«Осенний фестиваль знаний 2024»

Опыт работы с детьми по ДДТТ

Состояние детского дорожно-транспортного травматизма заставила меня постоянно искать новые, эффективные пути решения этой проблемы. Анализ случаев детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся школ города показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся зачастую не обладают навыками поведения в транспорте, на дороге, не умеют верно, оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствия нарушения правил дорожного движения.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Опыт работы


по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма


учителя начальных классов МБОУ «СШ№40» города Нижневартовска

Газизуллиной Лилии Магдановны























«Цель учителя – настоящего профессионала (какой бы предмет он не преподавал) – готовить человека к выживанию, учить его быть здоровым, ответственным и счастливым гражданином своей планеты»


Состояние детского дорожно-транспортного травматизма заставила меня постоянно искать новые, эффективные пути решения этой проблемы. Анализ случаев детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся школ города показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся зачастую не обладают навыками поведения  в транспорте, на дороге, не умеют верно, оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствия нарушения правил дорожного движения.


Цели и задачи работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Цель: Повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно – транспортного травматизма посредством  методического обоснования и систематизации  моей деятельности

Задачи: 1. Повысить уровень знаний  о правилах дорожного движения, способствовать профилактике ДДТТ, активизировать интерес к изучению ПДД и  предупреждения их  нарушений в повседневной жизни.

2. Формировать  умения  и навыки  безопасного поведения детей на дорогах города и загородом.

3. Активизировать  интерес к изучению правил дорожного движения, умение предвидеть и, главное, избегать опасностей, возникающих на дороге.

Комплексная система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Мной создана комплексная система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, которая базируется на системно-деятельностном подходе. Целью этой работы является создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитания грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.



Внеурочная деятельность по профилактике ДДТТ

В рамках классных часов (9 часов в год в каждом классе) в 1-11 классах ежемесячно мы, классные руководители, проводим часы общения по ПДД. Для каждого класса разработана тематика проведения классных часов по ПДД. Ежедневно в конце каждого последнего урока учителя начальной школы и учителя-предметники проводят с обучающимися кратковременные инструктажи по правилам поведения в школьном автобусе, на улице и на проезжей части.



Разработаны классные часы для дополнительного образования детей для учащихся 1-4 классов «Внимание! Дорога!» Занятия в системе дополнительного образования являются отличным средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Кроме традиционных профилактических бесед, в программу «Внимание! Дорога!» включены различные формы деятельности: викторины, соревнования, тематические классные часы, творческие конкурсы (рисунков, плакатов, поделок, стихов, песен и др.), экскурсии, выступления агитбригад, профилактические акции, регулярные встречи с работниками ГИБДД. Большое значение придается вовлечению учащихся в работу по пропаганде правил дорожного движения среди детей и подростков, предупреждением их нарушений.



Традиционные мероприятия, проводимые мной по профилактике ДДТТ в группе продленного дня

  • организация экскурсий на пешеходный переход «Моя дорога в школу», отработка безопасного маршрута «Дом-Школа-Дом»,

  • викторина по ПДД «Дорожные знаки», «Горят светофоры»,

  • организация экскурсий на пешеходный переход «Особенности перехода дороги в зимнее время»,

  • конкурс чтецов и частушек по ПДД,

  • конкурс плакатов и аппликаций по ПДД

  • конкурс на лучшее изготовление дорожных знаков «Путешествие в Страну Дорожных знаков»,

  • организация подвижных игр по ПДД

  • проведение тестов по ПДД (1-11 классы).




