет иметь системный характер, объединять усилия всех заинтересованных сторон: школа, дети, родители.
Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательном учреждении имеет следующее содержание:

Выявление   одаренных и талантливых детей

  • анализ особых успехов и достижений ученика;

  • создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

  • преемственность между дошкольным, начальным и основным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений.

Педагоги школы понимают, что с одаренным ребенком необходимо работать с раннего детства. Педагоги развивают и прослеживают творческую траекторию талантливого ребенка. В настоящее время в школе имеется банк данных о талантливых и одаренных детях. Все педагоги используют для этого педагогическую технологию «Портфолио» — это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика.

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

  • создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальную и дополнительную работу;

  • включение в учебный план школы элективных курсов, факультативов (математика, биология, обществознание, информатика); внеурочной деятельности

  • формирование и развитие дополнительного образования;

  • организация научно-исследовательской деятельности;

  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях.
    В нашем учреждении сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Система дополнительного образования школы позволяет развить интересы ребенка в различных областях. На протяжении многих лет на базе школы ведётся работа кружков дополнительного образования через ЦДТ г. Татарска: «Краеведение», «Шумовой оркестр». Со времени создания кружка «Краеведения» воспитанники участвуют в конкурсах районного и областного уровня «Отечество», «Моя малая Родина» и имеют результаты, активно ведут поисковую работу. В 2015 году «Бессмертный полк», текущем году эта работа посвящена «90 летию МБОУ Кочневской СОШ. Кружок «Шумовой оркестр», принимает активное и результативное участие в районных конкурсах, смотрах и концертах. Ни одно мероприятие в нашем селе не проходит без участия нашего коллектива. Как про КВН написать?

По сложившейся традиции на протяжении нескольких лет школа проводит акции не только школьного, но и на уровне района и области «Край кудрявых берёз», «Прилетайте птицы к нам» и др.

Уроки и секции, кружки и олимпиады, конкурсы и конференции, предметные недели, праздничные даты, акции – ко всему ребята подходят ответственно и с огоньком.

Жизнь в школе с последним звонком с седьмого урока не затихает, а бьет ключом. В спортивном зале дети занимаются в спортивной секции, в кабинетах учителя проводят предметные консультации, элективные курсы и факультативные занятия, в начальной школе дети посещают внеурочные занятия, из кабинета музыки доносятся звуки народных инструментов. Словом, каждый ребенок может в стенах школы найти себе занятие по душе и развивать свои способности. С успехом внедряются дистанционные конкурсы различного уровня, что нам жителям сельской местности очень удобно. С введением инновационных педагогических технологий и проектно-исследовательской деятельности обучающихся позволяет не только принимать участие, но и занимать призовые места в конкурсах интеллектуального и исследовательского направления.

МБОУ Кочневская СОШ выпустила 5 медалистов (2 золотых, 3 серебрянных)

Выпускники МБОУ Кочневской СОШ поступают в ВУЗы и СУЗы.

Учебный год

Кол-во выпускников

ВВУЗ

ССУЗ

1

2012-2013

6

2

4

2

2013-2014

3

3

0

3

2014-2015

4

1

2

1(служба в армии)


Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников:

  • тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;

  • контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;

Поощрение одаренных детей:

  • публикация в  школьной газете, на школьном сайте;

  • стенд «Гордость нашей школы»;

  • «День творчества» - подведение итогов за год;

  • размещение информации о достижениях детей на общешкольной линейке;

Работа с родителями одаренных детей:

  • совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

  • поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне района и школы.

Работа с преподавателями:

  • обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми «Организация поисково-исследовательской, проектной деятельности в школе», «Обеспечение эмоционального положительного фона обучения»;

  • повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию;

  • создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика.

Взаимодействие школы с  другими  структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности. Школа тесно взаимодействует с сельским клубом, молодёжным центром Татарского района, сельской библиотекой, ЦДТ г. Татарска. Совместно проводим праздники, концерты, дети участвуют в конкурсах и соревнованиях.

Педагоги МБОУ Кочневской СОШ создали особую развивающую среду, способствующую самореализации одарённых детей. Система по нравственному росту одарённых детей строилась на воспитании культуры мысли и слова, умении горячо радоваться за другого, любить его достоинства, ценить его успехи, таланты; создаётся на обучении приёмам выбора между добром и злом. Всё это помогло справиться с не менее важной задачей – сохранение духовного здоровья, духовной безопасности.
Результатами деятельности является повышение успешного участия учащихся в конкурсах разных уровней

Участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах

2014-2015 учебный год

п/п

Мероприятия (название конкурсов, акций, фестивалей и т.д.)

Уровень

Количество участников

Результаты

1

Предметные олимпиады

Обществознание

ОБЖ

районный

6


1 место

4 место

2

Районный этап областного литературного конкурса «Души прекрасные порывы»

районный

3

участие

3

Фестиваль частушек

районный

11

Участие

4

Русский медвежонок

всероссийский

16

участие

5

Пегас

Всероссийский

5

Участие

6

Олимпус и(биология, география, русский язык)

Всероссийский

24

Участие

7

Олимпис

Всероссийский

1

Участие

8

Безопасный рунет

Областной


Участие

9

Краски осени

Областной

4

Участие

10

Сельская звёздочка

районный

11

1 место

11

Конкурс « 100 – летие романса»

Районный

11

1 место

12

Дистанционная школа по математике

областной

12


13

Всероссийская олимпиада «Весёлые числа»

Всероссийский

11

Дипломы 1 и 2 степени

14

Золотое руно

Международн\ый

8

Участие

15

Кенгуру

Международная

12

Участие

16

Конкурс Инфоурок»

Международная

3

Победители

17

Международный конкурс «Арифметические и логические головоломки»

Международная

3

Победители

18

«Конкурс «Салют Победы»

районный

2

2 место

19

Конкурс сочинений о героях земляках Великой Отечественной войны в издательстве «Буква»

всероссийский

1

Участие

20

Районный конкурс «Моя маленькая Родина», посвящённый 90 летию Татарского района

районный

1

1 место

21

«Мы родом из Сибири»

Районный

14

1 место

22

Конкурс сочинений по произведениям о Великой Отечественной войне»

Всероссийский

2

Участие

23

Акция «Бессмертный полк»

Всероссийская

68

Участие

24

Акция «Урок Победы»

Всероссийская

68

Участие

25

Акция «Звезда Победы»

Областной

63

Участие

26

Районный этап Всероссийского детского экологического форума «Зелёная Планета – 2015 года»

Районный

3

2 место, 3 место

27

Областной этап Всероссийского детского экологического форума «Зелёная Планета – 2015 года»

Областной

3

Участие

28

Конкурс детских рисунков «Страна безопасности»

Всероссийский

7

Участие

29

Снегири прилетели (КВН)

Районный

5

Дипломанты

30

Региональный этап Всероссийской акции « С любовью мы делами едины», посвящённой Году литературы

Всероссийский

65

Участие

31

Всероссийский экологический субботник «Зелёная весна»

Всероссийский

57

Участие

32

Библиотечные проекты

Районный

1

Участие

33

Международная патриотическая акция «Живые голоса войны»

Международный

2

Участие

34

Районный этап всероссийской акции «Живые голоса войны – 2015»

районный

4

Участие


Участия обучающихся в спортивных соревнованиях.

№ п/п

Мероприятия (название конкурсов, акций, фестивалей и т.д.)

Уровень

Количество участников

Результаты


Зональные соревнования по мини футболу

районный

7

1 место в зоне


Зональные соревнования баскебол

районный

6

1 место в зоне


Теннис

зональные




Троеборье


7

8 место


Шорт-Трек


4

12 место


Лыжная эстафета


9



Лыжня России


9



Пионерская лыжня


8



Лёгкая атлетика



1 место,


В рамках реализации программы «Одарённые дети» повысился уровень участия в разных конкурсах в том числе дистанционных. В конце учебного года с точки зрения повышения социального статуса одаренных детей является Творческий отчёт учащихся, где получают поздравления победители олимпиад, конкурсов, соревнований, а наставники – педагоги и родители получают благодарности. Но наряду с положительными результатами есть проблемы. Это недостаточное количество призеров предметной олимпиады, участия в научно-практической конференции. Это те проблемы, над которыми школе предстоит работать в дальнейшем.  



По диаграмме видно, что в основе деятельности ОУ, по вопросу развития одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего  подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.

В рамках реализации программы «Одарённые дети» повысился уровень участия в разных конкурсах в том числе дистанционных. В конце учебного года с точки зрения повышения социального статуса одаренных детей является Творческий отчёт учащихся, где получают поздравления победители олимпиад, конкурсов, соревнований, а наставники – педагоги и родители получают благодарности. Но наряду с положительными результатами есть проблемы. Это недостаточное количество призеров предметной олимпиады, участия в научно-практической конференции. Это те проблемы, над которыми школе предстоит работать в дальнейшем.  





4.3.Возможная (примерная) структура работы.

Вводная часть:

Обоснование выбора темы:

  • ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;

  • личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме;

  • наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;

  • обзор имеющихся источников и литературы;

  • новые, современные подходы к решению проблемы.

Основная часть:

  • суть проблемы или изложение объективных сведений по теме;

  • собственные сведения, версии, оценки.

Заключение:

  • основные выводы;

  • практическое значение работы;

  • качественные показатели работы (или динамика результативности) в данном направлении на различных уровнях;

  • результаты и личная значимость проделанной работы;

  • перспективы продолжения работы над темой.








14


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее