Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Бавлинского муниципального района РТ
Методическое сообщение на тему:
«Организация домашних занятий ученика - флейтиста»
Автор – составитель:
преподаватель по классу флейты Галиакбарова Р.Р.
Бавлы 2020
Когда ребенок начинает заниматься музыкой, крайне важно с самого начала правильно организовать процесс домашних занятий на инструменте. Неоценимую помощь в этом оказывают родители. Маленький человечек в семь лет еще не имеет в своем характере достаточной серьезности и «стержня», чтобы самостоятельно и ежедневно вдумчиво отрабатывать задания педагога. К сожалению, часто можно слышать от детей: «забыл поиграть», « не успел, уроков много задали» и т.д. А ведь музыка-это большой и серьезный труд и это нужно понимать с самого начала.
Очень важным моментом в начале обучения является присутствие родителей на занятиях. Часто и взрослые люди склонны ошибочно преуменьшать важность домашних музыкальных занятий, доставляя этим трудности, как для собственного ребенка, так и для педагога. Флейта-инструмент с красивым, певучим тембром звука, но, чтобы такого звука добиться, надо трудиться ежедневно. Иначе все приложенные усилия не будут иметь результата и придется все начинать сначала. Присутствие на занятии позволяет родителям проникнуться его атмосферой, увидеть успехи и неудачи ребенка, понять как можно помочь ему дома, рождает интерес к инструменту.
Конечно, на ребенка « сваливается» большой объем ответственности, он устает, поэтому не нужно требовать многочасовых утомительных занятий. Гораздо важнее, чтобы они были систематическими, и чтобы время на них выделялось каждый день. Когда его больше, можно поработать более интенсивно, когда мало - позаниматься чем-то одним, но очень качественно. Ведь есть дела, которые мы делаем ежедневно, вне зависимости от обстоятельств. Таким делом должны стать и ежедневные музыкальные упражнения.
Доказано, что игра на музыкальных инструментах развивает интеллект ( через развитие мелкой моторики), внимание, силу воли, умение организовать себя и хороший вкус. Еще Аристотель сказал: « Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». Поэтому, положительных сторон в общении с музыкой, музыкальных занятиях множество. И, несомненно, музыка принесет большую пользу ребенку.
Ниже приведены краткие методические рекомендации, так называемые «памятки» по работе дома для учеников и их родителей.
Уход за инструментом и обращение с ним.
-
Флейта должна храниться в футляре. Нельзя допускать резкого перепада температур. В холодную погоду, если предстоит продолжительное пребывание на улице, футляр лучше убрать в утепленный чехол.
-
Когда собираем флейту, нельзя брать ее руками за клапаны и оси. Это хрупкие элементы, которые легко ломаются.
-
На инструменте обычно есть специальные метки. Чтобы инструмент был собран правильно, они должны совпадать.
-
Флейту необходимо беречь от ударов. Нельзя класть инструмент на стулья и давать маленьким детям.
-
Не рекомендуется самостоятельно ремонтировать инструмент.
Как заниматься на инструменте дома.
-
Заниматься необходимо ежедневно. Для получения качественного звука, развития техники пальцев и подвижности амбушюра важны правильные мышечные ощущения. На занятии с ребенком мы их формируем. Но, если не заниматься ежедневно и не закреплять то, что сделано на уроке, ребенок их забудет.
-
Заниматься перед зеркалом (так чтобы видеть себя во весь рост), для того чтобы контролировать постановку и осанку.
-
Если что-то не получается, вспомнить момент, когда это отрабатывалось на уроке и подумать, что было сделано неправильно, потому что, если все правильно, то все должно получиться. Очень многие ошибки мы допускаем по невнимательности. Если все проверено, а положительного результата все равно нет, лучше отложить проблему до урока.
-
Между занятиями в классе обязательно дома успевать заниматься всем учебным материалом (долгими звуками, упражнениями, гаммами, этюдами, пьесами), т к. отрабатывая каждый материал, мы формируем определенные исполнительские навыки. Но начинать целесообразно с того, что на данный момент является наиболее трудным, а заканчивать самым приятным, чтобы дать возможность ребенку порадоваться за свои успехи и дать ему понять, что некоторые вещи он уже делает хорошо.
-
Не изнурять маленького музыканта сверх меры: равномерно распределять работу по дням недели, делать перерывы во время занятий (через каждые 20-30 минут, а для маленьких -15-20 минут), делать в перерывах расслабляющую гимнастику.
-
Бывают дни, когда остается очень мало времени для занятий. Тогда лучше поработать над чем-то одним (предпочтительны долгие звуки, гаммы, упражнения). Важно не только количество времени, которое мы отдаем занятиям на инструменте, но и качество домашних занятий.
-
Не заниматься, если ребенок болен или плохо себя чувствует, особенно при респираторных заболеваниях.
Работа над гаммой.
Гаммы редко кто любит, но играть их все равно необходимо, ведь они развивают технику и организованность исполнительского аппарата. Ниже даны советы, как сделать работу над гаммой наиболее эффективной.
-
Запомнить, какие в гамме знаки при ключе (диезы или бемоли), определить устойчивые ступени, построить тоническое трезвучие с обращениями. Разбить гамму на нижний и верхний тетрахорды, т. е. по 4 звука.
-
Выучить пальцами без звука, а затем со звуком отдельно каждый тетрахорд в восходящем и нисходящем движении. Соединить.
-
Далее гамма играется в умеренном темпе. Необходимо правильно распределять дыхание. Оно берется строго через четное количество звуков (4, 8, 16 и т.д.) Темп для всех длительностей одинаковый и выбирается по шестнадцатым, т.е. всеми длительностями гамма играется в том темпе, в котором получается качественно сыграть шестнадцатыми.
-
Трезвучие и доминантсептаккорд прорабатывается отдельно. Также, пальцами без звука, затем со звуком и соединяется.
-
Отработать гамму, трезвучие и обращения различными штрихами (legato, staccato, смешанным штрихом).
Работа над этюдом (пьесой)
-
Определить тональность произведения, сыграть гамму, тоническое трезвучие. Ознакомиться визуально с текстом произведения. Сыграть его в медленном темпе и отметить технические и ритмические трудности.
-
Проработать трудные места отдельно. Сначала пальцами, без звука, а затем со звуком в медленном темпе. В ритмически трудных местах подписать счет и просольфеджировать их со счетом, только после этого играть.
-
Разбить произведение на музыкальные фразы, определить места взятия дыхания, звуковые нюансы.
-
Учить по фразам, соединяя. Категорически запрещается играть произведения подвижного характера постоянно в быстром темпе. Это «осаживает» технику и не дает возможности контролировать себя. Исполнение в быстром темпе – это награда за труд. Лучше сыграть 10 раз медленно, а затем 1 раз быстро.