Профилактика ДДТТ в урочной деятельности


Работа по профилактике ДДТТ включена у нас и в урочную деятельность. Отлично зарекомендовала себя практика сочетания преподавания предмета с ПДД, включения в содержание урока элементов дорожных правил. При повторении раз за разом прописных дорожных истин, постепенно у ребёнка формируются устойчивые знания и в конечном итоге - потребность соблюдать правила поведения на дороге и вблизи неё. Вместе с математикой, физкультурой, окружающим миром, литературным чтением, изобразительным искусством, технологией и даже музыкой ребёнок усваивает правила пешехода, пассажира, велосипедиста и т.д. Например, при решении задач по математике на вычисление площади и периметра геометрической фигуры, в качестве таких фигур можно беру дорожные знаки, вспоминая их значение; при решении задач на вычисление скорости движения, времени и длины пути, можно рассматривать различные дорожные ситуации, поведение участников дорожного движения и т.д.


Игровые технологии

Игровые технологии, применяемые мной дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в ходе которой складывается  и совершенствуется самоуправление поведением. К эффективным формам такой работы следует отнести игру-викторину «В гостях у Светофора» Особенно полюбились ребятам игры на внимание и игры - ситуации, направленные на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах.



Работа с родителями по профилактике ДДТТ

Дети – это зеркало своих родителей.  Многие поступки  родителей, в частности поведение на дороге, дети повторяют один в один, потому что  родители для них  являются авторитетом, особенно для младших школьников.  Даже становясь старше,  самостоятельно выходя на дорогу,  они начинают поступать  так же, как  и взрослые.


Поэтом уделяю особое внимание вовлечению родителей в дела по профилактике ДДТТ, поскольку для младшего школьника огромное значение имеет положительный пример родителей. Помимо их участия во внеурочных делах, значительную роль играет проведение «ПДД-ликбеза» на родительских собраниях, направленного на ликвидацию безграмотности в области ПДД, борьбу с несформированностью элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленностью родителей к безопасному передвижению по улицам и дорогам. Ежегодно на первом родительском собрании родители вместе с детьми разрабатывают безопасные маршруты в школу. Эти маршрутные листы хранятся у детей в дневниках. Перед составлением маршрутных листов родителям и детям предлагаются памятки.

Памятка родителям

при составлении безопасного маршрута школьника



Дорогие родители!

 

Помогите вашему ребенку сохранить жизнь и здоровье на дороге. Эту трудную задачу облегчит создание вами семейных учебных пособий. Вместе с детьми составьте схему маршрута «Дом - школа - дом» с детальным описанием особенностей каждого перехода через дорогу и мест, требующих повышенного внимания. Могут быть полезными схемы других постоянных маршрутов вашей семьи («Дом - музыкальная школа», «Дом - дом бабушки» и т.д.), а также планы окрестностей дома и школы с их описанием.

Текст к плакату:

Переход: Если у тротуара стоят машины, не выходи из-за них, отойди подальше, чтобы был обзор.

Пропусти едущую машину, подожди: не скрыта ли за проехавшей встречная. Осторожно: обзору улицы мешают деревья.

Местный проезд: При движении по проезду не болтать с приятелем, не бежать. Здесь тротуар и дорога вместе.

«Пустынная» улица: Даже если не видно машин, приостановись, осмотрись и переходи шагом.

Улица с интенсивным движением: Такую улицу безопаснее переходить только по обозначенным пешеходным переходам.

ДОМ и прилегающая территория: Особенности улиц, внутриквартальных проездов, стоящие машины, места ограниченного обзора (домами, деревьями), остановки автобуса, игровые площадки рядом с дорогой.

Остановка автобуса: Внимание! Стоящий автобус может ограничивать обзор!

Проезд в дворовую территорию: Остановись для наблюдения, как при переходе проезжей части: убедись, что из двора не выезжает машина.

Регулируемый перекресток: Всегда дождись зеленого сигнала светофора!

Перед тем как переходить дорогу, убедись, что на твоем пути нет машин, поворачивающих под зеленую стрелку светофора.

Торговая палатка: Еще одна «помеха обзору».

ШКОЛА и прилегающая территория: Особенности улиц, все места с ограниченным обзором, основные помехи обзору, основные маршруты перехода улиц детьми, идущими в школу и из нее.

