Урок 3.
Тема: Обучение письму изложения.
Обучающее изложение «Щука и кот».
Цель: закрепить понятие о признаках текста, продолжить учить составлять ответы на вопросы.
1.Повторение.
Что такое речь?- Всё, что мы говорим.
Из чего состоит речь?- Из предложений.
Достаточно ли одного предложения, чтобы понять что-то о событиях? - Нет, надо несколько предложений.
Как мы называем несколько предложений, связанных по смыслу?- ТЕКСТ
Сегодня продолжим учиться писать текст.
Что такое изложение?-Пересказ того, что услышали или прочитали.
2.Читается текст (на доске текста нет).
Щука и кот.
В ведре была щука. Кот Васька учуял добычу. Он сунул лапу в ведро. Но у щуки зубы острые. Схватила щука кота за лапу. Помнит кот эту встречу. (30 слов)
3.Беседа о признаках текста.
Можно назвать прочитанное текстом? - Да.-Почему?
Определите тему (о ком или о чём?) - Кот и щука.
Назовите главную мысль (что про них говорится )- Щука схватила кота.
4.Беседа по содержанию.
Где была щука?
Почему кот полез в ведро?
Что случилось с котом?
Почему он помнит эту встречу?
5.Обучение составлению ответов на вопросы.
( Вопросы заранее написаны на доске и закрыты. Пусть дети на перемене их читают ).
Кто был в ведре? Щука
Что учуял кот Васька? Добычу
Куда он сунул лапу? В ведро
Что у щуки? Зубы острые
Что сделала щука? Схватила за лапу
Что помнит кот? Эту встречу
( Хором читаем вопрос, хором составляем ответ, самостоятельно его записываем. Можно с вариантами.)
6.Учителю надо учесть:
… был в ведре?- Щука (была)
Щука-она, кот-он.
Сделала-схватила ( предупредить ошибку: Щука сделала схватила кота).
7.После записи текста обязательно
прочитать 5-6 работ вслух в классе.