«Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры»
(по драме А.Н. Островского «Гроза»)
1. Решаемые учебные проблемы:
Цели для учителя:
расширять представление о специфике драматического рода литературы на материале пьесы на бытовую тематику;
проследить на материале содержания пьесы, какие лучшие качества женской натуры воплотились в характере главной героини драмы «Гроза»;
через сопоставление героев произведения подвести учащихся к пониманию характера героини и приёмов его создания в драматическом произведении;
раскрыть суть нравственных понятий «сила и слабость характера»; «грех»;
подвести учащихся к определению собственной позиции по отношению к героям произведения, авторской позиции и средствам её выражения;
развивать речевые навыки учащихся.
Задачи для учеников:
знать средства создания характеров героев в драматическом произведении;
выбирать из текста фрагменты, которые раскрывают лучшие качества женской натуры, воплощенные в образе главной героини;
сравнивать образ главной героини в оценке критиков (Добролюбова и Писарева);
определять основные черты характеров героев драмы, правила и принципы их жизни;
формулировать авторскую позицию, объяснять средства её выражения;
формулировать собственное мнение об образе Катерины в драме Островского «Гроза»
2.Тип урока по форме: комбинированный.
3.Тип урока по содержанию: изучение и освоение конкретного произведения.
4. Планируемые результаты:
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств, развитие познавательной активности и интереса к изучаемому произведению с использованием различных источников информации, понимание авторской позиции и умение аргументировать собственное мнение об образе Катерины в драме Островского «Гроза», знание истории и литературы.
Метапредметные:
Познавательные: углубление представления о драматическом произведении, совершенствование умения на основе прочитанного текста самостоятельно делать выводы, анализировать фрагменты драматического текста и строить речевое высказывание; расширение читательского кругозора, развитие умения работать с Интернет- ресурсами.
Регулятивные: умение ставить цель и планировать свою деятельность, умение осознавать трудности и стремиться преодолевать их, развитие у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Коммуникативные: развитие у учащихся умений выделять причинно-следственные связи в тексте и выражать свои мысли, отвечать на вопросы по тексту, вести диалог, работать в группе и принимать точку зрения других.
Предметные:
В познавательной сфере: осознанное понимание специфики драматического произведения, умение анализировать произведение в единстве формы и содержания и давать характеристику героям, выявлять особенности приёмов в создании характеров героев в драматическом произведении, владение литературоведческими понятиями при анализе текста, выполнение творческой работы – составление опорной схемы и синквейна.
В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы, восприятие «Грозы» как части историко-литературного процесса, понимание авторской позиции и соотнесение её с личной, развитие умения оценить поступки героев, воспитание любви к родной земле и родной культуре, определение актуальности произведения для читателей разных поколений.
В коммуникативной сфере: осмысленное чтение и восприятие прочитанного текста, умение отвечать на вопросы, приводить аргументы, общаться в процессе работы над текстом с точки зрения партнёрства (ученик-ученик и ученик-учитель).
В эстетической сфере: восприятие художественного текста как произведения искусства, выразительное чтение текста с соблюдением соответствующих интонаций, формирование понимания сути русского слова в его эстетической функции, привитие потребности и желания читать наизусть отрывки из произведения.
Все планируемые результаты реализуются в процессе всего урока на разных этапах работы с текстом драмы «Гроза».
5.Учебный материал урока: Художественные тексты: А. Н. Островский «Гроза», Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы», карта работы на уроке для каждого учащегося, карточки-задания для групповой работы, мультимедийная презентация, ресурсы Интернет-сети.
6.Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
8. Технологии, методы, принципы, применяемые на уроке: рефлексивная технология, мультимедийная технология, частично-поисковый, метод проблемного изложения, принцип повторного чтения, принцип внутрипредметной связи
7.Виды деятельности: опережающее чтение произведения учащимися, аналитическая беседа, работа в парах и группах, составление опорной схемы, письменный ответ на вопрос, составление синквейна.
8.Оборудование: интерактивная доска, компьютер, телевизор, книги с текстом произведения.
9.Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация
(методическое назначение: усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуальности изучаемого материала).
10.Межпредметные связи: история.
Ход урока:
Предтекстовый структурный элемент урока.
Тема: не записана.
1 этап: Вхождение в тему урока.
Мотивация, целеполагание
Ребята! Как далеко от нас век девятнадцатый! Но вслушайтесь в голоса современников А.Н. Островского:
1.“Удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта”, - писал Тургенев Фету, прослушав драму в чтении автора.
2. “Гроза” Островского есть, по-моему, плачевное сочинение” - писал Лев Толстой Фету.
Как вы думаете, почему по-разному толковалась современниками пьеса?
Пьеса Островского правдиво отображает жизнь, в ней драматург изобразил все слои русского общества, дал картину жизни купечества в России, тяжелое бесправное положение женщины.
Да, по-разному толковалась современниками пьеса, но эпицентром спора стала главная героиня. Зачастую мнения критиков и литературоведов оказываются кардинально противоположными. Почему? О какой героине пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Образ главной героини пьесы « Гроза» — яркий, глубокий, сложный, противоречивый – на протяжении долгих лет является предметом споров, объектом подчас взаимоисключающих толкований. Никто не остаётся равнодушным свидетелем трагедии, каждый стремится дать своё объяснение тому, что случилось с Катериной, и высказать своё мнение об этом образе.
Ребята! Назовите цель нашего урока:
Сравнить образ Катерины в представлениях различных авторов…
Да, и вы сами выступите в роли автора.
Можно с уверенностью сказать, что немногие образы, созданные русской литературой, вызвали столь противоречивые и полярные суждения.
Какие задачи мы будем решать на уроке?
- найти в тексте, как автор характеризует свою героиню…
- сравнить образ главной героини в оценке критиков…
- составить собственное мнение об образе Катерины в драме Островского «Гроза»…
Вы совершенно правы, мы поговорим о Катерине - главной героине драмы, воплотившей лучшие качества женской натуры, сопоставим Катерину с другими персонажами, выясним, насколько силен ее характер и чем отличается от других героев, познакомимся с авторской позицией, обратимся к критикам и составим свое мнение о Катерине. Поэтому все мы - авторы и тема нашего урока - «Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры».
(Виды и формы работы – беседа, работа в группах, составление опорной схемы, творческое задание, выразительное чтение)
2 этап. Подготовка к вхождению в текст.
На слайде Вы видите фотографии актрис, в разное время и по-своему исполнявших роль Катерины.
Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе уделяется так много внимания изображению внутреннего мира и сложных переживаний женской души.
Положение женщины в семье, обществе на протяжении всего существования Руси, России менялось.
В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль — роль дочери, жены и матери. Огромное количество браков заключалось не по любви. О разводах в то время не было даже и мысли, и женщины должны были страдать всю жизнь. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы.
Почему же вопрос о положении женщины в русском обществе так волновал А.Н. Островского? Автор «пьес жизни» уверен, что не свобода принесет счастье женщине, а любовь. Вот и в драме «Гроза» героиня борется не за образование, положение в обществе, деньги, а за любовь избранника. Но поскольку ее муж Тихон – «живой труп», а возлюбленный Борис слаб, её неизбежно ждет разочарование и гибель.
-Актуализация ранее полученных знаний. Работа по теории литературы.
Прежде чем мы будем рассматривать образ Катерины, давайте вспомним средства создания характеров героев в драматическом произведении
Средства создания характеров героев в драматическом произведении (опорная схема)
Драматическое произведение говорящие фамилии
ремарки
речь поступки антитеза (контраст)
характеристика героев др.действ.лицами
А.Н. Островский придавал большое значение имени, образу, судьбе.
Катерина (греч.) – чистая, благопристойная.
О чем говорит имя главной героини урока?
Благопристойный – 1. Соответствующий принятым в обществе правилам
поведения, морали.
2. Соблюдающий правила поведения, приличия.
Текстовый структурный элемент урока.
3 этап. Вхождение в текст. Работа в группах. Организация монологических и диалогических ответов.
(Учитель так дополняет ответы учащихся, чтобы можно было в конце урока сделать выводы по теме урока.)
А теперь рассмотрим
Какой же образ рисует драматург в произведении?
Для реализации наших задач мы поработаем в группах.
Образ Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза».
1 группа. Жизнь Катерины до замужества
Действие 1, явление 7
- Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?
Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Она с любовью и тоской рассказывает Варваре о своем детстве: «Я жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, точно куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». Катерина еще с детства полюбила ходить в церковь и посещала ее с огромным желанием, во время служб все присутствующие обращали на одухотворенное лицо Катерины, которая в тот момент полностью уходила от этого мира. Именно эта истовая вера, впоследствии, обернется для Кати роковой, ведь именно в церкви ее заметил и полюбил Борис.
Какие черты характера проявляются в детстве? Воспитываясь в родительском доме, Катерина получила и на всю жизнь сохранила наиболее прекрасные черты русского характера. Душа Катерины чиста, открыта, способна на большую любовь. Она не умеет врать. Имеет болезненную впечатлительность, религиозность, романтическое отношение к жизни.
Какова речь героини?
Соответствует облику женщины из народа: поэтика народной песни (повторы, инверсия, риторические восклицания, сравнения) и церковные слова.
Чувствуется противоречивость - стремление к свободе
мечты и стремления - грех
2 группа Из истории имени. Катерина — по-гречески «всегда чистая».
- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, искренности? Докажите примерами из текста.
3 группа Жизнь Катерины в доме Кабановых.
- Как меняется жизнь Катерины после замужества?
Из атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, Катерина попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане.
В чем должна была измениться жизнь?
Где были указаны правила поведения в семье? («Домострой»)
Что известно об этом документе средних веков? Кто олицетворяет «Домострой» в драме?
В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны, выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни. Огромное количество браков заключалось не по любви, а по холодному расчету, молодых девушек часто выдавали за стариков только потому, что те имели состояние и высокое положение в обществе. О разводах в то время не было даже мысли, и женщины должны были страдать всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которая попала в атмосферу тирании и лжи после замужества с Тихоном Кабановым, происходившим из зажиточной купеческой семьи.
Значит, попав в дом Кабановой, с Катериной происходит несчастье.
4 группа «Катерина и Кабаниха»
Чтение по ролям отрывка из д.1 явл.5.
Почему в пьесе Катерина противопоставлена своей свекрови?
Островский вводит нас в мир “темного царства”, пытается показать характеры, взаимоотношения и законы, по которым живут люди в этом “темном царстве”. Для того чтобы нагляднее показать эти законы и взаимоотношения, Островский противопоставляет двух героинь — Марфу Игнатьевну и Катерину.
Какие черты характера Катерины проявляются в этой сцене?
Почтительна, говорит с достоинством, твердо отстаивает свое право на уважение, проявляет независимый характер
Что мы можем сказать о Марфе Игнатьевне Кабановой? Есть ли у них что-то общее?
Несмотря на то, что Марфа Игнатьевна и Катерина выросли и воспитывались в купеческих семьях, характеры их сформировались совершенно по-разному. В семье, где выросла Катерина, царили любовь и взаимопонимание. Об этом Катерина рассказывала сама: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю”. Такое воспитание сформировало добрый и мягкий, но, несмотря на это, независимый характер. Вероятно, Марфа Игнатьевна воспитывалась в совершенно других условиях. Скорее всего, она уже с детства испытала на себе жестокость купеческих нравов, их несправедливость, где все было подчинено наживе - все это сформировало другой, нежели у Катерины, характер…
Вывод:
Катерина и Кабаниха
Кабаниха отстаивает патриархальные обычаи «Домостроя».
Катерина стремится к свободе выбора по воле сердца.
В драме есть человек, который близок Катерине по возрасту, менталитету, положению. Есть человек, с которым могла бы быть дружба. Я говорю о … Варваре.
5 группа «Катерина и Варвара»
Чтение по ролям отрывка из д.2 явл.2.
Какие черты характера раскрываются в разговоре с Варварой?
Решительность («горячая»),сила чувства, честность, терпеливость, глубина душевной драмы, способность отстоять свободу ценой гибели, близость к Богу, бессознательное ощущение изначальной обреченности человека.
В чем состоит отличие между этими девушками?
Драматург противопоставляет Катерине девушку, которая является частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины. Это Варвара Кабанова.
Две героини пьесы различаются между собой, но их объединяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость…
Катерина и Варвара
Отличие Катерины и Варвары в разрешении конфликта:
Варвара уходит из дома, Катерина уходит из жизни.
6 группа Катерина и Тихон
действие 2, явления 3,4,5
Как ведут себя герои в этой сцене?
Как это их характеризует?
Какое значение имеет сцена в развитии событий?
Катерина и Тихон
Тихон не способен не только защитить Катерину, но и понять. Он рад отъезду, ни о чем не думает.
Решает пойти на свидание, поддалась естественному чувству.
Мы увидели независимость, доброту Катерины, ее гармонию с миром…
кого же полюбила она? Достойного ли человека?
7 группа «Катерина и Борис». действие 5 явление 3
Любил ли Борис Катерину?
Какие черты характера проявляются у Катерины?
Сила воли, жалеет его, а не себя, религиозность, высокая нравственность восстает против обмана
Как вы считаете, возможен ли другой финал драмы? При каком условии?
Борис и Катерина:
две трагические личности.
Катерина и гроза
Гроза играет важную роль в композиции драмы.
Катерина напоминает грозу, не подчиняясь (как и силы природы) никому.
Итак, подводя итог, мы должны сформулировать и записать вывод
Вывод: Катерина у Островского воплощает лучшие черты женской натуры: верность, кротость, требовательность к себе, доброту к окружающим. Нравственный конфликт ее заключается в невозможности жить в грехе, в разладе со своей совестью.
8 группа Каким видит образ Катерины Н. А. Добролюбов?
Образ Катерины в статье «Луч света в темном царстве».
9 группа Каким видит образ Катерины Д. И. Писарев?
Образ Катерины в статье «Мотивы русской драмы». Выписать тезисы.
Н.А. Добролюбов (1836-1861) | Д.И. Писарев (1840-1868) |
1. Характер Катерины составляет шаг вперед…во всей нашей литературе | 1. Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление |
2. Решительный, цельный русский характер | 2. Ни одно светлое явление не может возникнуть в «темном царстве»… |
| 3. Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями? |
4. У Катерины все делается по влечению натуры | 4. Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве |
5. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца… | 5. Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума… |
6 Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера. | 6. Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством. |
7 Нам отрадно видеть избавление Катерины. | 7. Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением |
Для учителя.
Время написание статей. От 1860 г. к 1864 г. обстановка в России круто изменилась. Революционная ситуация не переросла в революцию. Ее удалось предотвратить крестьянской реформой. Крестьянские, студенческие волнения пошли на убыль. Началась полоса реакции. Убеждённый, что расчёт Добролюбова на участие в революции массы "жертв тёмного царства" неверен, Писарев выдвигает иного героя - мыслящего пролетария, реалиста, способного разобраться в происходящем.
В 1864 г., спустя 4 с лишним года, когда "Гроза" ставилась всё реже, а Добролюбова уже и не было в живых, Писарев выступил в привычной роли возмутителя спокойствия, написав статью "Мотивы русской драмы". Предпочтение следует отдать статье Добролюбова.
Анализ художественного произведения у Писарева часто переходит в прямолинейный суд над героями во имя торжества идей самого критика. Критик постоянно апеллирует к разуму.
Критическая манера Добролюбова более плодотворна. Добролюбов видит и те стороны, на которых сосредоточил внимание Писарев. Но Добролюбов не столько судит, сколько изучает, исследует борьбу в душе героини, доказывая неизбежность победы света над тьмою. Такой подход соответствует духу драмы Островского.
Правоту Добролюбова подтвердил и суд истории. "Гроза" действительно явилась вестью о новом этапе русской народной жизни. Уже в движении революционеров - семидесятников немало было участниц, чей жизненный путь заставлял вспомнить о Катерине. Вера Засулич, Софья Перовская, Вера Фигнер... И они начинали с инстинктивного порыва к воле, рождённого духотой семейной обстановки.
Посттекстовый структурный элемент урока.
4 этап Мы с Вами увидели Катерину в изображении автора и критиков.
А как Вы представляете себе образ Катерины?
Каковы её характер? Чувства? Внутренний мир?
Понятна ли она Вам?
- Развитие речи. Творческое задание: мини-сочинение (3-5 предложений)
Какой вы представляете себе Катерину? или составление синквейна
Ответы учащихся
5 этап. Рефлексия.
Ребята! Продолжите строчки Николая Заболоцкого:
«Пусть непрочны домашние стены,
Пусть дорога уходит во тьму,
Нет на свете печальней измены…
- Чем измена себе самому!»
Изменила ли сама себе Катерина?
Как вы думаете, прав ли Добролюбов в утверждении, что другого выхода для освобождения у Катерины не было?
А может быть прав Писарев Д.И.?
Надеюсь, что у вас сложился свой образ Катерины. Желаю вам, когда вы станете взрослыми, вновь перечитать произведения А. Н. Островского - «пьесы жизни», как их называют.
-Достигли мы цели урока, смогли решить все поставленные задачи?
-Сегодня на уроке
-я узнал...
-я научился...
-материал был...
-за урок я...
-самое сложное для меня было...
-работа в группе...
-урок для меня показался...
-моё настроение...
6 этап. Выставление оценок.
Постарайтесь дать самооценку своей работы на уроке, используя следующие критерии:
1. Прочтение текста пьесы – 0-1-2 балла
2. Подбор цитат для аргументации своего ответа – 0-1-2 балла
3. Публичное мини-выступление - 0-1-2 балла
4. Участие в обсуждении образа Катерины – 0-1-2 балла
Поставьте себе оценку в баллах: 0 – 8 баллов.
Домашнее задание.
мини — сочинение «Как А. Н. Островский относится к своей героине?»
Эссе «Мир Катерины – это …»