ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Кирилова Ю.А., преподаватель
ГАПОУ АО«Астраханский социально-педагогический колледж»
г.Астрахань
Воспитательно-образовательная работа с детьми раннего возраста имеет свои специфические особенности. Педагогический процесс должен гибко учитывать быстрое физическое и психическое развитие малыша. Это значит, что «дидактические цели, методы и приёмы должны соответствовать возрастным микропериодам и быть ориентированными на зону ближайшего развития» (Л С. Выготский). Экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс: в повседневной жизни и на занятиях, через процесс предметной деятельности, которая является основой для ознакомления с окружающим миром, которая формирует познавательную активность маленьких детей. Помимо чисто практического значения знакомство с окружающим миром очень важно для общего развития, особенно для умственного воспитания: совершенствуются восприятия, ребенок учится смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать качество материала. Постепенно формируются наглядные представления, возникают первые обобщения. Знакомство с окружающей средой зарождает любознательность, развивает сообразительность. Перед ребенком раскрывается разнообразие форм, красок, звуков, красота природы, окружающей жизни. На прогулках дети получают множество впечатлений о природе: состоянии погоды, небе, солнце, растениях, животных. Чтобы расширить круг элементарных представлений о природе у ребенка, в раннем детстве необходимо применять обучающее воздействие, систематизировано знакомить малышей с доступными и полезными для их развития предметами и явлениями. Знакомить необходимо организованно и целенаправленно, использовать разнообразные формы и методы. Это специальные дидактические игры, игровые упражнения, коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения, занятия и, конечно, наблюдения. Наблюдение - это самый эффективный способ ознакомления малышей с природой. У детей раннего возраста наблюдения продолжаются несколько коротких минут, носят эпизодический характер, но и эти несколько минут помогают расширять кругозор, формировать определенные знания, получать новые сведения об окружающем. Важно, чтобы эти сведения дети получали в некой последовательности (от простого к сложному). Мышление малышей очень конкретно, наглядно-действенно, поэтому важно, чтобы дети по возможности знакомились с предметами в натуре, в жизненной ситуации. Чтобы представления детей становились всё более отчётливыми, и сведения удерживались бы прочно, необходимо их многократно закреплять. Невозможно не использовать при этом стишки, потешки, песенки. Их ласковые, напевные слова радуют детей, делают моменты наблюдений яркими, эмоциональными. Особенно много радости доставляют малышам игры, сопровождающиеся имитацией движений, голосов птиц и животных. Ребёнок вслушивается в звуки речи, улавливает ритм отдельных звукосочетаний, это побуждает его произносить повторные слова-слоги, тем самым происходит развитие у него активной речи. При восприятии художественного произведения у малыша развивается воображение. Чтобы произведения воспринимались ребёнком с интересом, и их эстетическое воздействие было максимальным, необходимо пользоваться разнообразными выразительными средствами художественного чтения: интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно проявлять чувство меры.
Игры-наблюдения с детьми раннего возраста различны по тематике, но все они сводятся к следующим задачам:
формировать у детей элементарные представления о живой и неживой природе;
способствовать установлению первых контактов с окружающим миром;
использовать русский фольклор для развития слухового восприятия материала;
развивать зрительные и слуховые ориентировочные реакции, их взаимодействие;
совершенствовать мелкую моторику пальцев обеих рук;
развивать двигательную активность детей, учить умению «играть рядом»;
воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, способствовать развитию навыка сотрудничества;
обогащать новыми словами пассивный словарь детей, поощрять речевую активность (гуление, лепет) в ответ на наблюдаемое;
поддерживать эмоционально-радостное настроение от общения с природой;
формировать элементарные навыки выполнения трудовых действий, совместных с взрослым.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение, это особенно важно для малышей. Желательно во всех группах организовать небольшие уголки природы, на участке можно создать специальную площадку природы, экологическую тропу.
Эффективность решения задач экологического воспитания способствует освоению систематизированных знаний о природе, формирует основы экологического мышления, обеспечивает умственное развитие и способствует формированию у малышей знаний об окружающем мире.
Литература
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1988.
Григорьева. Г. Г. Кочетова. Н.П. Груба. Г.В. Играем с малышами. - М.: Просвещение, 2005.
Коробова М.В. Белоусова.Р.Ю. Кроха. Малыш в природе. - М., Просвещение, 2006.
Лучич. М. В. Детям о природе. - М.: Просвещение, 1989.
Сизенко-Казанец. З.Д. Природа и дети. - М.: Просвещение, 1986.
Соламенникова В.А. занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детсада. – М.:Мозаика – Синтез, 2007.