Образцы характеристик особенностей улиц:

- Узкая улица с интенсивным движением (на узких улицах пешеход менее осторожен, чаще невнимателен, так как для перехода улицы требуются считанные секунды).

- Узкая улица с неинтенсивным движением (на таких улицах зачастую пешеход выходит на проезжую часть, даже не осмотрев ее).

- Широкая улица с интенсивным движением (переход таких улиц опасен тем, что за время перехода обстановка на дороге может внезапно измениться, а пешеход не может так быстро покинуть дорогу, как на узких улицах).

- Большое число стоящих автомобилей (помехи обзору).

- Обзору проезжей части улицы мешают кусты, деревья.

- Дома, расположенные близко к проезжей части улицы - ограничивают обзор пешеходов, детей.

- Машины могут появиться неожиданно из-за поворота.

- Движение машин с высокими скоростями.

- Выезд транспорта из ворот предприятия (въезд).

- Возможно движение транспорта задним ходом.

- Обзор ограничен павильоном остановки общественного транспорта.

- Две остановки одна недалеко от другой («пересадочный пункт»).

- Движение военных, учебных или личных машин (неумелые водители).

- Уклон, поворот (возможность выезда машин на встречную полосу, на обочину, на тротуар при скользкой проезжей части).

- Движение крупногабаритных машин (автобусы, грузовики). Вероятны случаи, когда за одной машиной скрыта другая - движущаяся в ту же сторону или навстречу.

Рекомендуем:

1. Вместе с ребенком пройти по рекомендуемому маршруту, обсудив места, требующие повышенного внимания. Обязательно обозначить, по какому маршруту идти нельзя.

2. Дома вместе с ребенком составить схему рекомендуемого маршрута и описание к ней.

3. Пройти маршрут вместе с ребенком повторно, попросив его объяснить взрослому, как правильно поступать в том или ином случае.

4. Регулярно тренировать внимание ребенка, превращая его знания в навыки поведения.

Памятка

для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”. Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.

Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

Не разрешайте детям играть вблизи дороги и на проезжей части.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения

Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.

Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.

Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль.

Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая едет прямо, а какая готовится к повороту.

Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.



Памятка школьнику

«Безопасность на улицах и дорогах».

  • выбирай не самый короткий, а самый безопасный маршрут до дома, школы;

  • если рядом притормозила машина, немедленно отойди от нее в сторону. Что бы ни говорил водитель, нужно держаться от машины на расстоянии. Ни в коем случае в нее не садись;

  • на безлюдной улице, проходя мимо незнакомца или компании незнакомых людей, соблюдай безопасную дистанцию (не менее 2 метров);

  • если неизвестные люди пытаются с тобой познакомиться, дарят подарки, приглашают в гости, немедленно уходи. Затем расскажи об этом родителям;

  • если незнакомцы настойчивы – громко кричи, брыкайся, кусайся, убегай в ближайшее безопасное место;

  • никогда не ходи в подвалы и на чердаки домов – там очень опасно;

  • не заходи в лифт с незнакомыми людьми, не поднимайся в одиночку по темным опасным лестницам, ни под каким видом не заходи в чужие квартиры;

  • не броди по двору и улицам в одиночку, когда в вашем районе произошла серия нераскрытых преступлений;

  • проходя мимо домов, не приближайся близко к стенам, и не ходи под балконами – в зимнее время есть вероятность падения с крыш сосулек или комьев снега, в остальное время любых предметов, находящихся на балконах или закрепленных на доме.

Основные правила безопасного поведения на дороге:

  • Никогда не выбегайте на дорогу перед приближающимся автомобилем. Это опасно, потому что водитель не может остановить машину сразу.

  • Дорогу необходимо переходить в специально установленных местах по пешеходному  переходу.

  • На проезжую часть выходите только после того, как убедитесь в отсутствии приближающегося транспорта и слева и справа.

  • Выйдя из автобуса не выбегайте  на дорогу. Подождите, пока автобус отъедет, и только потом, убедившись в отсутствии машин, переходите дорогу.

  • Опасно выезжать на проезжую часть на скейтах и роликовых коньках.

  • Не выбегайте на дорогу вне зоны пешеходного перехода, в этом месте  водитель  не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.

  • Опасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей  частью, лучше это делать во дворе или на детской площадке.

  • Умейте  пользоваться светофором.

Помните! Только строгое соблюдение Правил дорожного движения защищает всех вас от опасностей на дороге.

Правила перехода дороги по нерегулируемому пешеходному переходу:

  • остановись у пешеходного перехода на краю тротуара, не наступая на бордюр;

  • посмотри налево и направо и определи: какая это дорога – с двусторонним движением или с односторонним;

  • пропусти все близко движущиеся транспортные средства;

  • убедись, что нет транспортных средств, движущихся в сторону пешеходного перехода задним ходом;

  • начинай переход только на безопасном расстоянии от движущихся транспортных средств, определяя это расстояние, помни об остановочном пути;

  • пересекай проезжую часть быстрым шагом, но не бегом!

  • не прекращай во время перехода наблюдать за транспортными средствами слева, а на другой половине дороги – справа;

  • при вынужденной остановке на середине проезжей части не делай шагов ни вперед, ни назад! Следи за транспортными средствам, движущимися слева и справа;

  • при одностороннем движении наблюдай за транспортными средствами со стороны их движения;

  • иди по переходу под прямым углом к тротуару, а не наискосок.

Правила для пешеходов:

  • ходи только по тротуарам, если тротуара нет – иди по обочине навстречу движению;

  • переходи улицу только там, где разрешено, посмотри сначала налево, потом направо;

  • не переходи улицу на красный свет, даже если нет машин;

  • не играй на дороге или рядом с ней;

  • не выбегай на проезжую часть;

  • не выходи на мостовую из-за препятствия;

  • автобус и троллейбус обходи сзади, а трамвай – спереди.

Традиционно на родительских собраниях вручаются памятки, осуществляется контроль знаний правил дорожного движения с использованием анкет и тестовых заданий. На лекциях на родительских собраниях использую аналитический материал, предоставляемый ГИБДД и совместно с ними разбирает конкретные примеры нарушений правил дорожного движения и их основные причины. Родителям на родительских собраниях даются конкретные установки, например: при переходе дорог с интенсивным движением крепко держать за руку детей, показывать пример ребенку перехода дороги в установленном месте, на зеленый сигнал светофора, не нарушать самим ПДД, и т.д.

Темы бесед проведенные на родительских собраниях :

  • “Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге”;

  • “Требования к знаниям и навыкам школьника, которому доверяется самостоятельное движение в школу и обратно”;

  • “Использование движения родителей с детьми по улицам города (села) для обучения детей навыкам правильного поведения на дороге”

Специальные отражатели

Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями. Поэтому раздаю вначале учебного года специальные отражатели и родители прикреплят их на одежду детей/







Оснащение кабинета

Большое значение придается оснащению кабинетов и мест проведения занятий по ПДД: хорошо оснащенные средствами наглядности по ПДД кабинеты, содержательные, яркие, запоминающиеся уголки безопасности движения, миниперекрестки, информационные стенды. Это не случайно. Профилактика ДДТТ в начальной школе не будет эффективна, если не будет максимально приближена к реальным требованиям дорожного движения. Поэтому приоритетными для меня являются практические занятия, активное использование демонстраций и средств наглядности. 

Периодически организую выставку книг и учебной литературы по правилам дорожного движения.



Я учитель начальных классов с 32-летним стажем. Эффективность моей работы по профилактике ДДТТ подтверждает нулевая статистика ДТП с участием моих её учеников. Поэтому стараюсь уделять особое внимание изучению правил дорожного движения, т.к. именно в начальной школе закладываются основы формирования культуры поведения на дорогах. Следовательно, результатом проводимой работы является не только повышение правовой культуры участников дорожного движения, но и реальное предотвращение случаев детского дорожно-транспортного травматизма.










































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее