«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Организация работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время

Проблема работы с одарѐнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной, оригинально мыслящей личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Различают разные группы одаренных детей. К одной из них относят детей с чрезвычайно ускоренным умственным развитием. Они обычно обучаются в специальных школах и интернатах. К другой группе можно отнести детей с очень высоким специализированным уровнем способностей, например музыкальных или математических. Такие дети обучаются в специализированных школах, и для обычной школы работа с ними также не является остро актуальной. К третьей группе относятся достаточно многочисленные дети из обычной школы, но отличающиеся от остальных особой предрасположенностью к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью, высоким уровнем социальной культуры. Таких детей отличает исключительная успешность обучения.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иванковская средняя школа Фурмановского района











ОПЫТ РАБОТЫ











Автор работы учитель информатик

МОУ Иванковской СШ

Нестерова Анна Павловна



Ц итаты об одаренности, таланте, творчестве


*Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться. А. Бебель

*…Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий. Ф. Бэкон

*Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное самосовершенствование. В.В. Стасов

*Талант – это развитие природных склонностей. О. Бальзак

*Ум так относится к таланту, как целое к частному. Ж. Лабрюйер

*В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком. А. Бебель

*По-моему, талант – это прежде всего ответственность. П.Л. Проскурин

*Я вообще не верю в одну единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески Ф.И. Шаляпин

*Гений – один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота. Т. Эдисон

*Талант в мужчине то же, что красота в женщине – всего лишь обещание. Для того, чтобы быть подлинно великим, его сердце и характер должны быть равны его таланту. О. Бальзак

*Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности. Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности. В.А. Сухомлинский

*Сердце – вот истинный рычаг всего великого. Л. Бетховен

*Что остается надолго, то рождается от цельной личности в муках и радостях, совершенно так же, как в природе рождается жизнь. М.М. Пришвин

*Два качества необходимы художнику: чувство нравственности и чувство перспективы. Д. Дидро

* Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу. Труд, его упорядоченность и заложенное в нем смирение образуют, таким образом, основу свободного творчества… А. Камю

*Где нет простора для проявления способности, там нет и способности. Л. Фейербах

*Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития. Г.В. Плеханов

*Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия. В.Г. Белинский

Из опыта работы

Проблема работы с одарѐнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной, оригинально мыслящей личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Различают разные группы одаренных детей. К одной из них относят детей с чрезвычайно ускоренным умственным развитием. Они обычно обучаются в специальных школах и интернатах. К другой группе можно отнести детей с очень высоким специализированным уровнем способностей, например музыкальных или математических. Такие дети обучаются в специализированных школах, и для обычной школы работа с ними также не является остро актуальной. К третьей группе относятся достаточно многочисленные дети из обычной школы, но отличающиеся от остальных особой предрасположенностью к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью, высоким уровнем социальной культуры. Таких детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Основная задача учителя – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе способности в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми. Как и многие учителя, я заинтересована в развитии одаренных детей на своих уроках.

Система моей работы с одаренными детьми состоит из следующих блоков:











Психологический блок (компонент)

Предметно-педагогический блок (компонент)



Изучение психологических особенностей одаренных детей

Знакомство с методическими приемами, эффективных при работе с одаренными детьми.



Визуально-вербальный анализ признаков одаренности



Прямая соединительная линия 36 Прямая соединительная линия 37 Прямая соединительная линия 38 Прямая соединительная линия 40

Совершенствование предметной подготовки по информатике



Вовлечение талантливых детей во внеурочную работу, олимпиадное движение

- нетрадиционные уроки

- творческие задания

- интегрированные уроки

-нестандартные задания

- уроки с практической направленностью

-ИОМ





-исследовательские работы

- проектно-исследовательская деятельность

- участие в конкурсах, викторинах

-участие в олимпиадах предметной направленности





Прямая соединительная линия 46 Прямая соединительная линия 47 Прямая соединительная линия 48 Прямая соединительная линия 49 Прямая соединительная линия 50

Прямая соединительная линия 35







- увлеченность предметом

- быстрое освоение деятельности

- индивидуальный стиль деятельности

- выдвижение новых целей

- повышенная познавательная потребность











Диагностика одаренности



«Диагностика детской одаренности» (А.Матюшкин)

«Тип мышления» (Г.Резапкина)

«Оценка уровня школьной мотивации» (Н.Г.Лусканова)



Прямая соединительная линия 39 Прямая соединительная линия 41







Выявить одаренных детей не сложно, они имеют ряд особенностей: быстро усваивают материал, любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью, проявляют интерес учащихся к предмету. После выявления таких учащихся, я условно делю их на две группы: творческие личности и интеллектуалы. Учащиеся с творческой одаренностью хорошо рисуют, у них развиты художественно-эстетические способности, они способны к самостоятельной исследовательской деятельности, поиску нестандартных подходов к решению задачи. Таких учащихся я привлекаю к посещению элективных курсов и занятиям в рамках дополнительного образования «Компьютерный дизайнер», «Компьютерная графика», «Алгоритмика», «Промышленный дизайн.Робо».

На уроках и во внеурочной деятельности для развития творческих способностей учащихся я стараюсь построить учебную деятельность так, чтобы ребѐнок мог максимально самореализоваться. Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя - научить учиться. В. А. Сухомлинский писал «Ученик, который добывает знания, прилагая собственные усилия, во-первых, получает большое моральное удовлетворение, во-вторых, никогда не отступает перед трудностями». Например, на уроках графики я показываю учащимся интерактивный онлайн-плакат, они удивляются и спрашивают «Как это сделать?». Затем ребята либо сами доходят до истины, либо просят объяснить технологию создания данного плаката, с удовольствием «поглощая знания». После нескольких практических заданий даю им творческие работы. Такие учащиеся берутся за любую интересную им работу: создание необычных коллажей, красочных открыток, интересных презентаций, полезных web-сайтов, исследовательские проекты, флэш-ролики, видеоролики для школьных новостей. Причем, информацию чаще всего они ищут сами, обрабатывают еѐ, придумывают в каком виде удобно еѐ представить. Здесь главное для учителя понять задумку ребенка и направить его на путь успешной реализации проекта. Учителю в данном случае принадлежит руководящая роль. Задания необходимо предлагать с нарастающей степенью трудности и самостоятельности. По каждому виду работы давать краткие указания, постепенно расширяя и углубляя знания ребят о рациональных приемах создания проекта. Такие учащиеся ежегодно участвуют в муниципальных, региональных конкурсах со своими проектами, например, «Жемчужины малой родины», «Информационные технологии в профессиях», «Технологии будущего». Часто помогают в проведении и сами участвуют в творческом фестивале «Точка прорыва».

Интеллектуалы имеют более высокие по сравнению с большинством ребят умственные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления. Им свойственно быстрое усвоение материала, пропадание интереса при решении однотипных базовых задач. Они имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда, стремятся к решению сложных задач, требующих нестандартного мышления. Такие способности ребят необходимо развивать на каждом уроке.

В своей практике я использую «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. «Горизонтальное» означает расширение изучаемой области, а «вертикальное» - более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области предмета.

На каждом уроке после объяснения нового материала я даю учащимся задания разных типов:

1) задания рецептивного характера, направленные на усвоение знаний, отработку базовых алгоритмов, например, в теме «Системы счисления» задание «Сколько единиц в двоичной записи числа 195»;

2) задания репродуктивного характера, направленные на применение знаний, по образцу, в знакомой ситуации, например, «В системе счисления с некоторым основанием число десятичное 25 записывается как 100. Найдите это основание»;

3) задания творческого характера, направленные на применение знаний в незнакомых ситуациях; например, «Некоторое натуральное число, записанное в системе счисления с основанием x, является трехзначным: abcx. В конец этого числа дописали его цифры в том же порядке. Получилось шестизначное число abcabcx. Оказалось, что новое число в шестьдесят пять раз больше исходного. Определите основание системы счисления x. В ответе укажите целое число».

На уроках использую дифференцированный подход. Пока с остальными ребятами отрабатываем базовые навыки и умения - сильным предлагаю задачи олимпиадного уровня. Сначала даю возможность самому найти решение, и если это выполнить не удается, то показываю краткий алгоритм решения задачи. Таких задач в моей копилке достаточно много по всем темам курса информатики: «Информация», «Системы счисления», «Логика», «Электронные таблицы», «Базы данных», «Коммуникационные технологии». Обычно все способные учащиеся выполняют такие задания. С другой стороны – такая тема как «Алгоритмизация и программирование» очень редко легко дается ученику. А Всероссийская олимпиада по информатике проводится на знание именно этой темы. Специально для изучения этой темы я разработала индивидуальный образовательный маршрут , который состоит из 34 уроков, начиная с самых азов. ИОМ содержит основной лекционный материал, разбор задач, простых упражнений для закрепления изученного, дифференцированных лабораторнопрактических работ, дополнительных заданий повышенной трудности, а также домашних заданий. С помощью ИОМа легко вести уроки по программированию, а самое главное, легко организовать самостоятельное обучение одаренного ребенка в своем индивидуальном режиме.

После изучения основных тем по программированию таких учащихся начинаю включать в решение олимпиадных задач. Причем основная работа приходится на внеурочное время. Только индивидуально, зная особенности и способности каждого ребенка, постоянно направляя его в нужное русло, можно добиться хороших результатов. Здесь главное не бежать вперед, нельзя давать новый материал, не добившись усвоение и понимание прошлого. Такие учащиеся постоянно участвуют во всероссийской олимпиаде школьников по программированию, часто оказываются призерами или победителями муниципального уровня, показывают хорошие результаты на региональном уровне. Олимпиады способствуют становлению и развитию образовательных потребностей личности, развитию интеллектуальной одаренности, творческого и нестандартного мышления.









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее