Конспект урока литературы в 9 классе
Тема урока: «Общая характеристика литературы XVIII века. М. В. Ломоносов».
Цели урока:
-обучающая: дать представление о литературе XVIII века, о классицизме. Познакомить с биографией М. В. Ломоносова;
-развивающая: развивать умение обобщать, делать выводы; логическое мышление, устную и письменную речь;
-воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма; уверенность в свои силы; стремление к получению знаний.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: беседа, лекция
Ход урока:
Приветствие. Вступительное слово учителя. (На доске портрет писателя)
- Ребята, вам знаком человек, изображенный на портрете? Думаю, вы догадались, что темой сегодняшнего урока будет жизнь и творчество М.В.Ломоносова. С именем Ломоносова вы встречались не раз. В каком веке жил Ломоносов? (Ответы учащихся: В 18-м веке)
Дома вы прочитали статью учебника об особенностях литературы этого времени. Какие особенности вы можете выделить? (Ответы учащихся: 18 век – век классицизма. Классицизм диктует свои правила. Меняется система жанров. Появление «теории трех штилей») А если мы обратимся к истории, каким вошел в историю России 18 век? (Ответы учащихся: 18 век – время необычайного подъема России. Здесь и правление Петра Великого, его реформы, его славные воинские победы, стремление приблизить Россию к Европе, вера в силу человеческого знания; создание РАН, университета; правление Екатерины Великой; достижения искусства; строительство Петербурга – новой столицы России, города европейского типа)
Назовите, пожалуйста, основных представителей литературы XVIII века.
(Ученики: В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин и другие)
При изучении литературы 18 века вы должны знать периодизацию в истории русской литературы данной эпохи. Это позволит нам понять важнейшие процессы в развитии литературы той эпохи. Здесь можно выделить 4-е периода (запишем их):
1-й период – литература Петровского времени. Она ещё носит переходный характер. Её особенностью является замена литературы религиозной литературой светской.
2-й период (1730-1750) гг. характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой литературного языка.
3-й период (1760- первая половина 70-х годов)- дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
4-й период (последняя четверть века) – начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистичных тенденций.
Русская литература 18-го века ставила и по возможности решала наболевшие вопросы своего времени. Она во многом подготовила блестящие достижения 19-го века. И огромная заслуга в этом принадлежит писателям, чье творчество мы относим к направлению классицизма.
С этим направлением мы с вами уже познакомились в прошлом году (Д.И.Фонвизин «Недоросль», Мольер «Мещанин во дворянстве»)
Ребята, давайте выясним, что означает само понятие «классицизм»? (Запись в тетради)
Классицизм – следование определённой системе правил, обязательной для каждого поэта, обращение к античности, подражание признанным образцам, строгая иерархия жанров. «Высокие жанры» (трагедия, ода, эпопея) раскрывали важные общественные проблемы, отражали только возвышение, героические стороны жизни; «низкие» (комедия, басня, сатира) – современную действительность. Зародился классицизм и получил своё развитие во Франции (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. – Б. Мольер). В конце 17 века пришёл в упадок, но возродился в эпоху Просвещения (Вольтер). В России возник в 18 веке (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов и другие).
Ярким представителем классицизма в РЛ является М.В.Ломоносов. Что вы можете сказать о его жизненном пути, его происхождении, образовании, достижениях?
(Ответы учащихся: М. В. Ломоносов – великий русский учёный и поэт; один из основоположников современного естествознания. Родился в Архангельской губернии, близ Холмогор. Отец занимался рыболовством. Грамоте научился у соседей-крестьян году на десятом. Тянулся к знаниям. Псалтырь Симеона Полоцкого дала юному Ломоносову понятие о поэзии. В декабре 1730 г. Ломоносов ушел учиться в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию, учился при Академии наук в Петербурге, завершив образование в Германии. В 1745 г. получил звание профессора (академика). «Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец - он все испытал и все проник», - писал о нем А.С. Пушкин. Ломоносов сделал замечательные открытия в науке, опережая свое время более чем на столетие. Он сыграл важную роль в укреплении и распространении русского языка в период XVIII века.)
Учитель: В историю русского языка и русской литературы М. В. Ломоносов вошел как реформатор языка и реформатор русского стихосложения. Он создатель русской оды, автор поэм, поэтических посланий, научной грамматики русского языка. "С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом… он был её Петром Великим", - писал о нём В. Г Белинский. Первое сочинение Ломоносова о языке было написано в 1738 году в Германии «Письмо о правилах российского стихотворства». Страстно желая изменить отношение к русскому языку не только иностранцев, но и русских, он создаёт первую на русском языке “Российскую грамматику”, в которой впервые представляет научную систему русского языка. Что такое реформа? (Преобразование)
Ломоносов – реформатор русского языка (запись в тетради):
1) Ломоносов разграничил звуки и буквы, заложил основы изучения фонетики.
