План:
-
Введение. Значение, актуальность, проблемы.
-
Анализ заданий ВПР, результатов письменных работ учащихся при выполнении ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
-
Выявление проблемы изучаемой темы.
-
Актуализация темы проекта.
-
Основная часть.
-
Подбор тем сочинений-рассуждений.
-
Виды работ по сбору материала по темам.
-
Методика обучения написанию сочинения-рассуждения.
-
Мониторинг оценивания работы учащихся.
-
Финансирование проекта.
-
Заключение.
-
Разработка методического пособия.
-
Обобщение опыта работы.
-
Введение. Значение, актуальность проблемы.
Вопросы умения писать сочинения школьниками приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено введением Рособрнадзора приказа «О проведении итогового сочинения» как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования впервые введено в 2014-2015 учебном году. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений. При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Важно отметить содержательность, последовательность рассуждения в письменном изложении своей мыследеятельности. Написание сочинения-рассуждения основывается на знания своего края, использование примеров, объяснения.
Анализ заданий проведенных ВПР в начальных классах показал уровень сформированности личностных, познавательных, коммуникативных УУД: применение на практике социального опыта, формулирование основной мысли, своего кругозора, межличностных отношений. Результаты выполнения проверочных работ в 4 классах выявили следующие затруднения:
-
Умение выражать просьбу, благодарность или отказ в письменной форме в соответствии с нормами речевого этикета в ситуации межличностного общения, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы.
-
Ошибки были на логическое мышление, написание сочинения на заданную тему.
-
Недостаточный уровень развития кругозора, знания истории, природы, культуры своего региона.
Результаты ОГЭ по русскому языку учащихся 9 классов показали недостаточный уровень грамотного письма, уделять внимание на написание мини-сочинений по небольшим проблемным вопросам, цитатам, работе на восприятие прочитанного, учить делать краткий пересказ, вести работу над постоянным совершенствованием речи учащихся, систематически обогащать словарный запас.
При написании сочинения в 11 классах не смогли раскрыть тему, не привлекли в качестве аргументов примеры из художественных произведений, речь отличается бедностью словарного состава, однообразием синтаксических конструкций, наблюдается нарушение композиции сочинения.
Анализ заданий ВПР и результаты письменных работ ВПР, ОГЭ и ЕГЭ позволили выявить необходимость повышения эффективности работы по написанию сочинений-рассуждений у учащихся начальных классов. Что определило проблему проекта: формирование умения младших школьников свободно и правильно выражать свои мысли и чувства при написании сочинения-рассуждения.
Тема проекта: Обучение написанию сочинений-рассуждений в начальных классах
Цель проекта: развитие личности младшего школьника через обучение написанию сочинений-рассуждений на заданную тему
Задачи проекта:
-
Изучить научно-методическую литературу по теме проекта
-
Проанализировать результаты письменных работ учащихся по итогам ДКР, ОГЭ, ЕГЭ
-
Разработать тематику сочинений-рассуждений
-
Разработать и апробировать методику обучения написанию сочинений-рассуждений в начальных классах
-
Разработать и апробировать мониторинг отслеживания навыков написания сочинений-рассуждений.
Ожидаемый результат: разработка методического пособия написания сочинений-рассуждений
Участники: учащиеся начальных классов, родители, учителя МБОУ ЧСОШ им. С.А. Новгородова «Дархан кыһата», соцспец служба школы.
Сроки:
Теоретическая – 2016-2017 гг
Внедренческая – 2017-2019 гг
Завершающая – 2019 – 2020 гг.
Гипотеза: если развивать мыследеятельность ребенка путем проведения систематических сочинений-рассуждений, то развивается личность младшего школьника.
Конечный результат: обобщение опыта работы
-
Основная часть.
-
Подбор тем сочинений-рассуждений.
-
1 класс История моего региона:
-
Политссыльные
-
Знаменитые люди
-
Исторические места
-
Знаменательные даты
-
Музеи
-
Памятники природы моего региона:
-
Природные парки
-
Заповедники
-
Уникальные озера
-
Ледники
-
Памятники культуры моего улуса:
-
Монумент переселенцам
-
Чурапчинская колотушка
-
Памятники революционерам
-
Памятники ВОВ
-
Обелиски и памятники известных людей
4.Профессии моего народа:
-
Охотник
-
Оленевод
-
Коневод
-
Косторез
-
Ювелир
-
Дереворезчик
-
Скульптор
-
Тракторист
-
Шофер и т.д.
-
Качества личности:
-
Веселый
-
Честный
-
Культурный
-
Воспитанный
-
Справедливый
-
Добрый
-
Счастливый и т.д.
-
Экологический календарь:
-
День Земли
-
День защиты животных
-
День защиты детей
-
День леса
-
День птиц и т.д.
-
Культура речи:
-
Просьба
-
Вежливый отказ
-
Приглашение
-
Телефонный разговор
-
Приветствие
-
Виды работ по сбору материала по темам:
-
Картины
-
Презентации
-
Видеоролики
-
Виртуальные музеи
-
Ситуации
-
Экскурсии
-
Поисковая работа
-
Исследовательская работа
-
Проектная работа
-
Методика обучения написанию сочинения-рассуждения.
В методической литературе сегодня не встречаются полноценные практические разработки, написанные для учащихся начальных классов. Этот тип сочинений неоправданно отодвинут в школьной практике.
Умение рассуждать – это умение логически мыслить, когда высказывание, относящееся к одному и тому же предмету, находиться в причинно-следственной зависимости друг от друга и в совокупности дают ответ на поставленный вопрос. Формирование и развитие у учащихся логического мышления, умения доказывать справедливость, истинность своего суждения и опровергнуть противоположное и способствует школьное рассуждение.
Рассуждение – всегда развитие знания, т.к. оно предполагает не просто утверждение о том, что предмет, или человек, или явление обладают такими-то свойствами, но и мотивировку того, на каком основании это утверждается.
Суть сочинения-рассуждения – в обосновании истинности, какой-то основной мысли (тезиса), другими суждениями (аргументами).
Выделяются следующие виды тем рассуждений:
-
Тема-понятие. Здесь пишущий наиболее самостоятелен. Он сам выводит проблему из темы, формулируя для рассуждения основную идею сочинения.
-
Тема-суждение. В ней уже выражена готовая идея рассуждения, пишущему остается только подбирать аргументы и умело их располагать.
-
Тема-вопрос. В этих сочинениях большая степень самостоятельности для определения идей рассуждения. У каждого, как говорится, своя «правда».
Формулируя темы в младших классах, нужно максимально учитывать воспитательное воздействие, возраст и склонности учащихся. Наиболее легкими для младших школьников на первом этапе представляются темы-суждения, темы-вопросы, где легче всего производить логический анализ.
Доказательство в сочинении-рассуждении состоит из трех частей: тезиса, аргументов, формы доказательства.
Тезис – это такое суждение, истинность которого надо доказывать. Аргументы – это такие истинные суждения, с помощью которых доказывается тезис. Форма доказывания – это цепь умозаключений, из которых складывается ход доказательства.
Ученики опираются на личный опыт, на примеры из жизни, газетные и журнальные материалы, фильмы, знания своего региона и т.п.
Для того, чтобы сочинение получилось убедительным, необходимо, чтобы основной тезис, выдвигаемый для обсуждения, соответствовал теме сочинения, а отобранные доказательства были убедительными, чтобы все части сочинения были тесно связанными между собой, выводы – четко сформированными.
Структура сочинения-рассуждения:
-
Формулировка тезиса
-
Основная часть
-
Заключение
Технология работы над сочинением-рассуждением:
-
Обдумывание темы
-
Определение объема темы
-
Выявление содержание темы
-
Разработка плана
-
Текстуальное оформление рассуждения
Виды работ
-
Словарная работа
-
Клише
-
По заданному началу
-
По концовке
-
Ответы на вопросы
-
По картине
-
Мониторинг оценивания работы учащихся.
Для определения уровня развития личности младшего школьника используются следующие критерии:
1 класс
-
Осознание проблемы данной темы
-
Раскрытие темы
-
Умение делать вывод
-
Умение грамотно писать
2 класс
-
Определение проблемы данной темы
-
Умение логично излагать свои мысли
-
Умение делать вывод
-
Умение грамотно писать
3 класс
-
Определение проблемы данной темы
-
Умение логично излагать свои мысли
-
Умение аргументировать свои рассуждения
-
Объем сочинения не менее 40-50 слов
-
Умение делать вывод
-
Умение грамотно писать
4 класс
-
Определение проблемы данной темы
-
Умение логично излагать свои мысли
-
Умение аргументировать свои рассуждения
-
Объем сочинения не менее 70 слов
-
Умение делать вывод
-
Умение грамотно писать
-
Финансирование проекта.
П/н | Виды работ | Сумма |
1 | Выезды, экскурсия | 20 тыс |
2 | Канцтовары | 5 тыс |
3 | Печатная продукция | 50 тыс |
|
| 75 тыс |
-
Заключение.
Личность самовыражается и самоутверждается через творчество – созидание нового и прекрасного. Творчество наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.