План:
Введение. Значение, актуальность, проблемы.
Анализ заданий ВПР, результатов письменных работ учащихся при выполнении ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
Выявление проблемы изучаемой темы.
Актуализация темы проекта.
Основная часть.
Подбор тем сочинений-рассуждений.
Виды работ по сбору материала по темам.
Методика обучения написанию сочинения-рассуждения.
Мониторинг оценивания работы учащихся.
Финансирование проекта.
Заключение.
Разработка методического пособия.
Обобщение опыта работы.
Введение. Значение, актуальность проблемы.
Вопросы умения писать сочинения школьниками приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено введением Рособрнадзора приказа «О проведении итогового сочинения» как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования впервые введено в 2014-2015 учебном году. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений. При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Важно отметить содержательность, последовательность рассуждения в письменном изложении своей мыследеятельности. Написание сочинения-рассуждения основывается на знания своего края, использование примеров, объяснения.
Анализ заданий проведенных ВПР в начальных классах показал уровень сформированности личностных, познавательных, коммуникативных УУД: применение на практике социального опыта, формулирование основной мысли, своего кругозора, межличностных отношений. Результаты выполнения проверочных работ в 4 классах выявили следующие затруднения:
Умение выражать просьбу, благодарность или отказ в письменной форме в соответствии с нормами речевого этикета в ситуации межличностного общения, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы.
Ошибки были на логическое мышление, написание сочинения на заданную тему.
Недостаточный уровень развития кругозора, знания истории, природы, культуры своего региона.
Результаты ОГЭ по русскому языку учащихся 9 классов показали недостаточный уровень грамотного письма, уделять внимание на написание мини-сочинений по небольшим проблемным вопросам, цитатам, работе на восприятие прочитанного, учить делать краткий пересказ, вести работу над постоянным совершенствованием речи учащихся, систематически обогащать словарный запас.
При написании сочинения в 11 классах не смогли раскрыть тему, не привлекли в качестве аргументов примеры из художественных произведений, речь отличается бедностью словарного состава, однообразием синтаксических конструкций, наблюдается нарушение композиции сочинения.
Анализ заданий ВПР и результаты письменных работ ВПР, ОГЭ и ЕГЭ позволили выявить необходимость повышения эффективности работы по написанию сочинений-рассуждений у учащихся начальных классов. Что определило проблему проекта: формирование умения младших школьников свободно и правильно выражать свои мысли и чувства при написании сочинения-рассуждения.
Тема проекта: Обучение написанию сочинений-рассуждений в начальных классах
Цель проекта: развитие личности младшего школьника через обучение написанию сочинений-рассуждений на заданную тему
Задачи проекта:
Изучить научно-методическую литературу по теме проекта
Проанализировать результаты письменных работ учащихся по итогам ДКР, ОГЭ, ЕГЭ
Разработать тематику сочинений-рассуждений
Разработать и апробировать методику обучения написанию сочинений-рассуждений в начальных классах
Разработать и апробировать мониторинг отслеживания навыков написания сочинений-рассуждений.
Ожидаемый результат: разработка методического пособия написания сочинений-рассуждений
Участники: учащиеся начальных классов, родители, учителя МБОУ ЧСОШ им. С.А. Новгородова «Дархан кыһата», соцспец служба школы.
Сроки:
Теоретическая – 2016-2017 гг
Внедренческая – 2017-2019 гг
Завершающая – 2019 – 2020 гг.
Гипотеза: если развивать мыследеятельность ребенка путем проведения систематических сочинений-рассуждений, то развивается личность младшего школьника.
Конечный результат: обобщение опыта работы
Основная часть.
Подбор тем сочинений-рассуждений.
1 класс История моего региона:
Политссыльные
Знаменитые люди
Исторические места
Знаменательные даты
Музеи
Памятники природы моего региона:
Природные парки
Заповедники
Уникальные озера
Ледники
Памятники культуры моего улуса:
Монумент переселенцам
Чурапчинская колотушка
Памятники революционерам
Памятники ВОВ
Обелиски и памятники известных людей
4.Профессии моего народа:
Охотник
Оленевод
Коневод
Косторез
Ювелир
Дереворезчик
Скульптор
Тракторист
Шофер и т.д.
Качества личности:
Веселый
Честный
Культурный
Воспитанный
Справедливый
Добрый
Счастливый и т.д.
Экологический календарь:
День Земли
День защиты животных
День защиты детей
День леса
День птиц и т.д.
Культура речи:
Просьба
Вежливый отказ
Приглашение
Телефонный разговор
Приветствие
Виды работ по сбору материала по темам:
Картины
Презентации
Видеоролики
Виртуальные музеи
Ситуации
Экскурсии
Поисковая работа
Исследовательская работа
Проектная работа
Методика обучения написанию сочинения-рассуждения.
В методической литературе сегодня не встречаются полноценные практические разработки, написанные для учащихся начальных классов. Этот тип сочинений неоправданно отодвинут в школьной практике.
Умение рассуждать – это умение логически мыслить, когда высказывание, относящееся к одному и тому же предмету, находиться в причинно-следственной зависимости друг от друга и в совокупности дают ответ на поставленный вопрос. Формирование и развитие у учащихся логического мышления, умения доказывать справедливость, истинность своего суждения и опровергнуть противоположное и способствует школьное рассуждение.
Рассуждение – всегда развитие знания, т.к. оно предполагает не просто утверждение о том, что предмет, или человек, или явление обладают такими-то свойствами, но и мотивировку того, на каком основании это утверждается.
Суть сочинения-рассуждения – в обосновании истинности, какой-то основной мысли (тезиса), другими суждениями (аргументами).
Выделяются следующие виды тем рассуждений:
Тема-понятие. Здесь пишущий наиболее самостоятелен. Он сам выводит проблему из темы, формулируя для рассуждения основную идею сочинения.
Тема-суждение. В ней уже выражена готовая идея рассуждения, пишущему остается только подбирать аргументы и умело их располагать.
Тема-вопрос. В этих сочинениях большая степень самостоятельности для определения идей рассуждения. У каждого, как говорится, своя «правда».
Формулируя темы в младших классах, нужно максимально учитывать воспитательное воздействие, возраст и склонности учащихся. Наиболее легкими для младших школьников на первом этапе представляются темы-суждения, темы-вопросы, где легче всего производить логический анализ.
Доказательство в сочинении-рассуждении состоит из трех частей: тезиса, аргументов, формы доказательства.
Тезис – это такое суждение, истинность которого надо доказывать. Аргументы – это такие истинные суждения, с помощью которых доказывается тезис. Форма доказывания – это цепь умозаключений, из которых складывается ход доказательства.
Ученики опираются на личный опыт, на примеры из жизни, газетные и журнальные материалы, фильмы, знания своего региона и т.п.
Для того, чтобы сочинение получилось убедительным, необходимо, чтобы основной тезис, выдвигаемый для обсуждения, соответствовал теме сочинения, а отобранные доказательства были убедительными, чтобы все части сочинения были тесно связанными между собой, выводы – четко сформированными.
Структура сочинения-рассуждения:
Формулировка тезиса
Основная часть
Заключение
Технология работы над сочинением-рассуждением:
Обдумывание темы
Определение объема темы
Выявление содержание темы
Разработка плана
Текстуальное оформление рассуждения
Виды работ
Словарная работа
Клише
По заданному началу
По концовке
Ответы на вопросы
По картине
Мониторинг оценивания работы учащихся.
Для определения уровня развития личности младшего школьника используются следующие критерии:
1 класс
Осознание проблемы данной темы
Раскрытие темы
Умение делать вывод
Умение грамотно писать
2 класс
Определение проблемы данной темы
Умение логично излагать свои мысли
Умение делать вывод
Умение грамотно писать
3 класс
Определение проблемы данной темы
Умение логично излагать свои мысли
Умение аргументировать свои рассуждения
Объем сочинения не менее 40-50 слов
Умение делать вывод
Умение грамотно писать
4 класс
Определение проблемы данной темы
Умение логично излагать свои мысли
Умение аргументировать свои рассуждения
Объем сочинения не менее 70 слов
Умение делать вывод
Умение грамотно писать
Финансирование проекта.
П/н | Виды работ | Сумма |
1 | Выезды, экскурсия | 20 тыс |
2 | Канцтовары | 5 тыс |
3 | Печатная продукция | 50 тыс |
|
| 75 тыс |
Заключение.
Личность самовыражается и самоутверждается через творчество – созидание нового и прекрасного. Творчество наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.