2) Создал классификацию частей речи.
«Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому. Посему слово человеческое имеет осмь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей; 2) местоимение для сокращения именований; 3) глагол для названия деяний; 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение; 5) наречие для краткого изображения обстоятельств; б) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз для изображения взаимности наших понятий; 8) междуметие для краткого изъявления движений духа».
3)Ломоносов выделил основные знаки препинания: запятая, вопросительный знак, точка, удивительный знак (восклицательный), две точки (двоеточие), единительный знак (дефис, тире), точка с запятою, вместительный знак (скобки).
4) В "Кратком руководстве к красноречию..." 1748 года учёный пишет о стилях русского языка. Ломоносов рассматривал свою стилистическую теорию также как средство борьбы со злоупотреблением иностранными словами. Ломоносов положил начало нашему точному научному языку. Он говорил, что иностранные слова нужно переводить на русский язык, а если это невозможно, то стараться придавать форму, близкую русскому языку. Ему принадлежат такие научные понятия, как “упругость тел”, “земная ось”, “удельный вес”, “преломление лучей”, “магнитная стрелка”, “опыт”, “наблюдение”. Именно благодаря Ломоносову мы имеем сейчас слова «квадрат», «горизонт».
Позднее в сочинении "О пользе книг церковных в российском языке" 1758 года Ломоносов создает получившую широкую известность теорию "трех штилей" русского языка. До Ломоносова русский литературный язык отличала беспорядочная смесь самых различных языковых элементов. Все слова, какими может располагать русский язык, Ломоносов делит на три основных группы. К первому он относит слова, общие для языка церковных книг и для простого русского языка. Ко второму относятся в основном общеупотребительные слова и лишь некоторые слова церковных книг. Наконец, третий разряд составляют только слова общеупотребительные.
Высоким стилем "составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях"
Средним стилем писать "все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово", также стихотворные дружеские письма, элегии. Соответствует совр.рус.языку.
Низким же стилем пишутся комедии, увеселительные эпиграммы, песни, басни. В этом стиле можно употреблять и просторечные слова, но не вульгарные.
Теория "трех штилей" имела демократический (народный) характер:
-она ограничила употребление старославянских слов,
- приблизила литературный язык к разговорному,
- художественные и научные произведения стали доступны широкому кругу читателей.
Задание: распределите слова по штилям (высокому, среднему и низкому). Рука, дуралей, письмо, попрыгунья, дерзайте, небо, небеса, глаза, очи.
Учитель: Что такое стихосложение? (Написание стихотворений)
Ломоносов – реформатор русского стихосложения (запись в тетради)
Предшественники Ломоносова для создания своих стихов использовали силлабическое стихосложение (от греч. συλλαβή — слог), т.е.в каждой рифмующейся строчке должно быть одинаковое количество слогов и обязательно с женской рифмой на конце (ударение падает на предпоследний слог).
Пример:
1.Вирши (стих-я) петровской эпохи
О коль ве-ли-ю ра-дость // аз есмь об-ре-тох
Ку-пи-до Ве-не-ри-ну // ми-лость при-не-сох
Солн-це лу-чи сво-и // на мя спус-ти-ло
И злу пе-чаль// во ра-дость мне об-ра-ти-ло
Но силлабика чужда русскому языку. Поэтому М.В.Ломоносов, опираясь на работы Василия Кирилловича Тредиаковского, сделал переход от силлабического (слогового) к силлабо-тоническому (от греч. syllabe — слог и tónos — ударение), (слогоударному) стихосложению. Главная особенность этого стихосложения - чередование ударных и безударных слогов. Этой системой стихосложения поэты пользуются до сих пор.
М. В. Ломоносов
Ночною темнотою
Покрылись небеса.
Все люди для покою
Сомкнули уж глаза…
…Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут…
- Рассмотрите примеры. Отличаются ли стихи по восприятию?
(Учащиеся: Силлабические стихи виршей петровской эпохи тяжелые, сложно воспринимаются на слух, а строфы Ломоносова, написанные силлабо-тоническим способом стихосложения, подвижные, легкие, воздушные, украшенные перекрестными рифмами.)
- В чем преимущество, достоинство силлабо-тонического стихосложения? (Силлабо-тоническая система стихосложения дает простор для творчества поэтов, помогает сделать стихи более легкими, звучными, выразительными и более понятными)
Таким образом, Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе. Как поэт Ломоносов воспевал то, над чем работал как ученый, прославляя торжество человеческого разума.
Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из оды «Науки юношей питают…». Подготовить к выразительному чтению од М.В.Ломоносова.
Рефлексия
Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Ученик: отвечает.
Учитель: Чему научились?
Ученики: отвечают.
Учитель: Я довольна вашей работой. Молодцы, ребята! Особо хочу отметить работу на уроке следующих учащихся… Оценки получили… Урок окончен, до встречи на следующем занятии.