«Зимний фестиваль знаний 2025»

Обобщённый педагогический опыт «Развитие творческих способностей детей нетрадиционными техниками рисования»

Актуальность опыта - обучить детей различными способами получения художественного изображения.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр эстетического воспитания детей»

Республики Мордовия, г. Саранска




Обобщённый педагогический опыт

«Развитие творческих способностей детей нетрадиционными техниками рисования»



подготовила:

Калиниченко Татьяна Александровна

педагог дополнительного образования





г. Саранск

2022 г.


Тема опыта

«Развитие творческих способностей детей нетрадиционными техниками рисования»


Сведения об авторе:

Автор: Калиниченко Татьяна Александровна

Образование: высшее (Чувашский педагогический институт

им. И. Я. Яковлева)

Педагогический стаж: общий -33 года; в данной образовательной организации - 27 лет


«Ум ребенка – на кончиках его пальцев»

В.И. Сухомлинский


Актуальность и перспективность опыта.

Каждый или доход ребенок или доход по как заказ своей или доход природе – чем еще творец. И или доход вот но на уже 33 года я или доход веду но на углубленную или доход работу как заказ с как заказ детьми или доход разного или доход возраста или доход в или доход изостудии, как заказ которая является или доход результатом чем еще наработок или доход по или доход развитию чем еще творческих как заказ способностей как заказ детей.

В современное время нужны новые подходы к преподаванию изобразительного искусства. Нужно разбудить в каждом ребёнке стремление к творчеству, самовыражению.

Актуальность опыта как заказ состоит или доход в чем еще том, чтобы обучить как заказ детей или доход различным как заказ способам или доход получения художественного или доход изображения, или доход предоставляя или доход им или доход при этом богатый или доход изобразительный материал, как заказ с или доход последующим закреплением или доход полученных но на умений или доход в как заказ самостоятельной как заказ деятельности, что, чем еще несомненно, как заказ способствует или доход развитию как заказ детского или доход изобразительного чем еще творчества.

Ведь как заказ для маленького или доход ребенка художественный материал обладает завораживающей, или доход притягательной как заказ силой, он или доход подсказывает замысел, или доход воздействует чем еще на его характер, как заказ способствует как заказ созданию художественного образа. Кроме чем еще того, или доход познавая как заказ средства или доход и как заказ качества или доход разнообразных материалов, как заказ дети обогащают как заказ свой как заказ сенсорный опыт. К чем еще тому же или доход при или доход использовании или доход различных материалов можно как заказ создавать как заказ ситуацию как заказ свободного или доход выбора, чем еще так чем еще необходимую или доход в чем еще творческой как заказ деятельности.

На занятиях как заказ студии или доход изобразительного или доход искусства или доход выявляются или доход и или доход развиваются чем еще творческие как заказ способности, или доход проявляются но на уникальные или доход возможности как заказ каждого или доход ребёнка, как заказ создаются но на условия как заказ для личностного или доход роста. Задачей является или доход развить или доход интерес как заказ к чем еще творчеству, заложить основы чем еще нравственных ценностей, чем еще научить чем еще творить мир как заказ своими или доход руками, как заказ создавая оригинальные или доход рисунки.

Основная идея опыта

Ведущая или доход педагогическая или доход идея - или доход развитие чем еще творческих как заказ способностей но на у как заказ детей через или доход различные художественные материалы, чем еще техники. Чем больше или доход ребенок знает или доход вариантов или доход получения или доход изображения, чем еще тем больше но на у чем еще него или доход возможностей или доход передать как заказ свои или доход идеи. Ведь или доход рисование является одним или доход из или доход важнейших как заказ средств или доход познания мира или доход и или доход развития знаний эстетического или доход восприятия, чем еще так как заказ как оно как заказ связано как заказ с как заказ самостоятельной, или доход практической или доход и чем еще творческой как заказ деятельностью или доход ребенка.

Цель: или доход развитие чем еще творческих как заказ способностей но на у как заказ детей через или доход использование чем еще нетрадиционных чем еще техник или доход рисования.

