«Зимний фестиваль знаний 2025»

Олимпиада по литературе 5-8 класс

разработка олимпиада по литературе поможет учителю проверить знания учащихся

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Олимпиада по литературе 5 класс.

Тестовые задания

1. Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях:
А) сказка
Б) повесть
В) рассказ

2. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл:
А) стихотворение
Б) басня
В) сказ

3.Иносказательное изображение предмета, явления целью наиболее наглядно показать его существенные черты:
А) аллегория
Б) антитеза
В) анализ

4)Какого героя нет в сказке « Царевна-лягушка»:
А) чудо-юдо;
Б) Ивана-царевича
В) Василисы Прекрасной.

 5)В стихотворении М. Ю. Лермонтова « Бородино» на следующий день после боя русская армия была готова:
А) отступить;
Б) продолжить бой
В) укрепить свои позиции.

6)Назовите троп, используемый в строке «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя»:

А) сравнение

Б) эпитет

В) гипербола

Г) нет правильного ответа



7)Сюжет какой из этих картин не связан с русскими народными сказками?

А) "Алёнушка"

Б) "Ковер-самолёт"

В) "Всадник"

Г) "Три богатыря"



Открытые вопросы

Вопрос 1
Кто является автором строк, частью какого произведения они являются?

У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…

Вопрос 2
Расставьте жанры фольклорных и литературных произведений в порядке увеличения их объема, начните с самого короткого и закончите самым длинным:
Пословица
Роман
Поэма
Частушка
Повесть

Вопрос 3
Действие некоторых сказок А.С. Пушкина связано с морем. Назовите сказочных обитателей этой стихии, используя следующие подсказки.
1) Персонаж символизирует счастливый случай, которым главный герой сказки для себя так и не воспользовался.
2) Сказочная гвардия со своим предводителем, охраняющая порядок.
3) Персонаж, символизирующий женскую красоту и умение любить.

Вопрос 4
Исправьте ошибки, правильно соединив имена и фамилии русских и зарубежных писателей.
Михаил Юрьевич Лондон
Михаил Михайлович Брэдбери
Антон Павлович Лесков
Марк Лермонтов
Афанасий Афанасьевич Фет
Джек Твен
Виктор Петрович Некрасов
Николай Алексеевич Чехов
Рей Дуглас Пришвин
Николай Семенович Астафьев

Вопрос 5.

Покакомупризнакуданныесказкираспределеныпогруппам?

а)«Какмужикгусейделил»,«Загадка»,«Мужикимедведь»;

б)«ВасилисаПрекрасная»,«Царевна-лягушка»;

в)«Лисаижуравль»,«Теремок».













Ответы на тесты

Тестовое задание

1

2

3

4

5

6

7

Ответ

А

Б

А

А

Б

А

Г





Ответ на вопрос 1: А. С. Пушкин, поэма «Руслан и Людмила»
Ответ на вопрос 2: Пословица, частушка, поэма, повесть, роман.

Ответ на вопрос 3:
1. Золотая рыбка
2. 33 богатыря и Черномор
3. Царевна-Лебедь
Ответ на вопрос 4:
Михаил Юрьевич Лермонтов
Михаил Михайлович Пришвин
Антон Павлович Чехов
Марк Твен
Афанасий Афанасьевич Фет
Джек Лондон
Виктор Петрович Астафьев
Николай Алексеевич Некрасов
Рей Дуглас Брэдбери
Николай Семенович Лесков

Ответ на вопрос 5. а) бытовые б) волшебные в) сказки о животных.





























Олимпиада по литературе 6 класс



Вспомните, под какими псевдонимами нам известны эти писатели:

А) Максим Горький

Б) Антоша Чехонте

В) Александр Михайлович Гликберг

Г) Марк Твен

Д) Аврора Дюдеван



2.«Соедините» названия произведений и их жанр.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Сказ

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка» Поэма

И.А.Крылов «Волк на псарне» Сказка

«Повесть временных лет» Летопись

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» Баллада

Р.Стивенсон «Вересковый мёд» Басня

В.А.Жуковский «Спящая красавица» Рассказ



3.Чем отличается авторская сказка от народной?



4.Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня.

Басня - жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Жанр возник в 19 веке и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.



 5.Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

А) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии»
Б) Летописание на Руси началось в XI веке.
В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой
Г) эпиграф - короткий текст, помещенный автором после произведения
Д) Повесть и слово - жанры древнерусской литературы.

6. Откуда родом Илья Муромец?

А) Из села Карачарово

Б) Из хутора Бугринцы

В) Из села Мятежное

Г) Из деревни Верхние Круговцы



7.Повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк - это:

А) Рифма

Б) Аллитерация

В) офика

Г) Зачин



8. Кому из сказочных или литературных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора

А) сабля и ранец
Б) волшебные волоски из бороды
В) ячменное семечко в цветочном горшке
Г) разбитое корыто
Д) говорящее чудесное зеркало



9.По данным примерам определите вид тропа.

1) «Рыцарь дрался как лев»
2) «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»
3) «Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»
4) «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой»
5)«Мужичок с ноготок»
6) «Исчезла грусти тень»
7) «Отговорила роща золотая»
8) «Побледневшие звезды»
9)«Редкая птица долетит до середины Днепра»
10)«Голод вооружал их храбростью»
11) «Черный ветер, белый снег»
12) «Глаза, как небо, голубые»



10.Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Незавёрнутого Крана, Домашнего Компьютера.









Ответы 

1. .Вспомните, перед какими псевдонимами нам известны эти писатели:

А) Максим Горький - Алексей Пешков

Б) Антоша Чехонте - Антон Чехов

В) Александр Михайлович Гликберг - Саша Чёрный

Г) Марк Твен - Самюэль Клеменс

Д) Аврора Дюдеван - Жорж Санд



2 «Соедините» названия произведений и их жанр. 

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Рассказ

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка» Сказ

И.А.Крылов «Волк на псарне» Басня

«Повесть временных лет» Летопись

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» Поэма

Р.Стивенсон «Вересковый мёд» Баллада

В.А.Жуковский «Спящая красавица» Сказка



3.У авторской сказки есть один конкретный автор - писатель, автором же фольклорных произведений является народ.

4.Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня.

Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл, это старейший жанр литературы. Возник еще в Древней Греции. Басни в русской литературе мы находим у МЛомоносова, А.Сумарокова, В.Майкова, И.А.Крылова



5. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) нет
б) да
В) да
Г) нет
Д) да



6. Откуда родом Илья Муромец?

А) Из села Карачарово



7.Повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк - это:

А) Рифма

8. А) сабля и ранец – солдат, сказка Г.-Х. Андерсена «Огниво»
Б) волшебные волоски из бороды - старик Хоттабыч, из одноимённой сказки Лагина
В) ячменное семечко в цветочном горшке – из него родилась Дюймовочка, сказка Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»
Г) разбитое корыто – старуха, А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»
Д) говорящее чудесное зеркало – мачеха, А.С. Пушкин «сказка о мёртвой царевне…»

9.1)Сравнение.2)Литота.3)Метафора.4)Эпитет.5)Литота.6)Метафора.7)Олицетворение.

10. Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Домашнего Компьютера.


При оценке творческой работы учитывается:

• глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0-2 балла);

• композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0-2 балла);

• оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0-2 балла);





















































Олимпиада по литературе 7 класс



Тестовые задания

1. Не является жанром УНТ.
А) Календарно-обрядовые песни
Б) Поговорки
В) Летописи
Г) Былины

2. Укажите пословицу.
А) Свалился как снег на голову.
Б) Ни к селу ни к городу.
В) Корень учения горек, да плод сладок.
Г) Лёгок на помине.

3.Укажите жанр древнерусской литературы.
А) Сказание
Б) Роман
В) Поэма
Г) Комедия

4. Какое произведение не входит в сборник повестей Белкина А. С. Пушкина?
А) «Барышня-крестьянка»
Б) «Дубровский»
В) «Выстрел»
Г) «Станционный смотритель»

5. Соотнесите имена писателей и поэтов и названия литературных мест, связанных с их именами.
1) А. П. Чехов а) Сорочинцы
2) Л. Н.Толстой б) Ясная Поляна
3) И. С. Тургенев в) Спасское-Лутовиново
4) Н. В. Гоголь г) Таганрог

А) 1а, 2б, 3г, 4в
Б) 2б, 2а, 3в, 4г
В) 1а, 2б, 3в, 4г
Г) 1г, 2б, 3в, 4а

6. Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и рассказ Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади» объединяет:
А) рассказ о трудной жизни лошадей в деревне
Б) тема сострадания к чужой беде
В) тема человеческого участия, небезразличия, заботы обо всём живом

7. «Лес рубят – щепки летят» — к какому жанру народного творчества относятся эти слова?
А) частушка
Б) поговорка
В) пословица
Г) анекдот

8. Кто является автором поучения и наставления?
А) Владимир Мономах
Б) Ярослав Мудрый
В) Петр Первый
Г) Иван Грозный

9. Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид….
Из какого стихотворения Г.Р.Державина эти строки?
А) «Признание»
Б) «На птичку»
В) «Последние стихи Державина»
Г) «Властителям и судьям»

10. О каком государе идет речь в «Песне… про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова?
А) Александр 1
Б) Петр 1
В) Иван Грозный
Г) Борис Годунов

Открытые вопросы

Вопрос 1
Определите стихотворный размер данного произведения, укажите вид рифмы и способ рифмовки
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Вопрос 2
Определите, о ком из писателей или поэтов рассказывается в приведенных фрагментах.
А) Его настоящее имя Джон Гриффит.
Б) Он всю жизнь был верен родной земле – далекой сибирской деревне Овсянка Красноярского края.
В) Он был офицером, газетным репортером, чернорабочим, грузчиком, спортсменом – атлетом, ездовым в цирке, драматическим актером, зубным техником, псаломщиком, учетчиком на заводе, продавцом в магазине, лесником и землемером, охотником, рыбаком, садоводом, управлял имением, разводил свиней и выращивал табак, спускался в угольную шахту и на морское дно, поднимался на воздушном шаре и летал на самолете, работал редактором и критиком.
Г) До 19 лет жил в деревне Денисовке на Северной Двине около Холмогор.
Д) Императрица Екатерина сделала его своим кабинет – секретарем. При Павле его назначили государственным казначеем. При Александре стал министром юстиции. Н.В.Гоголь его назвал «певцом величия».
Е) В 1807 году получил тяжелое ранение в сражении под Гельсбергом в Пруссии, а в 1813 году в составе армии – победительницы вошел в Париж.

Вопрос 3
Вспомните и назовите подлинное имя героев:
Дефорж; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон, горный мастер, барышня-крестьянка, Человек-амфибия, Бирюк.

Вопрос 4
Узнайте произведение А.П.Чехова по началу:
«Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов…»

Вопрос 5
Узнай героя произведения, укажи автора и название.
А) «Петр велел вести себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила…»
Б) «Мальчики сидели вокруг их (огоньков костра)… Первому, старшему изо всех, … вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».



Ответы на тесты

Тестовое задание

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Ответ

В

В

А

Г

Г



Тестовое задание

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

В

В

А

А

В

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: Ямб, 1 – 3 – женская, 2 – 4 – мужская, перекрёстная
Ответ на вопрос 2:
А) Джек Лондон.
Б) Виктор Петрович Астафьев.
В) Александр Иванович Куприн.
Г) Михаил Васильевич Ломоносов.
Д) Гаврила Романович Державин.
Е) Константин Николаевич Батюшков.
Ответ на вопрос 3: Дефорж (Дубровский); соперник купца Калашникова (Кирибеевич); два кавказских пленника (Жилин и Костылин); герой по прозвищу Хамелеон (Очумелов), горный мастер (Данила), барышня-крестьянка (Лиза Муромская), человек-амфибия (Ихтиандр), Бирюк (Фома).
Ответ на вопрос 4: «Хамелеон»
Ответ на вопрос 5:
А) Феврония, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», произведение древнерусской литературы
Б) Федя, И.С.Тургенев «Бежин луг»











Олимпиада по литературе 8 класс.

1.Выбрать определение жанра былины (обвести цифру правильного ответа)

А).Жанр русского фольклора; эпическая песня героико – патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси

Б). Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности

В). Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений.

2.Выбрать определение гиперболы

А).Один из тропов, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета

Б). Один из тропов, сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам.

В).Один из тропов, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общего для обоих признака

3.Выбрать определение летописи

1.Биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью

2.Произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.

3.Историческое повествование, которое велось по годам

4.Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально- исторических событиях

4. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) аллегория

б) рассказ б) ямб б) басня

в) роман в) анапест в) баллада

г) хорей г) метафора г) поэма

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

е) гипербола е) пословица е) инверсия

5. Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных писателей

1) Иван Алексеевич 1) Маршак

2) Роберт 2) Метерлинг

3) Михаил Юрьевич 3) Бунин

4) Василий Андреевич 4) Жуковский

5) Роберт Льюис 5) Крылов

6) Самуил Яковлевич 6) Бёрнс

7) Иван Андреевич 7) Стивенсон

8) Морис 8) Лермонтов

6. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Ясная Поляна;

б) Спасское-Лутовиново;

в) Нежин;

г) Тарханы;

д) Михайловское.

7. К жанру Устного народного творчества не относится:
А) рассказ
Б) частушка
В) предание
Г) сказка

8. А. С. Пушкин писал о
А) восстании Степана Разина
Б) о восстании Емельяна Пугачева
В) о Гражданской войне

9. Мцыри – это
А) неслужащий монах
Б) беглец
В) каторжанин

10. Бой с барсом описал
А) А. С. Пушкин
Б) М. Ю. Лермонтов
В) Н. М. Карамзин

11.Назовите героев исторических песен:
А) Ермак Тимофеевич
Б) Князь Потемкин
В) Емельян Пугачев
Г) М. И. Кутузов

 12.Какие средства художественной выразительности использовали авторы?

А) Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

М.Ю.Лермонтов.

Б) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

И.Бунин 4 б.

13.Назовите трёх самых известных русских поэтов 19 века

14.Узнай произведение по его началу, назови автора:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники…

15. Комплексный анализ прозаического произведения (10 б).

Напишите отзыв на миниатюру И.С.Тургенева «Воробей».

При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста;

проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение;

определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.

Воробей.



Возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился…видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею только любовью держится и движется жизнь.

Апрель, 1878







Ответы:


1.Былина - жанр русского фольклора; эпическая песня героико – патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси;

2.Гипербола - один из тропов, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;

3.Летопись - историческое повествование, которое велось по годам.



4.жанры

тропы

размер

рассказ, роман, басня, пословица, баллада, поэма

сравнение, метафора, аллегория, эпитет, олицетворение, антитеза, гипербола,инверсия

дактиль, хорей, анапест, ямб



5.Самуил Яковлевич Маршак

Морис Метерлинг

Иван Андреевич Крылов

Михаил Юрьевич Лермонтов

Василий Андреевич Жуковский

Иван Алексеевич Бунин

Роберт Льюис Стивенсон

Роберт Бернс



6а) Л.Н.Толстой, б) И.С.Тургенев, в) Н.В.Гоголь, г) М.Ю.Лермонтов, д) А.С.Пушкин.

7.А.

8.Б.

9.А.

10.Б.

11.А,В.

12.А - сравнение; Б – метафора

13.А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов

14.М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого

опричника и удалого купца Калашникова»





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее