«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Основные направления организации работы педагога с родителями

Родители были, есть и будут для школьников наиболее значимыми лицами, обладающими обширным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребенка.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Основные направления организации работы педагога с родителями


Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Результаты проведенных исследований убеждают в том, что родители были, есть и будут для школьников наиболее значимыми лицами, обладающими обширным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребенка.

Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю и чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Антон Семенович Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего- люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Взаимоотношения родителя и педагога важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.

Одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

Сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось сотрудничать с педагогом? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.

Положительный результат зависит от контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.

В создании и развитии доверительных взаимоотношений между школой и семьей, безусловно, ведущая роль принадлежит педагогу. Педагог - «рулевой», «навигатор», организатор и вдохновитель взаимодействия школы и родителей. В этой связи он должен рассматривать процесс взаимодействия со стороны школы, педагогов, как оказание адресной помощи конкретной семье. В работе с семьями обучающихся можно выделить различные направления деятельности педагога.
  1. Образовательная – обучение выполнению родительских функций, оказание помощи в воспитании детей, привитие педагогических навыков.

  2. Психологическая – психологическая поддержка семьи (молодые семьи, семьи с детьми-инвалидами).

  3. Коррекционная – устранение недостатков семейного воспитания, оказание экстренной педагогической помощи.

  4. Посредническая:

  • организация (организация отдыха)

  • координация (упорядочивание действий и деятельности с проблемными семьями)

  • информирование (предоставление информации по медицинским, педагогическим, юридическим, социальным вопросам).

Основная цель работы педагога – квалифицированная помощь, повышение педагогической компетенции родителей, их ответственности.

Основная задача педагога – обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

 Пути реализации взаимодействия педагога и семьи являются:

  • Изучение семьи как социокультурной среды воспитания и развития ребенка. 

  • Систематическая работа школы с семьей через различные формы взаимодействия: собрания, конференции, консультации и т. д.

  • Взаимодействие с семьей через государственные, негосударственные, общественные и частные структуры, объединения, организации, производственные коллективы и предприятия различного характера, направленности, уровня и статуса.

  • Сотрудничество школы и семьи через средства массовой информации, коммуникации (телевидение, радио, печать); компьютерные средства. Взаимосвязь через медико-социально-психологические службы, центры, объединения, ассоциации. Сотрудничество, взаимодействие школы с родителями через общение с ребенком. 

Организуя работу с семьей вне зависимости от ее типа, педагогу необходимо учитывать следующее:

  • Постоянно и всесторонне изучать и знать семьи обучающихся.

  • Любовь и уважение родителей завоевывать прежде всего своей добросовестной работой, чутким отношением к обучающимся. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество.

  • Обладать высоко развитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей, за их здоровье и жизнь.

  • В общении с родителями следует избегать назидательного тона, нравоучений, замечаний. Это раздражает родителей, восстанавливает их против вмешательства, как им кажется, в их личные дела.

  • В работе с родителями нужно учитывать, что большинство из них знают о своих обязанностях, стремятся выполнить их, но не всегда умеют сделать это правильно. От того, как будет обращено слово педагога, каким тоном, при каких обстоятельствах оно будет сказано, часто зависит результат.

  • Быть советчиком, другом, доверенным лицом каждой семьи, хранить известные ему семейные тайны. Давая совет, стремясь, если это возможно, внести коррективы в воспитательные отношения родителей и ребенка, помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать и нанести труднопоправимый вред.

  • Всегда помнить о ранимости родительских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в учебе, развитии и поведении ребенка или тем более публичными отрицательными высказываниями о детях.

  • Уметь показать детям положительные качества их родителей и, опираясь на это, способствовать повышению их авторитета.

  • Считаться с мнениями родителей о своей деятельности, воспринимать их критику в свой адрес, не забывая при этом, что самокритичность педагога поднимает его авторитет в глазах родителей.

  • Взаимоотношения с родителями необходимо строить как равный с равным, коллега с коллегой, как равно заинтересованные союзники. «Давайте посоветуемся», «А как думаете Вы?» - основной тон в общении с родителями.

  • Обдумывая пути и формы общения с родителями своих учеников, помнить о том, что ни в коем случае нельзя идти на поводу у родителей.

  • Не надо бояться делать в нужных случаях замечания. Нужно категорически предъявлять те или иные требования, добиваться выполнения Ваших рекомендаций по воспитанию ребенка.

Стоит отметить, что мало результативно руководствоваться лишь установкой на пропаганду и просвещение родителей. От такого «монологизма» родитель «убегает» уже которое десятилетие, не желая быть исполнителем воли другого. Фиксация на «воспитании» у родителей уважения к труду педагога сводит к нулю дифференцированную психолого-педагогическую поддержку родителей с учетом специфики семейного воспитания. Серьезной преградой в развитии отношений диалога выступает рационализм общения. Он проявляется в чрезмерном обращении педагога к чувству родительского долга, его рассудку в ущерб прямым обращениям к чувствам и переживаниям матери или отца. Этот стиль общения «оживает» всякий раз, когда педагог погружается в роли «информатора», «учителя», «наставника», «критика» и т.п. Те педагоги, которые предпочитают оставаться в границах жесткой роли, «привыкают» ощущать себя несвободными и не дают свободы другому, беря на себя функции контролировать, направлять, ограничивать, оценивать, навязывать. Опыт показывает, что в таких ролях они мало привлекательны родителям как партнеры по общению.

Проведем небольшое тестирование. Его цель: соотнести опыт сотрудничества педагога с семьями обучающихся с нижеследующими суждениями, дав им собственную оценку. Предлагаем перечень суждений, на каждое из которых надо выбрать ответ: «да», «нет», «трудно сказать».

  • Каждая из сотрудничающих сторон самоценна: никто не главнее и не лучше, вклад каждой стороны в развитие и социализацию ребенка уникален.

  • Педагогический коллектив несет ответственность за обеспечение в глазах родителей высокого профессионального уровня воспитания и образования детей в соответствии с требованиями общеобразовательной программы.

  • В оказании комплексной психолого-педагогической и социально-педагогической помощи семьям все специалисты учреждения интегрируют свои профессиональные усилия без дублирования друг друга.

  • Педагоги в содержании общения с родителями ориентируются на структуру и типологию конкретных семей воспитанников.

  • Все специалисты учреждения образования учитывают в общении с родителями индивидуальные особенности и потребности как самого ребенка, так и его родителей.

  • Все педагоги выстраивают взаимоотношения с родителями на основе диалога, открытости и конфиденциальности, используют конвенциональный (деловой) стиль общения (на основе договоров) в сочетании с личностным стилем, в рамках которого не запрещается говорить, что видишь, чувствуешь, о чем думаешь.

  • Общаясь с детьми, родителями и друг с другом, педагоги владеют культурой выражения собственных мыслей, чувств и желаний с учетом принципа: «в конфликте не прав тот, кто умнее»; при этом они активно используют язык принятия, поддержки и соучастия (контакт глазами, активное слушание, уместный комплимент, улыбка и пр.), дают понять, что внимательно слушают и слышат другого.

  • Родителям предоставляется право быть в полной мере информированными о жизни и деятельности ребенка в школе, успешности его роста и развития.

  • Всеми педагогами и специалистами учреждения образования используются разнообразные, эмоционально насыщенные способы вовлечения родителей в школьную жизнь с целью обогащения воспитательного опыта матерей и отцов.

  • Педагогический коллектив проявляет поддержку общественной активности родителей и готовность всегда откликнуться на любые инициативные действия семьи.

  • Работники школы постоянно поддерживают связи с другими социальными институтами образования и воспитания (детская поликлиника, музыкальная школа, стадион, музей, районная библиотека и др.), а также с представителями территориальных служб социальной помощи семье и ребенку.

Если на большинство суждений Вы ответили утвердительно, значит, направления взаимодействия с семьями обучающихся Вами выбраны верно.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее