«Осенний фестиваль знаний 2024»

Особенности экологического воспитания детей раннего возраста

Статья о особенностях экологического воспитания детей раннего возраста

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Кирилова Ю.А., преподаватель

ГАПОУ АО«Астраханский социально-педагогический колледж»

г.Астрахань


Воспитательно-образовательная работа с детьми раннего возраста имеет свои специфические особенности. Педагогический процесс должен гибко учиты­вать быстрое физическое и психическое развитие малыша. Это значит, что «дидактические цели, методы и приёмы должны соответствовать возраст­ным микропериодам и быть ориентированными на зону ближайшего раз­вития» (Л С. Выготский). Экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс: в повседневной жизни и на занятиях, через процесс предметной деятельности, которая является основой для ознакомления с окружающим миром, которая формирует познавательную активность маленьких детей. Помимо чисто практического значения знакомство с окружающим миром очень важно для общего развития, особенно для умственного воспитания: совершенствуются восприятия, ребенок учится смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать качество материала. Постепенно формируются наглядные представления, возникают первые обобщения. Знакомство с окружающей средой зарождает любознательность, развивает сообразительность. Перед ребенком раскрывается разнообразие форм, красок, звуков, красота природы, окружающей жиз­ни. На прогулках дети получают множество впечатлений о природе: состо­янии погоды, небе, солнце, растениях, животных. Чтобы расширить круг элементарных представлений о природе у ребенка, в раннем детстве необ­ходимо применять обучающее воздействие, систематизировано знакомить малышей с доступными и полезными для их развития предметами и явле­ниями. Знакомить необходимо организованно и целенаправленно, исполь­зовать разнообразные формы и методы. Это специальные дидактические игры, игровые упражнения, коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения, занятия и, конечно, на­блюдения. Наблюдение - это самый эффективный способ ознакомления малышей с природой. У детей раннего возраста наблюдения продолжаются несколько коротких минут, носят эпизодический характер, но и эти несколь­ко минут помогают расширять кругозор, формировать определенные знания, получать новые сведения об окружающем. Важно, чтобы эти сведения дети получали в некой последовательности (от простого к сложному). Мыш­ление малышей очень конкретно, наглядно-действенно, поэтому важно, чтобы дети по возможности знакомились с предметами в натуре, в жизненной си­туации. Чтобы представления детей становились всё более отчётливыми, и сведения удерживались бы прочно, необходимо их многократно закреплять. Невозможно не использовать при этом стишки, потешки, песен­ки. Их ласковые, напевные слова радуют детей, делают момен­ты наблюдений яркими, эмоциональными. Особенно много радости достав­ляют малышам игры, сопровождающиеся имитацией движений, голосов птиц и животных. Ребёнок вслушивается в звуки речи, улавливает ритм отдельных звукосочетаний, это побуждает его произносить повторные сло­ва-слоги, тем самым происходит развитие у него активной речи. При вос­приятии художественного произведения у малыша развивается воображе­ние. Чтобы произведения воспринимались ребёнком с интересом, и их эсте­тическое воздействие было максимальным, необходимо пользоваться раз­нообразными выразительными средствами художественного чтения: инто­нацией, мимикой, жестами, но при этом нужно проявлять чувство меры.

Игры-наблюдения с детьми раннего возраста различны по тематике, но все они сводятся к следующим задачам:

  • формировать у детей элементарные представления о живой и неживой природе;

  • способствовать установлению первых контактов с окружающим миром;

  • использовать русский фольклор для развития слухового восприятия материала;

  • развивать зрительные и слуховые ориентировочные реакции, их взаимодействие;

  • совершенствовать мелкую моторику пальцев обеих рук;

  • развивать двигательную активность детей, учить умению «играть рядом»;

  • воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, способствовать развитию навыка сотрудничества;

  • обогащать новыми словами пассивный словарь детей, поощрять речевую активность (гуление, лепет) в ответ на наблюдаемое;

  • поддерживать эмоционально-радостное настроение от общения с природой;

  • формировать элементарные навыки выполнения трудовых действий, совместных с взрослым.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение, это особенно важно для малышей. Желательно во всех группах организовать небольшие уголки природы, на участке можно создать специ­альную площадку природы, экологическую тропу.

Эффективность решения задач экологического воспитания способствует освоению систематизированных знаний о природе, формирует основы экологического мышления, обеспечивает умственное развитие и способ­ствует формированию у малышей знаний об окружающем мире.

Литература

      1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1988.

      2. Григорьева. Г. Г. Кочетова. Н.П. Груба. Г.В. Играем с малышами. - М.: Просвеще­ние, 2005.

      3. Коробова М.В. Белоусова.Р.Ю. Кроха. Малыш в природе. - М., Просвещение, 2006.

      4. Лучич. М. В. Детям о природе. - М.: Просвещение, 1989.

      5. Сизенко-Казанец. З.Д. Природа и дети. - М.: Просвещение, 1986.

      6. Соламенникова В.А. занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детсада. – М.:Мозаика – Синтез, 2007.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее