«Зимний фестиваль знаний 2025»

ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11 класс

Задания олимпиадного характера предназначены для учащихся 11 класса.Проводилась во время ПРЕДМЕТНОЙ Недели по литературе

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки


ОЛИМПИАДА по ЛИТЕРАТУРЕ

11 класс


1– й уровень( 2 задания по 15 баллов)

    1. Установите соответствие между приёмами художественного изображения (раскрытия образа) и произведениями:

1.Лирические пейзажные зарисовки; а) И.А.Бунин «Лёгкое дыхание»;

2.Антитеза; б) А.И.Куприн»Гранатовый браслет»;

3. Обращение к символам; в) И.А.Бунин «Антоновские яблоки»;

4.Аллюзия. г) А.И.Куприн « Суламифь»;

д) И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско».


1.2 Выполните анализ стихотворения И.А. Бунина «Одиночество»

«Одиночество» Иван Бунин

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня?-
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены…

Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить

План анализа

  1. Тема стихотворения.

  2. .Состояние лирического героя.

  3. Есть ли прямое синтаксическое или лексическое выражение чувства героя

  4. Какие художественные приёмы использованы, чтобы подчеркнуть настроение героя?

2 уровень (2 задания по 20 баллов)

2.1. О каком литературном направлении идёт речь в цитате литературоведа Ю.Лотмана? Вставьте пропущенное слово.

« открыл человеческое сердце, как Колумб когда – то открыл Америку. Он обнаружил в каждом человеке целый мир душевных богатств, глубину и разнообразие чувств. Этим он заставил уважать человека и сыграл огромную роль в борьбе за свободу личности. создал новый тип человека, новые характеры. Его героями были мечтатель и борец».

Или

Составьте словарь литературных терминов на тему «Модернизм» (не менее 5 понятий). Дайте им определение.


2.2. Какой историко-литературный факт в действительности не имел и не мог иметь места?

1) Лермонтов читал Гоголю отрывки из поэмы «Мцыри».

2)Пушкин во время поездки на Кавказ встретил арбу, на которой везли тело убитого Грибоедова.

3)Лермонтов читал Пушкину стихотворение «Бородино».

4) Один из ссыльных декабристов ответил на стихотворение Пушкина «В Сибирь» своим стихотворным посланием.

или

Прочитайте фрагмент стихотворения П.А. Вяземского:

Бог ухабов, бог метелей,
Бог проселочных дорог,
Бог ночлегов без постелей,
Вот он, вот он, русский бог.

1854

Какая русская поговорка, отразившая типично русское, народное отношение к жизни, «зашифрована» в этом фрагменте?


3 уровень (1 задание 30 баллов)

А.Твардовский сказал: «Бунин обгоняет мир всегда и везде: он слышит и передаёт запахи – и дивные, и отвратительные, и утончённые, и непередаваемо сложные. Он умеет показать вещь через её запах с такой яркостью и силой, что образ её как бы вонзается в душу. Бунин вдыхает мир: он нюхает его и дарит его запахи читателям».

Написать мини – сагу на тему «Запахи» (или на свободную тему).

Мини-сага - это история, которая состоит ровно из 50 слов (предлоги тоже считаются). 








Ответы

1-й уровень

1.1

1.в) 2.а), д) 3. б) 4) г)

1.2

1.Тема стихотворения – одиночество.2.Герой переживает душевную боль от безжизненности внешнего мира, одиночества, безрадостного будущего существования. 3.Использует многосоюзие И ветер, и дождик, и мгла. Усугубление чувств – Дождик в дождь, мгла – серая тьма.4.Антонимы – сроднился – разлюбил, женой – чужой; оксюморон «жизнь умерла».


2-й уровень

2.1

Романтизм

или

Поток сознания — приём в литературе XX века преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь, переживания.

«Потерянное поколение» - это молодые люди, призванные на фронт в возрасте 18 лет, часто ещё не окончившие школу, рано начавшие убивать. После войны такие люди часто не могли адаптироваться к мирной жизни, спивались, заканчивали жизнь самоубийством, некоторые сходили с ума.

Дегероизация войны - правдивое изображение человека на войне

Абсурд-нелепость, бессмыслица, фантастика.

Экзистенциализм – философия существования. ( и другие понятия)


2.2


3)Лермонтов читал Пушкину «Бородино».

ИЛИ

Русский бог – авось, небось да как-нибудь.


Литература для подготовки

  1. Мирский Д.С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. London: OverseasPublicationsInterchangeLtd, 1992. См. также: Святополк-Мирский Д. П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. – Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2006; То же: М.: ЭКСМО, 2008.

  2. Азарова Н.М. Текст: Пособие по русской литературе XIX века: Т. 1–2. – М.: Век книги, 2003.

  3. История русской литературы XIX в.: Учеб. пособие для старших классов школ гуманитарного профиля / Отв. ред. А. И. Журавлева. – М.: Изд-во Моск. ун-та; Изд-во ЧеРо, 2006.

  4. Русская литература XIX–XX веков: В 2 т. Т.1: Русская литература XIX в. Т. 2:

  5. Русская литература XX в. Литературоведческий словарь. Учебное пособие для поступающих в вузы / Сост. и научный ред. Б. С. Бугров, М. М. Голубков: 9-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2008.


Дополнительная литература

1. Бицилли П.М. Творчество Чехова. Опыт стилистического анализа // Бицилли П. М. Трагедия русской культуры. Исследования. Статьи. Рецензии. – М., 2000.

2. Веселовский А. Н. В.А. Жуковский: Поэзия чувства и «сердечного воображения». СПб.: тип. Имп. Академии наук, 1904; переизд.: – М.: Intrada, 1999.

3. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. – М.: Наука: Вост. лит., 1994.

4. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. – М.: Наука, 1984; 2-е изд.: М., 2000.

5. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. – М.: Художественная литература, 1965; переизд.: М., 1995.

6. Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. – Л., 1924; переизд.: Л.: Наука, 1978.

7. Лермонтовская энциклопедия / Ред. В. А. Мануйлов. – М.: Советская энциклопедия, 1981; 2-е изд.:– М., 1999.

8. Онегинская энциклопедия / Под общей ред. Н. И. Михайловой. Т. 1-2. – М.: Русский путь, 1999-2004.

9. Мочульский К. В. Достоевский: Жизнь и творчество. Paris: Ymca-Press, 1947; переизд.: 1980; в России: Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. – М.: Республика, 1995.

10. Пушкин А. С.: Школьный энциклопедический словарь / Сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 1999.

11. Сабуров А. А. «Война и мир» Л. Н. Толстого. Проблематика и поэтика. – М., 1959.

12. Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. – М.: Художественная литература, 1972.

13. Топоров В. Н. Странный Тургенев: (Четыре главы). – М.: РГГУ, 1998.

14. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино.– М.: Наука, 1977.

15. Эйхенбаум Б. М. О поэзии. – Л.: Советский писатель, 1969.

16. Эйхенбаум Б. М. О прозе. – Л.: Художественная литература, 1969.


Электронные ресурсы

  1. Некоммерческая электронная библиотека «ImWerden»: http://imwerden.de.

  2. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ): www.feb-web.ru. Основное содержание ФЭБ представляется в электронных научных изданиях (ЭНИ), каждое из которых посвящено отдельному автору, среди которых А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. В. Маяковский, С. А. Есенин, М.А. Шолохов, или произведению («Слово о полку Игореве»).




1


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее