Организация работы по сопровождению детей с ОВЗ в СОШ №6.
Идея сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья впервые прозвучала в конце 20 века в изданиях школы практической психологии Санкт-Петербурга. Главный идеолог службы сопровождения доктор педагогических наук Е.И. Казакова обозначает сопровождение как "особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития", особенность которого в том, "чтобы научить (ребенка) решать свои проблемы самостоятельно".
Современная система специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность.
В связи с этим сопровождение детей с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям. Организация взаимодействия различных специалистов в условиях образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка.
Обнаружение у ребенка дефекта развития почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Не все родители это воспринимают адекватно, продолжают детей водить в общеобразовательные классы. Это их право. Они не могут смириться с заключением специалистов. Тем самым они наносят психологическую травму своим детям. У таких детей понижается самооценка, они не хотят ходить в школу, чувствуют себя не такими как все. Чем больше продолжается это непонимание, тем глубже наносится травма детям. Для обеспечения конструктивного взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать различные формы работы — как групповые, так и индивидуальные. Целью подобной работы должно стать формирование у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья адекватного образа собственного ребенка и реальных представлений о возможностях развития его профессиональной карьеры. Кроме того, необходимо проводить формирование у родителей детей с ограничениями по состоянию здоровья адекватных представлений о возможностях их собственного вклада в профессиональное обучение их детей.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания. Группы школьников в нашей школе не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие); дети с нарушениями зрения (слабовидящие); дети с нарушением речи; дети с задержкой психического развития; дети с умственной отсталостью; дети с расстройством аутистического спектора. К сожалению детей таких становится больше. Для таких детей предусматривается работа с тьютором. Тьютор – не няня. Тьютор – педагог, сопровождающий образовательную деятельность ученика.
Принципы работы тьютора:
• Предоставлять инициативу ребёнку.
• Помогать только тогда, когда понятно, что ребёнок не справится или не имеет пока нужного опыта.
• Давать время.
• Уметь видеть, слышать и чувствовать «за двоих»: за «обычного» и за «особого» . Кроме того большинство из этих детей-гиперактивные. По другому мы их называем-непоседы.(Можно сказать про мультфильм)
На основе выявленных особенностей развития и особых потребностей детей с ОВЗ составляется индивидуальный образовательный маршрут. Для обеспечения эффективности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо тесное взаимодействие педагогов и специалистов службы сопровождения: педагога-психолога(Дергилева Т.В.), учителя-логопеда(Силитовская Н.Г.,и Антипина Т.С.) и учителя-дефектолога(Евстафьева О.В.), социального педагога(Курикова А.Д.),. Данные сотрудники обеспечивают проведение психологической, педагогической, социальной коррекции. К сожалению в нашей школе нет медицинского работника и это ,конечно ,создает большие проблемы. Данные специалисты проводят огромную работу, но их на такую школу не хватает. В данных специалистах нуждаются также и дети, которые обучаются и в общеобразовательных классах.
Деятельность специалистов службы психолого-педагогического сопровождения должна иметь командный стиль взаимодействия.
Можно определить следующие основные задачи психолого- -педагогического сопровождения:
1. Проведение комплексного психолого-педагогического обследования каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях определения соматического, социального, психологического и образовательного статуса и содержания коррекционно-педагогической помощи для осуществления обучения.
2. Разработка и реализация индивидуальных коррекционно-образовательных программ психолого-педагогического сопровождения обучающихся с психофизическими нарушениями, направленных на их оздоровление, развитие, обучение, воспитание и раскрытие личностного потенциала.
3. Оказание консультативной помощи родителям, учителям общеобразовательных классов в вопросах развития, воспитания и содействия социально-педагогической интеграции детей с отклонениями в развитии.
Проводятся как групповые, так и индивидуальные занятия.
.1 Психологическое направление ведет педагог-психолог. Она проводит обследование детей, изучает познавательную и личностную сферы, участвует в разработке и составлении индивидуальных коррекционно-образовательных программ обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи и образовательного учреждения; занимается индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работой; осуществляет динамическое психолого-педагогическое изучение ребенка; консультирует родителей, педагогов, а также всех лиц, заинтересованных в процессе обучения, воспитания и последующей социализации детей с отклонениями в развитии.
2.Логопедическое направление обеспечивает учитель-логопед, чья деятельность направлена на устранение речевых нарушений у ребенка с особенностями психофизического развития и совершенствование его речевой и коммуникативной деятельности.
В обязанности учителя-логопеда входит проведение диагностики речевого развития обучающихся; формирование банка коррекционных и диагностических методик; осуществление плановой коррекционной работы с целью создания ситуации успеха в освоении программного материала по русскому языку, чтению и развитию речи; преодоление имеющихся речевых нарушений; участие в разработке и реализации индивидуальных коррекционных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, направленных на обеспечение полноценного включения в учебную деятельность; проведение консультативной и просветительской работы в пределах своей компетенции; отслеживание речевого развития учащихся. Учитель-логопед проводит групповые, подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия.
3. Социально-педагогическое направление. Специфика деятельности социального педагога заключается в том, что он является координатором всех линий взаимодействия специалистов и семьи, направленных на максимально эффективную помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
4. Коррекционно-развивющее направление. В реализации данного направления главная роль отводится учителю-дефектологу. Он проводит и координирует коррекционно-педагогическую работу с детьми, имеющими нарушения психофизического развития и обучающимися в условиях социально-образовательной интеграции.
Учитель-дефектолог изучает познавательную деятельность ребенка; определяет уровни усвоения разных разделов образовательной программы, определяет возможности каждого ребенка в овладении учебным материалом; рекомендует тип образовательной программы для обучения детей; координирует коррекционную психолого-педагогическую помощь детям; на основе использования достижений науки способствует обеспечению полноценного интеллектуального развития обучающегося на каждом возрастном этапе; консультирует педагогов, социального педагога по вопросам организации коррекционно-педагогического. Именно учитель-дефектолог отслеживает результативность усвоения ребенком рекомендованной ему программы, он же информирует специалистов о необходимости ее корректировки, замедления темпов прохождения учебных тем.
Коррекционно-развивющее направление включает предмет «Край, в котором я живу.» Учителя разработали программу, которая носит интегрированный характер, выраженный в соединении знаний о природе, истории, культуре родного края и дающий возможность через организацию познавательной и исследовательской деятельности школьников получить целостное представление об исторических, географических, культурологических, экономических особенностях Карелии и их взаимосвязи.
Большое внимание уделяется внеурочной деятельности. Разработаны программы и проводятся занятия по предмету «Этика». Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Прошли курсы «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО» Макарова Л.Н. и Антонюк Н.М. и теперь в классах ОВЗ начального образования проводим данный курс. Обучаясь игре в шахматы –, ребёнок живёт в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Главный секрет – ребёнок не должен замечать, что его обучают, постепенно интерес возникает, и можно будет двигаться к более сложным заданиям.
Евстафьева О.В. разработала программу по курсу «Азбука безопасности.» Данные занятия помогают привить воспитанникам начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни. Она с детьми проводит различные мероприятия и конкурсы.
Программа обучения детей с ОВЗ рассчитана на 10 лет(9) обучения. Начальное образование-пять лет обучения.(1, 1дополнительный, 2, 3,4 классы. Дальше как обычно: 5,6,7,8,9.(среднее образование) Все дети, которые осваивают программу в объеме ФГОС получают аттестат, в аттестате никаких указаний на то, что ребенок получил его по итогам освоения АООП не будет. Это не касается детей с умственной отсталостью. Если у ребенка стоит диагноз «умственная отсталость (легкой степени выраженности или умеренной, тяжелой, глубокой степени) – для таких детей АООП не соотносится по результатам с содержанием образовательной программы обычных детей. Она может принципиально отличаться по форме и содержанию. Программы с кодировкой 3 и 4 означают, что ребенок не будет знать программу в пределах ФГОС, он не будет проходить ГИА, и получит по итогам свидетельство об обучении. В этом году в нашей школе такие дети, которые находятся на индивидуальном обучении, по желанию родителей, продолжат обучение в 10 и 11 классах. Будет разработана программа специалистами и утвержден учебный план для таких детей.
В нашей школе мы создаем творческую образовательную среду для успешной социализации детей с ОВЗ. Учащиеся этих классов наравне с другими детьми участвуют во многих общешкольных мероприятиях, а также среди коррекционных классов. А так же мы добились того, что большинство ребят на этих мероприятиях чувствуют себя полноправными хозяевами, а не скучающими гостями. Эти общие мероприятия помогают сплотить детей классов ОВЗ. Во многих мероприятиях участвуют и родители.
Мы провели такие мероприятия как праздники, посвященные 23 Февраля, 8 Марта, Дню космонавтики. Очень понравился праздник, посвященный Дню смеха. Учителя переодевались в смешных героев и устроили им веселый праздник. Несмотря на многие физические нарушение, дети участвуют в различных спортивных состязаниях. Мы даже сдавали нормы ГТО. Мы часто устраиваем в начальном звене совместные Чаепития. Они совершенно между собой не чувствуют разницу. Слабым они наоборот помогают. У детей мы развиваем такие качества как взаимопомощь и взаимоподдержка. Также мы совместно посещаем различные мероприятия в Молодежном центре «Сердоболь», Региональном музее Северного Приладожья, Центральной городской библиотеке. Совместные посещения бассейна. Старались у некоторых детей преодолеть страх воды! И после нескольких посещений они уже не боялись воды. В конце своего выступления предлагаю Вам посмотреть небольшой видеофильм про наших детей.