Рисование чем еще нетрадиционными как заказ способами - но на увлекательная, завораживающая как заказ деятельность, как заказ которая но на удивляет или доход и или доход восхищает как заказ детей. Важную или доход роль или доход в или доход развитии или доход ребёнка или доход играет или доход развивающая как заказ среда. Поэтому или доход при организации или доход предметно - или доход развивающей как заказ среды но на учитывала, чтобы как заказ содержание чем еще носило или доход развивающий характер, или доход и было чем еще направлено чем еще на или доход развитие чем еще творчества как заказ каждого или доход ребёнка или доход в как заказ соответствии как заказ с его или доход индивидуальными или доход возможностями или доход и или доход возрастными особенностями. 

Для как заказ достижения цели я или доход решаю как заказ следующий как заказ комплекс задач:

Образовательные:

- формировать знания о или доход изобразительном или доход искусстве, ассортименте художественных материалов, или доход их функциональном чем еще назначении или доход и или доход применении;

- формировать но на у но на учащихся или доход изобразительные чем еще навыки или доход и но на умения;

- как заказ способствовать или доход развитию чем еще творческого или доход потенциала как заказ детей;

- но на учить как заказ детей как заказ соблюдать чем еще технику безопасности, или доход приучать как заказ своевременно готовить как заказ к занятию или доход всё чем еще необходимое, или доход поддерживать или доход порядок чем еще на или доход рабочем месте.

Развивающие:

- или доход развивать или доход интерес как заказ к или доход изобразительному или доход искусству, или доход работать чем еще творчески, как заказ свободно, как заказ самостоятельно;

- или доход развивать или доход воображение или доход и чем еще творческие как заказ способности как заказ детей;

- или доход развивать или доход пространственное мышление;

- развивать чувство как заказ композиции, или доход ритма,  как заказ колорита,  цветовосприятия,  чувство фактурности или доход и объёмности;

- или доход развивать активность, как заказ коммуникабельность;

- или доход развивать как заказ стремление как заказ добиваться или доход высоких или доход результатов или доход в или доход работе.

Воспитательные:

-или доход воспитывать аккуратность, чем еще терпение, но на усидчивость, как заказ культуру или доход поведения чем еще на занятиях;

- или доход воспитывать но на умение ценить как заказ красоту художественных или доход работ;

-формировать как заказ дружеские, как заказ доброжелательные отношения, или доход взаимопомощь.

Опыт моей работы показывает, что развитие изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования творят чудеса.

Теоретическая база опыта.

Проблемой развития  детского изобразительного творчества и способностей занимались: А. В. Бакушинский, Т. Г. Казакова,     К. Д. Ушинский, Н.С. Лейтес, Б.М.Теплов, Л. С. Выготский, Н. М. Сокольникова, С. Л. Рубинштейн,   И. П. Волков,  Б. М. Неменский и др. При всем многообразии концепций, все авторы единодушны в том, что обучение детей должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.

            Надо ли обучать детей технике рисования? В работах отечественных и зарубежных педагогов содержатся разные взгляды и мнения на эту проблему. Так, А. Бакушинский (педагог, художественный критик) и его сторонники полагали, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. Художник Е. Разыграев, а также зарубежные исследователи К. Риччи (Италия) и Л. Тэдд (США) подчеркивали особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова (российский педагог, создатель целостной системы художественно-эстетического воспитания школьников), которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения детей к нетрадиционной технике рисования.

В настоящее время современными педагогами и психологами разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка.

Изучив методическую литературу, я как заказ сделала или доход вывод, что или доход использование чем еще на занятиях или доход по или доход изобразительному или доход искусству чем еще нетрадиционных чем еще техник или доход рисования или доход позволяют или доход ребенку или доход преодолеть чувство как заказ страха или доход перед чем еще неудачей или доход в как заказ данном или доход виде чем еще творчества.

Нетрадиционные чем еще техники или доход позволяют, отойдя от или доход предметного или доход изображения, или доход выразить или доход в или доход рисунке чувства или доход и эмоции, как заказ дают или доход ребенку как заказ свободу или доход и или доход вселяют но на уверенность или доход в как заказ своих как заказ силах. Владея или доход разными чем еще техниками или доход и как заказ способами или доход изображения или доход предметов или доход или окружающего мира, или доход ребенок или доход получает или доход возможность или доход выбора.

Чем же привлёк меня метод рисования нетрадиционными способами?

- Во-первых, этот метод открывает огромные возможности для творчества, помогает раскрыть и развить художественные способности, заложенные в ребёнке;

- Во-вторых, он созвучен с моими жизненными позициями:

- ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то, что ему интересно;

- В-третьих, индивидуальный подход обеспечит каждому ученику свой уровень развития.           

Новизна, творческие находки автора.

На занятиях изобразительного искусства нетрадиционные техники рисования используются редко, но ведь рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

Проанализировав или доход рисунки но на учащихся, или доход в или доход процессе или доход проведения занятий я  или доход пришла как заказ к или доход выводу – что или доход использование чем еще нетрадиционных чем еще техник или доход рисования или доход повышает или доход интерес но на у как заказ детей как заказ к  или доход рисованию. Существует много чем еще техник чем еще нетрадиционного или доход рисования, или доход их чем еще необычность как заказ состоит или доход в чем еще том, что они или доход позволяют как заказ детям быстрее как заказ достичь желаемого или доход результата.

Успех обучения чем еще нетрадиционным чем еще техникам или доход во многом зависит от чем еще того, как заказ какие методы или доход и или доход приемы или доход использует или доход педагог, чтобы как заказ донести как заказ до как заказ детей определенное как заказ содержание, как заказ сформировать но на у чем еще них знания, но на умения, чем еще навыки.

Новизна опыта в том, что необычные материалы или доход и оригинальные чем еще техники или доход привлекают как заказ детей, чем здесь чем еще не или доход присутствует как заказ слово «чем еще нельзя», можно или доход рисовать, чем хочешь или доход и как заказ как хочешь, или доход и как заказ даже можно или доход придумать как заказ свою чем еще необычную чем еще технику. Дети ощущают чем еще незабываемые, или доход положительные эмоции, а или доход по эмоциям можно как заказ судить о чем еще настроении или доход ребёнка, о чем еще том, что его или доход радует, что его огорчает.

Наблюдения за эффективностью или доход применения или доход различных чем еще техник или доход рисования чем еще на занятиях, обсуждение как заказ с как заказ коллегами или доход и или доход в или доход рамках городского методического объединения или доход привели меня как заказ к или доход выводу о чем еще необходимости или доход использования чем еще таких чем еще техник, как заказ которые как заказ создадут как заказ ситуацию но на успеха но на у или доход воспитанников, как заказ сформируют но на устойчивую мотивацию как заказ к или доход рисованию.


Технология опыта

Данный опыт как заказ сформирован или доход в или доход результате обобщения опыта как заказ коллег, или доход изучения чем еще теоретических или доход и или доход практических материалов, как заказ с но на учётом как заказ достижения или доход результатов или доход в или доход работе как заказ с как заказ детьми.

Сущность опыта: или доход процесс художественно-эстетического или доход воспитания но на учащихся как заказ строится чем еще на основе формирования но на у как заказ детей знаний о многообразии чем еще техник отражения или доход реального мира чем еще на листе бумаги как заказ с или доход использованием чем еще нетрадиционных чем еще техник или доход рисования или доход в как заказ сочетании как заказ с как заказ другими методами или доход и или доход приемами обучения или доход и или доход воспитания. Участвуя или доход в чем еще творческом или доход процессе, как заказ дети или доход проявляют или доход интерес как заказ к миру или доход природы, гармонии цвета или доход и форм. Это или доход позволяет или доход по особенному как заказ смотреть чем еще на или доход все или доход их окружение, или доход прививать любовь как заказ ко или доход всему живому.

Работа учителя изобразительного искусства заключается в рассмотрении чего-то важного, значимого в каждом ребёнке, в каждой его работе, в каждом рисунке.

На занятиях применяю или доход индивидуально-как заказ дифференцированный или доход подход как заказ с но на учётом особенностей или доход ребёнка, или доход использую как заказ следующие методы или доход и или доход приёмы:

-как заказ  словесные методы (но на устное или доход и или доход печатное как заказ слово)

-чем еще наглядные методы (чем еще наглядные или доход пособия, или доход предметы быта, чем еще творческие или доход выставки);

-или доход практические методы (или доход получение знаний или доход и но на умений, или доход выполняя или доход практические как заказ действия);

-или доход игровые;

-объяснительно-или доход иллюстративные методы (как заказ демонстрация, или доход инструктаж);

-или доход репродуктивные (или доход практическая или доход работа, или доход выставки);

-как заказ создание как заказ коллективной или доход работы;

-чем еще творческие или доход индивидуальные или доход работы;

-или доход работа или доход в или доход парах.


Формы подачи учебного материала:

-традиционное сообщение по данной теме;

-поиск информации в интернете, библиотеке;

-сообщение, викторина, конкурс;

-создание презентаций.

Обучение происходит в следующих направлениях:

-от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

-от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов;

-от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

-от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Методы или доход и или доход приёмы но на учебно-или доход воспитательного или доход процесса, как заказ которые я или доход применяю чем еще на занятиях или доход по или доход изобразительному искусству как заказ соответствуют как заказ современным чем еще тенденциям или доход развития образования или доход и или доход имеют или доход практическую значимость как заказ для широкого или доход внедрения или доход в или доход процесс обучения.

В или доход работе как заказ с но на учащимися или доход использую или доход разные чем еще техники: «Монотипия», «Пуантилизм», «Рисование или доход по манке», «Пластилиновая живопись», «Витраж», «Печатанье листьями», «Граттаж», «Набрызг», «Акварельные мелки», «Кляксография», «Восковка», «Масляная или доход пастель», «Рисование как заказ солью», «Рисование плёнкой», «Аппликация и мозаика», «Декупаж», «Графика».

Каждый или доход из этих методов – это маленькая или доход игра, как заказ которая как заказ доставляет как заказ детям или доход радость, или доход положительные эмоции, развивает уверенность в своих силах.



Результативность опыта

1.Реальный вклад педагога

В или доход процессе чем еще творчества но на учащиеся чем еще научились как заказ создавать или доход вещи как заказ своими или доход руками, или доход познали загадки, или доход радости или доход и или доход разочарования как заказ созидания – или доход все это или доход важные как заказ составляющие или доход процессы обучения или доход и или доход развития. Творческий или доход процесс чем еще научил как заказ детей или доход исследовать, открывать или доход и но на умело обращаться как заказ со как заказ своим миром. Большинство или доход из чем еще нас но на уже забыло о чем еще той или доход радости, как заказ которую чем еще нам или доход приносило или доход рисование или доход в как заказ детстве, чем еще но она была – чем еще несомненно. 

Результатом как заказ своей или доход работы я как заказ считаю чем еще не чем еще только или доход процесс или доход развития как заказ детей или доход во или доход всех или доход видах его чем еще творческой как заказ деятельности, чем еще но или доход и как заказ сохранение чем еще навыков, как заказ которые или доход помогут или доход им или доход в будущем как заказ совершенствовать или доход их или доход потенциальные или доход возможности. Таким образом, чем еще на основе или доход проделанной или доход работы я но на увидела, что но на у как заказ детей или доход возрос или доход интерес как заказ к чем еще нетрадиционным чем еще техникам или доход рисования, рисунки стали интереснее и содержательнее. Мне, как педагогу, хочется, чтобы детям на моих занятиях всегда было интересно, чтобы им хотелось идти на урок и творить чудеса.

В начале и в конце каждого учебного года проводилась диагностика с целью определения уровня развития творческих способностей детей. Данная система проводилась в течение 2015 – 2020 годов.

В 2013 - 2015 уч. г. на занятиях редко применялись нетрадиционные техники рисования, при этом дети показали следующие результаты: из 22 детей высокий уровень развития показали 2 учащихся, что составило 8 %; средний уровень развития показали 5 учеников, что составило 23 %; низкий уровень развития показали 15 учеников, что составило 69 %.

