Особенности формирования здорового образа жизни
у детей младшего школьного возраста
Здоровый образ жизни определяют как активную деятельность личности, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
Характеризуя особенности формирования здорового образа жизни у младших школьников, необходимо обратить внимание на следующие показатели: степень мотивации младшего школьника как показатель сформированости его мотивов к осуществлению деятельности, направленной на достижение здорового образа жизни; степень осмысления знаний о здоровом образе жизни как теоретический показатель сформированности здорового образа жизни; степень развития умений и навыков здорового образа жизни как практический показатель реального поведения учащихся. Исходя из этого, выделяют пять типов личности младших школьников:
1) с преобладанием высокого уровня мотивации, средним уровнем знаний, умений и навыков здорового образа жизни;
2) со средним уровнем мотивации, знаний, умений и навыков здорового образа жизни;
3) со средним уровнем мотивации, знаний и низким уровнем умений и навыков;
4) со средним уровнем мотивации, низким уровнем знаний, умений и навыков здорового образа жизни;
5) с низким уровнем мотивации, со средним или низким уровнем знаний и низким уровнем умений и навыков здорового образа жизни.
Рассмотрим более подробно характеристики каждого из типов.
Мотивированный тип личности отличается высоким уровнем мотивации к здоровому образу жизни. У ребенка есть ориентация на высшую человеческую ценность – здоровье, отсюда и стремление его сохранить и укрепить. Уровень сформированности знаний и умений у этого типа детей характеризуется как средний. Однако при такой высокой мотивации есть возможность повысить общий уровень сформированности здорового образа жизни, что имеет существенное значение при дальнейших исследованиях данного типа детей. Пробелы в знаниях и умениях таких младших школьников объясняются недостатком воспитательной работы родителей и педагогов в этой области.
Базовый тип личности характеризуется необходимым объемом знаний, умений и навыков здорового образа жизни, средним уровнем мотивации. Дети этого типа имеют определенные положительные устремления к безопасному для здоровья поведению, знания, которые помогают регулировать умения и навыки. Главное в работе с этим типом младших школьников — не только сохранить имеющиеся мотивацию, знания и умения в этой области, но и повысить уровень сформированности здорового образа жизни.
Неорганизованный тип личности, основными чертами которого являются низкий уровень практических умений и навыков здорового образа жизни при имеющемся определенном запасе знаний в этой области, а также наличие доминирующей мотивации к здоровому образу жизни. Дети этого типа не могут реализовать уже имеющиеся мотивацию и знания по здоровому образу жизни в силу отсутствия жизненного опыта, который впоследствии может быть компенсирован воспитательной работой учителей и родителей. Главное в работе с такими детьми — совершенствовать знания, доводить до высокого уровня осознание мотивов безопасного для здоровья поведения, формировать умения и навыки здорового образа жизни.
Общекультурный тип личности отличается средним уровнем мотивации учащихся, низким уровнем сформированности знаний и умений здорового образа жизни или отсутствием таковых. Понимание необходимости вести здорового образа жизни происходит только на уровне представлений у младшего школьника. Однако есть возможность повлиять на такого учащегося: совершенствовать мотивацию поведения ребенка, направленную на сохранение, укрепление здоровья и повышение уровня знаний, умений и навыков в этом направлении.
Недостаточный тип личности характеризуется низким уровнем мотивации, знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Здесь требуется серьезная работа с родителями, педагогами. В эту группу входят учащиеся, которые имеют средний уровень знаний. Однако без мотивации к сохранению здоровья, тех внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем развития знаний и умений и навыков, которые побуждают ребенка к работе над собой, нельзя повысить уровень сформированости самого здорового образа жизни. Необходимо формировать мотивационную направленность, которая в дальнейшем должна стать доминирующей, определяющей поведение младших школьников, их стремление вести здорового образа жизни.
Согласно исследованиям, для большинства младших школьников характерен средний и низкий уровень мотивации, низкий уровень сформированности знаний и умений здорового образа жизни или отсутствием таковых. Это свидетельствует о необходимости целенаправленной работы по формированию здорового образа жизни.
Главными направлениями работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников являются общегигиеническое, физкультурно-оздоровительное, реабилитационно-профилактическое, экологическое и культурно-просветительное.
Задача формирования здорового образа жизни у младших школьников реализуется через обучение на 4-х уровнях:
«представленческий» — ребенок получает информацию, зачем нужно выполнить тот или иной раздел программы здорового образа жизни;
«отношенческий» — учитель заинтересовывает младшего школьника в необходимости учиться сохранять здоровье, формирует ответственное отношение к нему;
«деятельный» — учащийся учится правильно выполнять действия по сохранению здоровья;
«потребностный» — учитель вырабатывает у школьника необходимость в разнообразных ежедневных делах по укреплению здоровья, систематической самооценке.
Работа по формированию здорового образа жизни учащихся начальных классов проводится в учебное и внеучебное время. Ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья младших школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и педагогов.
Таким образом, формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в закреплении здоровья младших школьников через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с адаптацией к учебным нагрузкам.
Список использованных источников
Андронович, А. Здоровье – это здорово! / А. Андронович // Здаровы лад жыцця. – 2009. – № 6. – С. 33-47.
Аранская, О.С. Использование игровых технологий в формировании культуры здорового образа жизни / О.С. Аранская // Праблемы выхавання. – 2003. – № 1. – С. 31-43.
Березина, В.А. Формирование основ культуры здорового образа жизни в системе образования / В. А. Березина // Воспитание школьников. – 2015. – № 5. – С. 70-74.
Бунтовская, Т. М. Формирование у школьников культуры здорового образа жизни / Т. М. Бунтовская // Актуальные проблемы морального здоровья нации : Материалы респ. науч.-практ. семинара (22 дек. 2005 г., г. Минск) / науч. ред. В. Н. Ивченко. – Мінск, 2006. – С. 79-81.
Ванчук, С.И. Формирование здорового образа жизни младших школьников / С. И. Ванчук. – 2-е изд. – Мозырь : Содействие, 2009. – 52 с.
Кулагина, Л. И. Процесс адаптации к школе в контексте здорового образа жизни / Л. И. Кулагина // Начальная школа. – 2013. – № 5. – С. 47-49.
Кулаковский, О.А. Формирование культуры здорового образа жизни / О.А. Кулаковский // Адукацыя і выхаванне. − 2004. − № 8. − С. 53-58.
Лебедева, Н. Т. Формирование здорового образа жизни младших школьников : пособие для учителей начальных классов, воспитателей / Н.Т.Лебедева. – Минск : ИВЦ Минфина, 2005. – 111 с.
Самусева, Н.В. Здоровый образ жизни как взаимосвязь физического, психического и социального здоровья / Н.В. Самусева // Адукацыя i выхаванне. – № 9, 2007. – 44 с.
Стасевич, Г.С. Формирование здорового образа жизни детей и подростков / Г.С. Стасевич // Здаровы лад жыцця. – 2003. – № 9. – С. 44-46.
Тихонов, Ю. О формировании здорового образа жизни / Ю. Тихонов, П. Боровик // Здоровье и успех. – 2008. – № 11. – С. 19.
Щербинина, В.П. Формирование здорового образа жизни школьников / В.П. Щербина // Здаровы лад жыцця. – 2003. – № 6. – С. 16-18.
2