Тема: Образование числа 2. Письмо цифры 2
Цель: создать условия для ознакомления с числом 2, его графической записью – цифрой 2; развития внимания, наблюдательности, привития аккуратности; научить писать цифру 2.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: знать названия и последовательность чисел от 1 до 20; уметь соотносить число 2 и цифру 2, сравнивать «один» и «много».
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место и привести его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.
Коммуникативные УУД: уметь рассуждать и анализировать условие задачи; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике; определять умения, которыми овладеют на основе изучения раздела; отвечать на простые вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике.
Личностные результаты: оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей).
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, счетный материал
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
На уроке мы будем считать, решать, отгадывать загадки и даже совершим путешествие на весёлом, не совсем обычном паровозике.
- Сколько вагонов в поезде? (Верно, пять)
- Нужно посчитать до пяти по порядку, и тогда мы узнаем название поезда.
- Один, два, три, четыре, пять.
- Паровозик называется «Лучик».
- Паровозик улыбнулся. Он доволен, что вы ему помогли.
Пыхчу, пыхчу, ворчу, ворчу –
Стоять на месте не хочу!
Паровоз везёт нас ловко,
Только вижу – остановка…
Но не будем мы стоять,
А попробуем считать.
2) Устный счёт
- Остановка «Считалочка»
- Давайте посчитаем от одного до десяти в прямом порядке. На счёт 2 – хлопните в ладоши.
- Один, два (хлопок), три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.
- Теперь посчитаем в обратном порядке. Не забудьте про хлопок на счёт два.
-Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два (хлопок), один.
- Какое число идёт при счёте перед числом два?
- Назовите соседей числа два.
- Как из числа один получить два?
- Как из числа три получить два?
- В чём разница между числом два и цифрой два?
- Число два считаем и слышим, цифру два пишем и видим.
-Бежал зайчик вдоль равнин.
Значит, зайчик был один.
К нему зайчиха подбежала.
Сколько зайцев теперь стало?
- Правильно, два зайца. Один да один - это два.
-Одна ворона на крышу вагона села.
К ней подруга прилетела.
Отвечайте быстро, смело:
Сколько всех их прилетело?
- Верно, две вороны. Один и один - два.
Два лисёнка в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?
- Конечно же, один. Два без одного – это один.
- Молодцы! Мы отправляемся дальше.
Паровоз везёт нас ловко,
Только вижу – остановка…
Но не будем мы стоять,
Будем дружно составлять.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- С какой цифрой познакомимся?
4. Сообщение темы, задач урока.
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
- Станция « Собиралочка»
- Назовите фигуры.
- Треугольник, четырёхугольник, квадрат, круг.
- На что похожа эта фигура?
- Верно, это цифра два.
- Это интересно…
В древности великий математик Пифагор цифру два считал символом непостоянства, мягкости и тактичности. Люди, к именам которых относят эту цифру, имеют изменчивый характер. Это Ира, Саша, Лида, Вася, Коля.
Интересно, что число два у разных народов звучит почти одинаково: «два» - по-болгарски; «ду» - по-литовски; «дуо» - по-латыни; «дува» - по-древнеиндийски.
- Из каких геометрических фигур составлена цифра два?
- Пять треугольников разных размеров, один четырёхугольник, один квадрат.
- Попробуйте составить двойку самостоятельно из тех материалов, что есть под руками.
- Отгадайте загадку.
Две сестрицы-труженицы
Рубят, строят, роют.
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
- Правильно, это руки.
- Сколько рук у человека?
- Вы угадали, две. Одна рука да ещё одна рука – это две руки, то есть пара.
- Назовите пары предметов.
- Люди говорят: пара ног, пара глаз, пара носков, пара ботинок, пара лыж.
Физкультминутка
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел
6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
- Число два обозначается цифрой два.
- Вы знаете, что это арабская цифра. Есть ещё и римская, которая выглядит как две палочки.
А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
- Вы видите печатную и прописную цифру. На что она похожа?
(Произвольные ответы детей)
- Прежде чем писать, повторим правила посадки.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я от вас, друзья, не скрою –
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Цифра два состоит из «головки», наклонной палочки, волнистой линии.
- Начинаем писать «головку» ниже середины клетки, ведём линию вверх, касаемся верхней стороны клетки, закругляем вниз в правом верхнем углу и здесь же касаемся правой стороны клетки. От точки касания пишем наклонную палочку чуть-чуть выходя за середину нижней стороны клетки влево. И потом пишем волнистую линию.
- Прописать два раза цифру два.
- Прописать ещё три раза.
На нашем пути остановка опять.
Давайте, ребята, будем решать!
- Станция «Решалочка»
- Составь рассказ по рисунку и проговори.
- На веточке сначала появился один листочек, потом ещё один листочек.
- Один да один листочек – будет два листочка.
- На ветке сидела одна птичка, потом ещё одна птичка прилетела.
- Одна птичка да ещё одна птичка – будет две птички.
- Значит, число два – это один и один.
- Как ещё можно получить число два?
- Ноль и два получится два.
- На полянке сидело два зайчика, потом один убежал.
- Два без одного один.
2)
- Какие фигуры нарисованы в первом ряду? Треугольники.
- Какие фигуры во втором ряду? Круги.
- Каких фигур больше? Кругов.
- На сколько? На один круг.
- Что нужно сделать, чтобы их стало поровну?
- Нужно добавить один треугольник или убрать один круг.
-Сколько яблок? (Три)
-Сколько груш? (Четыре)
-Как уровнять группы этих предметов?
-Конечно же, нужно добавить или убрать один предмет.
-Опять остановку делать пора. Вставайте, ребята! Будет игра.
Физкультминутка
Дети вышли по порядку
На активную зарядку.
На носочках поднимайтесь,
Между парт не потеряйтесь.
Потянулись, наклонились
И обратно возвратились,
Повернулись вправо дружно,
Влево тоже всем нам нужно.
Повороты продолжай
И ладошки раскрывай.
Поднимай колено выше-
На прогулку цапля вышла.
А теперь прыжки вприсядку,
Словно заяц через грядку.
Закружилась голова?
Отдохнуть и сесть пора.
3) Сколько всего машин на рисунке? ( Две)
- Сколько пар машин? (Одна)
- Сколько не красных машин? (Одна)
- Сколько пар птиц на рисунке? (Одна)
- Пара птиц – это сколько?
- Правильно, пара птиц – это две птицы.
4)
Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей?
- Верно, два - это один карандаш да один карандаш.
Гуляет в джунглях старый слон,
И одинок, и грустен он.
Но подошёл к нему сынок –
И больше слон не одинок.
- Сколько теперь получилось слонов?
- Конечно же, два – это один да один.
- Обратите внимание на этот момент, чтобы из меньшего числа получить большее число, надо добавить единицу.
- Станция «Угадалочка»
1)
- Отгадайте загадки.
- Два кольца, два конца, посредине гвоздик.
- Верно, это ножницы.
- Два близнеца, два братца
Верхом на нос садятся.
- Очки.
На них поставишь две ноги –
И по большим снегам беги.
- Правильно, это лыжи.
Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.
-Это берега.
2)
– Объясните пословицы.
- Старый друг лучше новых двух.
- Старый друг – надёжный друг, с ним давно уже дружишь, его хорошо знаешь.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
- Так говорят, когда кто-то берётся сразу за несколько дел и поэтому ни одного не может сделать хорошо или довести до конца.
- Одна голова хорошо, а две – лучше.
- Любое дело всегда лучше выполнять вдвоём.
3)
– Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?
- Нас двое.
7. Анализ достижений учащихся
8. Итоги урока (рефлексия)
- Наше путешествие подошло к концу. Наступило время возвращаться.
- С каким числом мы с вами познакомились?
- Правильно, с числом «два».
- Вы научились так же писать цифру «два».
Нам сегодня рассказали,
Что такое цифра «два».
«Два» поставят, так и знай,
Это значит, ты – лентяй!
Только мы пока не знаем,
Кто окажется лентяем.
Мы сидим, почти не дышим,
Осторожно двойку пишем. Л.Фадеева
- Продолжите фразу.
Сегодня на уроке:
Я узнал…
Я научился…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
-Вы молодцы! Славно поработали. Паровозик прощается с вами.