С 2015 - 2020 уч. г. на занятиях часто применялись нетрадиционные техники рисования и вот результаты: из 22 учащихся высокий уровень развития показали 13 учеников, что составило 60%; средний уровень развития показали 7 учащихся, что составило 31%; низкий уровень развития показали 2 ученика, что составило 9 %.

2. Стабильность

Использования опыта на протяжении определённого времени даёт устойчивые высокие результаты Они как заказ стали чем еще творчески или доход всматриваться или доход в окружающий мир, чем еще находить или доход разные оттенки, или доход приобрели опыт эстетического или доход восприятия. Они как заказ создают чем еще новое, оригинальное; или доход проявляют чем еще творчество, фантазию, или доход реализуют как заказ свой замысел, или доход и как заказ самостоятельно чем еще находят как заказ средства как заказ для или доход воплощения. Рисунки как заказ детей как заказ стали или доход интереснее, как заказ содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, как заказ дышат, но на улыбаются, а главное, как заказ каждый или доход рисунок как заказ кажется или доход произведением или доход искусств. Дети обрели но на уверенность или доход в как заказ себе, или доход робкие или доход преодолевают боязнь чистого листа бумаги, чем еще начали чувствовать как заказ себя маленькими художниками.

Положительным или доход результатом или доход в как заказ своей или доход работе как заказ считаю но на участие как заказ детей или доход в городских, или доход республиканских или доход и международных как заказ конкурсах, где они получали призовые места, или доход выставках или доход различного но на уровня.

3. Доступность

Данный опыт или доход прост или доход и или доход понятен как заказ для как заказ детей. Обучение или доход происходит или доход по или доход принципу: «от или доход простого как заказ к как заказ сложному» как заказ с но на учётом или доход психомоторного или доход развития или доход воспитанников. При или доход планировании занятий мною но на учитываются или доход возрастные или доход и или доход индивидуальные особенности как заказ детей; или доход подбор оборудования или доход и материалов; или доход разработка как заказ критерий отслеживания но на уровня знаний, но на умений или доход и чем еще навыков как заказ детей.

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – различные материалы (плёнка, наждачная бумага, разделочные доски, трёхслойные салфетки, парафиновые свечи, ватные палочки и т. д), канцтовары (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, пластилин), фонотека, видеотека.

          Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

4. Перспективы применения

Данный опыт может быть использован как педагогами со стажем, так и молодыми специалистами. Его можно использовать в учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных школах для уроках изобразительного искусства и для применения во внеурочной деятельности, заинтересованным и внимательным родителям. Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю на семинарах, методических объединениях, даю открытые занятия, провожу мастер-классы, делаю методические разработки.














Список литературы

Нормативно-или доход правовая база:

-Национальная как заказ доктрина образования или доход в Российской Федерации (или доход постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751);

-Закон РФ «Об образовании»;

-Конвенция о или доход правах или доход ребёнка;

-Конституция РФ;

Концепция модернизации образования. Приложение как заказ к или доход приказу Минобразования России от 11.02.2002г. №393;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 как заказ сентября 2014г.№1726-или доход р г. Москва ( о как заказ дополнительном образовании);

Учебная или доход и методическая база:

- Н.П.Бесчастнов «Цветная графика» - АРКТИ, 2014г.;

- Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные чем еще техники или доход рисования или доход в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.;

- Р.Г.Казакова «Занятия или доход по или доход рисованию как заказ с как заказ дошкольниками: Нетрадиционные чем еще техники, или доход планирование, как заказ конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.;

- Е. Н.Лебедева «Использование чем еще нетрадиционных чем еще техник или доход в формировании или доход изобразительной как заказ деятельности как заказ дошкольников» (методическое или доход пособие) -М. Классика Стиль, 2004г.

- С.П.Ломов, С.А.Аманжолов «Цветоведение» - Учебное пособие; 2015г.;

- Г.М.Логвиненко «Декоративная композиция» 2012г.;

- Н.И.Прокофьев «Живопись. Техника живописи» – СПб.: КАРО, 2013г.;

- А. А. Фатеева «Рисуем без как заказ кисточки» - Академия Развития 2004г.;







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее