Таланты создать нельзя, но можно
создать культуру, то есть почву, на
которой растут и процветают таланты.
Нейгауз
Вводная часть.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. Ещё в 2008 году Президент РФ Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию заявил о необходимости возрождения российской образовательной системы; одновременно с реализацией стандартов общего образования «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности»
Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины бывают открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа… Нужно очень постараться, чтоб не заметить очевидного — этот ребенок — талант. Таких детей очень мало. Гораздо больше детей одаренных, но их необходимо увидеть и воспитать. В связи с этим работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в нашей школе.
Прежде чем говорить об организации работы с одарёнными детьми мы должны знать: Что такое одарённость? Кто такой одарённый ребёнок? Как в современных условиях выявить и организовать работу с одарёнными детьми? Посмотрим в толковый словарь.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности — интеллектуальную. В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности — лидерскую. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
В предложенной классификации видов одаренности творческая одаренность, занимающая центральное место в широко распространенных теоретических подходах, не выделяется в качестве отдельного вида. Творчество определяется как развитие деятельности по инициативе самого ребенка, как «выход за пределы заданных требований», что обеспечивает создание подлинно творческого продукта.
Работа с одаренными детьми в нашей школе строится в рамках школьной программы «Одарённые дети». Цель программы: создать условия для выявления и развития одаренных учащихся через различные формы и методы работы в урочное и внеурочное время.
Работа по развитию одарённой личности будет успешной, если она будет иметь системный характер, объединять усилия всех заинтересованных сторон: школа, дети, родители.
Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательном учреждении имеет следующее содержание:
Выявление одаренных и талантливых детей
анализ особых успехов и достижений ученика;
создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
преемственность между дошкольным, начальным и основным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений.
Педагоги школы понимают, что с одаренным ребенком необходимо работать с раннего детства. Педагоги развивают и прослеживают творческую траекторию талантливого ребенка. В настоящее время в школе имеется банк данных о талантливых и одаренных детях. Все педагоги используют для этого педагогическую технологию «Портфолио» — это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика.
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальную и дополнительную работу;
включение в учебный план школы элективных курсов, факультативов (математика, биология, обществознание, информатика); внеурочной деятельности
формирование и развитие дополнительного образования;
организация научно-исследовательской деятельности;
организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
В нашем учреждении сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Система дополнительного образования школы позволяет развить интересы ребенка в различных областях. На протяжении многих лет на базе школы ведётся работа кружков дополнительного образования через ЦДТ г. Татарска: «Краеведение», «Шумовой оркестр». Со времени создания кружка «Краеведения» воспитанники участвуют в конкурсах районного и областного уровня «Отечество», «Моя малая Родина» и имеют результаты, активно ведут поисковую работу. В 2015 году «Бессмертный полк», текущем году эта работа посвящена «90 летию МБОУ Кочневской СОШ. Кружок «Шумовой оркестр», принимает активное и результативное участие в районных конкурсах, смотрах и концертах. Ни одно мероприятие в нашем селе не проходит без участия нашего коллектива. Как про КВН написать?
По сложившейся традиции на протяжении нескольких лет школа проводит акции не только школьного, но и на уровне района и области «Край кудрявых берёз», «Прилетайте птицы к нам» и др.
Уроки и секции, кружки и олимпиады, конкурсы и конференции, предметные недели, праздничные даты, акции – ко всему ребята подходят ответственно и с огоньком.
Жизнь в школе с последним звонком с седьмого урока не затихает, а бьет ключом. В спортивном зале дети занимаются в спортивной секции, в кабинетах учителя проводят предметные консультации, элективные курсы и факультативные занятия, в начальной школе дети посещают внеурочные занятия, из кабинета музыки доносятся звуки народных инструментов. Словом, каждый ребенок может в стенах школы найти себе занятие по душе и развивать свои способности. С успехом внедряются дистанционные конкурсы различного уровня, что нам жителям сельской местности очень удобно. С введением инновационных педагогических технологий и проектно-исследовательской деятельности обучающихся позволяет не только принимать участие, но и занимать призовые места в конкурсах интеллектуального и исследовательского направления.
МБОУ Кочневская СОШ выпустила 5 медалистов (2 золотых, 3 серебрянных)
Выпускники МБОУ Кочневской СОШ поступают в ВУЗы и СУЗы.
№ | Учебный год | Кол-во выпускников | ВВУЗ | ССУЗ |
1 | 2012-2013 | 6 | 2 | 4 |
2 | 2013-2014 | 3 | 3 | 0 |
3 | 2014-2015 | 4 | 1 | 2 1(служба в армии) |
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников:
тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
Поощрение одаренных детей:
публикация в школьной газете, на школьном сайте;
стенд «Гордость нашей школы»;
«День творчества» - подведение итогов за год;
размещение информации о достижениях детей на общешкольной линейке;
Работа с родителями одаренных детей:
совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне района и школы.
Работа с преподавателями:
обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми «Организация поисково-исследовательской, проектной деятельности в школе», «Обеспечение эмоционального положительного фона обучения»;
повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию;
создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика.
Взаимодействие школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности. Школа тесно взаимодействует с сельским клубом, молодёжным центром Татарского района, сельской библиотекой, ЦДТ г. Татарска. Совместно проводим праздники, концерты, дети участвуют в конкурсах и соревнованиях.
Педагоги МБОУ Кочневской СОШ создали особую развивающую среду, способствующую самореализации одарённых детей. Система по нравственному росту одарённых детей строилась на воспитании культуры мысли и слова, умении горячо радоваться за другого, любить его достоинства, ценить его успехи, таланты; создаётся на обучении приёмам выбора между добром и злом. Всё это помогло справиться с не менее важной задачей – сохранение духовного здоровья, духовной безопасности.
Результатами деятельности является повышение успешного участия учащихся в конкурсах разных уровней
Участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах
2014-2015 учебный год
№ п/п | Мероприятия (название конкурсов, акций, фестивалей и т.д.) | Уровень | Количество участников | Результаты |
1 | Предметные олимпиады Обществознание ОБЖ | районный | 6 |
1 место 4 место |
2 | Районный этап областного литературного конкурса «Души прекрасные порывы» | районный | 3 | участие |
3 | Фестиваль частушек | районный | 11 | Участие |
4 | Русский медвежонок | всероссийский | 16 | участие |
5 | Пегас | Всероссийский | 5 | Участие |
6 | Олимпус и(биология, география, русский язык) | Всероссийский | 24 | Участие |
7 | Олимпис | Всероссийский | 1 | Участие |
8 | Безопасный рунет | Областной |
| Участие |
9 | Краски осени | Областной | 4 | Участие |
10 | Сельская звёздочка | районный | 11 | 1 место |
11 | Конкурс « 100 – летие романса» | Районный | 11 | 1 место |
12 | Дистанционная школа по математике | областной | 12 |
|
13 | Всероссийская олимпиада «Весёлые числа» | Всероссийский | 11 | Дипломы 1 и 2 степени |
14 | Золотое руно | Международн\ый | 8 | Участие |
15 | Кенгуру | Международная | 12 | Участие |
16 | Конкурс Инфоурок» | Международная | 3 | Победители |
17 | Международный конкурс «Арифметические и логические головоломки» | Международная | 3 | Победители |
18 | «Конкурс «Салют Победы» | районный | 2 | 2 место |
19 | Конкурс сочинений о героях земляках Великой Отечественной войны в издательстве «Буква» | всероссийский | 1 | Участие |
20 | Районный конкурс «Моя маленькая Родина», посвящённый 90 летию Татарского района | районный | 1 | 1 место |
21 | «Мы родом из Сибири» | Районный | 14 | 1 место |
22 | Конкурс сочинений по произведениям о Великой Отечественной войне» | Всероссийский | 2 | Участие |
23 | Акция «Бессмертный полк» | Всероссийская | 68 | Участие |
24 | Акция «Урок Победы» | Всероссийская | 68 | Участие |
25 | Акция «Звезда Победы» | Областной | 63 | Участие |
26 | Районный этап Всероссийского детского экологического форума «Зелёная Планета – 2015 года» | Районный | 3 | 2 место, 3 место |
27 | Областной этап Всероссийского детского экологического форума «Зелёная Планета – 2015 года» | Областной | 3 | Участие |
28 | Конкурс детских рисунков «Страна безопасности» | Всероссийский | 7 | Участие |
29 | Снегири прилетели (КВН) | Районный | 5 | Дипломанты |
30 | Региональный этап Всероссийской акции « С любовью мы делами едины», посвящённой Году литературы | Всероссийский | 65 | Участие |
31 | Всероссийский экологический субботник «Зелёная весна» | Всероссийский | 57 | Участие |
32 | Библиотечные проекты | Районный | 1 | Участие |
33 | Международная патриотическая акция «Живые голоса войны» | Международный | 2 | Участие |
34 | Районный этап всероссийской акции «Живые голоса войны – 2015» | районный | 4 | Участие |
Участия обучающихся в спортивных соревнованиях.
№ п/п | Мероприятия (название конкурсов, акций, фестивалей и т.д.) | Уровень | Количество участников | Результаты |
| Зональные соревнования по мини футболу | районный | 7 | 1 место в зоне |
| Зональные соревнования баскебол | районный | 6 | 1 место в зоне |
| Теннис | зональные |
|
|
| Троеборье |
| 7 | 8 место |
| Шорт-Трек |
| 4 | 12 место |
| Лыжная эстафета |
| 9 |
|
| Лыжня России |
| 9 |
|
| Пионерская лыжня |
| 8 |
|
| Лёгкая атлетика |
|
| 1 место, |
В рамках реализации программы «Одарённые дети» повысился уровень участия в разных конкурсах в том числе дистанционных. В конце учебного года с точки зрения повышения социального статуса одаренных детей является Творческий отчёт учащихся, где получают поздравления победители олимпиад, конкурсов, соревнований, а наставники – педагоги и родители получают благодарности. Но наряду с положительными результатами есть проблемы. Это недостаточное количество призеров предметной олимпиады, участия в научно-практической конференции. Это те проблемы, над которыми школе предстоит работать в дальнейшем.
По диаграмме видно, что в основе деятельности ОУ, по вопросу развития одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.
В рамках реализации программы «Одарённые дети» повысился уровень участия в разных конкурсах в том числе дистанционных. В конце учебного года с точки зрения повышения социального статуса одаренных детей является Творческий отчёт учащихся, где получают поздравления победители олимпиад, конкурсов, соревнований, а наставники – педагоги и родители получают благодарности. Но наряду с положительными результатами есть проблемы. Это недостаточное количество призеров предметной олимпиады, участия в научно-практической конференции. Это те проблемы, над которыми школе предстоит работать в дальнейшем.
4.3.Возможная (примерная) структура работы.
Вводная часть:
Обоснование выбора темы:
ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;
личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме;
наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;
обзор имеющихся источников и литературы;
новые, современные подходы к решению проблемы.
Основная часть:
суть проблемы или изложение объективных сведений по теме;
собственные сведения, версии, оценки.
Заключение:
основные выводы;
практическое значение работы;
качественные показатели работы (или динамика результативности) в данном направлении на различных уровнях;
результаты и личная значимость проделанной работы;
перспективы продолжения работы над темой.
14